Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Типы мировоззрений. Функции философии.



Предмет философии. Определения философии.

Философия - особая форма общественного сознания и познания, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни.

Существуют различные определения философии:

Гераклит: философия – наука, занимающаяся изучением всего сущего.

Сократ: философия – средство познания добра и зла.

Платон: философия – особая наука, направленная на познание вечного неприходящего бытия.

Аристотель: философия – исследование причин и принципов вещей.

Современная философская литература: философия – форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и на место в нем человека и исследующую познавательные, ценностные, этические и эстетические отношения человека к миру.

Предмет философии – человек; становление и развитие его индивидуального мировоззрения.

надо иметь в виду, что предмет философии, как и представления о нем формируется с развитием научного знания, т. е. сведения о нем складываются в ходе преобразования самой философии. Например, из истории философии известно, что в качестве предмета философии для первых древнегреческих философов выступал природный мир, позднее для Аристотеля в этом качестве выступил весь мир. Для эпикурейцев и поздних стоиков предмет философии главным образом очерчен кругом проблем, относящихся к человеку в мире. Христианские философы средневековья предмет философии сводили к взаимосвязи между человеком и Богом. В Новое время на передний план в структуре предмета философии выдвигаются проблемы познания, методологии. В эпоху просвещения для многих европейских философов предметом размышлений снова становится человек со всем множеством его отношений. В ХIХ — ХХ вв. многообразию школ и представлений в мировой философии соответствует и богатство представлений о характере ее предмета. В наши дни в качестве предмета философских размышлений выступает природный и социальный мир, а также человек в нем как многомерная и многоуровневая система во всем изобилии связей. Философия изучает наиболее общие стороны, свойства, тенденции развития мира, выявляет всеобщие принципы самоорганизации, существования и развития природы общества, человека и его мышления, раскрывает цели и смысл существования человека в мире. При этом современная философия свои выводы основывает на обобщении данных частных наук.

В предмет философии включается и рассмотрение вопросов о том, как возникает, развивается и преобразуется сама философия, как она взаимодействует с разными формами общественного сознания и практики.

Иными словами, в качестве предмета философии рассматривается вся совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на которые дает возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов.

Типы мировоззрений. Функции философии.

Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры.

Мировоззрение бывает:

Мифологический тип мировоззрения - совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение материальных предметов и явлений. Основные темы мифов: вопросы о происхождении мира и человека, жизни и смерти, добра и зла, будущее человека и мира.

Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей. Основные вопросы религиозного мировоззрения: происхождение мира и человека, особенности добра и зла в мире, сущность Бога, пути его познания.

Философское мировоззрение развивается на уровне теоретического сознания. Оно связано с естественными и общественными науками; представляет теоретический уровень сознания.

Философия, как дисциплина, изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

Функции философии:

1.Мировоззренческая – связана с формированием индивидуального или коллективного мировоззрения – системы общих представлений о мире и человеке.

2.Методологическая – связана с разработкой общих принципов и методов познавательной и практической деятельности человека.

3.Познавательная (гносеологическая) – связана с познанием мира и человека.

4.Логическая – связана с осмыслением и формулированием общих законов рационального мышления.

5.Ценностная (аксиологическая) – связана с осмыслением и обоснованием значимости духовных ценностей для человека и общества.

6.Гуманистическая – связана с обоснованием ценности человеческой личности, ее достоинств, прав и свобод.

7.Эвристическая – связана с проникновением интеллектуальной интуиции в область неведомого и с направлением научного познания.

8.Эстетическая – связана с изучением законов Красоты и ее восприятием человеческим сознанием.

9.Практическая – связана с выработкой смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека.

10.Культуротранслирующая – связана с обобщением и передачей от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества.

Структура философского знания.

1.Онтология – учение о бытие; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущности.

2.Гносеология – раздел философии, рассматривающий проблемы человеческого познания, вопросы о его возможностях и границах, о путях и средствах достижения истинного знания, о роли познания в бытии человека.

3.Аксикоогия – учение о формах и способах ценностного проектирования человеком своих жизненных устремлений в будущее, выбора ориентиров для личной жизни и оправдания или осуждения прошлого, «иного» и общезначимого.

4.Этика – учение о морали; разбирает специфику понятий «нравственность», «мораль», а также принципы их формирования каждым человеком и обществом.

5.Философская антропология – учение о человеке; рассматривает сущность и специфику человека, формирование его мировоззрения и роль в этом окружающей среды и религии.

6.Социальная философия – раздел философии, описывающий общество, его законы, его исторические формы, выявляющий логику социальных процессов.

7.Диалектика – учение, рассматривающее все вещи, их свойства и отношения, а также все формы отражения в сознании человека во взаимной связи и развитии.

8.Метафизика – учение, рассматривающее все вещи, их свойства и отношения, а также их мысленные отражения вне их связи и развитии как застывшие, раз и навсегда данные.

9. История философии - раздел философии изучающий основные законы исторического развития.

10.Логика - раздел философии изучающий основные законы и формы мышления.

11. Эстетика - раздел философии изучающий прекрасное, красоту.

Философия и наука: единство и различие.

Общее:

1.Стремятся к выработке рационального знания.

2.Ориентированны на установление законов и закономерностей, исследуемых объектов и явлений.

3.Выстраивают систему категорий и стремятся к построению целостных систем.

Различия:

1.В философии плюрализм – множество взглядов – норма.

В науке монизм – норма, единство взглядов, на основе принципы, законы.

2.Философские знания не проверяемы экспериментально. Философия не может дать точного прогноза. Отдельный философ на основе определенных взглядов может предсказывать, но не прогнозировать как это доступно ученым.

Философия Древнего Китая.

Философия Древнего Китая рассматривает вопросы о нравственном развитии человека, о месте человека в обществе, о соотношении государства и общества.

В центре Древнекитайской философии находился человек, его морально нравственный облик, а также философами Древнего Китая во главу ставились вопросы об управлении государством.

Человек занимал особое место, как в пространстве, так и во времени. В пространстве он не просто часть космоса, он связующее звено между небом и землей.

Любое действие человека через реакцию неба влияет на процессы земли.

Небо - это высший закон справедливости.

Земля - материальное начало(природа)

Небо породило 2 божества

Инь- -Янь

Это любые 2 противоначала, которые при взаимодействие др. с др. создают все, что находится на земле, а главное субстанции.

Дерево - весна

Огонь - лето

Металл - осень

Вода - зима

Земля - объединяющее начало всего. Во времени важным для человека является прошлое, это связанно с культом предков, менее важно настоящее и совсем неважно будущее (высокая древность).

Период Чжаньго в истории Древнего Китая часто называют «золотым веком китайской философии». Именно в этот период зарождаются понятия и категории, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейшего времени. В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ.:

1. даосизм - Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. Представители этого периода: Лао-цзы, Ле-цзы, Чжуан-цзы, Ян Чжу; Вэнь-цзы, Инь Си. Представители более позднего даосизма: Гэ Хун, Ван Сюаньлань, Ли Цюань, Чжан Бодуань.

2.конфуцианство - правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Изучались этические правила, социальные нормы и регулирование управления деспотическим централизованным государством. Представители: Конфуций, Цзэн-цзы, Цзы Сы, Ю Жо, Цзы-гао, Мэн-цзы, Сюнь-цзы.

3.моизм - смысл учения заключался в идеях всеобщей любви и преуспеваемости, все должны печься о взаимной пользе. Представители: Мо-Цзы, Цинь Хуали, Мэн Шэн, Тянь Сян-цзы, Фу Дунь.

4.школа законников (легизм): занималась проблемами социальной теории и государственного управления. Представители: Шэнь Бухай, Ли Куй, У Ци, Шан Ян, Хань Фэйцзы; часто также сюда относят Шэнь Дао.

5.школа имён - несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу. Представители: Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун; Мао-гун.

6.школа «инь-ян» (натурфилософы). Представители: Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан.

В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие основания были или слабы, или заимствованы из других школ.

Завершение классического периода древней китайской философии, занимающего важное место в её развитии (конец III века до н. э.), ознаменовалось преследованиями философов и сожжением манускриптов.

Марксистская философия.

Родоначальниками философии диалектического материализма считают К. Маркса и Ф. Энгельса. Поэтому часто теорию диалектического материализма называют марксистской философией. Эта философия возникла в середине XIX века в Германии. Её предпосылками и причинами были:

• Промышленная революция в ряде стран Европы XYIII – XIX веков, означавшая переход от ручного к машинному труду, социальными последствиями которого были различного рода движения, восстания, забастовки;

• Появление на исторической арене новой силы – пролетариата со своими политическими требованиями;

• Идеи немецкой классической философии (особенно философии Гегеля и Фейербаха);

• Открытия в области естественных наук: эволюционная теория Чарльза Дарвина, учение о клеточном строении организма, закон сохранения и превращения энергии.

Особенности марксистской философии:

• Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом;

• Исторический процесс истолковывается с материалистических позиций как естественный и закономерный;

• Не только предпринята попытка объяснить мир, но и разработаны общие методологические основы его преобразования. И как результат, центр философских исследований из области абстрактных рассуждений переносится на область материально – практической деятельности людей;

• Воедино увязываются диалектико – материалистические взгляды с интересами пролетариата, всех трудящихся, совпадающими с потребностями общественного развития.

Важным вкладом К. Маркса в философию и обществознание можно считать созданную им теорию прибавочной стоимости, а так же открытие и четкое формулирование теории материалистического понимания истории. По Марксу, общество развивается естественным путем, от одной общественно – экономической формации к другой. Характерные особенности каждой из этих формаций определяются способом производства, в основе которого лежат те или иные производственные отношения. Общество, в котором властвует товарное производство, порождает эксплуатацию и насилие. Уничтожение эксплуатации возможно, но только при помощи пролетарской революции и установление диктатуры пролетариата на период перехода от капиталистической формации к коммунистической. Коммунизм, по Марксу, - это общественный строй, основанный на общественной собственности на орудия и средства производства, где мерилом свободы человека будет его свободное время.

Следует отметить, что марксистская теория несвободна от недостатков, как и всякая другая. К ним относятся: чрезвычайное преувеличение роли диктатуры пролетариата во всех сферах жизни общества; воинствующий атеизм; абсолютизация законов общественного развития.

Русский космизм.

Космизм — ряд религиозно-философских, художественно-эстетических и естественнонаучных течений, в основу которых положены представления о космосе.

Космизм - философское направление, в котором рассматривается определённая соотнесённость между познавательной и созидающей деятельностью человека и человечества с внеземными космическими процессами; подчёркивается влияние внеземных космических факторов на все процессы, происходящие на Земле; и неизбежность выхода человечества в космос, космическая экспансия человечества, или " выход человека за пределы земной колыбели", как писал Циолковский. Знаменитый русский поэт Брюсов в разговоре с Чижевским подчеркнул, что только русский ум мог додуматься до такой грандиозной идеи о заселении человечеством Вселенной. Философия русского космизма - комплексное учение о взаимодействии человека и мира, построенное на глобальном планетарном мышлении, характерном для плеяды отечественных учёных XIX-XX вв. Это учение относится не столько к отдельным гносеологическим или иным проблемам философии, сколько к целостному пониманию человека, установлению его миссии и вселенской предназначенности. Восстановление естественной связи человека с природой и историей, возрождение духовного образа жизни, расширение миропонимания человека до планетарного, вселенского уровня - такие позиции характеризуют философию русского космизма. Русский космизм определяет человеку простое и ёмкое предназначение - вселиться в свой дом - во Вселенную. Создатели этой философии - учёные с мировыми именами, имеющие достижения и открытия в самых разных сферах научной, культурной, религиозной и общественной жизни, это: Н.Ф.Федоров, Вл.С.Соловьев, К.Э.Циолковский, П.А.Флоренский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, Н.О.Лосский, Н.А.Бердяев, Д.Л.Андреев и др.

В философии русского космизма действует древний фундаментальный принцип, имеющий определяющее значение для установления предпосылок виртуального образования: микромир подобен макромиру, то есть человек подобен Вселенной. Отсюда следует, что глобальные процессы в определённой степени тождественны локальным, перемены в человеке соответствуют переменам в обществе, изменения на всех уровнях организации общества (и природы) сходны и сопряжены с вселенскими изменениями. Причины данных изменений с точки зрения виртуальных процессов - в локальных, глобальных и космических взаимодействиях микро- и макромира.

Данный вывод позволяет считать, что единство и подобие человека и мира достигается благодаря существованию процесса взаимодействия человека и мира - виртуального процесса, который не может существовать отдельно ни от человека, ни от мира. Другими словами, вселение человека в мир происходит при условии наличия виртуального образовательного процесса, имеющего свои особенности и закономерности протекания.

Категории диалектики.

Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся:

• сущность и явление;

• форма и содержание;

• причина и следствие;

• единичное, особенное, всеобщее;

• возможность и действительность;

• необходимость и случайность.

Этические проблемы науки.

При проведении научной, исследовательской деятельности ученый, специалист сталкивается с этическими проблемами. Этика науки - дисциплина, изучающая нравственные основы научной деятельности. Исторически научная этика берет свое начало от концепции эволюционной этики, впервые сформулированной английским философом и социологом Г.Спенсером. Согласно этой концепции нравственность рассматривается как форма развития эволюционного процесса, затрагивающего всю живую природу на той ее стадии, которая соотносится с развитием человеческого общества.

Соотношение добра и зла - это соотношение более развитого и менее развитого. Свое дальнейшее развитие эта концепция получила в трудах английских ученых Д. Хаксли, К.Уодингтона.

Главный методологический принцип заключается в том, что нравственность рассматривается не в качестве специфического общественного явления, а как проявление процесса биологической эволюции. С точки зрения эволюционной этики, нравственным долгом следует считать принятие человеком на себя миссии продолжения общей мировой эволюции и создания нового общества, находящегося в гармоническом единстве с космосом.

Попытки найти объективные основания морали в данных естествознания можно обнаружить в концепциях русских философов-космистов В.Вернадского, Н.Федорова, А.Чижевского.

Известный английский зоолог и философ Д.Хаксли выдвинул концепцию эволюционного гуманизма, сущность которой состоит в том, что человек представляет собой лишь один вид существующей на Земле жизни, и поэтому все члены человеческого общества не должны быть враждебно настроены друг против друга, несмотря на различия в религиях, нациях и т.д., каждый член общества несет ответственность за свое будущее и будущее всей планеты, полагаясь только на самого себя. В своих стремлениях человек должен руководствоваться повышением качества уровня жизни (не в ущерб окружающей среде), а не приобретением материальных благ.

Каждая из этических программ, концепций связана с формированием новой системы мышления, основанной на всех духовных компонентах культуры. Причем формирование этого мышления должно проходить в неразрывной связи с получением профессиональных знаний.

Существуют различные проекты кодекса научной этики. Вопросы научной этики часто проявляются в связи с принятием решений в критических ситуациях, например, определение момента смерти донора при пересадке сердца и т.д.

Проблемная область этики науки включает в себя две сферы:

· профессиональная ответственность ученого;

· социальная ответственность ученого.

Ученый Р.Мертон в работах “Нормативная структура науки” (1942), “Амбивалентность ученого” (1965) выделяет: универсализм, всеобщность, незаинтересованность, организованный скептицизм.

Универсализм - ориентация не на субъективные, личные, групповые, национальные и т.д. интересы, а поиск объективного знания.

Всеобщность - результаты и достижения ученого - достояние всего общества; ученый не вправе рассматривать их как личную собственность.

Незаинтересованность - руководствоваться стремлением к получению знания, бескорыстным любопытством, а не личной выгодой.

Организованный скептицизм - критическое отношение ученого к своим и чужим результатам.

Методы научного познания.

Как подчеркивал Гегель, не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным. Метод - это совокупность правил поведения и требований к деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной реальности. Метод - это, образно говоря, фонарь, освещающий путнику дорогу в темноте. Существуют различные типы классификации методов, в совокупности образующих методологию, которая понимается и как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и как учение об этой системе.

Остановимся лишь на одном, но важном, разделении всех методов на две большие группы - на методы эмпирические и теоретические. Эмпирические методы не вытекают из сущности объекта, а поэтому содержат в себе много субъективных моментов. Но они таковы только в том случае, если не входят как необходимый момент в сферу действия системы методов теоретических, которые построены на единстве предмета и метода. Поскольку теоретические методы выступают способом организации субъектом своей деятельности в соответствии с сущностью предмета, то эмпирические методы, вовлеченные в сферу действия теории, получают внутри нее направленность и объективность.

Познание начинается с наблюдения. Наблюдение - это метод направленного отражения характеристик предмета, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении. В блок процедур наблюдения входят описание, измерение, сравнение.

Эксперимент - это более эффективный метод, отличающийся от наблюдения тем, что исследователь с помощью эксперимента активно воздействует на предмет путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ранее неизвестных свойств предмета.

Метод моделирования основан на создании модели, которая является заместителем реального объекта в силу определенного сходства с ним. Главная функция моделирования, если брать его в самом широком понимании, состоит в материализации, опредмечивании идеального. Построение и исследование модели равнозначно исследованию и построению моделируемого объекта, с той лишь разницей, что второе совершается материально, а первое - идеально, не затрагивая самого моделируемого объекта. Из этого вытекает вторая важная функция модели в научном познании - модель выступает программой действия по предстоящему построению, сооружению моделируемого объекта.

Анализ и синтез. Эмпирический анализ - это просто разложение целого на его составные, более простые элементарные части. Синтез - это, наоборот, - соединение компонентов сложного явления. Теоретический анализ предусматривает выделение в объекте основного и существенного, незаметного эмпирическому зрению. Аналитический метод при этом включает в себя результаты абстрагирования, упрощения, формализации. Теоретический синтез - это расширяющее знание, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы.

Индукция и дедукция. Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению. Теоретическая индукция и основанная на ней дедукция отличаются от эмпирических индукции и дедукции тем, что они основаны не на поисках абстрактно-общего, одинакового в разных предметах и фактах (" Все лебеди - белы" ), а на поисках конкретно-всеобщего, на поисках закона существования и развития исследуемой системы.

Культура и цивилизация.

Цивилизация - это преобразованный человеком мир вне положенных ему материальных объектов, а культура - это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего социального мира или его духовной автономности.

Если культура, с этой точки зрения, формирует совершенную личность, то цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами. Культура и цивилизация в общем антонимичные понятия. Общего в них то, что они являютс следствием прогресса.

культура цивилизация
Носит ценностный характер Прагматична (ориентируется на критерий полезности)
Культура органична, функционирует как живое целое Механична (каждый достигнутый уровень цивилизации самодостаточен.)
Культура аристократична (шедевры - творения гения) Цивилизация Демократична (Культуру присвоить нельзя, ее надо понять, а цивилизацией может овладеть каждый, независимо от личностных качеств.)
Культура существует в вечности, (юность культурных произведений не уменьшается) Критерий прогресса: последнее по времени наиболее ценно.
Культура иногда враждебна жизни (содержит свой параллельный мир, она конкукир. с жизнью.) Цивилизация способствует продлению и усовершенствованию жизни.

Ж.Леви-Строса (Франция): человеческая жизнь с развитием цивилизации не улучшается, а осложняется, принося с собой массу негативных последствий для человека (искусство сделало человека пленником символических структур, => счастливыми были только первобытные люди, т.к. была тесная связь с породнившей их природой).

Предмет философии. Определения философии.

Философия - особая форма общественного сознания и познания, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни.

Существуют различные определения философии:

Гераклит: философия – наука, занимающаяся изучением всего сущего.

Сократ: философия – средство познания добра и зла.

Платон: философия – особая наука, направленная на познание вечного неприходящего бытия.

Аристотель: философия – исследование причин и принципов вещей.

Современная философская литература: философия – форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и на место в нем человека и исследующую познавательные, ценностные, этические и эстетические отношения человека к миру.

Предмет философии – человек; становление и развитие его индивидуального мировоззрения.

надо иметь в виду, что предмет философии, как и представления о нем формируется с развитием научного знания, т. е. сведения о нем складываются в ходе преобразования самой философии. Например, из истории философии известно, что в качестве предмета философии для первых древнегреческих философов выступал природный мир, позднее для Аристотеля в этом качестве выступил весь мир. Для эпикурейцев и поздних стоиков предмет философии главным образом очерчен кругом проблем, относящихся к человеку в мире. Христианские философы средневековья предмет философии сводили к взаимосвязи между человеком и Богом. В Новое время на передний план в структуре предмета философии выдвигаются проблемы познания, методологии. В эпоху просвещения для многих европейских философов предметом размышлений снова становится человек со всем множеством его отношений. В ХIХ — ХХ вв. многообразию школ и представлений в мировой философии соответствует и богатство представлений о характере ее предмета. В наши дни в качестве предмета философских размышлений выступает природный и социальный мир, а также человек в нем как многомерная и многоуровневая система во всем изобилии связей. Философия изучает наиболее общие стороны, свойства, тенденции развития мира, выявляет всеобщие принципы самоорганизации, существования и развития природы общества, человека и его мышления, раскрывает цели и смысл существования человека в мире. При этом современная философия свои выводы основывает на обобщении данных частных наук.

В предмет философии включается и рассмотрение вопросов о том, как возникает, развивается и преобразуется сама философия, как она взаимодействует с разными формами общественного сознания и практики.

Иными словами, в качестве предмета философии рассматривается вся совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на которые дает возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов.

Типы мировоззрений. Функции философии.

Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры.

Мировоззрение бывает:

Мифологический тип мировоззрения - совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение материальных предметов и явлений. Основные темы мифов: вопросы о происхождении мира и человека, жизни и смерти, добра и зла, будущее человека и мира.

Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей. Основные вопросы религиозного мировоззрения: происхождение мира и человека, особенности добра и зла в мире, сущность Бога, пути его познания.

Философское мировоззрение развивается на уровне теоретического сознания. Оно связано с естественными и общественными науками; представляет теоретический уровень сознания.

Философия, как дисциплина, изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

Функции философии:

1.Мировоззренческая – связана с формированием индивидуального или коллективного мировоззрения – системы общих представлений о мире и человеке.

2.Методологическая – связана с разработкой общих принципов и методов познавательной и практической деятельности человека.

3.Познавательная (гносеологическая) – связана с познанием мира и человека.

4.Логическая – связана с осмыслением и формулированием общих законов рационального мышления.

5.Ценностная (аксиологическая) – связана с осмыслением и обоснованием значимости духовных ценностей для человека и общества.

6.Гуманистическая – связана с обоснованием ценности человеческой личности, ее достоинств, прав и свобод.

7.Эвристическая – связана с проникновением интеллектуальной интуиции в область неведомого и с направлением научного познания.

8.Эстетическая – связана с изучением законов Красоты и ее восприятием человеческим сознанием.

9.Практическая – связана с выработкой смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека.

10.Культуротранслирующая – связана с обобщением и передачей от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1873; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.074 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь