Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Возникновение философии; ее культурно-исторические предпосылки.
Возникновение философии связано с особенностями как развития индивидуального человеческого бытия и сознания, так и с историческим развитием общественного бытия. Поэтому необходимо назвать те предпосылки, благодаря которым стало возможным появление философии и философского сознания. Речь идет об источниках философии.
Первый из них – психологический – удивление. Сущность его кратко можно выразить как знание о незнании. Только там и тогда, где и когда человек четко определил и отделил то, что он знает, от того, что он не знает, возникают основания для движения в познании, для озарения в сопричастности к чему-то удивительному. Знание о незнании – это не только источник удивления, но и источник принципиально нового отношения к действительности, к знанию.
Второй источник – теоретический. Однако среди философов нет единодушия по поводу того, какой именно является определяющим в развитии философии. Часть философов придерживается мифогенной концепции генезиса философии (философия произошла из мифологии), другая – гносеогенной концепции (философия возникла из накопившихся знаний о природе, мире, пришедших в конфликт с религиозно-мифологической верой).
Несомненно, что философия тесно связано с мифом. В осмыслении этого источника есть две трудности – крайности. Нельзя думать, что для возникновения философии достаточно было изменения личностно-чувственно-образной формы мироощущения на безличностно-разумно-понятийную. Нельзя представлять этот процесс и как простое отрицание одного другим. Очевидно, нужна мера, середина: философия возникает как весьма сложное, критическое отношение к мифологическому мировоззрению и вместе с тем на основе усвоения его основных духовных ценностей. Культурно-исторические предпосылки возникновения философии: 1.Возможности возникновения: - выделение людей умственного труда; - накопление элементов знания о мире. 2. Потребности возникновения: - интерес к пониманию мира и общества; - заказ на философские знания; - желание использовать полученные знания на практике. 3. Основные направления в философии. Гносеологические основы агностицизма. Существует множество философских вопросов, среди этих вопросов есть основной вопрос: Вопрос об отношении материального к духовному – этот вопрос имеет 2 стороны: 1. Что первично? 2. Познаваем ли мир? Из решения основных вопросов вытекают основные направления философии: 1. Материализм – это филос. направление, признающее первичность материального (греческие философы); 2. Идеализм – это филос. направление, признающее первичность духовного. В идеализме выделяется объективный и субъективный идеализм. Объективный идеализм – первичность объективного духа, объективной идеи ( Платон, Гегель). Субъективный идеализм – филос. позиция, признающая первичность ощущений и сознания конкретного субъекта (Беркли). Вещь – комплекс ощущений субъекта. Источником наших знаний явл. ощущения: наш разум обрабатывает ощущения. Результат – знания. Есть ли у нас основания усомниться в наших ощущениях (в их истинности)? На поставленный вопрос есть 2 т. зрения: 1. Утверждающая возможность познания сущности (законов), действительности – познавательно-реалистическая позиция. 2. Отрицающие возможность (сомневаются) сущности законов (реальности) – позиция агностицизма,. И.Кант в реальности выделяет явление и сущность. 1. Явление – вещь для нас. 2. Сущность – вещь в себе. Он противопоставил явление сущности, проложив между ними границу, в действительности они взаимосвязаны и взаимопроникают вдруг друга. Сущность проявляется, а явление существенно. Структура философского знания. Функции философии. Структура философского знания Философия, в отличие от конкретных наук, изучает всеобщее в системе отношений «человек-мир». Но эти отношения — многообразны, поэтому в зависимости от того, какие именно отношения мы выделяем, и какие вопросы считаем главными — выделяют разделы философии, или разделы философского знания: фундаментальные (Что есть мир? ) — онтология познавательные (Как познается мир? ) — теория познания (гносеология) ценностные (Что такое хорошо и что такое плохо? ) — аксиология этические (Что такое добро и зло? ) — этика эстетические (Что такое красивое, безобразное? ) — эстетика Практические (Как с этим миром взаимодействовать? ) — праксеология Функции философии. Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира. Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания. Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.). Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества. Проблема первоначала в античной философии. Античность-это древность. Под античной культурой понимают культуру греков и римлян. Философия примерно возникла в одно и тоже время в разных регионах Индии, Китая, 6-7 век до нашей эры. Главная проблема, которой занимались философы- это проблемы бытия( антология), то есть решается вопрос: что лежит в основе бытия( из какого вещества состоит мир). Каждый из философов предлагал свою версию решения вопроса. Фелес полагал, что таким веществом является вода. Многообразие мира объясняется различным состоянием его вещества. Его ученик Аксиман полагает, что начало мира, которое рождает противоположности, теплое и холодное; влажное и сухое. Аксиман полагает, что таким веществом является воздух, состояние объясняется сжатым воздухом. Гераклим предложил, что это огонь. Эмпидоки–в основе лежит 4 стихии ( вода, воздух, земля, огонь). Идеализм Пифагора заключается в том, что он признает за числом самостоятельное существование. Пифагор соединил арифметику и геометрию: число 2-линии, число3-плоскость, число 4-объём, числа 3 и 4 – красота. Демокритпредложил, что первоначало связано с атомным строением. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 795; Нарушение авторского права страницы