Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Принцип детерминизма, его исторические виды и альтернативы



Детерминизм – один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий истолковывать изучаемые феномены исходя из закономерного взаимодействия доступных эмпирическому контролю факторов. Детерминизм выступает прежде всего в форме причинности (каузальности) как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его. Наряду с этой формой детерминизма регуляторами работы научной мысли являются и другие: системный детерминизм (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого), детерминизм типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину), детерминизм статистический (при сходных причинах возникают различные – в известных пределах – эффекты, подчиненные статистической закономерности), целевой детерминизм (предваряющая результат цель определяет процесс ее достижения).
Принцип детерминизма, будучи общенаучным, организует различное построение знания в конкретных науках. Это обусловлено своеобразием их предмета и исторической логикой его разработки. Применительно к психологии в развитии детерминизма, направляющего изучение и объяснение ее явлений, выделяются несколько эпох.

Закон единства и борьбы противоположностей

Важнейшие понятия данного закона: «тождество» — «одинаковость», «совпадение», «равенство»; «различие» — «неодинаковость», «несовпадение», «неравенство»; «противоположность» — «крайняя степень различия». Согласно названному закону источник изменения и развития любого объекта находится в нем самом. Это справедливо для всех случаев, когда нет вмешательства внешней силы. Данный закон предлагает воспринимать любой объект как сложное образование, которое содержит элементы, непосредственно друг с другом не совместимые.

Единство противоположностей состоит в следующем: *они неразрывно связаны между собой. Таковы, например, единичные и общие черты объекта. Не существует уникальных объектов, каждый чем-то похож на другие; также не существует в полном смысле стандартных объектов, каждый чем-то отличается от других; *взаимно обусловливают друг друга. Так, единичное можно выделить только на фоне общею и наоборот; *взаимно переходят, взаимно превращаются друг в друга. То, что в одном отношении выступает как единичное явление, например человек, знающий уголовное право, в другом отношении является общим явлением — этот же человек среди сотрудников прокуратуры.

Борьба противоположностей состоит в том, что они противодействуют друг другу, стремятся друг друга исключить (уничтожить), например знание и незнание отдельного человека — что-то запоминается, но при этом что-то и забывается.

Противоречие - крайняя точка борьбы противоположностей. Уход из этой крайней точки, конец борьбы означает наступление необратимых изменений. Это и есть развитие. Например, студен ту предстоит экзамен (контрольная работа, опрос и т. п.). Его беспокоит противоречивая ситуация: с одной стороны, экзамен нужно сдать обязательно, т. е. ситуация требует наличия достаточного объема знаний; с другой — знаний нет или их мало. Это противоречие можно решить двумя путями: *выучил материал, и студент — уже другой человек, он умнее, т. Е. развился в сторону совершенства в этой области знания; *решил отказаться и от знаний, и от экзамена, и от учебного заведения — тоже стал другим человеком, уже избавился от стремления к совершенству в этой области, т. е. развился в сторону деградации на этом жизненном пути.Таким образом, через связь (борьбу) противоположных сил, сторон, свойств развиваются все объекты мира, в том числесоциальные системы, человек и его духовность. Необходимо понять, что для человека противоречия с самим собой и окружающими людьми не болезнь, а естественное состояние. Цивилизованные отношения в обществе предполагают внимательность к этим противоречиям, прогнозирование последствий их разрешения, умение управлять собой

. 43. закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, его методологическая роль

Если закона единства и борьбы противоположностей вскрывает источник движения и развития, то закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает общий механизм развития: изменение качества (специфики, природы) данной вещи, т.е. переход от старого качества к новому, совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определённой границы.Содержание закона взаимоперехода раскрывается в системе взаимосвязанных категорий «качество», «количество», «мера», «скачок».

«Качество» – совокупность существенных свойств, выражающих определённость вещи. Эта категория является выражением специфики вещи, свойство же представляет собой обнаружение какой-то стороны качества; свойства вещи проявляются лишь в её взаимодействии с другими вещами.«Количество» – отражает объективную определённость явлений со стороны из размера, величины, интенсивности, темпов изменения и т.п. Нельзя согласится с мнением, что количество есть только внешняя определённость вещи, а качество внутренняя.

«Мера» – выражает взаимосвязь и взаимообусловленность качества и количества. Мера выступает как интервал количественных изменений, в пределах которых вещь сохраняет свою качественную определённость. Выход за пределы нормы приводит к изменению качества вещи, превращению количественных изменений в качественные.«Скачок» – категория, отражающая сложный процесс перехода от старого качества к новому, когда количественные изменения выходят за пределы меры. Существо «скачка» состоит в том, что силы и тенденции направленные на нарушение устойчивости, целостности объекта, его качественной определённости, получают преобладание над силами, способствующими сохранения этой устойчивости.Методологический аспект данного закона раскрывает его роль в процессе познания качественных и количественных характеристик объектов.поскольку на первой стадии невозможно проникнуть в сущность объекта, логическое отображение этого качественного многообразия первоначально будет очень абстрактным, бедным. В связи с этим выявление качественной определённости вещи, предшествует познанию её количественных характеристик. Качество предшествует количеству.

Т.о. количественные и качественные характеристики познаваемого объекта, их взаимосвязь (мера), форма перехода (скачок) не даны заранее, сразу и целиком в готовом виде. Их постоянно обнаруживают, открывают, руководствуясь при этом как методологическим инструментом – категориями «качество», «количество», «мера», «скачок», выявляя конкретное качество и количество, присущие данному объекту, его меру и форму скачка.

Знаки отрицания отрицания

Отрицания отрицания закон один из основных законов диалектики, характеризующий направление процесса развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновения нового и относительной повторяемости некоторых моментов старого. Впервые был сформулирован Г. Гегелем, хотя отдельные черты этого закона (диалектический характер отрицания, роль преемственности в развитии, нелинейный характер направления развития) фиксировались и в предшествующей истории философии. В системе гегелевской диалектики развитие есть возникновение логического противоречия и снятие его в дальнейшем; в этом смысле оно есть зарождение внутреннего отрицания предыдущей стадии, а затем и отрицание этого отрицания (см. Гегель, Соч., т. 6, М., 1939, с. 309—10). Поскольку отрицание предыдущего отрицания происходит путём снятия, оно всегда есть в известном смысле восстановление того, что отрицалось, возвращение к уже пройденной стадии развития. Однако это не простой возврат к исходной точке, а «... новое понятие, но более высокое, более богатое понятие, чем предыдущее, ибо оно обогатилось его отрицанием или противоположностью; оно, стало быть, содержит в себе старое понятие, но содержит в себе более, чем только это понятие, и есть единство и его и его противоположности» (там же, т. 5, М., 1937, с. 33). О. о. з. оказывается, таким образом, всеобщей формой раздвоения единого и перехода противоположностей друг в друга или, иными словами, всеобщим проявлением закона единства и борьбы противоположностей (См. Единство и борьба противоположностей). Гегель гипертрофировал значение триады как формы действия О. о. з., стремился «подвести» под нее все процессы изменения и развития.В материалистической диалектике О. о. з. рассматривается как закон развития природы, общества и мышления. При этом, если закон единства и борьбы противоположностей вскрывает источник развития, а закон перехода количественных изменений в качественные (См.Переход количественных изменений в качественные) — механизм развития, то О. о. з. выражает развитие в его направлении, форме и результате. Действие О. о. з. полностью обнаруживается лишь в целостном, относительно завершенном процессе развития, через цепь взаимосвязанных переходов, когда можно зафиксировать более или менее законченный (с точки зрения направления развития) его результат. На каждой отдельной стадии этот закон обнаруживается обычно лишь как тенденция.В раскрытии содержания О. о. з. главную роль играет понятие диалектического отрицания. Без отрицания старого невозможно рождение и созревание нового, а следовательно, и невозможен процесс развития. Согласно О. о. з., развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трёх стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою противоположность, т. е. отрицание; превращение этой противоположности в свою противоположность.Метафизически мыслящие философы рассматривают отрицание как отбрасывание, абсолютное уничтожение старого (например, концепция Пролеткульта и некоторых китайских теоретиков об уничтожении культуры прошлого и создании новой, пролетарской культуры). В. И. Ленин называл такое отрицание «голым», «зряшным». Развитие есть там, где новое не просто прерывает существование старого, но вбирает из него всё положительное, жизнеспособное; это и составляет «непрерывность в прерывном», преемственность в развитии. В форме О. о. з. это выступает как «... повторение в высшей стадии известных черт, свойств... низшей и... возврат якобы к старому...» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 203). Блестящий образец анализа такого диалектического отрицания даёт Маркс в 24-й главе 1-го тома «Капитала» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23, с. 770—773), исследуя движение собственности от докапиталистических к социалистическим формам. Переход к социализму от частнособственнических отношений, пришедших на смену первобытной общинной собственности, с этой точки зрения означает не только возврат «якобы к старому», т. е. повторение некоторых существенных его моментов на иной, значительно более высокоразвитой основе, но и переход к новому циклу с существенно иными внутренними противоречиями и законами движения.Последовательность циклов, составляющую цепь развития, можно образно представить в виде спирали. «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («отрицание отрицания»), развитие, так сказать, по спирали, а не прямой линии» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 55). При таком изображении каждый цикл выступает как виток в развитии, а сама спираль — как цепь циклов. Хотя спираль и является лишь образом, выражающим связь между двумя или более точками в процессе развития, образ этот удачно схватывает общее направление развития, осуществляемого в соответствии с О. о. з.: возврат к уже пройденному является не полным; развитие не повторяет проложенных путей, а отыскивает новые, сообразно с изменением внешних и внутренних условий; повторение известных черт, свойств, уже имевших место на прежних этапах, всегда является тем более относительным, чем сложнее процесс развития.

Спиралевидность характеризует не только форму процесса развития, но и темпы этого процесса: с каждым новым витком спирали преодолевается всё более значительный путь, поэтому можно говорить о том, что процесс развития связан с ускорением темпов, с непрерывным изменением внутреннего масштаба времени развивающейся системы. Эта закономерность обнаруживается как в развитии общества и природы, так и в развитии научного познания. 45. парные категории философии (сущность, явление, возможность, деятельность, содержание, форма, необходимость и случайность)Явление и сущность. Любой новый предмет предстает перед на­ми вначале как совокупность явлений - внешних признаков (цвет, за­пах, звук, вкус, положение в пространстве, наблюдаемые изменения во времени и т.п.) Явление - это внешняя, наблюдаемая, обычно изменчивая характеристика того или иного предмета. Однако, при этом мы всегда стремимся выяснить, а что скрывается за этими явле­ниями, какова их сущность? Сущность - это совокупность внутренних, устойчивых связей, выражающих общие и специфические черты ряда явлений. Сущ­ность, в отличие от явления, постигается с помощью нашего мышления, что требует довольно-таки серьезных усилий. Нетрудно заметить, что даже ребенок быстро усваивает, как при помощи выключателя зажечь свет, включить телевизор. Однако, не всякий и взрослый человек пони­мает - как и почему это происходит. Требуется глубокое знание основ физики, электротехники для того, чтобы понять сущность происходя­щих при этом процессов. Явление и сущность - диалектически связанные противоположно­сти, которые не совпадают друг с другом. Иногда это несовпадение но­сит ярко выраженный характер: внешние, поверхностные черты пред­мета маскируют, искажают его суть. В таких случаях говорят о видимо­сти. Видимость - это поверхностный, а нередко и субъективный иска­женный образ явлений. Примером может служить хорошо всем извест­ное явление - мираж: зрительное видение, возникающее из-за искрив­ления лучей света атмосферой.

Форма - это способ существования и выражения данного содержания. Форма и содержание присущи любому объекту или процессу, т.е. они не существуют сами по себе, а предметы обладают определенным содержанием, определенной формой. В силу этого они тесно связаны между собой, что находит свое проявление в их диалектической связи. 1. Всякое содержание оформлено, каждая форма содержательна. Так, боевая служба ВВ выступает перед нами во вполне определенной форме - патрулирование, выставление часовых, оперативные группы и т.д. В свою очередь, каждая из этих форм наполнена вполне конкретным содержанием.2. Содержание определяет форму, однако, форма влияет на содержание. Вследствие неравномерности развития различных частей предмета, содержание изменяется быстрее, чем форма. Содержание, таким образом, является ведущей, определяющей стороной, но форма активно может влиять на содержание в различных направлениях - может способствовать развитию содержания, а может тормозить. Наглядным примером того является развитие вооруженных сил, ВВ. В середине XX столетия изменилось содержание боевых действий вооруженных сил и, прежде всего, средств вооруженной борьбы, что привело к возникновению новых форм ведения боевых действий.3. Одно и то же содержание может выступать в различных Формах, а в одинаковой форме может быть заключено различное содержание.

- форма, как мы знаем, обладает определенной самостоятельностью и оказывает обратное воздействие на содержание. В связи с этим важен выбор наиболее эффективных форм своей работы.вместе стем надо помнить, что чрезмерное увлечение формой в ущерб содержанию может привести к возникновению тихого явления, которое называется формализмом, поэтому от офицера-специалиста требуется умение диалектического применения категорий " форма" и " содержание". Необходимость - это то, что должно быть, не может не быть. Случайность - это то, что может быть, а может и не быть.Необходимость обусловлена внутренней природой объекта, случайность - стечением внешних обстоятельств. Необходимость имеет общий характер, случайность - единичный. Необходимость характеризует устойчивость связей и отношений, случайность - их изменчивость.Необходимость и случайность всегда конкретны. Это требует учета той системы связей, в которой явление исследуется как необходимое или случайное, поскольку для одного это явление будет необходимым, а для другого - случайным.

Возможность и действительность. В процессе практической деятельности офицеров ВВ важную роль играют категории " возможность" и " действительность".Категория " возможность " отражает существующие в предметах, процессах те тенденции, которые при определенных 'условиях способны воплотиться в жизнь. Это то, что может произойти необходимым или случайным образом. Возможность реализуется в действительность. Действительность - есть осуществленная возможность. Возможности можно разделить на две основные группы. Прежде всего, это реальные возможности, т.е. такие, которые вытекают из действия объективных закономерностей и для превращения в действительность имеются достаточные условия.

Другую группу составляют абстрактные (формальные) возможности. Они также вытекают из действии объективных законов, но для превращения их в действительность в данное время нет достаточных условий, а некоторые из них могут быть реализованы лишь в исключительных идеальных условиях; Возможность и действительность диалектически взаимосвязаны. Они представляют собой объективные характеристики бытия - развивающееся противоположности, находящиеся в единстве. Возможность существует лишь в действительности и в этом смысле возможность действительная.Ведущей стороной данного единства противоположностей является действительность, т.к. она является реализованной возможностью и представляет собой источник новых возможностей. В процессе развития возможность и действительность могут превращаться друг в друга.В любом предмете или процессе имеется не одна, а множество возможностей. Какая из них будет реализована в действительность, зависит от многих факторов. Возможность проходит различные этапы. Зарождаясь как формальная, она может стать реальной и воплотиться в действительность. Но наряду с этим, реальные возможности при определенных условиях могут перейти в формальные и превратиться в невозможность.

Таким образом, мы можем сформулировать определенную закономерность: возможность действительна, а действительность возможна. Развитие есть переход возможности в действительность, которая, в свою очередь, порождает новые возможности. Данные категории имеют важное методологическое значение. В области познания они помогают правильно вскрывать и оценивать тенденции в развитии явлений действительности, определять степень вероятности той или иной возможности, предвидеть будущее.

Принципы системности

СИСТЕМНОСТИ ПРИНЦИП — философское универсальное утверждение, согласно которому все предметы и явления мира представляют собой системы той или иной степени целостности и сложности. По своему статусу принцип системности аналогичен другим философским универсальным принципам (каузальности, развития и т. п.) и очень часто в научном и философском познании используется в неявной, имплицитной форме. Принцип системности хорошо иллюстрирует известное утверждение Л. фон Берталанфи “системы повсюду”, а его суть выражается в выдвинутом еще в античности тезисе: “Целое больше суммы своих частей”. Принцип системности использовался в той или иной форме на протяжении всей истории развития человеческого познания, прежде всего в системно-ориентированных научных и философских концепциях. В 20 в. на его основе строились философские обоснования тектологии, общей теории систем, кибернетики, системного подхода, системного анализа, синергетики и других системных теорий. В отечественной философии в 1960—80-х гг. В. П. Кузьминым (1926—89) был проведен целостный анализ содержания принципа системности и его роли в научном познании.

Лит.: Кузьмин В. П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. М., 1986; Блауберг И. В., Садовский В. Н.. Юдин Б. Г. Философский принцип системности и системный подход, — “ВФ”, 1978, № 8; Садовский В. Н. Принцип системности, системный подход и общая теория систем, — В кн.: Системные исследования. Ежегодник 1978. М., 1978.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 3140; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь