Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Познание и самопознание в философии.



Софистами называют древнегреческих философов, выступавших в роли профессиональных учителей «мудрости» и «просторечия». Общее в их взглядах – отказ от религии, рационалистическое объяснение явлений природы, этический и социальный релятивизм. Для них характерно в общем материалистическое понимание природы. Представители этой группы были первыми просветителями – энциклопедистами. В центре их внимания стоял вопрос познания. Некоторые софисты приходили к скептическим выводам относительно бытия и его познания.

Представители: Протогор и Горгий.

Эти философы углубляют критическое отношение ко всему, что для человека выступает как непосредственно данное. Они требуют проверки всякого утверждения.

Главным искусством софистов было искусство слова. В центре их внимания человек и психология.

Исходный принцип софистов (Протогор): «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».

Индивид со всеми его особенностями – субъект познания.

Все знания о предметах основаны на восприятии через органы чувств, так что чувственное восприятие субъективно. Значит, всякое человеческое знание относительно.

Бытие – это не что иное, как изменчивость чувственного мира, каким является индивидуальное восприятие.

Руководящий принцип – произвол индивида.

Релятивизм (относительность, условность, субъективность человеческого познания) в теории познания служит обоснованием нравственного релятивизма.

Софисты показывают условность правовых норм, государств и моральных оценок. Человеческое общество – мера справедливого и несправедливого.

Тезисы Горгия:

1) Ничего не существует.

2) Если что-то и существует, то его нельзя познать.

3) Если это и можно познать, то нельзя объяснить и передать другому.

Мир только и существует, бытие – изменчиво.

Сократ в центре своих философских интересов ставит проблему субъекта – человека, что такое человека, что такое сознание. Человек не может познать природу Þ остается только направить человеческое познание на самопознание, т.е. законы по которым должен жить. «Познай самого себя». Задача Сократа – обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание и доказать, что именно оно должно быть главным судьей над субъектом. Эта высшая инстанция именуется разумом. Она способна дать не только индивидуальное мнение, а всеобщее знание. Философия понималась Сократом как познание добра и зла.

Безнравственность – плод познания истины, знание – источник нравственного совершенства.

Философия у Сократа – путь к знанию, т.е. формирование добродетельного человека и справедливого государства, а ее главная задача – рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения (мир у Сократа – творение божества великого и всемогущего, а основа мира – духовный принцип).

Сократ подчеркивал значение совести, «внутреннего голоса», который был гарантией постижения подлинной истины.

«Демоны», «гении» имеют божественное происхождение. Через них боги сообщают смысл всему мирозданию.

Добродетели по Сократу – одержимость, мужество, справедливость. Эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Их и моральные нормы Сократ считал вечными и неизменными.

9." Мир идей" и " мир теней" в философии Платона

Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить. Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной.

Идея (эйдос) любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности. Философия, и любовь дают возможность рождения чего-то прекрасного: от создания прекрасных вещей до прекрасных законов и справедливых идей.

Каждому классу одноименных вещей чувственного мира соответствует в мире вещей, постигаемых умом, некая вечная, не возникающая и не погибающая, безотносительная причина того, что делает вещь именно вещью этого и никакого другого класса. Указать эту причину - значит указать в противоположность явлению истинную сущность вещи.

В последней книге «Государства» в качестве вступления к осуждению живописцев имеется весьма ясное изложение теории идей или форм.

Здесь Платон объясняет, что когда ряд индивидов имеет общее название, они имеют также общую «идею» или «форму».

В понятии об идеи у Платона сочетается то, что делает «идею»: 1) причиной, или источником бытия вещей, их свойств и их отношений; 2) образцом, взирая на который Демиург творит мир вещей; 3) цель, к которой как к верховному благу стремится все существующее.

«Идеи» Платона - зримые умом фигуры, или формы, вещей. «Идея» противопоставляется у Платона всем ее чувственным аналогам, подобиям и отображениям в мире вещей, воспринимаемых нами посредством чувств. Чувственные вещи необходимо изменчивы и преходящи, в них нет ничего прочного, устойчивого, тождественного, постоянного. Платон поясняет, что в системе «идей» имеются «идеи» высшие и низшие. Так одной из высших в системе «идей» оказывается, по Платону, наряду с «идеей» истины идея «прекрасного». Но наивысшая, по Платону, «идея есть не идея истины и не идея прекрасного, а идея блага». Именно «идея» блага стягивает все множество идей в некоторое единство. Это единство цели.

Все вещи стремятся достигнуть блага, хотя - в качестве чувственных вещей - не способны его достигнуть. Так, для живых существ верховная цель - счастье. Но счастье, как разъясняет в ряде диалогов Платон, состоит именно в обладании благом. Поэтому всякая душа стремится к благу и все делает ради этого. Но критерии всякого относительного блага - благо безусловное.

В Известном смысле Платон отождествил «благо» с разумом. А так как, по Платону, разумность обнаруживается в целесообразности, то «благо» Платон сближает с целесообразным. В свою очередь целесообразность есть соответствие вещи ее «идее». Поэтому постигнуть, в чем «благо» вещи - значит постигнуть «идею» этой вещи.

В Качестве условий человеческого блага указаны: 1) участие в вечной природе «идеи»; 2) воплощение «идеи» в действительности; 3) наличие разума и обладание знанием; 4) владение некоторыми науками, искусствами, а также обладание правильными мнениями и 5) некоторые виды чистых чувственных удовольствий, например, от чистых тонов мелодии или цветов в живописи.

Исследователи учения Платона, характеризовали это учение как дуализм обоих миров – «идей» и «вещей», сверхчувственных идеальных образов и их чувственных подобий. В каком отношению к миру «идей» и к миру «материи» стоит мир чувственных вещей. Чувственный мир есть нечто «среднее» между обеими сферами. Между областью «идей» и областью вещей у Платона посредствует еще «душа мира», или мировая душа. Чувственный мир не непосредственное, но все же порождение мира «идей» и мира «материи». При этом мир «идей» есть мужское, или активное, начало. Мир «материи» - начало женское, или пассивное, а мир чувственно воспринимаемых вещей - детище обоих. Мир чувственных вещей в какой-то мере соединяет в себе противоположности, он - единство противоположностей: бытия и небытия, тождественного и нетождественного, неизменного и изменчивого, неподвижного и движущегося, причастного к единству и множественного. Идея вещи есть смысл вещи. Идея вещи есть такая цельность всех отдельных частей и проявлений вещи, которая уже не делится на отдельные части данной вещи и представляет собою в сравнении с ними уже новое качество. Идея вещи есть та общность составляющих ее особенностей и единичностей, которая является законом для возникновения и получения этих единичных проявлений вещи. Идея вещи невещественна.Идея вещи обладает своим собственным и вполне самостоятельным существованием, она тоже есть особого рода идеальная вещь, или субстанция, которая в своем полном и совершенном виде существует только на небе или выше неба.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1462; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь