Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сущность и природа познания. Структура познавательной деятельности, конкретно-чувственная и абстрактно-логическая ступени познания.
· Познание - это особый вид отражательной деятельности человека. · Познание - есть духовная сторона практической деятельности человека. · Познание - высший уровень информации, достигаемый человеком целенаправленно. · Познание - это социальный заказ в виде актуальных потребностей общества. Познание - процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности - человек - исследует человека, то есть самого себя. Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации — книг, рисунков, объектов материальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества.) В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию: • познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества); • познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры). Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение, отражение действительности. Это воспроизведение и составляет суть познавательного отношения к миру. Вместе с развитием практики, с ее усложнением развивается и человеческое познание. Познавательная деятельность человека, вплетенная в ткань его реальной жизни, всегда неразрывно связанна с работой его сознания, с эмоциями, волей, памятью, она предполагает так же убежденность, веру, ошибки, иллюзии, заблуждения. Однако суть познавательного отношения человека к миру, заключается в выработке адекватного воспроизведения действительности, без которого не возможна реальная ориентация человека в мире и успешное преобразование этого мира. Знание рассматривают как высшую форму отношения действительности, а последнее, в свою очередь, как особое фундаментальное свойство материи. Большинство философских систем выделяли: чувственное и рациональное познание. Важнейший тезис марксистско-ленинской теории: «Для познания объектов данного типа необходимо функционирование органов чувств, благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов». Такая форма деятельности называется чувственной деятельностью, и чувственным познанием. В философии нового времени под рациональностью понималось особое, универсальная логическая система, совокупность особых правил, определяющая способность человеческого ума постигать мир и создавать истинные знания. Научное познание есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. Структура познавательной деятельности представлена в различных ее срезах и соответственно – в совокупности специфических ее элементов. Рассматривая основную структуру научного познания, Вернадский считал, основной остов науки включает в себя следующие элементы: • математические науки во всем их объеме • логические науки почти всецело, • научные факты в их системе, классификации и сделанные из них эмпирические обобщения, научный аппарат, взятый в целом. При ином срезе научного познания в нем следует различать такие эл-ты его структуры: 1. фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта, 2. результаты первоначального концептуального его обобщения в понятиях и других абстракциях, 3. основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы), 4. «вырастающие» из них законы, принципы и теории, картины мира, 5. философские установки (основания), 6. социокультурные ценностные и мировоззренческие основы, 7. метод, идеалы и нормы научного познания, его эталоны, регулятивы и императивы, 8. стиль мышления и некоторые другие элементы (напр., внерациональные). Познание возможно только при опоре на так называемый интеллектуальный фонд, под которым подразумеваются совокупные знания человечества, методы познания и т.д. Важно опираться на уже достигнутое. Познавательный процесс возможен лишь при помощи языка, как инструмента общения. Огромную роль в познании играет идеология. Первая ступень познания представляет собой чувственное познание (эмпирическое). Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Ощущение - отражение отдельных признаков и свойств предметов (температура). Восприятие - целостный образ предмета или явления. Представление - сохранение образов предметов в памяти. Эмпирическое познание всегда субъективно, что порождает много суждений и оценок одного и того же явления. Однако именно этот вид познания осуществляет связь человека с внешним миром, при этом, имеет свои пределы. Вторая ступень познания - рациональное или теоретическое познание. Формы логического познания - понятие, суждение, умозаключение. Понятие отражает общие принципы и свойства предметов. Суждение-связь понятий, с помощью которой отражаются зависимости между вещами. Умозаключение-связь между несколькими суждениями. Рациональное познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах - их структуру, сущность, законы. Гносеология–изучает общие закономерности познания. Виды познания: Чувственно–сенситивное (на чувственном уровне) Абстрактно–логическое (способность человека) Чувственное познание. Осуществляется на базе органов и чувств (с их помощью он связан с внешним миром, если лишить этого канала–нет познания). Наличие органов чувств – необходимое и достаточное условие для многосторонней познавательной деятельности. Рациональное познание. Это не чисто природное свойство человека, оно вырабатывается в ходе социологизации человека, в процессе общения и т.д. Уровни рационального познания: рассудок т разум. Рассудок. Дает возможность оперировать абстракциями в пределах определенных схем, возможность последовательно и ясно рассуждать, выражать свои мысли и т.д. Благодаря рассудку мы можем понимать другого человека. Разум. Более высокий уровень рационального познания, характерно оперирование самими абстракциями, меняет абстракции, конструирует их, его задача–постигать сущность вещей. Оперирует в области диалектической логики–разум способен видоизменять, трансформировать сами понятия. Именно Гегель показал, каким образом меняются сами понятия. В реальной жизни эти уровни тесно связаны. Познание как процесс включает в себя 2 ступени. 1 - чувственное познание (живое созерцание) 2- логическое(рациональное) познание. (Абстрактное мышление) Каждая из этих ступеней имеет свои формы: 1) Формы чувственного познания 1. Ощущение (дает элементарный чувственный образ отдельных свойств предметов и явлений) 2. Восприятие (дает целостный конкретно чувственный наглядный образ предметов и явлений) 3. Представление (чувственно - образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимых по памяти и основанные на ощущениях. 4. Важную роль играет воображение - способность соединять материал не так, как он соединен в действительности. Формы рационального познания: 1. Понятие (в нем отражается общие и существенные стороны и св-ва, а также связи в отношении предмета и явлений) 2. Суждение (это движение и выражение мысли в рез-те чего о предмете утверждается что-либо или отрицается) 3. Умозаключение ( это движение мысли, при котором из одного или нескольких суждений выводится новое заключение) Чувственное познание ограничено: -не выделяет общее -не дает знания по сущности и не дает объяснения и понимания. Этот недостаток преодолевается путем логического познания, основывающемся на чувственном, поэтому ни в коем случае в процессе познания нельзя абсолютизировать как значение чувственного познания (эмпирический сенсуализм) так и значение логического познания (рационализм).
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 844; Нарушение авторского права страницы