Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ФОРМА, МАТЕРИЯ, ДВИЖЕНИЕ И ПРИЧИНЫ. УЧЕНИЕ О ВОЗМОЖНОМ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОМ БЫТИИ.



 

 

«Суть бытия» вещи – её форма, или её «первая сущность» (в «Метафизике»). Форма, суть бытия и первая сущность в «Метафизике» - синонимы. «Формою я называю суть бытия каждой вещи и первую сущность», - подчёркивает Аристотель.

 

Ключом к пониманию формы (морфе) Аристотеля является отожествление её с сутью вещи. Форма какой-либо вещи, есть её сущность и первичная субстанция. Форма – не всякое общее начало, а минимально общее, и притом такое, которое присуще самостоятельно существующим вещам непосредственно.

 

Материя (hyle – буквальный перевод: лесоматериал, сырьё для постройки) – «то, из чего вещь состоит», «из чего вещь возникает». Материя («первая материя») – некоторое бесформенное вещество, потенция (возможность) стать определёнными вещами, предметами. Вещи возникают благодаря форме.

 

Существует столько же форм, сколько низших видов вещей. Формы вечны и неизменны. «Форму никто не создаёт и не производит». Материя пассивна, неспособна ничего производить сама из себя; она бесконечно делима, лишена определённости. Форма – активное начало. Деятельный характер формы придаёт материи определённость; будучи внесены в материю, формы создают вещи. Таким образом, каждая вещь слагается из пассивной материи и активной формы.

 

Материя сама по себе представляет лишь возможность вещей. Движение – это процесс превращения потенциального в актуальное в результате активности формы в момент её соединения с материей.

 

Анализируя движение, Аристотель выделяет четыре его вида: увеличение и уменьшение, качественное изменение или превращение, возникновение и уничтожение, перемещение в пространстве. Основным видом движения является пространственное перемещение, оно – условие всех остальных видов движения. Таким образом, если изменяется качество предмета, то причиной этого может быть только соединение изменяющегося предмета с тем предметом, который производит в нём изменения, т. е. движение в пространстве.

 

Существование каждой вещи причинно обусловлено. Аристотель выделяет четыре вида причин: 1) материальная («из чего? »), 2) формальная («что это есть? »), 3) движущая («откуда начало движения? ») и 4) целевая («ради чего? »). Каждая вещь состоит из материи, имеет форму, находится в движении и стремится к какой-то цели. Аристотель вводит понятие энтелехии, которое означает стремление вещи к своей цели и осуществление этого стремления.

 

Отношение между формой и материей мы трактовали статично: форма как суть вещи, как её сущность – минимально общее, материя – тот материал, в котором это общее неоднократно запечатлено. Но данное отношение Аристотель трактует и динамически, вводя в философию такие эпохальные понятия, как возможность (дюнамис) и действительность (энергейа). Они позволяют представить отношение материи и формы в движении.

 

Носителем возможности является материя. Оформляясь, она переходит из состояния возможности в состояние действительности: «Материя даётся в возможности, потому что она может получить форму, а когда она существует в действительности, тогда она [уже] определена через форму» (IX, 8). Но полная действительность – это не действительность вещи, а действительность формы, в форме нет примеси возможности быть или не быть, которая вещи придаётся материей. Отсюда относительность любой вещи. Вещь действительна лишь в той мере, в какой она обладает сутью.

 

По мере своего оформления материя утрачивает свои возможности стать иной. Но и самая последняя материя сохраняет, тем не менее, какую-то возможность стать иной, хотя уже и в пределах определённого вида. Когда вещь изменяется, оставаясь, в сущности, той же самой (человек стареет), это происходит благодаря материи.

 

Понятие возможности у Аристотеля делает мир диалектичным. Он исключил для вещей возможность содержать в себе противоположности, а тем более противоречия. Но суть возможности состоит в том, что она содержит в себе противоположности. Аристотель и говорит, что «в возможности одно и то же может быть вместе противоположными вещами, но в реальном осуществлении – нет» (IV, 5). В самом деле, человек может быть и живым, и мёртвым, и добрым, и злым, и прекрасным, и безобразным, но в действительности он или жив, или мёртв и т. п.

 

Далее, возможность – вторая форма существования относительного небытия. Материя может обладать формой, но не может быть и лишена её, будучи таким образом первоматерией. Даже если материя обладает какой-либо формой, то она лишена всех остальных. Лишенность (стерезис) – это и есть небытие.

 

 

6.ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ. СУБСТАНЦИОНАЛЬНАЯ И РЕЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ.


РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОСТРАНСТВЕ – ВРЕМЕНИ

ДО НАЧАЛА 20-ГО ВЕКА.

 

 

Понятие

пространства и времени в античной философии.

 

 

Понятие времени возникло на основе восприятия человеком смены событий,

предоставленной смены состояний предметов и круговорота различных процессов.

Естественнонаучные представления о пространстве и времени прошли длинный путь

становления и развития. Самые первые из них возникли из очевидного

существования в природе и в первую очередь в макромире твердых физических

тел, занимающих определенный объем. Рациональные идеи, согласующиеся с

сегодняшними представлениями о времени – пространстве можно найти в учениях

почти всех античных мыслителей. Так уже в учении Гераклита центральное место

занимает идея всеобщего изменения – в ту же реку вступаем и не вступаем. В

анализе античных доктрин о пространстве и времени остановимся на двух

наиболее полно исследовавших данный вопрос: атомизме Демокрита и системе

Аристотеля.

Атомистическая доктрина была развита материалистами Древней Греции

Левкиппом и Демокритом и во многом предвосхитила фундаментальные открытия

ученных прошлого века. Согласно, этой доктрины, всё природное многообразие

состоит из мельчайших частичек материи (атомов), которые двигаются,

сталкиваются и сочетаются в пустом пространстве. Атомы (бытие) и пустота

(небытие) являются первоначалами мира. Атомы не возникают и не уничтожаются,

их вечность проистекает из отсутствия начала у времени. Атомы двигаются в

пустоте бесконечное время, которому соответствует бесконечное время. По

Демокриту атомы физически неделимы в силу плотности и отсутствия в них

пустоты. Сама же концепция была основана на атомах, которые в сочетании

с пустотой образуют всё содержание реального мира. В основе этих атомов лежат

амеры (пространственный минимум материи). Отсутствие у амеров частей служит

критерием математической неделимости. Атомы не распадаются на амеры, а

последние не существуют в свободном состоянии. Это совпадает с

представлениями современной физики о кварках. Характеризуя систему Демокрита

как теорию структурных уровней материи - физического (атомы и пустота) и

математического (амеры), мы сталкиваемся с двумя пространствами:

непрерывное физическое пространство как вместилище и математическое

пространство, основанное на амерах как масштабных единицах протяжения

материи. В соответствии с атомистической концепцией пространства у Демокрита

сложились представления о природе времени и движения. В дальнейшем они были

развиты Эпикуром в стройную систему. Эпикур рассматривал свойства

механического движения исходя из дискретного характера пространства и

времени. Например, свойство изотахии заключается в том, что все атомы

движутся с одинаковой скоростью. На математическом уровне суть изотахии

состоит в том, что в процессе перемещения атомы проходят один атом

пространства за один атом времени.

Аристотель начинает анализ с общего вопроса о существовании времени, затем

трансформирует его в вопрос о существовании делимого времени. Дальнейший

анализ времени ведётся Аристотелем уже на физическом уровне, где основное

внимание он уделяет взаимосвязи времени и движения. Аристотель показывает,

что время немыслимо, не существует без движения, но оно не есть и само

движение. В такой модели времени впервые реализована реляционная концепция.

Измерить время и выбрать единицы его измерения можно с помощью любого

периодического движения, но, для того чтобы полученная величина была

универсальной, необходимо использовать движение с максимальной скоростью. В

современной физике это скорость света, в античной и средневековой философии

- скорость движения небесной сферы.

Пространство для Аристотеля выступает в качестве некоего отношения предметов

материального мира, оно понимается как объективная категория, как свойство

природных вещей. Механика Аристотеля функционировала лишь в его модели

мира. Она была построена на очевидных явлениях земного мира. Но это лишь

один из уровней космоса Аристотеля. Его космологическая модель

функционировала в неоднородном конечном пространстве, центр которого совпадал

с центром Земли. Космос был разделен на два уровня: земной и небесный. Земной

уровень состоял из четырёх стихий - земли, воды, воздуха и огня; небесный -

из эфирных тел, пребывающих в бесконечном круговом движении. Аристотелю

удалось создать самую совершенную, для своего времени модель пространства –

времени, просуществовавшую более двух тысячелетий.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь