Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Категория бытия и проблема субстанции.
Бытие – исходная категория философии, в которой фиксируются убеждения человека в существовании окруж. мира и самого чела. Понятие бытия включает в себя объективную (определяется субъективной реальностью) и субъективную (предстает как сознание, дух, идея, которое выступает как исходная антологическая категория в философии идеализма) реальность. Т.о снятие неопределенности бытия ведет к материалистическому или идеалистическому пониманию мира. Основные формы бытия: 1) б. вещей (тел), процессов, кот. в свою очередь делятся на: б. вещей, процессов, состояний природы, б. природы как целого, б. вещей и процессов, произведённых ч-ком; 2) б. человека, которое делится на б. человека в мире вещей и специфическое чел. бытие; 3) б. духовного (идеального), кот. дел. на индивидуальное духовное и объективированное (неиндивидуальное) духовное; 4) б. социального, которое делится на индивидуальное бытие (б. отд. человека в обществе и процессе истории) и б. общества. Субстанция - первоначало и первооснова всего сущего; то, из чего все возникло, что объединяет мир воедино. Проблема: отношение мышления к бытию и духа к природе. Что первично - материя либо сознание? 1) Материализм. Материя первична, сознание вторично. Природа существует вечно. На определяющем этапе появляется человек, обладающий сознанием. Демокрит (родоначальник м-ма, материалистического атомизма, фатализма), Эпикур, Спиноза, Маркс, Ленин. 2) Идеализм. Сознание первично, материя вторична. 1. Объективный: первооснова мира - всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало. Мир существует реально. (Платон, Августин, Гегель). 2. Субъективный: основа-сознание отдельного человека. Сознание человека формирует мир. (Кант, Юнг). Крайняя форма - солипсизм - существую я, все остальное - выдумано (Макс Штирнер). 3) Дуализм: есть 2 первоосновы. Варианты: картезианство (декарт). 4) Плюрализм - в основе мира множество субстанций. (четыре стихии Эмпедокла. андроцентрический плюрализм) Материя, как философская категория. Системная организация материального бытия. Материя – философская категория, служащая для обозначения объективной реальности, данной человеку в его ощущениях. Материя – первооснова бытия, она бесконечна в пространстве и времени и не зависит от нашего сознания. Материализм понимает материю как единственно существующую субстанцию. Она несотворима, неуничтожима, вечна и бесконечна. Свойства материи: конечность и бесконечность, прерывность и непрерывность, системность, масса и энергия и т. д. Но важнейшими свойствами являются: пространство; время; движение как способ существования материи. Этапы понимания материи: 1. Этап вещественно-субстратного представления о материи. Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом их свойств, в том числе свойством неделимости. 2. Этап философско-гносеологического представления о материи. 3. Этап философского субстанциально-аксиологического представления о материи. Философский кризис - " Материя исчезла”. Этот кризис связан с утратой представления о материи как о веществе. Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к математ. моделям. Некоторые предали при этом материю забвению = идеализм. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с механически-вещественным пониманием материи. Материя - бесконечно многообразный мир, существующий в перечисленных выше формах бытия. Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы Б. мы не рассматривали, все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю.
Динамическая и пространственно-временная организация бытия. Понятие движения, развития, пространства и времени. Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний характеризуются как развитие. Процесс развития - это переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, кот. рождаются из предшествующих им систем. Две разновидности процессов развития: 1) процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, опред-го уровня ее организации. 2) Процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд. Пространство - это совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину (расстояние и ориентация) Пространство и время - общие формы координации материальных объектов и их состояний. Пространство и время являются не только формами созерцания, но и объективными характеристиками бытия. Пространство и время зависят также от видов, форм движения материи. В философской литературе нет единогласия по поводу количества таких форм. Философия о движении, пространстве и времени. Пространство: • трехмерно; • однородно (равноправие всех его точек); • изотропно (равноправие всех его направлений). Время - совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (явлений), их последовательность и длительность. Время: - одномерно; - однородно (равноправие всех моментов времени); - необратимо Всеобщие свойства: • объективность пространства и времени; • всеобщность пространства и времени В науке исторически сложилось две концепции в понимании движения: 1) Метафизический субстанциализм - объект значит нечто сам по себе, вне присущих ему движений. Движение - нечто внешнее, налагающееся на объект, абсолютизация субстанции (Метафизический материализм) 2) Идеалистический релятивизм - отрицание субстанции вообще, провозглашение чистого движения, существующего без всякого носителя, абсолютизация движения (Идеализм). В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Существует несколько качественно различных форм движ. материи: механ, физическая, хим, биологическая, социальная... Они имеют общие закономерности, свойственные всяким уровням, а также их взаимодействие. Эта связь выраж. в том, что высшее включает низшее. (ДНК – хим. соединение), однако высшие формы не включены в низшие. (нет жизни в хим. соединениях). Прослеживание связей между различными формами движ материи позволяет создать картину их развития во вселенной.
Диалектика и ее исторические формы. Диалектика и синергетика. Диалектика в своем развитии прошла 3 этапа: 1. Стихийная диалектика древних (Гераклит, Сократ, Зинон, Парменид). 2. Диалектика немецкой классической философии. У истоков диалектического мышления стои Кант. Оформление диалектики в с-му понятий, законов и категорий происходит у Гегеля. 3. Материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс). Диалектике был придан универсальный статус: развивается и природа, и общество, и человеческое сознание. Различают объективную и субъективную диалектику. Объективная - о развитии мира. Субъективная: а) отражение объективной диалектики в мышлении; б)специфические законы человеческого мышления; в)теория диалектики. Различают позитивную и негативную диалектику. Позитивная - представлена разработкой отдельных диалектич. идей и закономерностей (Сократ). Негативная - отрицание истинности и сущности всего того, что содержит в себе внутреннее противоречие (Парменид, Зинон). Не сущ. альтернатив объективной диалектики, но сущ. альтернативы субъективной: 1) Догматизм - ставит под сомнение относительность человеческих знаний. 2) Релятивизм - абсолютизирует относительность знаний. 3) Скептитизм - абсолютизирует неполноту знаний. В последнее время в качестве альтернативы диалектики рассматривается синергетика. Центральные понятия в синергетике: неустойчивость, нелинейность, неравномерность, открытость, альтернативность, хаос, порядок, случайность. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 936; Нарушение авторского права страницы