Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные положения теорий взаимодействия культуры и цивилизации.УУУУУ



По мнению Н.А.Бердяева, культура всегда бывала великой неудачницей жизни. Именно цивилизация пытается осуществить жизнь. Во всякой культуре, на известной стадии ее развития начинают обнаруживаться начала, которые подрывают духовные основы культуры.

Всякая культура ( даже материальная культура) есть культура духа.

Цивилизация по природе своей технична, в цивилизации всякая идеология, всякая духовная культура есть лишь надстройка, иллюзия, не реальность. Цивилизация в противоположность культуре не религиозна уже по своей основе, в ней побеждает разум " просвещения". Цивилизация в противоположность культуре не символична, не иерархична, не органична. Она реалистична, демократична, механистична. Она хочет не символических, а " реалистических" достижений жизни, хочет самой реальной жизни, а не подобий и знаков, не символов иных миров. В цивилизации коллективный труд вытесняет индивидуальное творчество. Цивилизация обезличивает. Освобождение личности, которое как будто бы цивилизация должна нести с собой, смертельно для личностной оригинальности. Личное начало раскрывалось только в культуре. Воля к мощи жизни уничтожает личность.

В ХХ столетии стало очевидно, что диалог культур и цивилизаций предполагает взаимопонимание и общение не только между различными культурными и цивилизационными образованиями в рамках больших культурных зон, но и требует духовного сближения огромных культурных регионов, сформировавших на заре цивилизации свой комплекс отличительных черт. Диалог как принцип культурного развития позволяет не только органично заимствовать лучшее из мирового наследия, но и вынуждает человека подать «свой» голос, совершить личностное переосмысление «чужой» культуры. Только внутреннее переосмысление культурных ценностей, только активный диалог с культурными формами делает человека культурным, приобщенным к большому космосу культуры.

Можно выделить следующие основные тенденции взаимодействия культур ицивилизаций в современном мире:

1) диалог культур по принципу взаимодополнительности;

2) принципы ненасилия;

3) толерантность и культурный плюрализм как условие и результат диалога;

4) «экологизация» техногенной цивилизации, т.е. привнесение в западный мир восточных идей уважения к окружающему миру и благоговения перед жизнью

5) «рационализация» экологической цивилизации, т.е. привнесение в восточный мир идей разумного устройства человеческой природы и общества, а также индивидуальной деятельностной активности

6) взаимодействие коллективизма и индивидуализма как принципов соответственно восточного и западного миров;

7) взаимосвязь глобализации и национального своеобразия в развитии, что проявляется в т.наз. «глокализации», т.е. единстве глобального (всеобщего, универсального, мирового) и локального (местного, особенного или даже уникального).

41 Понятие социальных законов: механизм их познания и реализации.

Понятие социального закона

Любая совокупность знаний не может называться наукой до тех пор, пока она не изучает закономерности, характерные для определенного объекта исследования. Законы социологии как науки основаны на повторяемости определенных явлений происходящих в человеческом обществе.

Согласно определению, данному известным российским социологом Г.В. Осиповым, социальные законы представляют собой относительно устойчивые и Систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и профессиональными группами, а также между обществом и социальной организацией, обществом и семьей, обществом и трудовым коллективом, обществом и личностью, социальной организацией и личностью. Основой классификации социальных законов являются различия в сфере их действия. Например, социальные законы могут охватывать явления на уровне малых групп, организаций, социальных слоев (страт), классов, общества в целом.

Социальные законы (как и законы других общественных наук) действуют, проявляются только в определенных условиях. Определить эти условия представляется наиболее сложной задачей социологии. Это обусловлено тем обстоятельством, что на человека, группу или организацию воздействует большое количество различных факторов внешней среды и, кроме того, важным фактором является мир внутренних желаний и стремлений людей.

С социальными законами люди сталкиваются постоянно и либо подчиняются их действию, либо стараются избегать ситуаций, условий, в которых проявляется действие таких законов. Многие люди приспособляют свое поведение к социальным законам или протестуют против них, но знание социальных законов необходимо для изучения человеческого общества.

42 Сущность и проявления социального детерминизма. Необходимость и свобода, сознательное и стихийное в деятельности общества, в политике, социальном управлении.

Социальный детерминизм - один из основных принципов социологии, выражающий всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность социальных явлений.

Важнейшей характеристикой социального детерминизма является причинно-следственная связь, однако к последней не сводятся все формы детерминации (обусловленности). Среди них следует назвать связи случайные и необходимые, возможные и действительные, прямые и косвенные и т.д. Вся совокупность связей и отношений данного класса объектов выступает в качестве важнейшего детерминанта развития.

Свобода и необходимость - философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и об-ва. Идеалисты в своем большинстве рассматривают С. и н.. как взаимоисключающие понятия понимают С. как самоопределение духа, как С. воли, как возможность поступать согласно волеизъявлению, к-рое не детерминировано внешними условиями. Они полагают, что идеи детерминизма, устанавливающая необходимость человеческих поступков, полностью снимает ответственность человека и делает невозможным нравственную оценку его действий. Только ничем не ограниченная и безусловная С. выступает, с их т. зр., единственной основой человеческой ответственности, а следовательно, и этики. Крайний субъективизм в объяснения С.

СТИХИЙНОЕ И СОЗНАТЕЛЬНОЕ в ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ - категории социального познания, с помощью которых раскрывается характер протекания процессов общественной жизни как деятельности людей, степень совпадения целей и результатов деятельности. Ядром вопроса о соотношении стихийности и сознательности в историческом процессе является проблема рациональности и ее границ применительно к особенностям индустриальной цивилизации. В качестве исходного пункта представлений о возможности полностью сознательной (рациональной) организации социальной жизни можно рассматривать учение Платона об идеальном государстве. Однако наиболее объемно проблема обсуждается в Новое время в условиях становления и развития индустриального общества. В духе рационализма и просвещения обосновывается идея о возможности рациональной организации общества и исключения в нем какой-либо стихийности (случайности) на основе научного предвидения, в чем и выражается общественный прогресс (Декарт и др.). Идеальное общество есть рационально организованное общество, где ведущую роль выполняют носители знаний, из единого центра планирующие будущее (позитивизм, марксизм). Предельной формой данного подхода выступила теория и практика коммунистических режимов, исходивших из идеи абсолютной рационализируемости всех сторон жизни общества и человека (ленинизм).

43 Базис и надстройка общества. Материальное производство – основа развития общества. Диалектика производительных сил и производственных отношений.

БАЗИС И НАДСТРОЙКА (греч. basis - основание) - основные понятия марксистской версии социальной философии, характеризующие структуру " общественно-экономической формации". С помощью данных понятий в границах исторического материализма была предпринята попытка установить существенную, системообразующую связь и взаимозависимость экономических и идеологических отношений, а также общие закономерности их развития. Сжатую характеристику Б. и Н. и их взаимодействия Маркс сформулировал в предисловии к работе " К критике политической экономии": " В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания".

Маркс разработал концепцию материалистического понимания истории. Её основа - признание решающей роли материального производства в жизни общества.

Причём материальное производство имеет две стороны: 1) Техническкую -отношение людей к природе (люди, используя орудия, преобразуют вещество природы в формы, пригодные для употребления);

2) Общественную - в процессе производства между людьми объективно возникают производственные отношения (отношения собственности в широком смысле слова, все экономические отношения).

Именно они определяют весь облик общества.

Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторической материализм). Суть исторического материализма в следующем:

· на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);

· производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;

· указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;

· базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

· в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются теорию общественно-экономических формаций – первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество; азиатский способ производства – особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей – земледельцев в долинах крупных рек; феодализм; капитализм; социалистическое общество – общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной собственности на средства производства;

· рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;

· уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.

44 Сущность культуры, закономерности ее развития и функционирования.

Культура — понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением человека, проявлением его субъективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Культура является предметом изучения культурологии.

Понятие " сущность культуры личности" выступает явлением нормативным. Предполагает взаимодействие ряда элементов:

· определенный набор социальных сил личности (способностей, знаний, навыков, потребностей), отражающий целостный характер общества и потому позволяющий индивиду в различных формахучаствовать в экономической, политической, социальной, духовной сферах социума.

· возможность перехода сущностных сил человека с уровня инди-видуально значимого на социально значимый.

· изменение характера детерминации развития социальных сил человека с внешнего на внутренний.

Культура не может быть понята абстрактно, вне исторического контекста. Чтобы научно определить природу культуры, необходимо исходить из анализа исторического процесса, из исследования развития человека в процессе истории. Иначе говоря, чтобы понять культуру, всегда сопровождается разрушением культуры.

История включает все виды жизнедеятельности человека – конструктивные и деструктивные, прогрессивные и регрессивные. Полного тождества между развитием культуры и историей общества не может быть.

Концепции, отрицающие наличие единой мировой культуры. Сторонники этой линии делают акцент на оригинальность и несовместимость различных этнокультур, отрицание однолинейности и монотонности мировой культуры. При этом подчеркивается, что беспредельное развитие культуры приводит к возникновению цивилизации. Ярким представителем этого направления является О. Шпенглер (1880-1936). В его основном труде «Закат Европы» культура трактуется им как «организм», который обладает жестким, сквозным единством и, в то же время, он обособлен от других «подобных ему организмов». Поэтому, делает автор вывод, единой общечеловеческой культуры нет и быть не может. Умирая, культура перерождается в цивилизацию – этакий бездушный интеллект. Этот путь, по Шпенглеру, есть путь от творчества к бесплодию. Каждая культура существует на протяжении веков, затем она угасает, и процесс ее возрождения невозможен, а народ остается жить, впитывая новую культуру.

45 Культура и природа. Культура и общество, деятельность, человек.

Культура и природа

Взаимодействие культуры и природы — это одна из проблем культурологии.

Марк Порций Катон Старший ввёл понятие культуры, определяя его как возделывание, улучшение, почитание, относя его к обработке земли. В таком понимании культура предстаёт как сотрудничество человека с природой, направленное на взаимную пользу. При таком сотрудничестве человек принимает от природы её материальные составляющие, черпает замыслы, учится, в ответ обогащая природу творчеством своего труда, одухотворяя её. Действия же направленные на разрушение природы не могут не навредить и человечеству в ней живущему. Такие действия не могут являться результатом высшей сознательной деятельности, проявлением которой и является культура.

Современное, не редко встречающееся противопоставление культуры и природы возможно при допущении мысли об отдельности человеческого существования от природы и отождествления культуры и городской жизни, цивилизации. Не трудно найти примеры проявлений, относящихся к городской жизни которые не могут быть отнесены к области культуры и даже стать примером упадка культуры и её отсутствия. Подобные мнения можно найти в работах И. Г. Гердера, Н. А. Бердяева, Н. К. Рериха.

Не трудно убедиться, что отстранение человека от принципов разумного сотрудничества с природой, его порождающей, приводит к упадку накопленного культурного достояния, а после и к упадку самой цивилизованной жизни. Примером тому могут служить упадок многих развитых государств древнего мира и многогчисленные проявления кризиса культуры в жизни современных мегаполисов.

Современная культура начала формироватся в 18 - 20 веке. Приобретая множество течений и направлений, охватывая новые территории и делая революции культура сейчас представляется перед нами в своем большом многообразии. Поэтому сейчас культура ассоциируется именно с цивилизацией и ставится в противоположенность естественной природе. По уровню культуры судят о народах, о их духовном и социальном развитии. Культура тесно переплетается с социальным развитием общества и общим прогрессом

46 Материальная и духовная культура.

Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовную.

Материальная культура подразделяется на:

— производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека;

— воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной.

Следует заметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.

Понятие духовной культуры:

— содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),

— показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).

47 Основные положения теорий взаимодействия культуры и цивилизации.

48 Россия как особая историко-культурная целостность. Запад, Восток, Россия в диалоге культур.

В современной науке Восток, Запад, Россия воспринимаются как важнейшие социокультурные образования в процессе исторического развития. Традиционно время цивилизациив истории органичивается 5–6 тясячелетиями, начиная с появления развитых, техногенных обществ в долинах больших рек (Шумер, Египет, Китай, индская цивилизация), заложивших социально-экономический и духовно-культурный фундамент государств-деспотов Древнего Востока. С этими и подобными им средневековыми обществами (исламская цивилизация) чаще всего и связывается представление о существовании в мировой истории особого образования – Востока, противоположного Западу (другой фундаментальной формы всемирного социокультурного опыта). Восток и Запад противопоставляются в виде следующих оппозиций: стабильность – нестабильность, естественность – искусственность, рабство – свобода, субстанциональность – личность, духовность – материальность, чувственность – рациональность, порядок – прогресс, устойчивость – развитие. В этих идущих из философии истории представлениях остался без внимания тот факт, что Восток и Запад – не изначальные, а значит, и не универсальные формы цивилизационно-исторического существования. Отсюда – критика классическихисторических теорий (особенно европоцентризма, стремления поставить Запад над Востоком) в теориях локальных цивилзаций, принципиально отвергающих допустимость использования в историческом познании самих понятий Востока и Запада. Новейшие цивилзационные теории, построенные с опорой на противопоставление традиционных и современных обществ (культур), также отвергают реальность Востока и Запада в мировой истории. Однако после трудов М. Вебера, Р. Генона и М.К. Петрова едва ли возможен отказ отэтих исторических реальностей, но с одной очень существенной поправкой в отношении к классике. Общества и культуры традиционного типа – изначальные и социально-универсальные (естественные, нормальные) формы организации и обновления социокультурного опыта. От классической эллинской цивилизации берет начало европейская (западная) культурно-историческая традиция с ее демократией, философией, рынком, капитализмом, либерализмом и наукой. Западное происхождение этих новаций допускает использование в данном контексте понятия «Восток» для обозначения сохранивших свою традиционность и древних, и средневековых, и даже новых обществ и культур.

Вопрос о России и ее месте в истории решается следующим образом: во-первых, указанием на христианский характер ее духовно-культурной традиции и европейскую принадлежность этноса, общества и государственности (этим она отличается от цивилизаций Востока); во-вторых, указанием на православие и совпадение государственности и цивилзации в силу геополитической специфики, что отличает Россию от стран Западной Европы. Чисто исторически Россия (вместе с Византией и Западной Европой) – это вторичная и наиболее молодая христианская цивилизация западного мира.

Культура России – это культура русского народа, сложившаяся вначале на восточнославянской основе в виду культуры древнерусской народности (примерно в VIII–XIII вв.), а с XIV в. и по настоящее время представленная украинской, белорусской и великорусской культурами. Для русского культурного самосознания определяющей является мысль о временном, локальном и существенном единстве российской культуры и о ее определенном своеобразии. Существуют и два иных подхода в определении понятий «культура России» обособительный и расширительный. Первый настаивает на резком противопоставлении Руси-Украины и гораздо более позднего и смешанного культурного образования, сложившегося в собственно России. Второй представляет культуру России как совокупность множества различных национальных культур, так или иначе связанных с собственно русской культурой. Оба подхода – и обособительный, и расширительный – в известной мере объясняются спецификой самой русской культуры и путей ее исторического развития, своеобразием природных условий и социокультурного окружения, а также общим колоритом исторической эпохи.

Культура России и православие – один из аспектов, выражающих специфику и важнейшие особенности развития русской культуры на всем его протяжении и, особенно, в допетровскую эпоху (часто обозначаемую в литературоведении, истории эстетики и исторической культурологии как «эпоха Древней Руси» в противоположность послепетровскому «новому времени»). Православие – изначальное христианство «Единой, Святой, Соборной и Апостольской церкви» (согласно общецерковному Никео-Цареградскому символу веры IV в.), принятое Киевской Русью до отделения от него западной церкви во главе с папой, ставшей именоваться католической. Связь с православной Византией и отмежевание от католичества Западной Европы, а с XVI в. – и от протестантизма, возникшего в эпоху Реформации, – основные духовно-мировоззренческие устремления и самого русского народа (образ Святой Руси в народном самосознании), и всех выдающихся творцов русской культуры. Ярче всего мысль о хранении русским народом, его культурой бесценных духовных сокровищ православия ради общечеловеческого спасения выражена в знаменитой речи Ф.М. Достоевского на открытии памятника А.С. Пушкину в Москве.

49 Понятие информационной цивилизации. Постиндустриальное общество.

Этот тип цивилизации основан на информационных технологиях. У ее истоков лежат процессы, сущность которых принято обозначать терминами " информатизация" и " глобализация".

Сущность информатизации состоит в экспоненциальном нарастании объема экономической, политической, технической, научной, бытовой, правовой и духовно-культурной информации, необходимой для решения быстро усложняющихся социально-экономических, научно-технических, бытовых и культурных проблем.

Цивилизационные ценности, открытые в начале Нового времени, и главная из них — ценность человеческой личности, остаются значимыми для обществ, составивших цивилизацию Нового времени XV—XX вв., до нынешнего дня. Современная (постиндустриальная, информационная, постмодернистская) цивилизация по существу является составной частью цивилизации, начало которой было положено в XV—XVII столетиях.

Причины возникновения Информационной цивилизации:

1.-появление транснациональных корпораций, что способствует возникновению нового международного разделения труда (то есть появляется экономическая взаимозависимость различных обществ, глубоко проникшая в экономику всех стран мира);

2. -появление новых глобальных торговых сетей, каналов экономического обмена, связывающих страны и компании;

3. -процесс, сопровождаемый зарождением информационных сетей, основанных на новейших технологиях; их бурное развитие;

4.-интенсификация миграционных потоков различных уровней и развитие мирового туризма;

5.-распространение культуры постмодерна, новых интегральных форм религиозных культов, усиление влияния культуры Интернета и популярной культуры (поп-культуры).

Реальность информационной цивилизации практически вся искусственна. Люди оказываются не в среде человеческих существ, как это было в прошлом, но объектов. Имеет место не обмен людей друг с другом, но статистический обмен товарами и сообщениями: начиная со сложной организации дома, оснащенного бытовой техникой, до городов-мегаполисов с их коммуникационной и профессиональной активностью и " вечным праздником рекламы".

У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер в своих историко-стадиальных исследованиях применяют технократический подход, на основе которого выделяют следующие цивилизации:

1. Аграрную (доиндустриальную),

2. Промышленную (индустриальную)

3. Информационную (постиндустриальную)

Одной из тенденций развития Информационной (постиндустриальной) цивилизации является современная диалектика становления ноосферы сферы разума как отличительной черты и в то же время объективной потребности развития Постиндустриальной цивилизации.

Знание, способность его хранить, концентрировать, приобретать, обмениваться, добывать качественно новое знание, играет все большую, если не доминирующую роль в развитии Постиндустриальной цивилизации.

Развитие науки, сфер интеллектуальной деятельности, приобретает ключевую роль. Современные высокие технологии, без которых уже невозможно не только развитие, но и существование всех основных сфер человеческой жизнедеятельности, продукт современного интеллекта, его материализация.

Это породило острую потребность в эффективном массовом образовании, как базе для развития необходимого интеллектуального и культурного потенциала Постиндустриальной цивилизации, и в то же время стимулировало углубление кризиса образования, т.к. образовательные концепции, технологии и системы уже во многом не соответствуют требованиям нового времени.

Карл Саган дополнил энергетическую классификацию Кардашёва сверхцивилизаций информационной.

50 Кризис современной цивилизации. Глобальные проблемы как выражение противоречивости развития современной цивилизации.

Сегодня уже очевидно, что современная мировая цивилизация идет по пути бездуховного, материалистического развития. Ее первоочередная цель - не развитие и удовлетворение духовных потребностей человечества, а все более полное удовлетворение его материальных потребностей и запросов, не ограниченных никакими разумными пределами. Все это происходит на фоне действия трех основных объективных факторов:

1) Ограниченность территории земной суши, благоприятной для жизни и деятельности человека;

2) Уже вполне очевидная ограниченность сырьевых ресурсов Земли и неравномерное их распределение по территории Земли;

3) Динамично увеличивающаяся численность населения Земли.

Все эти причины закономерно обрекли современную цивилизацию на экстенсивное развитие промышленности и сельскохозяйственной деятельности и (благодаря действию перечисленных выше факторов) привели к глубочайшему и необратимому кризису, неизбежно ведущему к глобальной катастрофе этой цивилизации. Причем катастрофа эта должна произойти в ближайшем, обозримом будущем.

В современной цивилизации условно можно выделить два центра. Западный - промышленно развитые страны (США, Англия, Франция и др.) и страны " третьего мира", лежащие в сфере их сырьевых интересов. Восточный центр - Китай, Индия, Япония и т.д. Западный центр находиться в состоянии глубочайшего кризиса. Кризис вызван наличием гипертрофированной промышленности, ориентированной на удовлетворение огромных материальных запросов и потребностей тамошнего населения - при практически полном отсутствии сырьевых ресурсов. А в ближайшие 60 лет исчезнут и вообще все невосполнимые сырьевые ресурсы Земли - если промышленное производство и численность населения будут расти столь же динамично.

Восточный центр мировой цивилизации переживает предкатастрофический кризис перенаселенности: не хватает территории, пригодной для жизнедеятельности людей.

Очевидно, современная материалистическая цивилизация в принципе не способна преодолеть кризис (или хотя бы оттянуть время своей катастрофы). Оба центра современной цивилизации пытаются продлить свое существование чисто материалистическими способами. Западный центр пытается сделать это путем установления жесткого контроля над сырьевыми ресурсами стран со слабо развитой промышленностью и низким военным потенциалом, поддерживая в них послушные ему политические режимы (демократии и диктатуры). Восточный центр будет решать свои проблемы путем экспансии на чужие территории. По мере нарастания перенаселенности методы экспансии будут изменяться от поощрения официальной и неофициальной эмиграции населения, экономического и политического проникновения до военной интервенции.

Вся мировая история свидетельствует о том, что периоды международной стабильности наступают тогда, когда достигается баланс интересов различных государств. А этот баланс интересов возникает только благодаря установлению баланса сил. Нарушения баланса сил ведет к нарушению баланса интересов в пользу государств, оказавшихся более сильными в политическом, экономическом и военном отношениях. Повторим: баланс интересов обеспечивается балансом сил - а отнюдь не " общечеловеческими ценностями" или демократическими " людьми доброй воли".

51 Роль объективных и субъективных факторов в решении современных глобальных проблем. Экологическое сознание и культура. Государственное и правовое регулирование процессов решения глобальных проблем.

Глобальные проблемы (франц. glоbаl - всеобщий, от лат. glоbus (terrae) - земной шар) представляют собой совокупность проблем человечества, от решения которых зависит развитие, дальнейший социальный прогресс и, в конечном итоге - сохранение цивилизации. Они представляют собой причудливое переплетение на общепланетарном, общемировом и общечеловеческом уровне социально-экономических, политико-идеологических, культурных, биосоциальных и социоприродных противоречий в современном мире.

Критериями выделения глобальных проблем является следующее:

- повсеместное их распространение затрагивает человечество в целом;

-неразрешение данных проблем может привести к гибели все человечество;

- разрешить их возможно только совместными усилиями человечества, т.е. они не могут быть полностью разрешены в рамках отдельного государства или региона.

Анализ глобальных проблем немыслим без их научной, логически стройной типологии. В литературе существует несколько подходов к типологии глобальных проблем современного этапа общественного развития. Одним из вариантов является подразделение их на три группы.

Первая группа глобальных проблем вырастает из отношений между основными социальными общностями современного человечества (общественно-экономическими системами и составляющими их государствами, классами, нациями), то есть система «общество-общество».

Эти проблемы связаны с перестройкой международных отношений сообразно требованиям дальнейшего прогресса человечества. Их можно выделить под названием «общемировые глобальные проблемы» или «интерсоциальные проблемы».

Вторая группа глобальных проблем вырастает из отношений «человек- природа».

Ее составляют проблемы оптимизации, гармонизации и гуманизации отношения общества к природе для сохранения и приумножения ресурсного потенциала человечества. Их можно определить, например, как «общепланетарные глобальные проблемы»

Третья группа - система «человек - общество».

Необходим комплексный анализ этих проблем всей системой научного знания. Это связано с тем, что глобальная проблематика требует одновременного рассмотрения в биосфере, техносфере и социосфере, причем на разных уровнях ее анализа и решения в каждой из названных сфер. Так, скажем, рассмотрение глобальных проблем в социосфере можнопроанализировать и последовательно решить практическина различных уровнях: на уровне индивидуальных человеческих существ, на уровне технологии и ресурсов, на уровне экономики, на уровне политики, на уровне культуры (права, эстетики, психологии, этики и т п), на уровне определенного социального организма (определенной отдельной местности, страны, региона) и социетальном уровне (человечества). Усилия человечества только тогда будут эффективны, когда ни один из уровней не будет пропущен и всем им будет уделено должное внимание.

Специфика философского осмысления глобальных проблем состоит в следующем:

1) Философия, формируя новое мировоззрение, задает определенные ценностные установки, которые во многом определяют характер и направление человеческой деятельности.

2) Методологическая функция философии состоит в том, что она обосновывает частные теории, способствуя целостному видению мира.

3) Философия дает возможность рассматривать глобальные проблемы в конкретно-историческом контексте. Она показывает, в частности, что глобальные проблемы возникают во 2-й пол. ХХ столетия.

4) Философия позволяет увидеть не только причины возникновения глобальных проблем современности, но и выявить перспективы их развития, возможности решения.

В поисках путей решения глобальных проблем современности определяющую роль играет умение человека прогнозировать будущее. Это качество, в котором заложена способность высшей нервной системы к опережающему отражению действительности, задано человеку от рождения, то есть генетически присуще ему

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1128; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.067 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь