Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Билет 23.1. Основные проблемы русской философии и этапы ее развития.



Русск. Ф.— феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность - русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую Ф. отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.Характерные черты: • религиозное влияние •художественное выражение мыслей, с связи с политической несвободой и жесткой цензурой • стремление почти всех философов заниматься всем проблемами сразу • широкое распространение в массах, понятность простому народу. Основа предмета: • проблема человека; • космизм (восприятие космоса как единого целостного организма); • проблемы морали и нравственности; • проблемы выбора исторического пути развития России -между Востоком и Западом; • проблема власти; • проблема гос-ва; • проблема соц справедливости (данной проблемой " пропитан" значительный пласт рф); • проблема идеального об-ва; • проблема будущего. Можно выделить сл основные этапы: • период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси; относится к 9–13 вв.(отход от язычества) • философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского гос-ва (Московской Руси и России); 13–17 вв. Среди видных философов данного периода: Сергий Радонежский, Максимилиана Грек, Андрей Курбский • философия 18 в.; Первые философы появились на Руси в XVII-XVIII веках. Однако их философия не была самобытной. Приобщение к новоеропейской философии (прежде всего французской и немецкой) после реформ Петра 1 привело к появлению российских мыслителей просветительского плана: Радищева, Новикова и др. Основные представители материалистического направления- Ломоносов, Радищев. Большое внимание Радищев уделил соц-политической философии. Ее кредо — борьба против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права. • философия XIX в.; Знакомство с византийской и западноевропейской философией было необходимым подготовительным этапом формирования самобытной русской философии. У историков философии нет единого мнения о том, к какому периоду отнести возникновение философии в России. Однако большинство согласны ассоциирует пробуждения самосознания России со спором западников (А. Герцен, В. Белинский, П. Чаадаев) и славянофилов (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, ) Спор славянофилов и западников о русском пути приходится на начало промышленного переворота в России: начались ломка традиций общества, переход к обществу индустриального типа. Таким образом, как и в других странах, философия зародилась в России в кризисный, переходный этап развития культуры и знаменовала вызревание в ней личностного начала. • русская и советская философия XX в.

Наивысшей своей продуктивности, своего творческого пика отечественная философия достигла в первой четверти ХХ века: этот период богат разнообразием философских школ (персоналисты, интуитивисты, соловьевцы) Этот период заканчивается в 1922 году высылкой большинства русских философов за пределы Советской России. Советский период в развитии отечественной философии характеризуется тотальным господством идеологизированного марксизма – диалектического и исторического материализма(особо следует отметить работы М.М. Бахтина и Лосева)Постсоветский период, начавшийся с сер. 80-х гг. 20 в. и продолжающийся в н/в характеризуется пересмотром отношения к марксистско-ленинской философии и ренессансом русской религиозной философии (широко изданы и изучаются классические труды религиозных мыслителей, в том числе – созданных в русском зарубежье). Открылся доступ к знакомству и широкому изучению новейших западных исследований по постмодернизму. Современный период характеризуется отсутствием какой-либо ведущей системы или доктрины, и, что вполне естественно в таких ситуациях, изрядным теоретическим и методологическим эклектизмом.

Билет 23.2. Теоретическое познание, основные формы и методы. Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и др форм мышления и " мыслительных операций". Живое созерцание, чув-венное познание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познават. процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осущ-вляется с помощью систем абстракций " высшего порядка" - таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др. На теоретическом уровне познания происходит раскрытие наиболее глубоких, сущ-венных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам и явлениям. Результаты теоретического познания - гипотезы, теории, законы. Это и есть его основные формы. Методы: позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения. 1. Абстрагирование – отвлечение от ряда св-в и отношений предметов менее сущ-венных, с одновременным выделением более сущ-венных, это упрощение действительности. 2. Идеализация – процесс создания чисто мысленных предметов, внесение изменений в изучаемый объект всоответствиями с целями исследования. 3. Формализация – отображение рез-тов мышления в точных понятиях или утверждениях. 4. Аксиоматизация – в основе лежат аксиомы. 5. Дедукция – движение познания от общего к частному, восхождения от абстрактного к конкретному. 6. Гипотетико–дедуктивный – выведение заключений из гипотез, истинные значения которых неизвестны. Знание носит вероятностный характер. Включает соотношение между гипотезами и фактами. 7. Анализ – разложение целого на составные части. 8. Синтез – объединение полученных результатов анализа элементов в систему. 9. Матем. моделирование – реальная система заменяется абстрактной системой (математическая модель, состоящая из набора математических объектов) с теми же отношениями, задача становится чисто математической. 10. Рефлексия – научно – исследовательская деятельность, рассматриваемая в широком культурно-историческом контексте, включает 2 уровня – предметный (активность направлена на познание конкретной совокупности явлений) и рефлексивный (познание обращается на само себя).

Билет 24.1.Спор славянофилов и западников, его значение для современности. На рубеже 30-40-х гг. в России сложилось два противоположных ф. течения: славянофильство и западничество. Основной вопрос в том особенный ли исторический путь у России или что Россия просто отстала от Западной Европы.Западники. Представители: Кавелин, Грановский. Западники считали, что Россия - та же Европа, но только отстала от нее в развитии. За столетия ига европейское лицо россиян существенно изменилось, и только Петр сумел вырвать страну из отсталости и сна, повернуть ее снова на магистральный путь европейской цивилизации. Будущее России - в примере Европы, в заимствовании ее государственного, общественного, технологического опыта. Русские должны по примеру ведущих европейских стран выстраивать свою государственность, развивать парламентаризм, демократические традиции, повышать культуру. Важное место западники отводили вопросу о том, что россиянин, наконец, должен осознать себя как независимую личность, знающую и уважающую свои права.-выступали за конституционную монархию. Видели идеал государства в парламентском строе Англии и Франции; -выступали за свободу печати и слова, за неприкосновенность личности, введение гласного суда. Славянофилы Хомяков и Киреевский. Заняли противоположную позицию. По их мнению, у России - своя судьба, свой путь в истории. Ей не подходят западные порядки и рецепты лечения общественных болезней. Россия - земля не государственная, а общинная, семейная. В ней прежде всего сильны традиции коллективизма, коллективной собственности. Русский народ не претендует на государственную власть, он доверяет ее монарху, который подобен отцу в семье, его слово и воля - живой закон, не подлежащий оформлению в виде конституции. Важную роль в жизни страны и ее народа играет православная вера.Оба течения выступали за отмену крепостного права, . проведение буржуазных реформ. Те, кого мы сегодня называем «западниками» и «славянофилами», были объединены чувством недовольства существующим режимом, все их помыслы были направлены к поиску путей, которые могли бы привести к исправлению ненормального положения вещей в России.Исторический опыт дискуссий 40-50-х гг. 19 в. в России между западниками и славянофилами имеет непреходящее значение. Их отзвуки в разной форме, в различной терминологическом выражении проходят и через все последующие десятилетия 19 в. (почвенничество, концепции русских либералов и радикалов), через век XX и продолжают вновь возникать и в 21 в.

Билет 24.2.Познание и понимание. Познание - процесс духовного освоения мира, направленный на поиск истины. Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.Мир познаваем в силу его взаимосвязи с человеком и обладания человеком уникальными способностями. Человек оперирует чув-вами, мыслями, совершает поступки, действует. Человек познает мир благодаря вчувствованию, объяснению, пониманию. В общении с др человеком полезно вчувствоваться в его ситуацию, представить себя на его месте.Объяснение - это наращивание сведений о чем-либо на основе мыслей. Очень часто используется дедуктивное объяснение: факты оцениваются с позиций законов теории. Напр., когда студент решает задачу по физике, электротехнике, химии, от него требуют чтобы он подвел переменные под закон. Понимание относится к практике, это интерпретация на основе ценностей поступков людей. Понимание — психологическое состояние, верное восприятие или интерпретация какого-либо события, явления, факта, принятое в опр кругу.Понимание универс. операция мышления, связанная с усвоением нового содержания, включением его в систему устоявшихся идей и представлений. Проблемы понимания. 1. Понимание не является принципиально отличным от мышления самостоятельным психическим процессом. Понимание — компонент мышления, один из образующих его процессов. Понимание обеспечивает установление связи раскрываемых новых св-в объекта познания с уже известными субъекту, формирование операционального смысла новых св-в объекта и определение их места и роли в структуре мыслительной деятельности.Для понимания нового материалачеловек всегда должен решить опр мыслительную задачу, т.к. формирование понимания нового происходит в процессе мыслительной деят-ти и оказывается ее рез-том. Когда же субъекту нужно понять уже известное событие или явление, то понимание совершается без актуального участия мышления — это понимание-вспоминание. Любая форма данного психологического феномена при повторном обращении субъекта к породившей ее познавательной ситуации превращается в понимание-вспоминание.Одни и те же 3 формы понимания проявляются и в таких видах мыслительной деят-ти, в которых понимание составляет основное психологическое содержание, и в таких, где оно играет вспомогательною роль, оказывается компонентом деят-ти. И в том и в др случае для возникновения анализируемого феномена человек должен решить некоторую мыслительную задачу. То, какая форма понимания возникает у субъекта в конкретной ситуации, обусловлено прежде всего характером мыслительной деят-ти: тем, в какие объективные обст-ва, требующие понимания, попадает человек и какую задачу он решает в этих обст-вах.

Билет 25.1. Материалистические направления в русской философии. Материалисты: Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Писарев являлись не только философскими теоретиками, но и идеологами русской революционной демократии. Революционные философы прошли поучительную школу нем.Классич. философии и Француз.просвещения. После глубокого увлечения гегельянством они повернулись в сторону материализма, стремясь сохранить диалектичность. Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность материи по отношению к сознанию, идею о том, что сознание есть св-во не всей, а только высокоорганизованной материи - мозга. Герцен - признавал сущ-вование объективного разума. Критиковал славянофилов за идеализацию православия и поддержку самодержавия. Основоположник народничества. После 1848 г. разочарование в мелкобуржуазном духе Западной Европы. Идея " русской общины". В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь разнооформленная материя с разнородными кач-вами, в рез-те столкновения которой и начинается жизнь природы. Обосновали принцип постоянной эволюции об-венной истории. Герцен: природа и человеческая история вечно и непрерывно изменяются, они течение, прилив, движение, причем движение происходит посредством борьбы 2 противоположных тенденций: возникновения и разрушения. Развитие идет через противоречия, борьбу нового со старым, отрицанием отжившего нарождающимся. Плеханов стал идейным вождем русского социал-демократического движения и оказал сильное влияние на Ленина. В 1900 он принял деятельное участие в учреждении органа РСДРП газеты «Искра». В работах Плеханова утверждались принципы научного социализма, а в Очерках по истории материализма (1896, первоначально вышедших на немецком языке, русский перевод 1922) диалектический материализм увязывался с методами естествознания. Марксистско– ленинская Ф. теоретического познания исходит из последовательно материалист.решения основного вопроса Ф, т.е. рассматривает познаваемый материальный мир, объективную реальность как сущ-вующую вне и независимо от сознания. Диалектич. материализм исходит из положения о том, что мир познаваем, и решительно отвергает утверждение о его непознаваемости, т.е. агностицизм. Будучи последовательно материалист., марксистско-ленинской теоретическое познание не есть, но простое продолжение сложившейся в домарксистской философии материалистич. линии в решении проблем гносеологии. Основная особенность диалектико-материалистич.теоретич. познания- ее развитие осущ-вляется на основе материалистически истолковываемого тезиса о единстве диалектики, логики и теоретич. познания.

Билет 25.2. Философские концепции истины и ее критериев. Истина - процесс адекватного (верного, правильного) отражения действительности в сознании человека. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые в свою очередь можно рассматривать как относительно самостоятельные истины. Критерий истины – ср-во проверки истинности или ложности того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. п. Проблема критерия истины до конца не разрешена.Критерии истины делятся на внешние и внутренние. В кач-ве внешних критериев выделяют практику (диалектический материализм), полезность (прагматизм), самосогласованность (или когеренцию).Критерием истины не может быть публичное или всеобщее признание. Если какую - то информацию разделяет большинство, то это не значит, что на их стороне истина. Как показывает история, истина поначалу является достоянием либо одного человека, либо небольшого круга единомышленников, но рано или поздно становится достоянием большинства.Если внешних критериев недостаточно, говорят о внутренних критериях. 1) критерий логики: по св-ву непротиворечивости; 2) эстетический критерий; 3) критерий экономности мыслей; 4) симметричности; 5) научной рациональности. Концепции истины. В современной философии особенно отчетливо выделяются 3 концепции истины: концепция соответствия (корреспонденции), когеренции и прагматичности. Согласно концепции соответствия, истина есть форма соотношения психики субъекта и объекта. Аристотель считал, что истинное ложное находятся не в вещах, а в мысли. Довольно часто простая схема прямого соответствия чувства или мысли объекту недостаточна. Отдельные суждения приобретают смысл лишь в системе суждений. Там, где в ходу многозвенные логические конструкции, приходится учитывать последовательность, связность, системность рассуждений и высказываний. Когерентность- взаимосоответствие высказываний. Значительный вклад внесли Лейбниц, Спиноза, Гегель. Концепция когеренции не отменяет концепцию соответствия, но ряд акцентов в понимании истины ставится иначе.Прагматическая концепция - критерий истинности - практика. Значительный вклад внесли сторонники марксизма и американ. прагматизма. Марксисты считают, что истина отображает объективное положение дел; фагматики понимают истину как работоспособность чув-в, мыслей, идей, их полезность в деле достижения желаемой цели.Согласно философу Решера - 3 концепции истины не отменяют, а дополняют друг друга.

Билет 26.1. Русская религиозная Ф. конца 19 – 20 вв. Значительную роль и влияние в развитии оказали работы русских философов Розанова, Мережковского, Бердяева, Соловьева, Булгакова и др. Русской религиозной философии 20 в. современные философы отводят совершенно уникальную роль, что обусловлено несколькими причинами. 1. В рамках этой Ф. ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России. 2. Религиозная философия этого периода явилась последним ответом на происходящий исторический разлом Российской империи. 3. Ф. в России начала века формировалась в борьбе с большевистской идеологией. Русская религиозная Ф.20 в. представляла собой такую картину мира, в которой соц революция была трансформирована в эсхатологию, а новая эпоха была воспринята ими как всемирно-историческая трагедия и неудача истории. Русская Ф. 19-20 вв. отличается тем, что философские воззрения этого периода строились как раз на самобытности России и как один из критериев этой самобытности, её религиозность и это не случайность. Философский процесс в России, не есть отдельный автономный процесс, а один из аспектов сущ-вования российской культуры, поэтому духовным истоком цельного процесса является Православие, во всей совокупности своих сторон: как вера и как Церковь, как учение и как институт, как жизненный и духовный уклад. Русская Ф. сравнительно молодая. Она впитала в себя лучшие философские традиции европейской и мировой Ф. В своем содержании она обращается и ко всему миру, и к отдельному человеку и направлена как на изменение и совершенствование мира, так и самого человека. Русская Ф. - это неотъемлемая часть мировой культуры. В этом её значение как для философского познания, так и для общекультурного развития. Ф.- не только продукт деят-ти чистого разума не только итог изысканий узкого круга специалистов. Она представляет собой выражение духовного опыта нации, ее интеллектуального потенциала, воплощающегося в разнообразии творений культуры. Синтез философского и исторического знания, ставящей своей целью не описание исторических фактов и событий, а раскрытие их внутреннего смысла. Центральной идеей русской философии был поиск и обоснование особого места, и роли России в общей жизни и судьбе человечества. В русской Ф. мысль сформировалась в русле так называемой ''Русской идеи''. Идея особой судьбы и предназначения России. Сформировалась она в 16 в. и явилась первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа. Русская идея разрабатывалась в периоде отечественнойФ. 19 - 20вв. Её основоположники в этот период -Чаадаев, Достоевский, Бердяев. Мотив ''Русской идеи'' - признание ее глубинным выражением идеи всечеловеч., объединяющей народы мира в единое целое. Русская идея - идея о том, что именно России суждено стать во главе движения к общечеловеческой цивилизации на основе христианства.

Биле 26.2. Чувственное и рациональное познание, их основные формы и роль в познании. Большинство фил систем нового времени выделяли 2 основных этапа: Чувственное и рациональное. Их роль и значение в процессе познания определялись разными философами по разному. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель) приписывали решающее значение рациональному познанию, не отрицая и значения чув-в познания в кач-ве механизма связи разума с внешним миром. Сторонники эмпиризма считали чув-в познание гли даже единственным источником знаний(Гоббс, Локк).Чув-венное познание является начальным этапом познания: 1. В историческом плане: разделение физ и умственного труда и выдел последнего в отдельный вид деят-ти - сравнительно поздний этап истории. 2. Такая деят-ть - начальная в том смысле, что на ее основе осущ-вляется контакт человека с миром матер.объектов. Она предпосылка без которых дрформы познав деят-ти не могут сущ.Познание распадается части: чувственную и рациональную. Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Ощущение - это отражение отдельных св-в предмета или явления.. По кол-ву органов чув-в различают 5 основных видов (" модальностей" ) ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Наиболее важна для человека зрительная модальность: через нее поступает более 80% чув-венной информации. Исходным материалом восприятия являются ощущения. В восприятии они не просто суммируются, а органически синтезируются. Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко воспроизводят ее. Углубление познания, выделение объективного из того субъект-объектного единства, которое дано на чувственном этапе познания, ведет нас к рациональному познанию. Это уже опосредованное отражение действительности. Здесь тоже 3 основных формы: понятие, суждение и умозаключение. Понятие - это мысль, отражающая общие и сущ-венные св-ва предметов, явлений и процессов действительности. Составляя себе понятие о предмете, мы отвлекаемся от всех его живых подробностей, индивидуальных черт, от того, чем конкретно он отличается от других предметов, и оставляем только его общие, сущ-венные черты. Суждения и умозаключения суть формы познания, в которых движутся понятия, в которых и которыми мы мыслим, устанавливая те или иные отношения между понятиями и, соответственно, стоящими за ними предметами.Суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении: " процесс пошел", " в политике нельзя верить словам". Умозаключение – из одной и более посылок и вывода (заключения). Бывают: индуктивные, дедуктивные и по аналогии.Что важнее в познании - чувственное или рациональное начало? В ответе на этот вопрос есть две крайности: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм - это точка зрения, согласно которой единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт, то, что мы получаем с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Нет ничего в уме, чего бы не было прежде в чувствах. Рационализм, наоборот, есть позиция, в соответствии с которой знание (подлинное, истинное, достоверное) может быть получено с помощью одного ума, без всякой опоры на чув-ва. Абсолютизируются при этом законы логики и науки, методы и процедуры, развитые самим разумом. Образцом подлинного знания является для рационалистов математика - научная дисциплина, развиваемая исключительно за счет внутренних резервов разума, его формотворчества, его конструктивизма.

Билет 27.1. Позитивизм, его исторические формы. Позитивизму противостоит интуиционизм (учение об интуиции как самом главном и самом надежном источнике познания). В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Гл тезис позитивизма- все подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных спец наук или их «синтетического» объединения и что философия как особая наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на сущ-вование. Первая историческая форма позитивизма. В 30— 40-е годы 19 в., во Франции возникла философская школа, которая тоже претендовала на создание «научной философии» и заявила о решительном разрыве с прежней философской («метафизической») традицией (о «революции в философии»). Этой школой и был позитивизм, основанный Контом. Конт высказал убеждение в способности науки к бесконечному развитию и в неограниченности предметной области, к которой применимы научные методы мышления. Осущ-вленная Контом классификация наук во многих отношениях может рассматриваться как реализация завета энциклопедистов. По Конту, науки распределяются согласно естественной иерархии (энциклопедический закон): Математика – астрономия – физика –химия – биология – социология. Психологию Конт разделяет на биологию и социологию; каждая из этих наук предполагает наличие элементарных фактов предшествующих наук. Конт ввел термин “социология”; благодаря – нему социология впервые была разработана в опр научную систему. Основные принципы: 1. от простого к сложному. 2. от абстрактного к конкретному 3. Временной. Представители кроме Конта, были Литтре, Вырубов, Лаффит, Тэн, Ренан – во Франции; Милль, Спенсер – во Великобритании. Немецкие позитивисты-Фейербах, Дюринг, Йодль, Шуппе, Авенариус. Вторая историческая форма позитивизма. В результате попыток отказаться от контовско-спенсеровской ориентации и вместе с тем сохранить основную позитивистскую направленность — резкое размежевание областей науки и философской «метафизики» — возникает вторая историческая форма позитивизма — махизм, эмпириокритицизм (Мах, Авенариус и др.). Эмпириокритицизм (философская система “чистого опыта”, критический эмпиризм, который стремиться ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки и естественного понятия о мире). ДаннаяСохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засильем метафизических подходов, на изъятие из науки таких понятий, как “субстанция”, “причинность”, “материальное”, “идеальное”. На стадии махизма позитивизм ставит в центр внимания проблемы: природа познания, опыта, проблема субъекта и объекта, характер категорий «вещь», «субстанция», природа основных «элементов» действительности, взаимоотношение физ и психического и т. д. «Третья историческая форма позитивизма», неопозитивизм, возникает в 20-е годы 20 в. Идейным ядром явился Венский философский кружок, который предложил программу развития научной философии. В него входили Шлик, Карнап, Фейгель, Нейрат, Нагель, Айер, Франк, Витгенштейн. Философия неопозитивизма (или логический позитивизм) развивается как аналитическая философия, которая в свою очередь разрабатывается в двух направлениях: логический анализ философии и лингвистическая философия. Основной принцип неопозитивизма – принцип верификации, т. е. сравнение всех положений науки с фактами опыта.

Билет 27.2. Объект и субъект познания. Познание — это процесс получения, хранения, переработки и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов действительности.Познание делит мир на две части: — на объект (в переводе с латинского — противопоставлять себе); — на субъект. Субъект познания — глубоко понятый осмысленный познавательно-преобразовательный активизм и соответствующие его наклонности. Субъект является сложной иерархией, фундамент для которой — все соц целое. Настоящий субъект познания никогда не бывает только гносеологическим, потому что это живая личность с ее интересами, страстями, чертами характера, темперамента, ума или глупости, таланта или бездарности, сильной воли или безволия. Когда субъектом познания является научное сооб-во, то тут свои особенности: межличностные отношения, зависимости, противоречия, а также общие цели, единство воли и действий и т. п. Но чаще всего под субъектом познания понимают некий безличностный логический сгусток интеллектуальной активности. Научное познание исследует не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деят-ти. Объект познания — это любая сущ-вующая независимо от сознания данность, на которую нацелена познавательно-преобразовательная деят-ть субъекта. Фрагмент бытия, который оказался в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания, становится в опр смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение. Объект в его отношении к субъекту — это в какой-то мере познанная реальность, ставшая фактом сознания, в своих познавательных устремлениях социально детерминированного, и в этом смысле объект познания становится уже фактом социума. Со стороны познавательной деят-ти субъект не сущ-вует без объекта, а объект — без субъекта. В современной гносеологии различается объект и предмет познания: — объект познания — это реальные фрагменты бытия, которые подвергаются исследованию; — предмет познания — это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Человек — это субъект истории, он сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического сущ-вования. Объект соц-исторического познания создается, а не только познается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован. В соц познании человек имеет дело, таким образом, с результатами собственной деят-ти, а значит, и с самим собой как практически действующим сущ-вом. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле соц познание есть об-венное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя и исследует свою собственную исторически создаваемую об-венную сущность.Объективизм — направление в гносеологии, которое приписывает познанию постижение реальных предметов и объективных идей. Субъективизм — учение об исключительной субъективности интеллектуальной истины, а также эстетических и моральных ценностей, отрицание их абсолютной значимости.

Билет 28.1. Учение о бессознательном: фрейдизм и неофрейдизм. Бессознательное или неосознаваемое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Фрейдизм (ортодоксальный психоанализ) — первое и одно из наиболее влиятельных направлений в психоанализе. Длительное время фрейдизм являлся психоанализом; исключительно в начале 1910-х, когда в рядах Венского психоаналитического сообщества произошёл раскол и его покинули Отто Ранк, Вильгельм Райх, Альфред Адлер, Карл Густав Юнг и их последователи, впервые начался процесс отделения непосредственно фрейдизма от иных психоаналитических концепций, таких как «индивидуальная психология» Адлера, «аналитическая психология» Юнга и ряда др. Фрейдизм принято считать «ортодоксальным (классическим) психоанализом» по причине того, что именно с именем Фрейда связывают историю возникновения и развития психоанализа. На современном этапе развития психоаналитической мысли, согласно Головину, под «фрейдизмом» чаще всего понимают весь комплекс идей и трудов Фрейда - «фрейдистскую метапсихологию ». «Ядро» фрейдизма(по Зинченко — Мещерякову)- мысль о том, что основная движущая сила развития личности представлена инстинктивными влечениями — сексуальным и агрессивным. Поскольку антиподом удовлетворению данных влечений выступают запреты и ограничения, накладываемые окружающим миром, первые претерпевают процесс вытеснения, образуя таким образом бессознательное человека. Согласно фрейдистской метапсихологии, доступ вытесненного содержимого из области бессознательного к сознанию возможен исключительно в символической форме.Базовое для ортодоксального психоанализа понимание психического аппарата рассматривает последний состоящим из 3 инстанций — Оно, Я и Сверх-Я; Оно вмещает в себя требующие удовлетворения влечения, Сверх-Я (формируется поср-вом социализации человека) выступает в роли «цензора» личности. Конфликт между 2 инстанциям разрешается структурой Я, основная задача которой - «примирение» между желаемым и допустимым, что осущ-вляется путём выработки опр защитных механизмов. В случае, когда защиты дают сбой, возможно возникновение невроза — что приходится на этап раннего развития личности, когда индивид мужского пола переживает Эдипов комплекс, а женского — комплекс Электры. Во фрейдизме именно эти 2 комплекса являются ядром любого невроза. Зигмунд Фрейд — австрийский психолог, невропатолог, психиатр, он исследовал явления бессознательного, их природу, формы и способы проявления. Согласно философии Фрейда, сознание создает различного рода нормы, законы, заповеди, правила, подавляющие подсознательную сферу, являясь для нее цензурой духа. Подсознательная сфера проявляет себя в областях: — анормальных (сновидения, случайные оговорки, описки, забывания и др.); — ненормальных (неврозы, психозы и др.). Неофрейдизм — направление в современной философии и психологии, соединившее психоанализ Фрейда с американскими социологическими теориями. Основные представители неофрейдизма: — Карен Хорни; — Гарри Салливен; — Эрих Фром и др. Основная идеянеофрейдистов- межличностные отношения. Их гл вопрос - вопрос о том, как человеку жить и что делать. Об-во признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Представители неофрейдизма отклонились в сторону большего признания роли сознания и влияния соц фактора на развитие личности, в отличие от Фрейда, признававшего только сексуальную энергию.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь