Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Современные научные представления о материальном мире
Системная методология представлена в современной науке: ü системным подходом; ü общей теорией систем; ü системным анализом. Системно-структурная организация Универсума. Описывается основными философскими категориями: система; элемент; структура; часть; целое. Категория система определяет организованную целостность, в рамках которой связи между множеством относительно самостоятельных взаимодействующих частей (элементов) по ряду параметров превосходят связи с элементами других целостностей. Понятие «элемент». В динамике системы элементы могут ассоциироваться в определенные относительно самостоятельные группы, называемые подсистемами. Категория «структура» характеризует совокупность внутренних связей объекта, его строение. Это способ связи элементов в системе, благодаря которому она обнаруживает свойства, характерные для нее как целостности и качественной определенности. Выделяют подсистемы Универсума: ü неживая природа; ü живая природа. Каждая из них достаточно сложно структурирована и включает в себя различные уровни организации систем. Уровни неживой материи: Ø субмикроэлементарный, микроэлементарный (уровень элементарных частиц и полевых взаимодействий); ядерный, атомарно-молекулярный; уровень макрокосмических тел; Ø уровни планет, звездно-галактических комплексов, галактик и Метагалактики. Уровни живой материи Ø биологические макромолекулы; клеточный и микроорганизменный уровни; уровни органов и тканей; организмов; популяций; биоценозов; биосферы. № 21. Единство материи и движения. Классификация форм движения материи. Идея развития и модификации ее философского воплощения Динамический аспект организации материального мира проявляется в ее изменяемости. Эта характеристика Универсума описывается категориями: взаимодействие; движение; развитие. Взаимодействие – это изменение воздействующих друг на друга объектов. Движение – это любое изменение материальных систем, рассматриваемых вне контекста конкретных условий их взаимовлияния. Развитие – это закономерные качественные изменения сложных системных объектов, отличающиеся направленностью и необратимостью. Покой – это относительная устойчивость всякого сущего. Категорию развития обычно определяют как процесс необратимых изменений системы. Для уточнения часто добавляют, что этот процесс состоит в переходе от низшего уровня организации системы к высшему и от простого к сложному.Развитие сущего может совершаться в разных направлениях, отличающихся друг от друга степенью совершенствования системы, – прогрессивном, регрессивном и нейтральном. Кроме того, оно может осуществляться с помощью разных механизмов: эволюционным и революционным путем. Как философская концепция, идея развития наиболее полно была сформулирована Гегелем, но она имела идеалистический характер и относилась к развитию объективного духа, абсолютной идеи, существующей независимо от чьего-либо сознания. Если освободить гегелевскую концепцию от весьма сложных спекулятивно-идеалистических формулировок, то ее рациональный смысл сводится к тому, что по законам диалектики развиваются мысль, система идей или теория. Поскольку же между мышлением и бытием в философии Гегеля постулируется тождество, то тем самым законы диалектики оказываются применимыми и к бытию. Наиболее конструктивным принципом гегелевской диалектики считается знаменитая триада, описывающая общий ход развития мысли. Согласно триаде, развитие начинается с определенного позитивного утверждения, или тезиса. Затем этот тезис подвергается отрицанию, и таким путем возникает антитезис. Наконец, благодаря сопоставлению и объединению тезиса и антитезиса появляется их синтез. В отличие от идеалистической диалектики в марксистской философии всегда подчеркивался материалистический характер развития, совершающегося в природе и обществе. Более конкретное представление о процессе развития дается в законе отрицания отрицания, который отображает поступательный характер развития. В качестве геометрического образа для иллюстрации обычно обращались к фигуре спирали, поскольку она показывает поступательное движение по восходящей линии, в котором происходит повторение на более высокой стадия определенных стадий и моментов развития. Именно такая схема служила для пояснения категории развития в природе и обществе, результатом которого является возникновение новых, более сложных структур и систем. Говоря о противоречиях, необходимо четко отличать противоречия развития от противоречий формальнологических, которые запрещаются логикой. Действительно, согласно известному логическому закону непротиворечия а правильном рассуждении недопустимо одновременно утверждать суждение А и его отрицание не-А, т.е. их конъюнкция будет всегда ложным суждением, а из него логически можно вывести как истину, так и ложь. В результате этого исчезнет различие между истиной и ложью, что приведет к нарушению логической последовательности не только в научных, но и в любых рассуждениях вообще. Критики диалектики обычно ссылаются именно на этот аргумент, заявляя, что допущение противоречий приводит к разрушению науки. Следует, однако, не путать формально-логические противоречия с противоречиями развития научного познания. Такие противоречия действительно обнаруживаются в ходе развития науки и выражаются в несоответствии между старыми методами объяснения и вновь открытыми фактами и данными. Когда старые идеи и теории оказываются не в состоянии понять и объяснить новые факты, тогда они приходят в противоречие с ними. Такие противоречия представляют собой проблемы для науки и на их разрешение направлена вся исследовательская деятельность ученых. № 22. Пространственно-временная структура мира. Пространство и время как философские категории К числу важнейших характеристик Универсума относится его пространственно-временная определенность. В истории философии сложились два основных подхода к трактовке пространства и времени: 1. Субстанциальный. В различных версиях субстанциального подхода пространство и время понимались в качестве универсальных и абсолютных форм бытия. Они либо соотносились с духовным началом (Г. Гегель, И. Кант, Дж. Беркли), либо рассматривались в качестве вечных и неизменных вместилищ материальных предметов (И. Ньютон). 2. Реляционный. (Аристотель, Г. Лейбниц, философия марксизма). Пространство и время трактуются как особые отношения между объектами, явлениями и процессами, обусловленные их природой. Пространство – это отношение между сосуществующими фрагментами бытия. Время – это отношение между сменяющими друг друга проявлениями бытия. Особые виды пространственно-временного континуума: Наряду с физическим пространством-временем, особый интерес исследователей сегодня привлекает биологический пространственно-временной континуум, а также особенности социального времени (времени человеческого бытия). К основным свойствам пространства обычно относят: Размерность – способность вещей и явлений обладать некоторыми параметрами, которые могут быть измерены и зафиксированы (длина, ширина); Изотропность – свойство «равенства», физической тождественности всех пространственных измерений, т. е. характеристики объектов не зависят от таких параметров, как длина, ширина. Основным свойством времени чаще всего считают: Необратимость (одномерность) – способность процессов развертываться лишь в одном направлении: от настоящего к будущему (так называемая «стрела времени»). В результате формируются неклассические представления о пространстве и времени, в частности: · пространственные и временные характеристики тел зависят от скорости их движения (чем выше скорость, тем тело короче и тем медленнее течет для него время); · пространство и время взаимосвязаны, образуют 4-мерный континуум пространство-время; · свойства пространства и времени зависят от распределения и плотности вещества: вблизи тел с большой массой пространство «искривляется», а время течет медленнее. В трактовке времени выделяют две концепции: динамическую (указываются прошлое, настоящее и будущее течение событий); статическую (отрицается «течение» времени, т. е. нет разницы между временными событиями). Сформировались следующие основные понятия: пространство химической реакции, химические часы, свидетельствующие о взаимодействии химических веществ и регулярном изменении их свойств; биопространство, в котором существование живых систем связано с нарушением так называемой зеркальной «симметрии». Биосфера является таким биопространством; биотоп (греч. topos- место) – участок среды обитания биоценоза, характерен для пространства надорганизменных структур; экологическая ниша, которую занимает каждый вид; биологическое время – внутреннее время живых существ, которое зависит от физиологических процессов организмов. Жизнедеятельность человека задала пространственные и временные формы своего осуществления, что позволяет выделить: социальное пространство – социально организованная среда, которая необходима для подлинно человеческого бытия людей. Основные характеристики социально-исторического пространства: динамизм, глобализм, противоречивость, с одной стороны, и интегративизм, неделимость, целостность – с другой; социальное время понимается как исторический процесс, допускающий параллельное развитие культурных и цивилизационных процессов, их ветвление и т. д. № 23. Становление и развитие диалектики в истории философии. Понятие развития. Диалектика и метафизика. Постклассическая метафизика и ее основные ориентиры Диалектика – это философское учение о движении, изменении и развитии всего сущего. Термин происходит от древнегреческого слова , которое означает искусство вести беседу или спор. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы