Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Психика, сознание, идеальное. Сознание – высшая форма отражения.



 

_Категория «идеального» фиксирует способность высокоорганизованной материи создавать параллельные ряды взаимодействующих материальных структур, один из которых представляет другой, не имея с ним ни прямого физического контакта, ни какого-либо внешнего сходства. Это свойство — системное. Оно возникает, очевидно, под напором эволюции у самоорганизующихся биологических систем, когда нарастающая и усложняющаяся активность живых организмов порождает потребность в реагировании сразу на множество одновременно действующих раздражителей или стимулов.
 ___Насколько это сложная задача, хорошо знают, к примеру, бухгалтеры универсальных магазинов, куда ежедневно доставляются партии самых разнообразных товаров. Аналитический их учет (т.е. по номенклатурным позициям) безумно громоздок и долог. Учет же синтетический (т.е. по одному признаку — стоимости) достаточно компактен и прост, чтобы каждый день четко видеть общую картину работы торгового предприятия. Нечто подобное изобрела в свое время и природа: она придумала для организма единый принцип «учета» всех поступающих извне сигналов — «перевод» их на язык импульсов нервной системы, дающих некое «синтетическое» описание требований внешней среды. Этот «язык» не имеет с ней никакого внешнего подобия. Но тем не менее именно им выражается соответствие, «параллельность» состояний организма и среды его обитания. Это отношение соответствия и называется идеальностью. Результат же работы нервной системы высших организмов, ее конечный продукт есть психика или сознание (у человека). Эти понятия во многом совпадают по содержанию, хотя они и не тождественны.
 ___Под психикой ныне принято понимать совокупность явлений внутреннего мира субъекта, т.е. организма, способного действовать на основе образа окружающей среды. Ее главная функция — ориентация субъекта во внешней среде. К структурным составляющим психики относят: ощущения, восприятия, представления, память, эмоции, чувства, внимание и т.д. Все эти компоненты мы найдем как в психике высших животных, так и у человека. Но в человеческой психике есть и элементы, свойственные только ей. Это, прежде всего, абстрактное мышление, а также воображение, воля и некоторые другие образования.
 ___Понятия же «психика человека» и «сознание» отличаются друг от друга потому, что вовсе не вся собственная психическая активность человеком осознается. Существует целый пласт (и, возможно, немалый) неосознаваемых компонентов психики, так называемое «бессознательное», имеющее существенное значение в организации жизнедеятельности человека. Таким образом, понятие «сознания» оказывается много меньше «психики» по объему.
 ___И психика и сознание идеальны, т.е. представляют собой деятельность, в которой непрерывно воспроизводится идеальное отношение представленности внешнего мира в структурах головного мозга. При этом представляющие структуры оказываются в своем существовании относительно автономными и изолированными от представляемой ими внешней реальности.
 ___Материалистическая философия начиная примерно с XVII в. для истолкования сущности сознания применяла принцип отражения. За четыре столетия содержание этого принципа претерпело серьезную эволюцию. И ныне это выражение понимается скорее метафорически, нежели в буквальном смысле. Но более удачного аналога взаимоотношений сознания с внешним материальным миром пока нет. «Отражение» сознанием объективной реальности понимается не как буквальное (зеркальное) ее воспроизведение, а как установление некоей согласованности, совпадения в узловых, существенных моментах материального мира и его идеальной проекции. Ведь в конечном счете главная функция сознания заключается в ориентации человека в мире, приспособлении к нему. И не будь такой согласованности, человек просто не смог бы существовать.
 ___Идея отражения в объяснении сущности сознания хороша также и тем, что позволяет проследить предысторию сознания, показать его место на эволюционной лестнице. Ведь отражение — это всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков и свойств отражаемого объекта. Оно существует на всех структурных уровнях организации материи, начиная с самых элементарных. Ведь любые результаты внешних воздействий — механические деформации, изменения длин волн или строения молекул — можно рассматривать как «отражение», т.е. некий след воздействовавшего объекта.
 ___С появлением более сложных материальных объектов усложняется и свойство отражения. С возникновением жизни появляется такое свойство, как раздражимость, т.е. способность избирательно реагировать на внешние воздействия, причем только на те, которые прямо включены в обмен веществ живых организмов. Их постепенное эволюционное усложнение, появление нервной системы влекут за собой и более сложную форму реагирования — чувствительность, т.е. способность отражать отдельные свойства внешней среды в виде. Дальнейший переход от недифференцированной (неспецифической) чувствительности к дифференцированной, т.е. появление способности реагировать на множество разных раздражителей (механических, оптических, акустических и пр.), формируя целостный образ внешней среды, означает возникновение психики (у позвоночных животных со сложноструктурированной нервной системой).
 ___Психика высших животных, в свою очередь, предваряет появление принципиально иной, более сложной формы отражения — сознания, воспроизводящего реальность обобщенно, в абстрактно-понятийной форме. Таким образом, возникновение сознания с эволюционных позиций выглядит не чудом, а вполне логичной ступенью на длинной эволюционной лестнице постепенно усложняющихся форм отражения в материальном мире.
 ___Всю эту лестницу живая природа «пробежала» за 3— 4 миллиарда лет. Может показаться, что для создания таких сложных структур, как человеческий мозг или психика, это совсем даже немного (учитывая примитивность стартовых позиций). Однако главный эволюционный механизм природы — естественный отбор — обладает замечательным кумулятивным эффектом. Суть его можно представить следующей аналогией. Предположим, мы бросаем сто игральных костей в надежде, что выпадут все шестерки. Вероятность получить такой расклад в одном броске — (1/6)100 — ничтожно мала. Бросать кости таким манером можно бесконечно долго. 
 ___Однако правила можно и изменить. Допустим, мы бросаем сразу сто костей, отбираем выпавшие шестерки, а остальные кости потом бросаем снова. Тогда можно ожидать, что в первом броске шестерок окажется 17, в следующем (из оставшихся 83) — 14 и т.д. После нескольких бросков все кости на столе будут шестерками. Именно по таким правилам и «играет» естественный отбор. Каждый случайно возникший частичный «успех», если он дает преимущество, сохраняется и подхватывается отбором. Путем постепенного усложнения, где каждый этап дает пусть небольшое, но преимущество, можно получить структуры очень высокой сложности за совсем небольшое время.
 ___Так что появление сознания как формы отражения высочайшей сложности в принципе вполне укладывается в русло идей традиционного эволюционизма.
 ___Итак, под сознанием обычно понимают присущую только человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме, обеспечивающей возможность как свободной ориентации в окружающей среде, так и ее преобразования в процессе предметно-практической деятельности.
 ___Роль сознания в социальном бытии человека описывают его основные функции: ориентирующая, познавательная, целеполагающая, регулятивная, контролирующая, креативная (созидательная), аксиологическая, прогностическая и др.
 Из многочисленных свойств сознания наиболее важными считаются три: 
 • идеальность; 
 • интенциональность; 
 • креативность.
 ___О первом из них мы уже говорили. Второе — интенциона, гьность — означает предметность и направленность сознания. Этот термин введен немецким философом Э. Гуссерлем. Он понимал интенциональность как смыслоформирующее отношение сознания к предмету, т.е. буквально акт придания смысла предмету сознания.
 ___Креативность сознания означает его способность создавать нечто новое, не возникающее в материальном мире естественным порядком. Таковы в принципе все предметы и явления материальной и духовной культуры. Способность эта базируется на возможностях абстрактного мышления, умеющего отвлекать от объективной реальности общие свойства и комбинировать их в нужных человеку вариациях. Сознание в буквальном смысле этого слова творит сощиальный мир. Но в отличие от Бога, творческая активность сознания человека не абсолютно произвольна, а ограничена объективными законами природы.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь