Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Идеи материализма и социализма. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
А. И. Герцен Н. Г. Чернышевский Народничество. Русская религиозная философия.
Первый период охватывает 30-е и 40-е годы, середина XIX века. Этот период стоит под знаком влияния на русскую мысл! германского идеализма, и связан больше всего с именами А. Хомя-кова и И. Киреевского, которыми была заложена основа современ-ной религиозной философии и начертана ее программа. Второй период совпадает с последней четвертью XIX ве-ка. В центре тут - Вл. Соловьев, кроме того - Достоевский и Л. Толстой, К. Леонтьев, Н. Федоров и другие. В этот период Вл. Со-ловьевым была создана первая в истории русской мысли философ-ская система.
Третий период захватывает конец XIX века, но совпа-дает более всего с тем временем начала XX века, за которым уже утвердилось имя русского культурного ренессанса. Он связан с це-лой плеядой имен: братьев С. Н. и Е. Н. Трубецких, В. В. Розанова Д. С. Мережковского, Вячеслава Иванова, Льва Шестова, С. Н. Бул-гакова, Н. А. Бердяева, П. Б. Струве, С. Л. Франка, С. А. Алексеева-Аскольдова, Н. О. Лосского, П. И. Новгородцева, П. А. Флоренского В. А. Тернавцева, В. Ф. Эрна и других. Это время выхода двух зна-менитых сборников - " Проблем идеализма" и " Вех", основания и активной деятельности религиозно-философских обществ в Петер-бурге, Москве и Киеве, время " духовной битвы", по слову о. Серпы Булгакова, против безбожного и материалистического миросозерца-ния значительных кругов тогдашней русской интеллигенции. Это годы подготовки целого ряда религиозно-философских систем. Четвертый период - период эмиграции, начинающий-ся после революции 1917 года, которая внесла в русское сознание новые мотивы и критерии. Некоторые религиозные мыслители по-кинули Россию во время гражданской войны или сразу после ее окончания - П. Б. Струве, кн. С. Н. Трубецкой, Л. И. Шестов, Н. С. Арсеньев, В. В. Зеньковский, Н. Н. Алексеев, Д. С. Мережков-ский. Другие были в 1922 г. высланы за границу, как идеологически чуждый советской власти элемент. Это Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, Н. О. Лосский, о. С. Булгаков, И. А. Ильин, Б. П. Вышеславцев, Л. П. Карсавин, Г. П. Федотов. Таким образом, за небольшим ис-ключением (о. П. Флоренский и В. А. Тернавцев скончались в Со-ветской России, С. А. Аскольдов вырвался из СССР во время вто-рой мировой войны и скончался в конце ее в Германии), в эмигра-ции оказались почти все виднейшие представители русской религи-озной философии. Их философское творчество, обогащенное духов-ным опытом революции, расцвело в эмиграции новым цветом. Мно-гие их произведения были переведены на иностранные языки. Наи-большая известность выпала при этом на долю Н. А. Бердяева, ко-торый был и редактором выходившего в Париже русского религиоз-но-философского журнала " Путь". Годы эмиграции - это период завершения многих религиозно-философских систем, период окон-чательного оформления русской религиозной философии, как осо-бой школы философской мысли, и, в то же время, период постепен-ного выхода русской религиозной философии на мировую сцену.
Русский космизм. Русский космизм — течение отечественной религиозно-философской мысли, основанное на холистическом мировоззрении, предполагающем телеологически определённую эволюцию Вселенной. Характеризуется осознанием всеобщей взаимообусловленности, всеединства; поиском места человека в Космосе, взаимосвязи космических и земных процессов; признанием соразмерности микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной) и необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. Включает в себя элементы науки, философии, религии, искусства, а также псевдонауки, оккультизма и эзотеризма. Данное течение описано в значительном количестве российских публикаций по антропокосмизму, социокосмизму, биокосмизму, астрокосмизму, софиокосмизму, светокосмизму, космоэстетике, космоэкологии и другим близким темам, но не имеет практически никакого заметного влияния в западных странах.
Русский космизм, с его верой в мощь разума, предвосхитил многие научные подходы, в частности, современный антропный принцип: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нем не было наблюдателя – чувствующих и мыслящих существ.
Русский космизм предложил особый метод мышления: существуют знания, к которым мы приходим не в процессе размышления, не под контролем сознания и воли, а помимо воли, в процессе совместного выживания с другими людьми.
Так выражена планетарная надежда: идеи всеобщего братства, «родства» людей, преемственности поколений, сплоченных «общим делом» для решения жизненно важных задач, идеи нравственной ответственности, бережного отношения человека к природе.
Персоналии: Николай Фёдорович Фёдоров (1829—1903) Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935) Владимир Иванович Вернадский (1863—1945) Пьер Тейяр де Шарден (1881—1955) и т.д.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1107; Нарушение авторского права страницы