Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ XX В.
В качестве единичного представителя человеческого рода человек рассматривается как индивид. Индивид – это всегда один из многих. Это понятие не включает в себя биологических и социальных особенностей человека. Говоря об особенностях человека, употребляют понятие «индивидуальность». Индивидуальность – это характеристика особенности, неповторимости каждого конкретного человека, человеческой личности. При этом личность понимается как отпечаток тех общественных отношений, в которые человек вступает на протяжении всей своей жизни. Процесс формирования личности называется «социализация». Личность имеет сложную структуру. Личность рассматривается как индивидуальное выражение ценностей, идеалов, норм данного конкретного общества. Личность формируется в конкретной исторической ситуации, в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. Существуют разные подходы к изучению личности человека: психологический, социологический и др. В философии личность изучается в ее целостности. Философия пытается сочетать разнообразные подходы к изучению личности. Этим занимается специальная философская дисциплина – антропология. Проблема личности в философии – это вопрос о сущности человека, его месте в мире, его социальном предназначении как творца истории. Важной характеристикой личности является его нравственно-духовная сущность. Чем ярче выражены у человека интеллектуальность, нравственность и волевые качества, тем ярче и значительнее сама личность. Личность такого человека ориентирована на общечеловеческие ценности, на свободное самовыражение, творчество, добро. Философская антропология XX в.В XX в. интерес философии к человеку возрос. Современная наука и общественная практика дают богатейший материал для переосмысления глобальной философской проблемы «человек и мир». Выход человека в космическое пространство придает особую актуальность такому аспекту названной проблемы. Подобный подход обнаруживается у многих философов XX в., напр. у А. Бергсона, М. Шелера, В. Вернадского, несмотря на все различия их учений. Проблеме появления человека и его места во Вселенной посвятил свою работу Тейяр де Шарден. Стремясь к установлению союза религии и науки, Тейяр де Шарден представил человека как запланированный результат космической эволюции. С точки зрения современных научных представлений жизнь на Земле возникает как результат локальной концентрации живого вещества, рассеянного в космосе. Существование таких «облаков жизни» возможно и на других участках Вселенной. Жизнь возникает в виде биосферы, а не отдельных организмов, т. е. в виде единого живого вещества. Этим объясняется, в частности, то, что человек, появившись в ходе эволюции, испытывает влияние процессов, происходящих в ближайшем и дальнем космосе. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПЕРЕД ЛИЦОМ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ Ученые выделяют около 10 острейших, неотложных проблем, стоящих сегодня перед всем мировым сообществом в целом. Эти проблемы получили название «глобальных». Их можно условно разделить на две группы. К первой группеотносится угроза экологической катастрофы на Земле, энергетический кризис, проблемы, связанные с выживанием человечества как вида. Это глобальные проблемы типа «общество – природа». Другая группапроблем связана с отношениями внутри человеческого общества. Сюда относятся проблемы предотвращения мировой войны и ядерной катастрофы, прекращения гонки вооружений, проблема разрыва между экономически развитыми и развивающимися странами, рост отчуждения между людьми. Сущность экологической проблемысовременности состоит в отчетливо обнаружившемся и усугубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания. Сущность энергетической проблемысовременности заключается в том, что потребности человечества в энергии постоянно растут, а запасы природных невозобновляемых энергоносителей сокращаются. К числу невозобновляемых источников энергии относятся природные запасы нефти, газа, угля, торфа. К числу возобновляемых энергоносителей относится ветер, движение рек, солнечная энергия. В последнее время все более актуальным становится использование этих «альтернативных» источников энергии. Однако и эти источники энергии далеко не безграничны. К числу основных факторов развития общества относится фактор народонаселения.Для нормального развития общества требуется постоянное воспроизводство населения. Рост населения может стать фактором социально-экономического развития. Характерно, что развитым странам присущ относительно низкий уровень рождаемости, как и низкий уровень смертности. В то же время во многих слаборазвитых странах уровень рождаемости настолько высок, что он вызывает быстрый прирост численности населения, несмотря на высокий уровень смертности. Проблема обеспечения продовольствиемможет обостриться и принять масштаб глобального бедствия уже в следующем столетии. Сейчас на каждого жителя планеты приходится около 1 га плодородной земли. При умелом и бережном использовании природных ресурсов этого должно быть достаточно. Однако два фактора влекут за собой обострение продовольственной проблемы: рост народонаселения и истощение земель. Другим аспектом продовольственной проблемы является проблема качества продукта питания.Все большее загрязнение окружающей среды и все более интенсивное использование небезопасных химических технологий в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности ведут к ухудшению качества продуктов питания и могут отрицательно сказаться на здоровье населения планеты.
Оглавление · 1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ · 2. ПРЕДФИЛОСОФИЯ ВАВИЛОНИИ · 3. ПРЕДФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА · 4. ПРЕДФИЛОСОФИЯ ИРАНА · 5. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. ДЖАЙНИЗМ, БУДДИЗМ, САНКХЬЯ И ЙОГА · 6. ШКОЛЫ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ. ЧАРВАКА-ЛОКАЯТА · 7. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. КОНФУЦИАНСТВО · 8. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. МОИЗМ И ДАОСИЗМ · 9. ФИЛОСОФИЯ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ. ФАЛЕС · 10. ФИЛОСОФИЯ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ. АНАКСИМАНДР И АНАКСИМЕН · 11. ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА · 12. ФИЛОСОФИЯ ЭЛЕАТОВ · 13. ФИЛОСОФИЯ ПИФАГОРЕЙЦЕВ · 14. ФИЛОСОФИЯ ДЕМОКРИТА · 15. ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА · 16. ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА · 17. ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ · 18. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ · 19. ТИТ ФЛАВИЙ КЛИМЕНТ. НОМИНАЛИЗМ И РЕАЛИЗМ В ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ · 20. ФИЛОСОФИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО · 21. ФИЛОСОФИЯ АВГУСТИНА · 22. ПОНЯТИЕ И ЧЕРТЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ · 23. НАТУРФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ · 24. ПОНЯТИЕ И ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ФИЛОСОФИЯ Ф. БЭКОНА · 25. ФИЛОСОФИЯ Т. ГОББСА · 26. ФИЛОСОФИЯ Р. ДЕКАРТА · 27. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ · 28. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ РУССО · 29. ФИЛОСОФИЯ И. КАНТА · 30. ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ · 31. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКИХ ПОЗИЦИЙ МАРКСИЗМА · 32. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ К. МАРКСА · 33. АНТИГЕГЕЛЕВСКАЯ «ВОЛНА» ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. · 34. ПРЕДПОСЫЛКИ ФИЛОСОФИИ А. ШОПЕНГАУЭРА · 35. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФИИ А. БЕРГСОНА, Ф. НИЦШЕ · 36. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФИИ С. КЬЕРКЕГОРА · 37. ПОНЯТИЕ ПОЗИТИВИЗМА И НЕОПОЗИТИВИЗМА · 38. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАГМАТИЗМА. РАДИКАЛЬНЫЙ ЭМПИРИЗМ У. ДЖЕМСА. «ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ» Д. ДЬЮИ · 39. ПОНЯТИЕ И РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ · 40. Л. ВИТГЕНШТЕЙН, ДЖ. МУР. МЕСТО В ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XX В. · 41. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ · 42. ПОНЯТИЕ ГЕРМЕНЕВТИКИ · 43. СТРУКТУРАЛИЗМ · 44. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА · 45. ИСТОКИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. ФИЛОСОФСКИЕ УМОНАСТРОЕНИЯ В КУЛЬТУРЕ XII–XVIII ВВ. · 46. РОССИЙСКОЕ ЗАПАДНИЧЕСТВО. П.Я. ЧААДАЕВ · 47. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ РОССИИ XIX В. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ А.И. ГЕРЦЕНА · 48. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО · 49. ФИЛОСОФИЯ В.С. СОЛОВЬЕВА · 50. ФИЛОСОФИЯ Н.А. БЕРДЯЕВА · 51. ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА · 52. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Г.В. ПЛЕХАНОВА · 53. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ В.И. ЛЕНИНА · 54. ПРИРОДА ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ. ФУНКЦИИ И ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ · 55. ЦЕНТРАЛЬНАЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ · 56. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ · 57. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ XX В. · 58. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МАТЕРИИ. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ · 59. КАТЕГОРИИ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ · 60. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ · 61. ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ · 62. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ · 63. ПОНЯТИЕ КАРТИНЫ МИРА · 64. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ · 65. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА. ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ · 66. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ В ФИЛОСОФИИ · 67. ВОСТОЧНАЯ И ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРЫ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА · 68. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ А. ТОЙНБИ И К. ЯСПЕРСА · 69. ЯЗЫК. ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА И ФУНКЦИИ · 70. ПОНЯТИЕ ЗНАКОВ. ИХ РОЛЬ В ПОЛУЧЕНИИ, ХРАНЕНИИ, ПЕРЕДАЧЕ ИНФОРМАЦИИ · 71. ПОЗНАНИЕ КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС · 72. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ. РОЛЬ ПРАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ · 73. ЦЕННОСТНОЕ СОЗНАНИЕ И ОТНОШЕНИЕ ЛЮДЕЙ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ · 74. ЭМОЦИИ. ВОЛЯ. ВЕРА. СОМНЕНИЕ. ИДЕАЛ · 75. ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ · 76. ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ · 77. РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ К. ЮНГА, М. ВЕБЕРА, Э. ДЮРКГЕЙМА · 78. СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ИСКУССТВА · 79. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ · 80. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА · 81. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ XX В. · 82. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПЕРЕД ЛИЦОМ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы