Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие мировоззрения. Типы мировоззрений. Роль философии в формировании мировоззрения.



Понятие мировоззрения. Типы мировоззрений. Роль философии в формировании мировоззрения.

Мировоззрение – это система самых общих взглядов человека на мир в целом и место человека в этом мире.

Мировоззрение – это размышление человека над проблемой в системе «мир – человек».

Типы:

1. Мифология – легенды, сказания – чувственно-образное видение мира.

2. Религия. Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественное. Мифология и религия – это истоки философии.

3. Научное мировоззрение.

4. Художественное мировоззрение.

5. Обыденное, житейское или мировоззрение здравого смысла.

Философия – форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и на место в нем человека, и исследующая вытекающие отсюда познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношения человека к миру.

Общее:

Поиск ответов на вопросы:

1 Что представляет собою природа, окружающий мир?

2 Каково место человека в этом мире?

3 Может ли человек познать мир и каким образом достигается познание?

4 Как человек должен вести себя по отношению к другим людям?

5 Что такое истина, добро, красота. И т.д.

Различное

1 Мировоззрение появляется задолго до того, как возникает философия.

2 Философия в отличие от мировоззрения не является достоянием широких масс.

3 Понятие «мировоззрение» шире по объему, чем понятие «философия».

 

Предмет философии и её основные функции.

 

Философия – самая древняя форма научного познания. Все первоначальные сведения людей о мире представляли собой единое целое и назывались философия:

- математические знания

- астрономические знания

- объективные знания

- военные знания

- педагогические знания

Философия – любовь к мудрости или любовь к истине.

Предмет философии:

- Онтология – учение о бытии.

- Гносеология – учение о познании мира.

- Методология – учение о методах познания мира.

Диэлектический и метафизический методы.

- История философии.

- Социальная – наиболее общие проблемы развития социума.

- Антропология философская – наиболее общие проблемы человека.

Философия – чисто рациональное, теоретическое видение мира.

Функции философии:

1. Мировоззренческая.

2. Познавательная или гноселогическая.

3. Методологическая.

4. Гуманистическая.

5. Общекультурная.

6. Критическая.

7. Прогностическая.

 

Основной вопрос философии и его две сторны.

Основной вопрос философии о соотношении материального и идеального, объективного и субъективного, материи и сознания.

1) Онтологический.

Как устроен мир? В основе мира – материал. Течение – материализм.

2) Гносеологический.

Можно ли познать мир? В основе мира – сознание. Течение – идеализм.

- объективный идеализм – философское направление, в основе мира лежит некое независимое от человека сознание.

- субъективный идеализм – философское направление, зависит от воли и сознания человека, в основе мира лежит сознание самого человека.

 

Особенности античной философии. Милетская школа.

 

В Греции в это время (7-6 в. до н.э. – 5 в. н.э.) была эпоха рабовладения. Первые философские школы возникают в городах-государствах. Там развивались грады и судостроение, торговля и мореплавание. Практическая деятельность людей рождала потребность в новых знаниях, прежние религиозно-мифологические представления людей о мире оказывались недостаточно точными. Интенсивно накапливались научные сведения людей о мире, которые разрушают прежние представления о мире и человеке.

Философия возникла в Др. Греции, как наука, объединяющая всю совокупность научных знаний о мире.

В Др. Греции была развита культура, письменность. Не было сильной жреческой касты, которая бы монополизаровала духовную жизнь общества, была демократия.

Характерные черты античной философии:

1. Накопление первоначальных научных знаний способствовало назначению материалистической философии. Задачей философии было изучение законов природы. Возникла в форме натурфилософии. Первые философы – первые естествоиспытатели.

2. Связь с Востоком. Вавилон, Египет и т.д. Там получал знания Пифагор.

3. Космологизм. Древние греки пытались рассматривать космос, природу, как единое целое. Мир в глазах античного человека представляет собой космос, как гармоническую прекрасную в своём совершенстве систему.

4. Онтологизм. Каждый философ главной своей философской проблемой считал мироустройство, т.е. становление философии было связано с возникновением двух направлений:

- материализ

- идеализм

5. Для античности было характерно множество десятков философских школ или направлений, поэтому считается, что античная философия содержала прототипы всех будущих типов мировоззрений. И в этом было её историческое значение.

6. Для античных философов характерен последовательный рационализм, т.е. они не доверяли чувствам и не уповали на веру, а опирались и доверяли только разуму человека ( на позиции гносеологического оптимизма – Рене Декарт).

Сенсуализм – противоположность рационализма. Фрэнсис Бэкон.

7. Развитие диэлектических идей. Учения др. греч. Философов включали понятия, как противоположности, движение, развитие, изменение.

 

Первая материалистическая школа возникает в Милете – милетская школа.

Ранние материалисты (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

ФАЛЕС.

Вошёл в историю, благодаря его гениальной теории: всё существующее состоит из материального начала, а именно первовещества – всё из воды. Искал начало мира. Идея о всеобщей одушевленности.

АНАКСИМАНДР.

Его основные произведения о природе. В основе мира - …, а именно неопределенное вещество (апейрон). «Апейрон не знает старости» - идея вечности материи.

АНАКСИМЕН.

В основе мира - …, всё состоит из воздуха, благодаря естественным процессам сгущения и разряжения воздуха.

Взгляды милетских философов характеризуют как наивные, поскольку они основывались на обыденном мышлении и наблюдениям за природой.

 

Античный материализм. Гераклит и Демокрит.

 

Гераклит Эфесский.

Всё из чего? Всё из огня.

1. Идея о вечности материи.

Гераклит – отец диэлектики, поскольку высказывает первые диэлектические идеи.

2. Идеи изменчивости мира.

Афоризмы: «Всё течёт, всё меняется», «В одну реку нельзя войти дважды».

На примере течения реки Гераклит пытается доказать всеобщность движения. Даже покоящиеся тела испытывают постоянное внутреннее изменение.

Движение – не просто механическое движение, а любое изменение.

Всеобщную текучесть, изменчивость мира он отождествляет с огнём. Огонь – символ, образное выражение пульсирующих, циклических процессов в изменении мира.

3. Идея, которая раскрывает причину всеобщего изменения.

Во всех предметах, процессах присутствуют. Сосуществуют противоположные начала, борьба между ними. Их борьба – движущая сила и источник всякого различия.

Гераклит приходит к выводу, что природа в самой себе содержит причину всех изменений, поэтому она не нуждается в каком-либо сверхъестественном начале. Он учил, что мир – ъто не хаос. Где может произойти что угодно, а порядок, где всё подчиняется единому закону (логос). Всё происходит согласно логосу.

Демокрит.

Считают, что взгляды Демокрита – это вершина развития античного материализма, т.к. он был сторонником атомистической концепции.

Основные положения атомистической концепции:

1. Все окружающие нас предметы состоят из атомов.

2. Сами по себе атомы неизменны.

3. Все предметы возникают и гибнут благодаря противоположным процессам: разложению и соединению атомов.

4. Атомы имеют разную форму.

5. Атомы находятся в постоянном движении в пространстве.

6. Атомы движутся по прямой, криволинейного движения нет.

7. Душа человека состоит из атомов, умирает тело – умирает душа.

Значение концепции: оказалось возможным объяснить, почему окружающие предметы и вещи гибнут, а мир остается существовать неизменным.

 

Философские взгляды Канта.

Докритический период:

Кант вошёл в историю, благодаря гипотезе происхождения Вселенной 1755 г. «Всеобщая история и теория неба». Изложил идею естественного, а не божественного происхождения вселенной. В философии Канта преобладали материалистические и диэлектические идеи.

Критический период:

Переходит на идеалистические позиции и позиции агностицизма. Занимается проблемами человека, этики и права, но решению этих проблем должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания.

Основу гносеологии Канта сосавляет учение о «вещах в себе» и «явлениях». Ноумен и феномен.

Положения:

1. Существует мир вещей, независимый от человеческого познания. Все предметы обозначены термином – «вещь в себе» - ноумен. Они действуют на органы чувств человека, вызывая в них ощущения. (В этом положении он всё ещё материалист.)

2. «Явление» - это представление, которое возникает в голове человека при воздействии «вещей в себе» на органы чувств. Сущность вещей человек не может познать, но может познать их представления (явления).

3. Мир познаётся не таким, какой он есть на самом деле, а таким, каким кажется.

4. Объективных законов природы не существует. Это человеческий разум диктует законы природы.

Выводы 2, 3, 4 характеризуют Канта как агностика и субъективного идеалиста.

 

Закон отрицания-отрицания.

Понимание процесса развития предполагает и ответ на вопросы: существует ли связь между тем, что существовало ранее, и тем, что вновь возникло? Что представляет собой эта связь? Имеется ли какая-либо направленность в бесконечном числе изменении мира?

На эти вопросы и отвечает закон отрицания-отрицания, выражая существенные, необходимые связи и отношения между прошлым и настоящим, настоящим и будущим, между этапами развития предмета.

Содержание закона раскрывается через понятия " отрицание", " диалектическое отрицание", " отрицание отрицания".

Термин " отрицание'' употребляется не только в философии, но и в других науках, а также в повседневной жизни, означая опровержение, а в более общем смысле – уничтожение. Любая вещь, явление рано или поздно подвергаются уничтожению, т.е. отрицанию, которое носит всеобщий характер. Этот момент признается всеми философскими школами. Однако далее мнения диалектиков и метафизиков расходятся. Диалектика считает, что основным содержанием отрицания является два взаимосвязанных момента: 1) уничтожение, отмирание старого, отжившего или не отвечающего новым условиям и 2) в то же время сохранение того ценного, положительного, что было в предмете. Оба процесса идут одновременно, обусловливая связь в развитии, с одной стороны, и самоотрицание вещи - с другой. В качестве примера можно рассмотреть эволюцию форм отражения.

В противоположность диалектике метафизика понимает отрицание как простое уничтожение по принципу " или" - " или".

В окружающем нас мире, конечно, есть и простое уничтожение, и регресс, и круговорот. Однако, говоря о диалектическом отрицании, мы отмечаем, что оно дает качественно более высокую ступень в развитии, отрицание старого создает предпосылки для утверждения нового.

Уже простое наблюдение приводит нас к убеждению, что в действительности развитие не ограничивается одним отрицанием, а представляет собой целую цепочку отрицаний. Так, новое явление, которое подвергло отрицанию старое, с течением времени тоже устаревает и в свою очередь отрицается. Вновь возникающее явление как бы повторяет ту или иную уже ранее пройденную ступень.

Механизм перехода от первого отрицания ко второму и т.д. в общем один и тот же и заключается в его внутренней противоречивости. Результатом последовательной смены диалектических отрицаний является поступательное развитие, т.е. обогащение содержания развивающегося явления новыми качествами. Повторение пройденного в ходе отрицания одних предметов другими - не случайное явление, а всеобщий закон развития. Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе (отрицание отрицания), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой.

Именно спираль есть наиболее адекватная, наглядная модель прогрессивного развития. Она отличается от наложения друг на друга кругов тем, что соединяет в себе движение по кругу с движением поступательным.

Таким образом, суть закона состоит в том, что на высшей ступени развития происходит как бы возврат к старому, повторение известных черт, свойств предмета, но уже в измененном виде.

Завершая анализ закона отрицания отрицания, следует отметать один важный момент. Диалектическое отрицание есть предпосылка действия закона, но не он сам. Отрицание есть во всяком процессе превращения старого качества в новое, даже там, где этот закон не действует. Например, превращение воды в пар и пара в воду. Здесь два отрицания, но возврат в первоначальное состояние не выводит явление на более высокий уровень развития, даже если мы десятки раз проведем эти циклы. Спирали в этом процессе нет. То же самое при превращении фотонов в пару электрон - позитрон и обратно. Следовательно, цепочка отрицаний еще не означает действие закона. Сущность закона в переходе к более высокой основе, возвращение назад, повторение пройденного, но на новой ступени, т.е. как бы по спирали.

 

Сущность и явление.

Каждый предмет имеет сущность. Если содержание – это совокупность всех признаков предмета, то сущность – это главные, внутренние, устойчивые признаки, которые характеризуют природу предмета. Явление – это форма обнаружения сущности. Например, сущность болезни – это основной процесс, её вызывающий, а явления – многообразные симптомы.

Сущность и явление взаимосвязаны. Любая сущность обнаруживает себя в каких-либо явлениях, а любое явление существенно, т.е. выступает проявлением какой-то сущности.

В разных условиях, взаимодействуя с разными объектами, одна и та же сущность обнаруживается в разных явлениях. Например, электрический ток, сущностью которого является упорядоченное движение электрически заряженных частиц, в разных условиях обнаруживает себя в различных явлениях – в тепловых, магнитных, химических.

Задача человека – познание сущности предметов, процессов и явлений. Познание сущности ведёт к познанию законов, т.к. закон – это связь существенная. Знать сущность необходимо, чтобы эффективно управлять объектами. Бесполезно лечить симптомы болезни, если неизвестна её сущность. Но сущность всегда скрыта, а явления могут вводить в заблуждение. Например, головная боль может быть проявлением разных болезней, и диагноз может оказаться неправильным. Сущность может иметь несколько уровней. Процесс познания идёт от описания поверхностных явлений к познанию всё более глубоких сущностей.

Единичное и общее.

Единичное – это отдельный предмет со всеми своими признаками, свойствами, составляющими качественную и количественную определённость, индивидуальность, которая отличает его от всех других предметов.

Общая – это свойства, признаки, черты предмета, сходные со свойствами, признаками других предметов.

Единичное – особенное – общее

Сирень – кустарник – растение

Медь – металл – химический элемент

Единичное – особенное – общее – существует объективно. Особенное существует для взаимосвязи единичного и общего. Каждый реальный предмет обладает единичными чертами, что делает его неповторимым. В некоторых предметах преобладает единичное – уникальные (произведение искусства), а в других преобладает общее – стандартные, типовые (жильё, хрущёвки).

Единичное и особенное взаимосвязаны и могут переходить друг в друга. Единичные признаки в процессе эволюции могут стать единичными, а в последствии – общим для всего вида. Например единичные признаки животных, растений в процессе эволюции могут стать особенными, а впоследствии общими для всего вида.

Процесс познания, как правило, идёт от познания единичного к особенному, а потом к общему, но возможен и обратный процесс. Важная задача науки познания является общего(законы).

 

Причина и следствие.

Исследование того или иного объекта ведёт к познанию разнообразных связей. Одна из них причинно – следственная связь.

Причина – это категория, для обозначения явления, которая вызывает другое явление. Причина – это взаимодействие предметов, которое влечёт определённое в них изменение.

Следствие – это категория, для обозначения явления, которая возникает в результате действия причины.

Метафизики не видят связи между причиной и следствием. Впервые связь между ними показал Гегель.

С точки зрения материальной диалектики причины и следствия объективны, взаимосвязаны и могут меняться местами.

Одно и тоже следствие может быть вызвано разными причинами.

Студент опоздал = следствие. Причина: проспал, пробка, застрял в лифте.

Одна и таже причина может привести к разным следствиям. Среди многочисленных связей довольно трудно выявить причинно – следственную, т.к. не всякая последовательность событий может стать признаком причинной связи, поскольку «после этого» ещё не значит «по причине этого».

Причину нельзя путать с поводом.

Повод – это явление, обстоятельство, которое непосредственно не порождает следствие, но являются своего рода «спусковым крючком», которое приводит причину в действие.

Задачей науки и практики является раскрытие причин через рассмотрение и познание следствий.

 

Понятие мировоззрения. Типы мировоззрений. Роль философии в формировании мировоззрения.

Мировоззрение – это система самых общих взглядов человека на мир в целом и место человека в этом мире.

Мировоззрение – это размышление человека над проблемой в системе «мир – человек».

Типы:

1. Мифология – легенды, сказания – чувственно-образное видение мира.

2. Религия. Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественное. Мифология и религия – это истоки философии.

3. Научное мировоззрение.

4. Художественное мировоззрение.

5. Обыденное, житейское или мировоззрение здравого смысла.

Философия – форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и на место в нем человека, и исследующая вытекающие отсюда познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношения человека к миру.

Общее:

Поиск ответов на вопросы:

1 Что представляет собою природа, окружающий мир?

2 Каково место человека в этом мире?

3 Может ли человек познать мир и каким образом достигается познание?

4 Как человек должен вести себя по отношению к другим людям?

5 Что такое истина, добро, красота. И т.д.

Различное

1 Мировоззрение появляется задолго до того, как возникает философия.

2 Философия в отличие от мировоззрения не является достоянием широких масс.

3 Понятие «мировоззрение» шире по объему, чем понятие «философия».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 907; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.045 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь