Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Мировоззрение: мифология, религия, философия,наука.
Мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок и принципов, определяющих самое общее ведение мира. Философия - одна из форм мировоззрения, а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания, теория или наука.Философия, как дисциплина, изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение материальных предметов и явлений. Мифологическое мировоззрение основано на вере. Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей. Научное мировоззрение - это, прежде всего, отношение к окружающему миру, не противоречащее основным принципам научного поиска, опирающимся на многократно проверенные и подтвержденные истины. В основе научного мировоззрения лежит метод. Он не является лишь орудием получения знаний, но это всегда то средство, которым знание подвергается проверке. Структура философского знания: онтология, гносеология, антропология, этика, логика, аксиология. Выделяют разделы философии: фундаментальные (Что есть мир? ) – онтология познавательные (Как познается мир? ) – теория познания (гносеология) учение о человеке - философскую антропологию; ценностные (Что такое хорошо и что такое плохо? ) – аксиология этические (Что такое добро и зло? ) – этика эстетические (Что такое красивое, безобразное? ) – эстетика Практические (Как с этим миром взаимодействовать? ) – праксеология Периодизация античной философии. Первый этап охватывает период с VII до V вв. до н. э. Этот период обычно называют досократовским.К этому этапу относятся милетская школа, Гераклит Эфесский, элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, Эмпедокл и Анаксагор, древнегреческие атомисты (Левкипп и Демокрит). Второй этап охватывает период примерно с половины V в. и до конца IV в. до н. э. Он обычно характеризуется как классический. Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов Сократа, Платона и особенно Аристотеля, взгляды которого явились вершиной древней философии. К этому этапу относиться и философия софистов. Третий этап в развитии античной философии – закат и затем ее упадок (III в. до н. э. – V в. н. э.) обычно обозначается как эллинистический. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по своему содержанию философских систем, в это время появляется ряд философских школ: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм. Милетская школа. Проблема первоначала. (7-6 в до н.э.). Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Основная идея милетской школы - единство всего бытия. Фалес считал первоосновой воду - " все происходит из воды и все в нее возвращается". Вода в понимании Фалеса - это " физис" (жидкое состояние вещества). Фалес известен не только как философ, но и как ученый - объяснил причину солнечного затмения, разделил год ни 365 дней, измерил высоту пирамид Хеопса. Самый известный тезис Фалеса - " познай самого себя". Анаксимандр - ученик Фалеса. Написал трактат " О природе". В качестве " архе" Анаксимандр считал " оперон" - " то, что помимо элементов", абстрактное, нечто среднее, промежуточное, беспредельное. Оперон содержит в себе противоположности - горячее и холодное, сухое и влажное и т.д. Наличие в нем противоположностей позволяет ему порождать различные вещи. Оперон нельзя увидеть. Оперон является вечным (не имеет ни начала ни конца во времени). Анаксимандр первым предложил немифологическую теорию о возникновении Вселенной и примитивную эволюционную теорию происхождения жизни из воды. Анаксимен - ученик Анаксимандра. Считал, что все вещи возникли из воздуха и представляют его модификации благодаря сгущению и разрежению. Воздух - это вещество с противоположными качествами. Он родственен душе человека. Мыслители милетской школы рассматривали в качестве первоначала природу и были монистами (считали что все возникло из одного начала). Пифагорейская школа. Понятие архе. Золотые стихи. Школа была основана Пифагором в Кротоне (Южная Италия) и просуществовала до начала IV в. до н.э. Союз отличался строгими обычаями и высокой нравственностью. Образ жизни пифагорейцев вошел в историю: как рассказывают легенды, учеников Школы всегда можно было узнать по их внешнему облику и благородному поведению. Однако и облик, и поведение были лишь следствием взглядов философов на человеческую душу и ее бессмертие, подразумевавших в здешней, земной жизни определенное воспитание. Согласно этим воззрениям, душа человека проходит в своем развитии несколько этапов, в частности ряд воплощений на физическом плане, смысл которых - приобретение внутреннего опыта, достижение катарсиса, очищения от наследия ранних этапов развития. Этому служили нравственные принципы, которым следовали пифагорейцы: " Быть всегда в словах и поступках стремись справедливым", " Пусть - что важнее всего - твоим главным судьей станет совесть". Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Числа понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл. Основу пифагорейской математики составляет учение о декаде: 1+2+3+4=10. Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире. В частности, декада отображает законы музыкальной гармонии: через нее выражаются основные музыкальные интервалы - октава (2: 1), квинта (3: 2), кварта (4: 3). Ими же положено и начало музыкальной психологии: музыка использовалась как средство воспитания и исцеления души и тела. В пифагорейской школе начали развиваться астрономия и медицина. Таким образом, пифагорейцев можно считать родоначальниками гуманитарной, естественной, точной и систематической наук. У Пифагора архэ — число (как нечто совершенно нематериальное, но задающее порядок в природе, постигаемый в математике). Числа понимались в пифагорействе не как выражение лишь количественной определённости чего-то, но скорее как метафизические качества, относящиеся к особой, «божественной» реальности. Например, единица — не просто первое из чисел, но и мера, начало числа как такового, выразитель его природы. Двойка – выразитель природы разделения, противоречия, множественности и т.д. Онтология Гераклита.(что есть мир) Диалектика составляет суть онтологии Гераклита (учения о первоначале). Гераклит объявляет началом всего Огонь-Логос (Огнелогос). Итак, сутью учения Гераклита является диалектика. Ее основные идеи: -мир есть единство противоречивых сущностей – противоположностей; противоположности изначальны и вечны, они ничему не предшествуют и ничему не наследуют; -противоположности – не условие развития, а его источник, т.к. кроме них ничего нет: -все, что существует – существует только в противоположностях; -все происходит в мире благодаря тому, что противоположные стихии смешиваются, борются. -противоположности существуют в единстве; каждое конкретное сущее – единство противоположностей; -противоположности соотносительны (невозможны друг без друга); -поскольку противоположности существуют в единстве и соотносительны, то они становятся тождественными (но тождественными не в смысле одинаковыми, а в том смысле, что существуют, проявляясь только друг через друга); -поскольку противоположности существуют в единстве, соотносительны и в силу этого тождественны, то они неизбежно борются между собой (борьба – не отрицательная сила, а источник движения, творческий принцип); -борьба противоположностей разрешается гармонией, но в равновесии противоположности сближаются, и борьба разгорается с новой силой. Концепция бытия Парменида. Элейская школа. г. Элея. Элеаты были предшественниками и родоначальниками идеалистической философии. Ее представители – Парменид и Зенон Элейский – создали учение о бытии. Парменид ввел понятие «бытие» (греч. – «онтос», отсюда онтология – наука, учение о бытии). Доверять можно только разуму, чувства нас обманывают, создают иллюзорную картину. «Природа» - его труд. Один и тот же предмет кажется огромным ребенку и нормальным взрослому человеку. Одна и та же пища может быть вкусна, когда ты здоров и отвратительной, когда болеешь. Чувствам нельзя доверять, в них не может быть согласия. Разум – другое дело: 2х2=4 - всегда и здесь не может быть разногласий. Любит доказывать от противного. Парменид рассуждал следующим образом: бытие – это все, что есть, существует. Противоположность ему – небытие, т.е. все то, чего нет. Но раз в небытии ничего нет, значит, и небытия нет, а значит, есть только бытие. При этом бытие статично, т.е. в нем нет движения, изменения. Бытие же – это то, что мы можем помыслить, но не увидеть, т.е. это синоним мышления. Парменид характеризовал бытие следующими свойствами: - бытие единственно; - бытие однородно (гомогенно); - бытие безгранично; - бытие вечно; - бытие неподвижно. Известен также Принцип Парменида (принцип всеобщей связи), согласно которому «ничто не возникает из ничего и не переходит в ничто, но все возникает из другого и переходит в другое». Таким образом, истинно, достоверно только то, что может быть помыслено, а не то, что проявляется в настоящем. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 829; Нарушение авторского права страницы