Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблема метода в философии: диалектика и метафизика. Принципы, законы и категории диалектики.
В общем смысле метод определяется как система практических или мыслительных приемов и правил, следование которым ведет к достижению желаемого результата. Философский метод является совокупностью только мыслительных приемов и правил. Основными особенностями метода в философии являются комплексность и релятивность. Релятивность означает, что метод напрямую зависит от тех предпосылок, с которых начинается философское рассуждение. Эти предпосылки не всегда могут быть явными и осознанными. Можно сказать, что в философии точные определения и формулировки - итог размышления, а не его начало. Основными видами философского метода на сегодняшний день выступают метафизика и диалектика. Термин " метафизика" был введен в I в. до н. э. Андроником Родосским. Систематизируя произведения Аристотеля, он расположил " после физики" (знаний о природе) те из них, в которых речь шла о первых родах сущего, о бытии самом по себе, т. е. те, которые были " первой философией" - наукой о первых причинах, о первой сущности и началах. Сущность, характерная черта метафизики как философского метода мышления - односторонность, абсолютизация какой-то одной (безразлично, какой именно) стороны живого процесса познания - или шире - любого элемента целого. В этом смысле метафизика есть определенный философский способ мышления (познания), противостоящий диалектическому методу как своему антиподу и предполагающий рассматривать все явления и процессы в состоянии статики. Классическое определение диалектики принадлежит Ф. Энгельсу: диалектика есть наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления. Основанный на ней метод и есть диалектический метод - система требований, вытекающих из наиболее общих законов всякого движения. Современная диалектика предстает перед нами в следующем виде: I. Принципы диалектики: 1. Принцип всеобщей взаимной связи (историзма). 2. Принцип объективности. 3. Принцип всесторонности. 4. Принцип конкретности. 5. Принцип развития через противоречия. Принцип - это фундаментальное теоретическое положение, отражающее наиболее существенные характеристики реальной действительности и являющееся одновременно способом (методом) ее познания и преобразования. Он выражается посредством тех или иных понятий и законов (разной степени общности), взятых в их субординированной связи и представляющих собой систему определенных методологических требований, регулирующих познавательную и практическую деятельность людей. Историзм - философский, диалектический принцип, являющийся методологическим выражением саморазвития действительности в плане его направленности по оси времени в виде целостного непрерывного единства таких состояний (временных периодов) как прошлое, настоящее и будущее. Данный принцип включает в себя следующие основные требования: а) изучение настоящего, современного состояния предмета исследования; б) реконструкция прошлого - рассмотрение генезиса, возникновения последнего и основных этапов его исторического движения; в) предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития предмета. Объективность - философский, диалектический принцип, основанный на признании действительности в ее реальных закономерностях и всеобщих формах. Основное содержание данного принципа можно представить в виде следующих требований: а) исходить из чувственно-предметной деятельности (практики) во всем ее объеме и развитии; б) осознать и реализовать активную роль субъекта познания и действия; в) исходить из фактов в их совокупности и уметь выражать логику вещей в логике понятий; г) подходить ко всем процессам и явлениям конструктивно-критически и действовать в соответствии с логикой данного предмета. Всесторонность - философский, диалектический принцип познания и иных форм деятельности, выражающий всеобщую связь всех явлений действительности. Включает в себя следующие основные требования: а) вычленение предмета исследования и проведение его границ; б) изучение в чистом виде каждой из сторон предмета; в) вычленение сущности, главной стороны предмета, субстанционального его свойства. Принцип всесторонности наиболее тесно связан с философским принципом конкретности и общенаучным принципом системности. Конкретность - философская категория, выражающая вещь или систему взаимосвязанных вещей в совокупности всех своих сторон и связей, которая отражается как чувственно-конкретное (на эмпирическом этапе) или как мысленно-конкретное (на теоретическом этапе). Принцип противоречия - диалектический принцип, имеющий основой реальные противоречия вещей и сводящийся к следующим основным требованиям: а) выявление предметного противоречия; б) всесторонний анализ одной из противоположных сторон данного противоречия; в) исследование другой противоположности; г) рассмотрение предмета как единства (синтеза) противоположностей в целом на основе знания каждой из них. При неверной реализации и применении принципов диалектики возможны многочисленные искажения их требований, а значит отклонения от пути к истине и возникновение заблуждений. П. Основные законы диалектики: 1. Закон единства и взаимопроникновения противоположностей. 2. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. 3. Закон отрицания отрицания. Связи и взаимодействие определенных философских категорий выступают как законы диалектики, главным из которых является закон единства и взаимопроникновения противоположностей, вскрывающий самое основное в развитии - его источник, каким является противоречие (единство противоположностей). Противоположности - это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно: а) неразрывно связаны; б) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении; в) взаимопроникают и при определенных условиях переходят друг в друга (положительное – отрицательное). Единство конкретных противоположностей образует противоречие (диалектическое). Кратко суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: разделение единого на противоположности, их взаимопроникновение и разрешение в новом единстве. Тем самым развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает всеобщий механизм развития: то, каким именно образом оно происходит. Для его понимания необходимо обратиться к одним из ключевых категорий диалектики: качество и количество (см. ниже). Закон отрицания отрицания выражает направленность, преемственность развития и его форму. Закон отрицания отрицания - закон, выражающий поступательный, преемственный, циклический характер развития и его форму: " спираль" (а не " круг" или " прямую линию" ), повторение на высшей стадии некоторых свойств низшей, " возврат якобы к старому". При этом развитие предстает как процесс, как бы повторяющий пройденные уже ступени, но повторяющий их иначе, на более высокой основе. Форма циклического развития - " триада": исходный пункт - его отрицание - отрицание отрицания (тезис - антитезис - синтез; теория - практика - новая теория и т.п.). Каждый цикл выступает как виток в развитии, а спираль как цепь циклов. Действие данного закона обнаруживается не в каждый данный момент, а лишь в целостном, относительно завершенном процессе развития. Данный закон нельзя представлять как жесткую схему, пригодную на все случаи жизни, тем более " втискивать" в эту схему всю действительность в ее полноте и живой, многогранный процесс познания. III. Категории (неосновные законы) диалектики: 1. Сущность и явление. 2. Единичное, особенное, всеобщее. 3. Форма и содержание. 4. Причина и следствие. 5. Необходимость и случайность. 6. Возможность и действительность. Категории, т. е. самые абстрактные понятия диалектики, будучи отражением реального мира в сознании человека, имеют объективный характер, т.е. не являются плодом выдумки, фантазии человека, а отражают то, что существует в природе и обществе, независимо от воли и сознания людей. Они являются не " пособием" человека, а выражением всеобщих закономерностей природы и общества. Объект всех категорий один - реальный мир. Различные философские категории позволяют увидеть его каждый раз с новой стороны, представляют собой своеобразные его " срезы". Каждая категория имеет свое специфическое содержание соответственно тому, какие аспекты, моменты объективной реальности и познания (в их всеобщих характеристиках) выражаются в ней. Отдельно следует остановиться на категориях качество и количество. Качество - философская категория, выражающая относительную устойчивость предметов и явлений. Качество - такая внутренняя определенность предмета, благодаря которой он является именно данным, а не другим предметом и с изменением которой он превращается в нечто иное. Качество предметов обнаруживается через их свойства. Количество - философская категория, выражающая такую определенность предмета, изменение которой в соответствующих границах непосредственно не означает превращения данного предмета в другой. К количественной определенности предмета относятся: величина составляющих его элементов, объем, размеры, степень выраженности и интенсивность развития его свойств, темпы протекания процессов, скорость изменения предметов и другие числовые характеристики. *** Разумеется, все части этой системы взаимосвязаны, проникают друг в друга, предполагают друг друга. Принципы реализуются в законах и категориях, но и законы, оказывается, входят в содержание категорий, когда предметы и явления рассматриваются не как постоянно существующие, а как возникающие, развивающиеся, изменяющиеся и преходящие.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 785; Нарушение авторского права страницы