Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Н1 Философия как форма общественного сознания



Н1 Философия как форма общественного сознания

Философия продукт духовного развития и особая форма общественного сознания. Как специфическая область знаний она возникла на социальном переломе, обусловленном переходом от варварства к цивилизации. Преобразование в сфере материального производства, в общественных отношения и культуре сопрягаются с серьезными изменениями в мировоззрении людей.

Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир. Философское мировоззрение – своего рода социокультурная мера цивилизованности человека и общества. Мировоззрение также может быть мифологическим и религиозным. Многие тысячелетия в первобытном обществе основу мировоззрения людей составлял миф. При всем разнообразии мифов (народов Индии, Китая, Древней Греции и др.) в них выявлялись общие воззрения на мир. Он представлялся в виде бесформенного хаоса, столкновения хаоса и действия демонических сил. Цивилизация вызвала к жизни новые типы мировоззрения - религию и философию. Согласно религии, картина мироздания, равно как и ответы на вопрос о смерти и бессмертии человека, его совести и долге, добре и зле, предлагаются людям на основе их веры в существование сверхъестественных всемогущих сил. Религиозный культ связан с системой догматов. В отличие от религии философия противопоставляет догме-сомнение, вере-логику, эмоциям – интеллект.

Слово «ФИЛОСОФИЯ» впервые употребил Пифагор. Он объявил себя не «софистом» (мудрецом), а лишь философом (т.е. любящим мудрость), ибо мудростью может обладать, по мнению Пифагора, только Бог, а не человек.

В философии получили теоретическое выражение социальное самосознание людей, их общие идеалы и ценности. Англ. ученый Рассел заметил: чтобы понять эпоху или нацию, мы должны понять её философию.

Выделяются три основные темы философского сознания:

1.тема мира. Прежде всего сознание стремилось осмыслить, что представляет собой мир, в котором мы живем. Мир-хаос, как представлялось в мифе, или же он космос, т. Е. в нем существует закономерность и порядок.

2.тема человека. Уже древние мыслители (Протогор) провозгласили, что «человек-«мера всех вещей». Эта тема находит свое выражение в вопросах: Что такое человек и в чем его сущность? В чем смысл жизни? Существует ли прогресс общества? Имеются ли какие-либо его объективные законы?

3. тема «человек-мир». Отношение «человек-мир» исторически воспроизводилось философским сознанием по-разному. Но при всех оттенках трактовки, в конечном счете, философы оказывались перед необходимостью прояснения соотношения сознания и материи. Вопрос об отношении мышления к бытию называют основным вопросом философию.

Эти три мировоззренческие темы и образуют специфику предмета философии как формы общественного сознания.

Философия- это исторически изменяющаяся система фундаментальных идей, теоретически объясняющих отношения человека к миру, в его целостности и ориентирующих людей в их социальных действиях.

 

Функции философии

Роль и место философии определяются её функциями. Функции философии многоаспектные. Можно выделить 4 главные функции: Онтологическая, гносеологическая, аксиологическая, праксеологическая.

Онтологическая функция Философия вырабатывает самые общие теоритические представления людей о бытии природной и социальной действительности, человека и его предметной деятельности.

Гносеологическая функция заключается в создании обобщенной картины познания, формулировании принципов познавательного отношения субъекта к объекту, доказательстве адекватного познания мира, в разработке методов научного познания и логического мышления.

Аксиологическая функция состоит в критическом анализе теоретических оснований ценностных ориентаций людей, их нравственно-эстетических идеалов, поведение человека в мире культуры.

Праксеологическая функция философии проявляется в опосредованном е1 воздействии на практическую деятельность, определение их социальных целей и идеалов, выбор средств и методов индивидуальных и массовых действий.

В большей или меньшей мере эти функции выполняют все философские учения.

 

Древне индийская философия

Индийская философия с древних времен развивалась непрерывно без резких изменений точек зрения и идей. Ее древнейшие тексты содержатся в Ведах (знания). Вся последующая философская литература связана с толкованием ведических текстов.

Ведическая литература делится на 4 группы: (Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упанимады).

Самхиты - главная- остальные комментарии к ним. Самхиты это 4 сборника гимнов. Согласно ведам боги обладали всеведением и наделяли такой способностью поэтов РИШИ. Гимны самхиты – это попытки описать постижения тайн бытия. Основной способ постижения мира является миф. Модель мира ориентирована на Космос: с ним все соотносится, к нему все причастно. Пространство и время понимаются как единство синхронии и диахронии.

Рита – закон круговращения вселенной, порядок мира и незыблемость справедливости. Солнце представлялось рядом богов. Круговорот Солнца воспринимается как солнце дневное и ночное. Особое место в философии индийцев принадлежит богине Слова – ей приписывалось создание мира. Сотворение мира представлялось так: 1-ое состояние всего было нечто аморфное, лишенное конкретного содержания, нельзя выразить что это такое, кроме того, что оно есть. Из него вышло все. И сделал это высший бог как кузнец или плотник из дерева и металла. Живым существам приписывалось наличие души. Богу высшему приписывалась вселенская душа. Понимание человека в философии Индии – в структуре человека. Выделялось 5 слоев, каждый последующий внутри предыдущего: 1.телесный, 2.жизненный, 3.слой ума, 4. слой развернутого сознания, 5. слой блаженства.

Согласно представлению древних индейцев все вышло из бога и все туда возвращается. Отсюда появилось представление о переселении душ и круговорот пяти огней (небо, гроза, земля, мужчина, женщина) Между ними происходит круговорот. Регулирует процесс перевоплощения закон Кармы. Согласно ему человек получает воздаяние согласно своим поступкам хорошим или плохим. При правильной жизни, душа может возродится в человеке более высокого положения.

Вывод: философия Древней Индии – религия, в которой пытаются объяснить происхождение мира и взаимоотношение человека и мира.

 

Философия Древнего Китая

Китай- страна древней цивилизации и богатого философского наследия. Философские воззрения древних китайцев зарождались в недрах религиозно-мифологического осмысления мира. Особенность китайской мифологии - зооморфный характер богов и духов – боги были похожи на животных, птиц, рыб, полулюдей. Верховное божество Шан-ди – первопредок покровитель Китайского государства, ему подчинялись боги и духи. Шанди – это Небо, оно безлично, но всевидяще и управляет всем ходом событий во вселенной, а представителем на земле является император. Другая особенность китайской мифологии - признание влияния духов умерших на жизнь потомков. В обязанность духов входила забота о потомках живущих на земле.

Мир китайцев представлялся как взаимодействие противоположных начал женского ИНЬ и мужского ЯН. В глубокой древности не было ни неба, ни земли, а вселенная представляла хаос, в нем родилось два духа, деятельность которых привела к упорядочиванию мира. ЯН стал править небом, и ИНЬ землей. ИНЬ и ЯНЬ неразлучны, если они разойдутся, то наступит Упадок.

Одной из основных школ философских Древнего Китая является конфуцианство. Конфуций в своем учении исходил из неразделенности физических и нравственных законов. Моральные качества воздействуют на явления природы. От поведения человека зависит весь миропорядок. Конфуций создал социальную утопию, в центре которой идеальный правитель. Результат его правления – совершенное общество. Правитель должен обладать гуманностью, следование долгу, сыновей почтительностью, благопристойностью, разумностью(5 качеств). У Конфуция было более 3000 учеников.

Одновременно учением Конфуция в Китае существовала философская система ЛАО –Цзы или даосизм – это философия нерасторжимого единства человека со всем миром.

 

Философия нового времени

Новое время – это период с 17 по середину 18 века. Период бурного развития наук физики, химии, астрономии, что повлекло совершенствование понятий и законов философии.

Выдающимися философами нового времени были Бэкон (Англия), Декарт (Франция), Спиноза (Голландия), Лейбниц (Германия). Развиваются оба направления, как материализм, так и идеализм.

Понятие бытия в этот период играло существенную роль во всех философских системах. В век просвещения, хотя и разными путями философы выработали концепцию бытия, которая позволяла дать обоснование научному знанию. Наука, по мнению Бэкона, занимает не рядовое, а особое место даже среди самых важных дел. Он разрабатывал идеал науки – наука должна приносить пользу всем людям без исключения, увеличивать силу и могущество человека, избавить его от нищеты, лишений и болезней.

Все источники жизни человек берёт из природы, поэтому познания должны начинаться с природы, материи. Материалисты Нового Времени не ограничивались в трактовке материи лишь её свойствами, они говорят о субстрате (началах, корпускулах, атомах) как о носителях свойств. Декартом развивается понятие непрерывности материи, сплошности. Строение планетной системы Декарт, исходя из концепции сплошности материи, объяснял эфирными вихрями, однако построить точную математическую модель системы ему не удалось. Французский ученый Гольбах – представитель философов, приверженец идеи о вечном абсолютном движении как неотъемлемом свойстве материи. Французский ученый математик, философ Рене Декарт в течение 18-19 веков считался основоположником все новоевропейской философии – он был основоположником новоевропейского рационализма ( издал работу «Начала философии»). Суть рационализма Декарта в том, что он считает, что нельзя доверять чувствам в познании истины, единственное чем следует пользоваться в познании истины есть только разум. Для этого надо соблюдать 4 правила.

Принимать за истину только такие знания, какие не дают никакого повода к сомнению.

Разлагать сложные проблемы на мелкие

Выстраивать из них затем строгую последовательность.

Составлять полные перечни этих элементов

 

Этика

Медицина

Механика ФИЛОСОФИЯ

Физика

Метафизика

 

Метафизика-дисциплина о первых начал и высших причинах всего сущего.

 

Последователь Декарта Спиноза исходил из идеала математической строгости в примении разума.

Философы нового времени пользуясь достижениями естественных наук внесли большой вклад в развитие философии, в понимании мира, места в нем человека.

Декарт выработал для европейских философов позицию рационализма его положения

Истинное знание может быть получено только из ума

Ум есть духовная сущность, которая действует независимо от тела (дуализм)

Ум осуществляет познание благодаря тому, что прежде осознает сам себя.

Мыслю - значит существую

 

 

Русская философия 19 века.

Философия в её подлинном смысле возникла в России в 19 веке.

Русская философская классика 19 века, как и русская классическая литература несли миру глубоко выстраданную опытом поколений истину: нет и не может быть такой цели, ради которой была бы допустима жертва хотя бы в одну человеческую жизнь. Русская философия – это философия ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ. Её лейтмотив – Запрет на любой прогресс, на любой социальный проект, если они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью. Для русской философии характерен отказ от академических форм теоретизирования от чисто рационалистического способа доказательств.

Западники и славянофилы Два течения начала 19 века. Чаадаев – западник, считал что в то время как на западе процветает научный прогресс, в России нет никакого движения вперёд. Прошлое России пусто, настоящее невыносимо, а будущего у него нет.

Славянофилы говорили о России как о специфическом типе культуры отличном от западноевропейского, но они не проводили анализа развития русской культуры.

В середине 19 века Герценом развивается идея Русского социализма и народничества. Считал философию скупой наукой о всеобщих законах бытия, имеющих обьективное значение. Чувственное ощущение есть естественная связь с внешним миром, в своих работах использовал диалектику. Основной его принцип – человек есть мера вещей. В середине 19 века с отменой крепостного права возникает и развивается народничество в России.

Чернышевский – его философские взгляды – человек есть естественное существо, у него нет души независимой от тела. Социальный идеал Чернышевского – социализм, основанный на обобществлении труда. Народники вели среди населения просветительскую работу, делали ставку на крестьянский бунт, как основу всенародной революции и установить республику на началах анархизма.

Классическая русская философия антибуржуазна. Близорукость и утопизм тех, кто искал альтернативу капитализму. были в то же время дальновидным провидением антигуманного западноевропейского буржуазного типа развития.

Классическая русская философия – это голос Любви и Добра не заглушающий и не заглушаемый западным голосом Воли и Разума.

Проблема бытия в философии

Пришедшая на смену мифологии античная философия стала искать ответы на простые вопросы что, где, почему и тд. Что есть мир, каковы причины изменения вещей. Во всех их так или иначе идёт речь о существовании вещей их бытии. Понятие бытия является одной из основных категорий философии. Материя, движение, ремя, ространство, Бог, сознание – всё определяется через понятие бытия.

Философское понимание бытия означает существование как таковое или существование вообще. Философия выходит за рамки простой констатации существования вещей постигаемого личным опытом, потому что для философского миропонимания характерно стремление понять как соотносится действительность с мыслью, на сколько достоверна мысль. Античные философы по разному определяли бытие и мысль. Одни утверждали что одно и тоже, что есть мысль и то о чем эта мысль существует, другие считают, что реальным является бытиё чего то. а не просто бытиё.

В средневековье бытие отождествлялось с богом. В Новое время бытие рассматривается как единичное фактическое существование и с другой стороны строится система абсолютного бытия (Декарт, Спиноза).

Немецкая классическая философия наполняет категорию бытия диалектическим содержанием, бытие переходит в небытие и наоборот.

Категория бытия отражает реальности такой, какой она представляется человеку в практической деятельности. Невозможно понять сущность бытия без понятий пространства, времени, качества и др.

Следует различать виды бытия: объективная реальность и субъективная реальность.

Уровни бытия – актуальное и потенциальное бытие

Формы бытия – природное и социальное бытие

Объективная реальность – всё, что существует независимо от сознания.

Субъективная реальность – это сознание мышления (чувства, образы, идеи, теории) – продукт объективной реальности, в свою очередь субъект. реальность оказывает влияние на объективную реальность.

Актуальное действительное бытие – наличие бытия в данном пространственном и временном интервале.

Потенциальное бытие – возможное, кторое может стать или не может стать актуальным.

Для обозначения глубинного единства всего существующего в философии выработано понятие субстанции – это что лежит в основе всего существующего. Философов. Которые считают, что мир состоит из одной субстанции называют монистами, от слова «моно». Монизм – такое видение мира, когда основой всего существующего признается одно начало, или материальное, или идеальное.

Дуализм – исходит из того, что в основе мира лежит два начала – материальное и идеальное (духовное)

 

Формы научного познания

Осваивая действительность самыми разными методами, научное познание проходит различные этапы. Каждому из них соответствует определённая форма. Основными из них являются – факт, теория, проблема, гипотеза, проблема.

В обычном смысле слово факт (перевод. «сделанное) является синонимом слова «истина», «результат». Факт –это достоверное знание о единичном.(факт выражается, например, в высказывании: медь – хороший проводник электричества). Можно утверждать, что наука начинается с фактов. Каждая наука проходит длительный период накопления фактов. Фактом становится лишь такое, в истинности которого может убедиться любой ученый.

Теория – это высшая, самая развитая форма научного знания, которая дает целостное представление о закономерностях в некоторой области. Например, классическая механика может быть представлена как теория, в фундаменте которой находится закон сохранения импульса, тогда как другие законы механики есть его конкретизация. Теория обобщает факты и опирается на них.

Гипотеза – это предположительное решение некоторой научной проблемы. Важнейшие требования к гипотезе – её принципиальная проверяемость фактическим материалом. Хорошо удостоверенная гипотеза становится теорией.

Проблема является формой развивающего знания, оно фиксирует недостаточность познавательных средств для достижения поставленных в науке целей.

Факт, теория, проблема, гипотеза – важнейшие формы, в которых протекает процесс развития научного знания.

 

 

Философия техники

Техника – это совокупность материальных средств практической деятельности, которые создаются человеком для осуществления процессов производства или обслуживания непроизводственных процессов. Это понятие включает машины, инструменты, строения, транспортные средства, средства переработки вещества, энергии, информации. Техника является важным элементом производственных сил, которые определяют характер социальных процессов в человеческой жизни. Техника – это новый искусственный мир, который призван служить достижения целей людей. Развитие техники – технический прогресс являются основой социального прогресса. Совокупность проблем, касающихся обсуждения роли техники в обществе – это философия техники. Техника в ней выступает, как совокупность действий знающего человека, направленных на господство над природой. Существует две позиции по отношению к развитию техники. Одни утверждают, что безграничное развитие производительных сил есть подлинное благо человечества, условия возрастания его свободы. Для других – техника является угрозой дегуманизации общества, демон уничтожения цивилизации. Каждая из этих позиций по своему справедлива, поэтому многое зависит от социальных условий развития техники, контроля общества над использованием ее достижений.

 

н1 Философия как форма общественного сознания

Философия продукт духовного развития и особая форма общественного сознания. Как специфическая область знаний она возникла на социальном переломе, обусловленном переходом от варварства к цивилизации. Преобразование в сфере материального производства, в общественных отношения и культуре сопрягаются с серьезными изменениями в мировоззрении людей.

Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир. Философское мировоззрение – своего рода социокультурная мера цивилизованности человека и общества. Мировоззрение также может быть мифологическим и религиозным. Многие тысячелетия в первобытном обществе основу мировоззрения людей составлял миф. При всем разнообразии мифов (народов Индии, Китая, Древней Греции и др.) в них выявлялись общие воззрения на мир. Он представлялся в виде бесформенного хаоса, столкновения хаоса и действия демонических сил. Цивилизация вызвала к жизни новые типы мировоззрения - религию и философию. Согласно религии, картина мироздания, равно как и ответы на вопрос о смерти и бессмертии человека, его совести и долге, добре и зле, предлагаются людям на основе их веры в существование сверхъестественных всемогущих сил. Религиозный культ связан с системой догматов. В отличие от религии философия противопоставляет догме-сомнение, вере-логику, эмоциям – интеллект.

Слово «ФИЛОСОФИЯ» впервые употребил Пифагор. Он объявил себя не «софистом» (мудрецом), а лишь философом (т.е. любящим мудрость), ибо мудростью может обладать, по мнению Пифагора, только Бог, а не человек.

В философии получили теоретическое выражение социальное самосознание людей, их общие идеалы и ценности. Англ. ученый Рассел заметил: чтобы понять эпоху или нацию, мы должны понять её философию.

Выделяются три основные темы философского сознания:

1.тема мира. Прежде всего сознание стремилось осмыслить, что представляет собой мир, в котором мы живем. Мир-хаос, как представлялось в мифе, или же он космос, т. Е. в нем существует закономерность и порядок.

2.тема человека. Уже древние мыслители (Протогор) провозгласили, что «человек-«мера всех вещей». Эта тема находит свое выражение в вопросах: Что такое человек и в чем его сущность? В чем смысл жизни? Существует ли прогресс общества? Имеются ли какие-либо его объективные законы?

3. тема «человек-мир». Отношение «человек-мир» исторически воспроизводилось философским сознанием по-разному. Но при всех оттенках трактовки, в конечном счете, философы оказывались перед необходимостью прояснения соотношения сознания и материи. Вопрос об отношении мышления к бытию называют основным вопросом философию.

Эти три мировоззренческие темы и образуют специфику предмета философии как формы общественного сознания.

Философия- это исторически изменяющаяся система фундаментальных идей, теоретически объясняющих отношения человека к миру, в его целостности и ориентирующих людей в их социальных действиях.

 

Функции философии

Роль и место философии определяются её функциями. Функции философии многоаспектные. Можно выделить 4 главные функции: Онтологическая, гносеологическая, аксиологическая, праксеологическая.

Онтологическая функция Философия вырабатывает самые общие теоритические представления людей о бытии природной и социальной действительности, человека и его предметной деятельности.

Гносеологическая функция заключается в создании обобщенной картины познания, формулировании принципов познавательного отношения субъекта к объекту, доказательстве адекватного познания мира, в разработке методов научного познания и логического мышления.

Аксиологическая функция состоит в критическом анализе теоретических оснований ценностных ориентаций людей, их нравственно-эстетических идеалов, поведение человека в мире культуры.

Праксеологическая функция философии проявляется в опосредованном е1 воздействии на практическую деятельность, определение их социальных целей и идеалов, выбор средств и методов индивидуальных и массовых действий.

В большей или меньшей мере эти функции выполняют все философские учения.

 

Древне индийская философия

Индийская философия с древних времен развивалась непрерывно без резких изменений точек зрения и идей. Ее древнейшие тексты содержатся в Ведах (знания). Вся последующая философская литература связана с толкованием ведических текстов.

Ведическая литература делится на 4 группы: (Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упанимады).

Самхиты - главная- остальные комментарии к ним. Самхиты это 4 сборника гимнов. Согласно ведам боги обладали всеведением и наделяли такой способностью поэтов РИШИ. Гимны самхиты – это попытки описать постижения тайн бытия. Основной способ постижения мира является миф. Модель мира ориентирована на Космос: с ним все соотносится, к нему все причастно. Пространство и время понимаются как единство синхронии и диахронии.

Рита – закон круговращения вселенной, порядок мира и незыблемость справедливости. Солнце представлялось рядом богов. Круговорот Солнца воспринимается как солнце дневное и ночное. Особое место в философии индийцев принадлежит богине Слова – ей приписывалось создание мира. Сотворение мира представлялось так: 1-ое состояние всего было нечто аморфное, лишенное конкретного содержания, нельзя выразить что это такое, кроме того, что оно есть. Из него вышло все. И сделал это высший бог как кузнец или плотник из дерева и металла. Живым существам приписывалось наличие души. Богу высшему приписывалась вселенская душа. Понимание человека в философии Индии – в структуре человека. Выделялось 5 слоев, каждый последующий внутри предыдущего: 1.телесный, 2.жизненный, 3.слой ума, 4. слой развернутого сознания, 5. слой блаженства.

Согласно представлению древних индейцев все вышло из бога и все туда возвращается. Отсюда появилось представление о переселении душ и круговорот пяти огней (небо, гроза, земля, мужчина, женщина) Между ними происходит круговорот. Регулирует процесс перевоплощения закон Кармы. Согласно ему человек получает воздаяние согласно своим поступкам хорошим или плохим. При правильной жизни, душа может возродится в человеке более высокого положения.

Вывод: философия Древней Индии – религия, в которой пытаются объяснить происхождение мира и взаимоотношение человека и мира.

 

Философия Древнего Китая

Китай- страна древней цивилизации и богатого философского наследия. Философские воззрения древних китайцев зарождались в недрах религиозно-мифологического осмысления мира. Особенность китайской мифологии - зооморфный характер богов и духов – боги были похожи на животных, птиц, рыб, полулюдей. Верховное божество Шан-ди – первопредок покровитель Китайского государства, ему подчинялись боги и духи. Шанди – это Небо, оно безлично, но всевидяще и управляет всем ходом событий во вселенной, а представителем на земле является император. Другая особенность китайской мифологии - признание влияния духов умерших на жизнь потомков. В обязанность духов входила забота о потомках живущих на земле.

Мир китайцев представлялся как взаимодействие противоположных начал женского ИНЬ и мужского ЯН. В глубокой древности не было ни неба, ни земли, а вселенная представляла хаос, в нем родилось два духа, деятельность которых привела к упорядочиванию мира. ЯН стал править небом, и ИНЬ землей. ИНЬ и ЯНЬ неразлучны, если они разойдутся, то наступит Упадок.

Одной из основных школ философских Древнего Китая является конфуцианство. Конфуций в своем учении исходил из неразделенности физических и нравственных законов. Моральные качества воздействуют на явления природы. От поведения человека зависит весь миропорядок. Конфуций создал социальную утопию, в центре которой идеальный правитель. Результат его правления – совершенное общество. Правитель должен обладать гуманностью, следование долгу, сыновей почтительностью, благопристойностью, разумностью(5 качеств). У Конфуция было более 3000 учеников.

Одновременно учением Конфуция в Китае существовала философская система ЛАО –Цзы или даосизм – это философия нерасторжимого единства человека со всем миром.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь