Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мировоззрение: сущность, структура,типы



Мировоззрение: сущность, структура, типы

Мировоззрение - это не столько содержание, сколько способ освоения окружающего мира на основе обобщения естественнонаучного, технического, социально-исторического и философского знаний. Термин " мировоззрение" появился лишь в конце XVIII века как перевод немецкого слова Weltanschauung, что значит " взгляд на Вселенную", а широкое его распространение началось лишь во второй половине XIX в.

Выделяют три основных типа мировоззрения:
житейское (обыденное) м., в котором отражаются представления здравого смысла, традиц-ые взгляды о мире и человеке;
религиозное м., связанное с признанием сверхъестественного мирового начала;
философское м.е, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира.
структура мировоз.:
• Мироощущение – чувственное восприятие окружающего мира (напр., оптимист и пессимист)
• Мировосприятие – опирается на мироощущение окружающего мира в идеальных образах (адекватное и неадекватное)
• Миропонимание – это познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности происходящих процессов.

 

Философия как тип мировоззрения: понятия, особенности, структура и функции.

Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место в нем человека. Философское мировоззрение - это теоретический взгляд на мир с позиций активного существа, осознающего как самого себя, так и то, с чем ему приходится взаимодействовать. Это совокупность фундаментальных идей о человеке, мире и об отношении человека к миру.

Функции философии:

мировоззренческая ф-я (связана с понятийным объяснением мира);

методологическая ф. (философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

прогностическая ф. (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

критическая ф. (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению»);

аксиологическая ф. (любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта);

социальная ф. (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу— объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и дух. изменению).

особенности а)философия включает мир в целом;

б) Философия - это, прежде всего, теоретический тип мировоззрения.

в) Философия превращает само мировоззрение в главный предмет своего исследования. Все предыдущие исторические типы мировоззрения ограничивают себя только изложением сущности своего мировоззрения.

г) Философия - это особенный стиль мышления и особый метод исследования. У философии для изложения содержание своих взглядов, как и для исследования самоё себя, нет и не может быть никакого другого инструмента, кроме размышления.

В состав философии входят:

*теоретическая философия (систематическая философия); *социальная философия; *этика; *эстетика; *логика; *история философии.

 

 

Соотношение религии философии и науки.

Религия — мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности — мифологическое ми-родействие и миропонимание.

По Канту, религия — это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога.

Вера дается Богом человеку:

— через воспитание в условиях религиозной семьи;

— обучение в школе;

— опыт жизни;

— силу разума, постигающего Бога через проявление его творений.

Свобода религиозных убеждений — одно из неотъемлемых прав человека. Поэтому нужно с терпимостью относиться к представителям других религий, атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога — это тоже вера, но с отрицательным знаком. Религия ближе к философии, чем мифология. Им присущи: взгляд в вечность, поиск высших целей, ценностное восприятие жизни. Но религия — сознание массовое, а философия — сознание теоретическое, религия не требует доказательства, а философия — всегда работа мысли.

Наука — это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена.

Философия является учением об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

При рассмотрении вопроса о взаимоотношении науки и философии имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации:

— является ли философия наукой;

— взаимодействие философии и частных (конкретных) наук;

— соотношение философии и вненаучного знания. Научного характера философии нельзя отрицать, она — наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук — конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои методы и законы, свой уровень обобщения знания, у философии же предметом анализа являются обобщения частных наук, т. е. философия имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. При этом уровень первичный приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача уровня вторичного — выявление более общих закономерностей и тенденций.

 

 

Происхождение философии и ее основ. этапы развития.

История философии изучает реальный процесс возникновения, развития и смены философских идей.

Историко-философский процесс — это, образно говоря, «поле боя», на котором кипят нестихающие страсти мыслителей, сталкиваются их точки зрения и аргументы. Историко-философский процесс включает в себя движение в пространстве (национальные философские системы и традиции) и во времени (типы мировоззрения в конкретные эпохи философского знания).

Предмет истории философии — это процесс возникновения, формирования и развития теоретического мышления людей, становление и закономерная смена рациональных картин мира и бытия в нем людей.

Основные этапы историко-философского процесса: философия античного мира; философия Средних веков; философия эпохи Возрождения; философия Нового времени; философия эпохи Просвещения; философия конца XIX — начала XX вв.; философия XX в.

С объективной стороны история философии — это философия в своем историческом развитии, процесс развития и движения мыслящего духа во времени (эпохи) и в пространстве общественной мысли (национальные философские системы). С субъективной стороны история философии — это научное истолкование и описание объективного историко-философского процесса, который взят в определенной хронологической последовательности и внутренней взаимосвязи.

Древнеиндийская философия: особенности, основные темы и школы.

Зарождение индийской фил относится к 10-9 веку д.н.э. В индии формирование фил пролегало через аппозицию брахманизму религия в древней индии в период становления рабовладения. Она сохранила ведический ритуал.

Все фил сис-мы в древней индии разделяют на Ортодоксальные и неортодок­сальные

1-е - Признают авторитет вед (веданта, йога, вайшешика, ньяя, миманса, санкхья)

2-е -не признают авторитет вед (Джайнизм, Буддизм, Чарвака)

Общие черты инд. фил сис-м

1) Фил рассотр, как руководство к жизни

2) Начальной стадией фил учений выступ пессимизм.

3) Во всех сис-мах кроме чарвака господствует вера в вечный нравствен­ный закон в карму (все что происходит с человеком результат его собственных деяний. Карма влечет за собой сенсору (цель перерождения). Причина зависимости от кармы - незнание, неведение.)

4) Важнейшая задача ч-ка самоконтроль над своим собственным Я.

5) Цель ч-ка нирвана (блаженство, мания, счастье)

 

Веды - древнеиндийские памятники религ. Состоят из нескольких книг. Оправдывают сущ. в древней инд. касты: жрецы (брахманы), шатры (высшая аристократия), вайшьи (землевлад, ремесленники, торговцы ), мудры (низшая бесправная каста).

Джанизм возникает в 6 в.д.н.э. это этическое учение указывает путь освобожде­ния души, источник мудрости не бог, а святые, достигшие святости своим поведением.

Буддизм возникает в 6-5 в д.н.э Основатель Будда. благородные истины открытые Буддой:

1) жизнь есть страдание;

2) причины страданий - наши желания;

3) чтоб избавиться от страданий надо избавиться от желаний;

Чарвака в озникает в середине 1 т. д.н.э. Это материальное учение. Весь мир состоит из первоэлементов. (воды, земли, воздуха и огня).

Миманса и веданта опираются на тексты вед. Остальные сис-мы строятся на своей собственной основе, хотя и признают авторитет вед.

 

 

Философия идей софистов

Софисты (с. - мудрость) - откр. рационалист. (ранее натуралистич.) период греч. ф. Возникн. обусл. потребн. ярко и убедит. говорить - учили за плату. Гл. цель - не истина, а умение убедить, сл. на 1 месте - риторика (иск-во краснореч.) Отрицали объ. истину и утвержд., что и. субъ. В центре вним. с. - ч-к и его познават. сп-сти. С. старш. (Прот., Горгий, Продик)/младш. (Алкидам, Ликофон, Критий). Главн. - Протагор. “Ч-к есть мера всех вещей; сущ-х, что они сущ-ют и нес-х, что они не сущ-ют.” 1) Изменичивость - гл. св-во материи, распрост. этот принцип на ч-ка. Чел. познание всегда относит., условно, субъ. (релятивизм). 2) Все возн. и сущ. только в отн. к другому, ничто не сущ. само по себе. 3) Все существующее в космосе прих. в противоположное к себе, не изм. как попало. Сл., всякая вещь сост. из против-стей, о всяком предм. можно сказать двояко и противоп. образом. Горгий: бытие не сущ., Если бы оно сущ-ло, то его невозм. было бы познать, т.к. между быт. и мышл. сущ.непреодол. несовмест. Несовм. обусловл. способностью мышл-я создавать несущ. образы. Мыслимое бытие принцип. отлич-ся от средства его выр-я - слова. Соц.-пол. вопросы: ч-к должен руков-ся законами прир., т.к. правов. законы преходящи, сл. не истинны. Этика: нет объ. дора и зла, как нет объ. тепла и холода. Зав. от конкр. ч-ка, счит. добром то, что ему выгодно, злом - что не соотв. его интересам. Закл.: до этого гл. задача - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел. жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм. особого внимания (Сократ).

Философия сократа.

Отличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот. им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы. До софистов гл. задача ф. - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел. жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм. особого внимания, прежде всего у Сократа. Ф. Сократа кас. прежде всего ч-ка, кот. он поним. как нравств. сущ-во, познающее само себя. Сущность ч-ка сосред. в его душе, т.к. она есть то, чему служ. тело. Ценность души сост. в познании. Добродет. необх. ч-ку для возраст. души. С. разраб. метод субъ. диал-ки, цель кот. - устан. истину. И. - объ.. незав. от мнения людей знание, получ. в проц. диалога, беседы, когда уточн. понятий. С. первый указ., что знание носит понятийный хар-р. Широко исп. метод индукции (общ. из частн.). По отн. к мат. миру счит., что его познать невозм. (агностицизм), но душа доступна для познания - в этом суть, предм. ф. Познать самого себя - озн. найти общие для всех людей нравств. кач-ва. Сущ. объ. нравств. нормы поведения. Счастье=добродетель, зло=незнание добра. Ч-к с пом. души управл. страстями и приобр. счастье, т.к. душа станов. добродет. и гармонич. Ч-к явл. строителем счастья/несч. (С. имел последователей: киники, киренаики, мегарская школа, академия Платона.)

 

 

Этапы научного познания.

Научное познание есть процесс, т. е. развивающаяся система знания. Она включает в себя два основных уровня — эмпирический и теоретический. Они хоть и связаны, но отличаются друг от друга, каждый из них имеет свою специфику.

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому объект исследуется преимущественно со стороны своих внешних связей и отношений, доступных живому созерцанию. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность — характерные признаки эмпирического познания.

Специфику теоретического научного познания определяет преобладание рационального момента — понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций». Живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка включает в себя систему абстракций «высшего порядка», таких, как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др.

Важнейшая задача теоретического познания — достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко используются такие познавательные приемы и средства, как абстрагирование — отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеализация — процесс создания чисто мысленных предметов («точка», «идеальный газ» и др.), синтез — объединение полученных в результате анализа элементов в систему, дедукция — движение познания от общего к частному, восхождение от абстрактного к конкретному и др. Присутствие в познании идеализаций служит показателем развитости теоретического знания как набора определенных идеальных моделей.

Характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, внутренняя рефлексия, т. е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т. д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего.

Эмпирические и теоретические уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот. Однако недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому.

В основе методов естествознания лежит единство его эмпи­рической и теоретической сторон. Они взаимосвязаны и обу­словливают друг друга. Их разрыв, или преимущественное развитие одной за счет другой, закрывает путь к правильному познанию природы - теория становится беспредметной, опыт - слепым.

Методы естествознания могут быть подразделены на сле­дующие группы:

1. Общие методы, касающиеся любого предмета, любой науки. Это различные формы метода, дающего возможность связывать воедино все стороны процесса познания, все его ступени, например, метод восхождения от абстрактного к кон­кретному, единства логического и исторического. Это, скорее, общефилософские методы познания.

2. Особенные методы касаются лишь одной стороны изу­чаемого предмета или же определенного приема исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция. К числу особенных мето­дов также относятся наблюдение, измерение, сравнение и экс­перимент.

Рассматривая теоретическое познание как высшее и наиболее развитое, следует прежде всего определить его структурные компоненты. К основным из них относятся: проблема, гипотеза и теория («узловые моменты» построения и развития знания на его теоретическом уровне).

Проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента (этапа движения познания) — ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему — необходимая предпосылка ее успешного решения.

Научные проблемы следует отличать от ненаучных (псевдопроблем), например, проблема создания вечного двигателя. Решение какой-либо конкретной проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются новые проблемы, те или иные концептуальные идеи, в т. ч. и гипотезы.

Гипотеза - форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, превращаются в заблуждения, если проверка дает отрицательный результат.

Стадию гипотезы прошли и открытый Д. И. Менделеевым периодический закон, и теория Ч. Дарвина, и т. д. Решающей проверкой истинности гипотезы является практика (логический критерий истины играет при этом вспомогательную роль). Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, становится научной теорией.

Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Примерами этой формы знания являются классическая механика Ньютона, эволюционная теория Дарвина, теория относительности Эйнштейна, теория самоорганизующихся целостных систем (синергетика) и др.

Мировоззрение: сущность, структура, типы

Мировоззрение - это не столько содержание, сколько способ освоения окружающего мира на основе обобщения естественнонаучного, технического, социально-исторического и философского знаний. Термин " мировоззрение" появился лишь в конце XVIII века как перевод немецкого слова Weltanschauung, что значит " взгляд на Вселенную", а широкое его распространение началось лишь во второй половине XIX в.

Выделяют три основных типа мировоззрения:
житейское (обыденное) м., в котором отражаются представления здравого смысла, традиц-ые взгляды о мире и человеке;
религиозное м., связанное с признанием сверхъестественного мирового начала;
философское м.е, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира.
структура мировоз.:
• Мироощущение – чувственное восприятие окружающего мира (напр., оптимист и пессимист)
• Мировосприятие – опирается на мироощущение окружающего мира в идеальных образах (адекватное и неадекватное)
• Миропонимание – это познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности происходящих процессов.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь