Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Время – это некая мыслимая целостность, вбирающая в себя длительность некоего движения и маркирующая собою его этапы.



Время, как и пространство, также имеет множество разных философских толкований, наиболее значительные из которых следующие:

1 Время, как форма проявления в мире деятельности некоей вневременной, вечной сущности (Платон, Гегель).

2. Время, как эталонная длительность и мера движения (Аристотель, Декарт, Ньютон).

3. Время, как специфический род отношений между объектами, процессами и явлениями (Лейбниц – как порядок последовательности событий).

4. Время, как форма восприятия мира ( Августин – форма мысленной регистрации событий, Беркли – способ восприятия действительности, Кант – всеобщая и необходимая врожденная рассудочная категория, Хайдеггер – форма внутреннего осознания своего бытия человеком).

5. Время, как всеобщая форма существования материи (материализм, диалектический материализм).

6. Время, как неразделимо связанная с пространством субстанция, как пространственно-временной континуум (релятивизм, Эйнштейн, Минковский).

Время может быть соотносимо с пространством, поскольку понятие времени может содержать длительность или этапы изменений объектов в одном и том же месте пространства.

 

Полностью соотносятся между собой пространство и время в положении диалектического материализма о том, что пространство и время являются всеобщими формами существования материи:

1. Поскольку свойство материальных тел обладать протяженностью является всеобщим, то занимать определенную часть пространства является всеобщей формой бытия материи.

2. Поскольку способность материальных тел к движению (к изменчивости) является всеобщей, то время, как характеристика длительности, последовательности и смены процессов движения, также является всеобщей формой бытия материи.

3. Если пространство и время оба являются всеобщими формами бытия материи, то они не могут существовать независимо от материи и вне материи. Таким образом, пространство, время и материя неотделимы друг от друга.

4. Если пространство, время и материя неотделимы друг от друга, то пространство и время неотделимы также и от движения, поскольку движение тоже неотделимо от материи.

5. Таким образом, все они вместе – материя, движение, пространство и время – неотделимы друг от друга и существуют в единстве. А если материя, движение, пространство и время существуют в единстве, то материя характеризуется:

– единством всех способов её существования;

– единством способов существования материи с самой материей.

Из единства способов существования материи, как между собой, так и с самою материей, в диалектическом материализме выводится принцип единства мира: мир, как единая материальная субстанция, находится в процессе единого мирового процесса развития.

6. Проблема человека в философии. Природное и социальное в человеке. Проблема человека и его свобода в философии.

Основные философские школы: объективно-идеалистическое понимание сущности человека, субъективно-идеалистическое, метафизически-идеалистическое, диалектико-ма- териалистическое, иррациональное. Особое значение эта проблема имеет в диалектико-материалистической философии. В ней была обозначена цель общества: обеспечение свободного развития каждого человека, его всестороннего развития. Человек - явление очень сложное, поэтому исследование человека - это задача. целого комплекса наук. В философии человек рассматривается как целостность, человек и мир человека в его основных проявлениях. Г. В. Плеханов писал, что человек это общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир, обладающее сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью. В этом определении высказана важная мысль о сочетании в человеке природного и социального. Вопрос о соотношении в человеке природного и социального решался по-разному. Здесь существуют два односторонних подхода. Первый - это натуралистический подход к человеку, преувеличивающий значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение, а значит и на развитие общества. Натуралистический подход продолжил представления о неизменности природы человека, не поддающейся никаким влияниям. Другая крайность при рассмотрении проблемы человека - это признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы. Конечно, человек - это прежде всего существо социальное, но в то же время он является высшей ступенью в развитии живых организмов на Земле. Человек - это явле- ние природы, он зависим от нее, но в то же время он возвышается над природой в духов- но-культурном отношении, человек отличается от всего животного мира своим сознанием, и особенно осознанием самого себя, своей общественной роли, смысла своей жизни, пониманием конечности своего индивидуального бытия. Но понимание сущности человека очень большое влияние оказывала и оказывает в настоящее время не только фи- лософия, как религия. Большинство современных ученых считает, что сущность человека в том, что он отличает ценностное от прагматичного. Способность понимать и адекватно оценивать реальный мир - вот в чем заключается отличительная особенность человека. И еще человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию. Благодаря своей физически-духовной организации только человек может стать личностью, способной к осознанной деятельности, к творчеству, к целенаправленным и планомерным действиям, готовой к моральной ответственности. Период становления человека (антропогенез) и становления общества (социогенез) - это неразрывно связанные стороны единого процесса - антропосоциогенеза, который продолжался в течение более 3 млн. лет. Человек - это органическое противоречивое единство природного и общественного, однако его сущность социальна. С понятием человек тесно связано понятие индивид. Под индивидом мы понимаем отдельного представителя человеческого рода. Понятия человек и индивид соотносятся как общее и единичное. Индивид соединяет в себе общее, которое в то же время характеризуется специфическими чертами. Индивид - это понятие, фиксирующее единичный, и в то же время родовой признак - принадлежность субъекта к человеческому роду. Индивид означает отдельного человека, данную личность, наделенную неповторимыми, индивидуальными свойствами, отличающими ее от других. Индивид уникален, единичен. Индивид - это социальное явление, и чтобы понять, как он возникает, развивается и выражает себя, нужно исследовать те общественные отношения и ту социально-практическую деятельность, в которых он существует. Индивидуальность - это уникальное воплощение общечеловеческого в личности, это то самобытное, неповторимое в человеке, что отличает его от других людей. Индивидуальность - это особенности характера и психического развития, это неповторимая совокупность человеческих свойств, хотя мера индивидуальности может быть различной. Индивидуальность определяется, во-первых, спецификой наследственности, физиологической основы, а во-вторых, особенностями той социальной среды, в которой человек формируется, той конкретной системы взаимодействующих между собой индивидов, которая и делает каждого из них тем, что он есть. Одним из условий успешного развития общества является сосуществование в нем многообразия индивидуальностей. Личность - это результат исторического и индивидуального развития в конкретных социальных условиях. Личность - субъект и творец общественной истории. Сущность личности определяется развитостью общества. Личность несет в себе черты цивилизации, исторической эпохи и определенного образа жизни. Но человек и общество не тождественны, и личность не простая сумма об- щественных отношений, а уникальная, органическая само реализующаяся система с ансамблем всех общественных отношений, который неповторим в каждом человеке, Индивид не только изменяется сам, но изменяет и само общество. Личность - это выражение общественных отношений и функций человека, как субъекта деятельности, познания и совершенствования мира. Она формируется в процессе деятельности и общения. Саморазвитие личности - это развитие преимущественно самой личностью трудовых, мировоззренческих, физических, нравственных, эстетических качеств. Самореализация представляет собой реализацию творческих возможностей личности собственными усилиями. Самоутверждение - это утверждение себя как личности. Мировоззрение связывает личность со всем окружающим миром. Благодаря силе воли мировоззрение личности и ее деятельность становятся устойчивыми и цельными. Личность обладает самосознанием, мировоззрением, волей, характером, нравственными и эстетическими установками. Формирование личности - это процесс социализации индивида, преобразовании человеком в деятельности и общении целого комплекса социальных качеств. Личность развивается в процессе деятельности, и чем разнооб- разнее виды деятельности, в которые она включена, тем более всесторонне она развивается. Формирование личности изначально детерминируется средой, в которой человек живет и развивается. Социальная среда, а также природные условия представляют собой факторы, влияющие на формирование личности. Каждой общественно-экономической формации присущи определенные типы личностей. Свобода предполагает прежде всего сознательный выбор линии жизни, сферы и видов деятельности, выбор со знанием дела. Самореализация личности - это выявление ее потенций, ее способностей и их развитие и применение на деле. Свобода и самореализация личности неотделимы от социальной политики, подчиненной удовлетворению ее интересов и потребностей, как материальных, так и духовных. Анализ проблемы человека показывает, что в настоящее время настоятельной необходимостью становится интеграция, естественных, технических и гуманитарных наук в ее исследовании.

 

Человек - представитель Homo sapiens, генетически связанный с другими формами живого, наделен разумом, рефлексией, речью, способностью создавать орудия труда. Человек - это живая система, представляющая единство трех составляющих:
1. биологического (анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности и т.п.)
2. психического (чувства, воображения, память, мышление, воля, характер и т.д.)
3. социального (мировоззрение, ценностные установки, знания и умения и т.п.)
Он существо целостное - соединяет в себе физическое, психическое и духовное начало; универсальное - способное к любому виду деятельности; уникальное - открытое миру, неповторимое, свободное, творческое, стремящееся к самосовершенствованию и само-преодолению. Если относительно двух последних характеристик сомнений у ученых не возникает, то относительно целостности велись и ведутся ожесточенные споры.
Индивидуальный человек - часть живой природой, он неповторим в силу своих биологических особенностей (генетического кода, веса, роста, темперамента и т.д.). Однако стать человеком он может только в обществе: будучи оторванным от общества, например, в младенческом обществе, человеческое существо развивается как биологическая особь, но безвозвратно утрачивает способность стать полноценным человеком (овладеть речью, навыками общения, обучиться труду, интеллектуальная деятельность тоже для него недоступна). Несомненно, человек по своей природе и биологическое, и социальное существо. Но каково соотношение этих двух начал, является ли одно из них определяющим - это предмет научных дискуссий. Существует два основных подхода в решении этой проблемы: биологизаторский и социологизаторский. Каждый из которых, абсолютизирует какую-то одну природу ( биологическую или социальную) человека.

Сторонники биологизаторских концепций стремятся объяснить человека, исходя только из его биологического начала, и совершенно игнорируют влияние общества или собственный выбор личности. Так, Т.Мальтус (ХУ111 в.) предложил рассматривать общественную жизнь как арену борьбы отдельных людей за свое существование, где побеждают сильнейшие, а слабые обречены на гибель (по аналогии с животным миром). Социал-дарвинизм на рубеже Х1Х-ХХ вв. продолжают эту идею, вооружившись учением Ч.Дарвина о естественном отборе и эволюции. Социобиология в ХХ в. делает акцент на генетической наследственности. Поведение человека так же, как и животного, генетически определено и никто не может преодолеть влияние своей наследственности, какой бы она не была - плохой или хорошей (общество здесь тоже не помощник). Расистские концепции, заявляют о превосходстве одних людей над другими по признаку принадлежности к «высшим» или «низшим» расам, что ярко проявилось в фашистской идеологии, призывавшей к «расовой чистоте» и «расовой гигиене». В большей степени эти идеи опирались на евгенику - учение о том, какими средствами и каким образом можно достигать «высшего качества наследственности человека». Фрейдизм с его пониманием культуры как сублимации сексуальных влечений тоже относится к биологизаторскому направлению.
Социологизаторские концепции, напротив, абсолютизируют влияние общества на формирование человека. Какова социальная среда, окружающая человека, таков и он сам. В нем, как в зеркале отражаются пороки общества или его добродетели. Злым человека делает несовершенство общественных отношений и неправильное воспитание. Создайте человеку идеальные условия, и он будет совершенным. Такова установка всего социального утопизма, начиная с эпохи Просвещения, заканчивая К.Марксом, и его воплощением в действительность - социализмом. Однако, в действительности оказалось все сложнее. Человек - это не tabula rasa (чистая доска), на которой общество пишет свои письмена (какие захочет). Не учитываются не только генетические особенности данного индивида, но и сознательный свободный выбор ценностей и направления жизненного движения, зачастую совершенно необъяснимый (и противоположный) окружающей социальной средой.

В формировании человеческой личности играют большую роль и биологические задатки, и социальное воспитание и собственный выбор (Я). Ни одно из этих трех факторов современная наука не называет в качестве определяющего. Все важно и необходимо. Человек - это целостная система, открытая миру и возможностям.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 587; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь