Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Мировоззрение его структура и исторические типыСтр 1 из 8Следующая ⇒
Мировоззрение его структура и исторические типы
Мировоззрение, миропонимание-взгляд на мир и положение человека в этом мире, оценка и характеристика взаимоотношений человека и мира. Мировоззрение формируется веками и продолжает формироваться, поэтому в ходе развития М нужно выделить различные этапы, т.е., характеризуя М как историческое.Исторические типы М: ( Мифологический, Религиозный, Научный, Философский). Мировоззрение исторически конкретно, оно вырастает на почве культуре и вместе с ней претерпевает изменения. МЗ каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантах. МЗ как система включает в себя: знания( имеющих своей опорой истину), а наряду с этим и ценности. МЗ выработана не только разумом, но и чувствами. Это значит, что МЗ состоит как бы из двух частей – И нтеллектуальный и Э моциональный. Э. сторона МЗ представлена мироощущением и мировосприятием. И. - миропониманием. Соотношением И. и Э. стороны МЗ зависит от эпохи, от самого индивидуума. Так же бывает разная окраска понимания мира, что выражается в чувствах. Второй уровень МЗ –миропонимание, опирающееся прежде всего на знания, хотя МП и МО не даны просто так рядом друг с другом: они, как правило едины. МЗ- включает в свою структуру уверенность и веру. МЗ делится на жизненно-повседневное и теоретическое. ЖП складывается повседневно. Важен нужно учитывать. Страдает 1) недостаточной широтой 2) своеобразным переплетением положений и установок с примитивными, мистическими, предрассудками 3) большой эмоциональностью. Эти минусы преодолеваются на теоретическом уровне вировоззрения. Это философский уровень мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиции разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения. Философии как особому типу МЗ предшеств. Мифологический и религиозный типы МЗ. Миф как особая форма сознания и мировоззрения представляет собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусств. Дальнейшее развитие миропонимания пошло по двум линиям – по линии религии и по линии философии. Религия – форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земное, естественные и потусторонний, сверхъестественный. При этом в отличии от науки, тоже создающий свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. Религиозная вера – это особое состояние сознания, отличное от уверенности ученого, которая базируется на рациональных основах. Общее что роднит философию и религию это решение мировоззренческих проблем но пути и подходы решения этих проблем у ник сильно отличаются. Структура философского знания: предмет философии, ее основные объекты и разделы
Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости. Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового. Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира. общую структуру философии, философского знания составляют: 1. Онтология - учение о бытии или о первоначалах всего сущего. 2. Гносеология - учение о познании. 3. Аксиология - учение о ценностях. В структуре философского знания выделяют так же: 1. Социальную философию - анализ, изучение социального устройства общества, человека в нём. 2. Философскую антропологию - учение о человеке. 3. Философию культуры - изучается, исследуется сущность и значение культуры. 4. Философию права - учение, наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения. 5. Философия истории. 6. История философии. Важное значение имеют: 1. Диалектика - (искусство ведения беседы, спора) - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания. Метод познания. 2. Эстетика - наука, изучающая сферу эстетического отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей. 3. Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность, как форма общественного сознания, как одна из сторон жизнедеятельности человека. Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство. Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. предмет философии – это вещи, явления или отдельная часть чего-то, обладающая определенными свойствами и выступающая в отношениях с другими вещами или явлениями. Таким образом, объекты и предметы философского знания могут быть: 1) материальными – вещи, явления, 2) идеальными – понятия, мысли, идеи, дух, субстанция. Объекты философии столь же разнообразны как разнообразна сама человеческая жизнь. Поэтому они могут быть объективными и субъективными, рациональными и иррациональными, отражающими мир в целом или космос, науку или религию, самого человека и отношение его с природной средой. Предмет философии – это нечто иное, что решает проблемы, конструирует и создается субъектом в зависимости от объекта. Предмет – это реальность, которая позволяет решить какие-то задачи, но он является следствием объекта. Если объект идеален, то и предмет идеален. Если объект материален, то и предмет материален. Предмет философии всегда ставит акценты на те вопросы, которые не только могут вытеснять из познания объект и которые можно свести к определенному классу понятий, отражающих действительность, но и представляют интересы философии человека, общества и мира. Как теоретическая дисциплина, философия имеет ряд разделов: · Онтология(ontos-бытие, logos-учение) - учение о бытии или о первоначалах всего сущего. · Гносеология(gnosis-знание, logos-учение) – учение о познании. Это раздел, где изучаются проблемы природы познания и его возможностей. Исследуются предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Гносеология включает в себя следующие главы и отделы: o Психология познавания – изучает субъективно-индивидуальные процессы познавания. o Логика знания – наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания. (диалектическая логика, логика классов, логика высказываний, логика отношений и т.д.) o Критика познания – анализирует соотношение между элементами объективными и субъективными. · Общая история познания, эволюция познания. · Аксиология (axios – ценность) – учение о ценностях.
Основной вопрос философии, две его стороны Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая. Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание? Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания. Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют: · материализм; · идеализм; · дуализм. Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена: · эмпиризмом (сенсуализмом); · рационализмом.
Философия Августина. Августин родился в Северной Африке. Получил очень хорошее образование. Проявился интерес к философии. В 387г Августин приходит к христианству, позже был произведен в епископы. Работы Августина «О троице», «О граде божьем»... В первых работах («О граде божьем») он указывает, что Рим пал, т.к. он себя изжил, а не по вене христианства и чей либо другой. Августин резко переходил от одной позиции к другой. Среди церковных святых он был менее всех святым и более человеком. Из древних источников Августин более всего использует Платона. Основные принципы философии Августина: бог первичен, бог является высшей сущностью, его существование ни от кого не зависит. Бог это причина всего сущего, бог не только сотворил мир, но он продолжает творить мир и постояно сохраняет его. Бог это главный предмет познания человека, он является причиной познания. Бог явл наивысшим благом и причиной всякого блага. Душа человека не содержит ничего материального и она имеет только одну функцию мышления. Душа дана богом, она бессмертна. Познает бога не тело, а душа. Тело мешает человеку познать бога. Человек должен жить духом. Что главное в духовной жизни человека? Августин считал, что основой духовной жизни явл воля. Человеческая сущность характерезуется активностью и действием. Разум человека имеет пассивный характер. Воля - способность к активному действию. Августин говорит, что многое происходит случайно, но само создание мира не было случайностью. Августин, как и Платон, различает 2 мира: 1) иИдеальный мир в Боге 2) Реальный. Для Авг цель и смысл человеческой жизни - это достижение счастья. Достижение человеческого счастья возможно благодаря познанию бога и спокойствию души. Познание бога невозможно чувственным путем. Априории - знания, которые черпаются из души, а не из опыта. Сущность теории познания Августина - априорность. Познавая собственную душу, человек познает бога. Источником всех знаний человека явл бог. Авг считал, что творцом всех идей явл бог, а не человек. Сознание человека создано богом. Авг считал, что скептики не правы, в том, что мир не познаваем, мир познаваем. Знания человека находятся в его душе. Такая позиция называется априорностью. Каким образом человек может познать бога? Человек может познать бога благадоря вере, а не разуму. Разумом познать бога нельзя, разум только дополняет веру. Авг считал, что все человеческое познание имеет 2 источника: 1) опыт - чувственное познание окружаещего мира. Но этот путь явно не совершенен, он ограничен явлением вещей. До сущности вещей опыт не доводит. 2) приобретение знаний от другиг людей и различных источников (книга - это знание и есть вера). Добро и зло. Нет сомнений, что в природе есть зло. Но зло не сотворено богом (мир, сотворенный богом не может быть злым) - это понятие называется теодицея. По авг зло - это отсутствие добра. Добра неттогда,. Когда возникает гордыня, вожделенность или уход от высших целей. Гордыня - это попытка жить без Бога. Вожделенность - когда человек свои страсти направляет на приходящие вещи (сбогачение, наслаждение и т.д.) Авг приходит к выводу, что зло не нарушает гармонии мира, а даже ему необходимо. Зло происходит от человека, а добро это продукт боже милости. Первородный грех. В этом вопросе Авг полемизирует с монахом Пелагием. Пелагий считал, что первородного греха не существует, человек рождается свободным от грехов и сам должен заботиться о своем счастье. Но как прийти к счастью (здесь возникает позиция этического рационализма)? Путь к счастью - это получение знаний, образование. Т.е. человек не сложное орудие в руках Бога. Авг выступил с критикой концепции Пелагия и развивает учение о предопределенности. Согласно этому учению Адам родился свободным и безгрешным (если бы он следовал воле бога он был бы бессмертным) Поскольку Адам и Ева не послушались Бога, они стали грешными. *Социально полит взгляды Авг. Авг считает, что неравенство в обществе людей вечно и закономерно. Т.е. существует земная иерархия, которая отражает «небесную» иерархию. Божий град - это люди, которые заслужили спасение. Земной град - это люди забывшие бога. Авг считает, что по мере развития человечества божий град может увеличиваться. Если человечество не придет к Богу и не победит зло, то наступит конец света - такая позиция называется эсхатологическая. *Проблема воли. Авг считает, воля это главное свойство человека. Бог - это персона, обладающая волей. Сле-щими св-ми человека явл вера, любовь, милосердие. Эти качества Авг считал важнее разума, поскольку от разума происходит зло. Тело человека не явл злом, но оно может быть источником зла, благодаря своим желаниям. Возникновение позитивизма было теснейшим образом связано с успехами различных наук – математики, физики, химии, биологии. Наука становилась все более популярной, оказывала огромное влияние на умы людей. К тому же в это время началось развитие науки как специфического нового социального института: она почти полностью освободилась из-под опеки церкви, ее идеи получали все большее общественное признание. Наблюдение, сравнение и анализ экспериментальных данных, сам эксперимент требовали не просто своей оценки, но и оценки тех философских систем, которые считали научной истину, не связанную с эмпирическим опытом. В своем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии: − классический позитивизм; − эмпириокритицизм; − неопозитивизм; − постпозитивизм. Философия экзистенцизма Экзистенциали́ зм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы. В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого. Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века. Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного Западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается. Славянофилы и западники Вообще, становление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмыслении вопроса об исторической судьбе России. В напряжённой полемике конца 30-х гг. XIX века о месте России в мировой истории оформилось славянофильство и западничество как противоположные течения русской философской мысли. Главная проблема, вокруг которой, завязалась дискуссия, может быть сформулирована следующим образом: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается лишь в её отсталости или же у России особый путь и её культура принадлежит к другому типу? В поисках ответа на этот вопрос сложились альтернативные концепции русской истории. Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала всей русской национальной жизни, делали упор на самобытный характер развития России, тогда как западники основывались на идеях европейского Просвещения с его культом разума и прогресса, и полагали неизбежным для России те же исторические пути, которыми прошла Западная Европа. Лидерами были Алексей Степанович Хомяков (1804-1860), Иван Васильевич Киреевский (1806-1856), Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860), Юрий Фёдорович Самарин (1819-1876) - выступили с обоснованием самобытного пути развития России. Изучение истории у славянофилов была направлено на поиск устойчивых факторов, влияющих на исторический процесс. Такими факторами, по мысли славянофилов, не могли быть ни природно-климатические условия, ни сильная личность, а только сам народ как " единственный и постоянный действователь в истории. Славянофилы считали, что экономические, политические и другие факторы вторичны и сами определяются более глубоким фактором - верою, обуславливающей историческую деятельность народов. Народ и вера соотносятся так, что не только вера создаёт народ, но и народ создаёт веру. Православие в концепции славянофилов выступала как духовная основа всей русской жизни: ". проникая во все умственные и нравственные убеждения людей, оно невидимо вело государство к осуществлению высших христианских начал, никогда не мешая его развитию". В истории России произошло слияние духовных ценностей православия с народной жизнью. Величайшая заслуга славянофилов заключается в том, что они стали рассматривать нацию как духовное явление. Влияние славянофилов на русскую мысль было необычайно сильным. В новых исторических условиях в послереформенной России прямым продолжением славянофильства выступил почвенничество. Как идейное течение общественно" мысли западничества не было единым и однородным. Среди западников, к которым относятся Пётр Яковлевич Чаадаев (1794-1856), Александр Иванович Герцен (1812-1870), Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848), и др. были мыслители самых равных убеждений, в том числе либералы, радикалы, консерваторы В 40-е г. XIX в. материалистическое направление в русской философии было представлено прежде всего трудами Герцена. Как и большинство русских революционных демократов, Герцен в своём духовном развитии прошёл сложный путь исканий - от глубокого увлечения философией Гегеля, до материализма Фейербаха. В 60-е гг. эти же идеи получили своё, дальнейшее обоснование в работах Д.И. Писарева. Также в это время, на арену общественной жизни начинают выходить новые силы, наиболее активной из которых была разночинная интеллигенция. Признанным её лидером был Николай Александрович Добролюбов (1836-1861). Их мировоззрение, идеалы носили ярко выраженный революционно-демократический характер. Они находились в резкой оппозиции к правительству, боролись за освобождение личности против власти общества, опираясь при этом на материализм и науку. Русское почвенничество Как уже говорилось, прямым продолжением славянофильства в 60-80-е гг. XIX века было почвенничество, представленное трудами Аполлона Александровича Григорьева (1822-1864), Никола Николаевича Страхова (1828-1896), Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885), Фёдора Михайловича Достоевского (1821-1881). Почвенничество, по определению Григорьева, характеризовалось " восстановлением в душе новой, или лучше сказать, обновлённой верьте грунт, в почву, в " народ". Вера в народ, в развитие на собственной почве сочеталось со взглядами на историю как на спонтанный органический процесс, принципиально не поддающийся рационализации. В середине XIX века представления об уникальности каждого общества и его культуры, несводимости их к какому-то единому образцу буквально носились в воздухе, о чём свидетельствует разработка этих идей в западноевропейской и русской социально-философской мысли. Вообще, впервые мысль о принадлежности Западной Европы и России к разным типам культур высказал М.П. Погодин. Европу он рассматривал как наследницу культуры Западной Римской империи, а Россию - как наследницу культуры Восточной Римской империи - Византии. Русский консерватизм Прежде чем приступать к конкретному рассмотрению русского консерватизма, нужно предварительно выявить то содержание, которое вкладывается в понятие " консерватизм". В данном случае под консерватизмом будут пониматься социально-философские концепции, обосновывающие необходимость сохранения и поддержания исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, её моральных, правовых, религиозных и семейных основ. Идеология русского консерватизма наиболее ёмко выражена в формуле графа С.Г. Уварова " Православие. Самодержавие. Народность", на публицистическом уровне обосновывалась Михаилом Никифоровичем Катковым (1818-1887), на философском уровне Константином Николаевичем Леонтьевым (1831-1891) и дали развёрнутое теоретическое обоснование самодержавной власти как единственно возможной и высшей формы государственной власти в России. По их мнению, только самодержавная власть обеспечивает целостность и устойчивость России. Русский космизм Одним из наиболее оригинальных направлений в русской философской мысли конца XIX - начала ХХ веков является так называемая космическая философия, или как её чаще именуют русский космизм. Попытаемся в нескольких фразах сформулировать суть этого течения. Русский космизм есть учение о неразрывном единстве человека и космоса, о космической природе человека и его безграничных возможностях по освоению космоса. Проблематикой русского космизма активно занимались такие мыслители, как Н.Ф. Фёдоров, В.С. Соловьёв, Н.А. Наумов, К.Э. Циолковский, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, Л. Чижевский. Все они являются незаурядными учёными, гордостью нашего отечества. Учение русских космистов оказало плодотворное влияние на последующее развитие философии и естественных наук, это учение имеет своих сторонников и в наши дни. Так, в последние годы стали проводится " Фёдоровские чтения". Существуют, хотя и немногочисленные объединения " Прометей" и " Федерация общего дела". А если идеи живут и имеют своих верных сторонников, значит они не являются достоянием только лишь истории философской мысли. Субстанциальная концепция. В научной модели мира, начиная с Ньютона и Галилея, время и пространство рассматриваются как особого рода сущности, как некоторые не телесные субстанции, которые существуют сами по себе, независимо от других материальных объектов, но оказывают на них существенное влияние. Они представляют собой как бы вместилище тех материальных объектов, процессов и событий, которые происходят в мире. При этом время рассматривается как абсолютная длительность, а пространство как абсолютная протяженность. На данную трактовку пространства и времени опирался Ньютон при создании своей механики. Данная концепция превалирует в физике вплоть до создания специальной теории относительности. Реляционная концепция. Пространство и время в ней рассматриваются как особого рода отношения между объектами и процессами. Физика, как и любая иная наука, дает описание мира, опираясь лишь на те знания и представления, которые она может обобщить на данном этапе. Полнота научной картины мира часто базируется на введении сил и представлений, которые являются не чем иным, как идеальными конструкциями, созданными вследствие недостаточности физического обоснования. Л. Кар утверждал «Так же и времени нет самого по себе, но предметы сами ведут к ощущению того, что происходит теперь и что воспоследствует позже… никем ощущаться не может время само по себе, без движения тел и процесса». Так, ньютоновская физика вводит понятие эфира в качестве особой универсальной среды. Считалось, что эфир пронизывает все тела, и что им заполнено пространство. С помощью этого понятия, как казалось, удавалось объяснить все известные тогда явления в физическом мире, на нем строились физические теории (например, волновая теория света). При этом физики долгое время просто игнорировали тот факт, что сам эфир оставался недосягаемым для физического эксперимента. Дабы обосновать реальное существование эфира как особой светоносной среды, возникла идея проверить относительно него скорость Земли. Начиная с 1881 г. Майкельсон, сначала один, а затем, с 1887 г., совместно с Морли, ставит, а этой целью серию опытов («опыты Майкельсона- Морли»). Результат оказался негативным. Отсюда следовало два вывода, которые выглядели парадоксально, так как и тот и другой противоречил науке того времени: 1. Земля неподвижна. 2. Эфира нет. Сознание и его сущность Сознание - это наиболее общая категория философии, которая соотносится с такой же всеобщей категорией как материя. Они выражаются друг через друга в пределах основного вопроса философии. Какова же сущность сознания? Каково его происхождение? Этот вопрос такой же давний, как и сама философия. Выведение существенных характеристик сознания происходило в течение всей истории философии. Разные философы в разные эпохи по-разному толковали сознание. В античной философии еще Гераклит, говоря о трудностях познания, выражал мнение о темной и светлой его стороны, о чувственном и умственном познании. Демокрит, как и Гераклит, говорил о двух видах познания. И он первым осуществил попытку создать науку о понятиях как формах мышления - логику. У Платона знание - это припоминание. Аристотель первым разработал логику как науку о правильном мышлении, у него это учение о категориях как мыслимом отображении действительности. Древнегреческая философия толковала сознание как невещественный феномен и преимущественно через нравственность. Но в учениях представителей натурфилософии (Фалеса, Анаксимена, Гераклита), а позже у Демокрита, Эпикура и Лукреция, душа толковалась как порожденная материальными стихиями. Ей приписывались некоторые характеристики ума. Сократ поставил вопрос о необходимости формирования понятийного мышления, которое, как он доказывал, является познанием противоречий. Вместе с тем, Сократ подчеркивал функциональность сознания как блага, когда душа владеет истиной. Платон толковал душу как такую, которая владеет объективной истиной, а последняя носит вечный и неизменный характер и диктует человеку определенную “линию поведения”. По Аристотелю, душу нельзя рассматривать независимо от тела, она является “внутренней формой живого тела” и реализует его сущность. Аристотель анализирует возможность души чувствовать, представлять и мыслить. В средневековой христианской философии сознание толкуется как “душа”, в которой вера должна совмещаться с аргументами ума, но познание Бога является мистическим, иррациональным. Фома Аквинский обосновал возможность души выходить за пределы тела. Тем самым обосновывалась идея воскресения. В эпоху Возрождения Дж. Бруно толкует душу как такое свойство мира, которое восходит к Мыслящему духу. Мировая душа, по Бруно, находится не вне границ мира, а в нем самом как его собственная внутренняя форма. В философии Нового времени большинство философов исходят из независимости разума от веры и науки и от религии. Сознание впервые становится предметом научного познания. Учение Ф.Бэкона об идолах является развитием учения о сущности сознания: сознанию свойственнызаблуждения, от которых нужно избавляться. Бэкон выделял три способности сознания: память (на нее опирается история), воображение (имеет важдноезначение для поэзии), рассудок (который лежит в основе философии, математики и естествознания). Д. Локк выводит сознание из чувственности и утверждает: “нет ничего в уме, чего бы не было в ощущении”. Гоббс впервые связал мышление и язык. Достоверное знание возможно лишь благодаря языку. Особенное значение для последующего развития философии имеет концепция Спинозы об идеальном, которое толкуется как атрибут - неотъемлемое свойство субстанции. Философы французского Просвещения, оставаясь механицистами в толковании происхождения сознания, в силу того, что философия этого периода характеризуется направленностью на решение социальных проблем, рассматривают сознание на уровне соотношения общественного бытия и общественного сознания. В немецкой классической философии философы-идеалисты обосновали сознание и мышление через универсальные законы и категории. Кант толковал разум как априорную форму мышления, которая дана от рождения, тогда как рассудок формируется в практическом опыте. У Гегеля сознание - это состояние саморазвития абсолютной идеи. Тем не менее и здесь не была раскрыта социальная, социокультурная сущность сознания. Вульгарный материализм примитивно толковал происхождение мышления: мозг производит мысль так, как печень продуцирует желчь. Марксистская философия, использовав теоретические принципы этих идеалистических систем и опираясь на данные естествознания и диалектический метод, разработала диалектико-материалистическое учение о происхождении сознания, вывела материалистические основания его происхождения. Сознание - вторично, но не потому, что его когда-то не было, а потому, что оно является продуктом высокоорганизованной материи - человеческого мозга. Оно не дано от рождения, а производится человеком в процессе жизнедеятельности и бытия в культуре, активного усвоения достояний культуры. Противопоставлять материю и сознание невозможно. Биологическая форма жизни - лишь предпосылка появления сознания. Сознание существует реально, но это субъективная реальность. Сущность сознания - идеальна, но ее источник материален. Сознание - это высшая, свойственная лишь общественному человеку функция головного мозга, сущность которой заключается в целеустремленном психическом отображении объективного мира и творческом формировании идеальных объектов, аналогов которых еще нет в природе. Она основывается на воображении и фантазии. По физиологическим свойствам сознание является рефлекторным процессом. Но сознание не сводится лишь к физиологичному свойству. Основой его возникновения являются общественные процессы: трудовая деятельность, разные формы общения людей, язык, чувства, эмоции.
мировоззрение его структура и исторические типы
Мировоззрение, миропонимание-взгляд на мир и положение человека в этом мире, оценка и характеристика взаимоотношений человека и мира. Мировоззрение формируется веками и продолжает формироваться, поэтому в ходе развития М нужно выделить различные этапы, т.е., характеризуя М как историческое.Исторические типы М: ( Мифологический, Религиозный, Научный, Философский). Мировоззрение исторически конкретно, оно вырастает на почве культуре и вместе с ней претерпевает изменения. МЗ каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантах. МЗ как система включает в себя: знания( имеющих своей опорой истину), а наряду с этим и ценности. МЗ выработана не только разумом, но и чувствами. Это значит, что МЗ состоит как бы из двух частей – И нтеллектуальный и Э моциональный. Э. сторона МЗ представлена мироощущением и мировосприятием. И. - миропониманием. Соотношением И. и Э. стороны МЗ зависит от эпохи, от самого индивидуума. Так же бывает разная окраска понимания мира, что выражается в чувствах. Второй уровень МЗ –миропонимание, опирающееся прежде всего на знания, хотя МП и МО не даны просто так рядом друг с другом: они, как правило едины. МЗ- включает в свою структуру уверенность и веру. МЗ делится на жизненно-повседневное и теоретическое. ЖП складывается повседневно. Важен нужно учитывать. Страдает 1) недостаточной широтой 2) своеобразным переплетением положений и установок с примитивными, мистическими, предрассудками 3) большой эмоциональностью. Эти минусы преодолеваются на теоретическом уровне вировоззрения. Это философский уровень мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиции разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения. Философии как особому типу МЗ предшеств. Мифологический и религиозный типы МЗ. Миф как особая форма сознания и мировоззрения представляет собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусств. Дальнейшее развитие миропонимания пошло по двум линиям – по линии религии и по линии философии. Религия – форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земное, естественные и потусторонний, сверхъестественный. При этом в отличии от науки, тоже создающий свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. Религиозная вера – это особое состояние сознания, отличное от уверенности ученого, которая базируется на рациональных основах. Общее что роднит философию и религию это решение мировоззренческих проблем но пути и подходы решения этих проблем у ник сильно отличаются. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы