Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общественно-историческая природа и социальные функции мифологии.



Общественно-историческая природа и социальные функции мифологии.

Стремление понять действительность присуще уже животным.

Пример: Поведение кошки в незнакомой квартире.

Такое поведение вполне справедливо. Ведь оно подготавливает кошку к действиям в новых для неё условиях.

Человек также нуждается в понимании действительности. Причем в таком, которое распространяется также и на явления, не имеющие прямого отношения к удовлетворению его непосредственных, биологических потребностей. Ведь знания о таких явлениях необходимы для осуществления трудовой деятельности: изготовление орудий, занятий сельским хозяйством и т.д.

Вот почему сфера человеческих интересов постепенно расширяется и в конечном счете стала включать в себя практически все наиболее важные природные явления. Однако на ранних стадиях развития человеческого общества возможности человека получить соответствующие знания были, конечно, весьма ограничены. И действительно, с самого начала человек мог «понять» природу и процессы, происходящие в ней, лишь по аналогии со своей собственной материальной и общественной деятельностью. Человеческие черты поэтому переносились на окружающий мир, природные силы олицетворялись и представали как фантастические существа, взаимодействующие друг с другом подобно людям. Так зародилась мифология.

Пример: мифы древней Греции.

« Объясняя» происхождение и устройство мира, наиболее важные явления природы, а также культурные достижения людей, такие как: добывание огня, изобретение ремесел, земледелие – мифология выступала тем самым как целостная и обобщенная картина мира, или мировоззрение. Поэтому первая функция, которую выполняла мифология в первобытном обществе, - мировоззренческая.

Именно через призму этого мифологического мировоззрения человек и смотрел на те или иные конкретные жизненные ситуации и соответствующим образом «понимал» их. А это в свою очередь определяло его практические действия.

Пример: засуха.

Поэтому вторая ф-ция, к-ю выполняла мифология в первобытном обществе, - регулятивная.

Практическая неизменность социальных отношений в усл. Родового строя порождала и соответствующее сознание, чрезвычайно невосприимчивое к новациям. Поэтому, однажды возникнув, мифы передавались затем от поколения к поколению в практически неизменном виде. Система воспитания и весь уклад жизни в родовой общине способствовала этому.

 

Кризис мифологического мировоззрения в рабовладельческом обществе. Возникновение философии.

С переходом к рабовладельческому строю, когда социальные отношения претерпевают коренные изменения, мифологическое мировоззрение вступает с полосу кризиса. Это выражается в том, что многие люди начинают сомневаться в истинности мифов. При этом важно отметить, что кризис мифологического мировоззрения возникает отнюдь не потому, что людям становятся известны реальные причины объясняемых в мифологии явлений. Просто, прежние представления перестают рассматриваться как непосредственно данные, а следовательно, не нуждающиеся в каком либо специальном обосновании. Этому способствует ряд обстоятельств. К числу наиболее важных, на мой взгляд, должны быть отнесены следующие:

1) Возникновение и расширение культурных контактов между народами.

2) Возникновение художественной литературы и искусства в целом.

Первое вело к тому, что люди к своему глубокому удивлению узнавали, что имеющиеся у них представления об устройстве мира и богах разделяются отнюдь не всеми. И это делало весьма актуальной проблему рационального обоснования мифов. Ведь теперь у индивида фактически появился выбор, которого не было раньше: чему или кому верить?

Появление художественной литературы и искусства в целом открывало путь к аллергическому обоснованию мифов, т.е. приданию им иного, лишь условно связано с их первоначальным пониманием более рационального смысла.

Пример: древнегреческий историк Рекатий из Милета (жил в 7 веке до н.э.)

« Я пишу следующее так, как мне представляется верным. Ибо рассказы элиппов, как мне думается, разноречивы и смехотворны».

Согласно Рекатию, Геракл убил не Цербера, а ядовитую змею, обитавшую около города Тенарона, прозванную в народе «адским псом» за то, что она многих отправила на тот свет.

Кризис мифологического мировоззрения и становится той почвой, на которой зарождаются первые философские системы. Их авторы стремятся вернуть человеку мировоззренческий рай, т.е. сделать окружающий мир снова понятным.

Т.о., основной причиной возникновения философии явилось потребность в мировоззрении, которую до этого удовлетворяла мифология. При этом философы стремятся найти такие объяснения, к-ые бы, с одной стороны, не вступали в явное противоречие со здравым смыслом (весьма, однако относительны), и, с другой стороны, позволяли бы свести всё многообразие природных явлений и как можно более общим причинам, или скрытым сущностям, доступным лишь умственному познанию. Именно поэтому философы в глазах других людей предстает прежде всего как мудрец, или по крайней мере, любитель мудрости. Не случайно, само слово « философия» является производным от греческих слов: «phileo» - люблю» и «sophia» - «мудрость».

Основным методом философии, т.о., становится умозрение, т.е. сугубо мысленное рассмотрение наиболее важных проблем устройства мира.

В это же время появляются и первые научные знания. Однако. В отличии от философии, наука зарождалась прежде всего как средство решения тех или иных практически-значимых задач. Поэтому основным методом естествознания стал гипатетико – дедуктивный.

Пример: Возникновение геометрии в Египте (по Плутарху).

Поскольку научные знания постоянно проверялось на практике, то явно ошибочные концепции в науке, как правило, быстро отбрасывались. В философии же этого не происходило. Ведь сугубо мысленное рассмотрение наиболее важных вопросов устройства мира, характерное для философии, заведомо не могло привести к однозначным решениям. Поэтому, что ни философ, то своя собственная философская система, своё собственное понимание мира. Отсюда проблема классификации философских систем и школ.

 

Исторические условия возникновения Древнегреческой философии.

Три основных центра возникновения философии: Древняя Греция, Индия и Китай (конец VII – VI вв. до н.э.). Критика концепции «влияние». Реальные контакты между Грецией и Индией начинаются лишь в эпоху эллинизма, т.е. после походов А. Македонского (II – I вв. до н.э.)

Иония – район на западном побережье Малой Азии – родина древнегреческой философии. Мягкий климат, плодородные почвы, положение на перекрёстке морских торговых путей, соседство с народами древней ближневосточной культуры. Ионийские города процветали до завоевания их персами (вторая половина VI в. до н.э.). В 499 г. до н.э. они восстали, но после нескольких лет борьбы восставшие были разбиты превосходящими силами персов. В 494 г. пал Милеет. Город был разрушен, а жители частью перебиты, частью угнаны в плен. Это была трагедия для всех греков. В Афинах (по свидетельству Геродота) Эриних сочинил драму «Взятие Милета», и когда он поставил её на сцене, то все зрители залились слезами. Эриних же был принужден к уплате штрафа в 1000 драхм за то, что напомнил о несчастьях близких людей.

Трансцендентальный идеализм Имануэля Канта.

И. Кант (1724 – 1804). Философское творчество И. Канта делится на 2 периода: докритический и критический. Критический начинается с познания И. Кантом того, что прежде чем исследовать вопросы о сущности вещей, необходимо исследовать возможности познания и его границы.

Итогом этих размышлений стал фундаментальный философский труд « Критика чистого разума».

Позитивизм Огюста Конта.

О.Конт (1798-1857). Окончил высшую политехническую школу в Париже, где изучал главным образом естественные науки. Некоторое время был личным секретарём социалиста-утописта Сенсимона, после чего снова вернулся в Парижскую политехническую школу на преподавательскую работу. Основной философский труд – « Курс позитивной философии» в 6 томах.

Методы выдвижения гипотез.

1. Индуктивные методы.

2. Эвристические методы.

Индукция (поведение).

Простейшим и в то же время чрезвычайно распространенным видом является так называемая популярная индукция, или индукция через простое перечисление. Её общая схема такова.

S1 есть P

S2 есть P

Sn есть P

S1, S2…Sn не исчерпывают класса S

Не исключено, что все S есть P

Пример.1. «Все рыбы имеют жабры».

Пример.2. «Все птицы умеют летать».

Индуктивные методы выявления причинно-следственных связей (действующих причин). Сходства. Различий. Сопутствующих изменений.

Все эти методы основываются на учете специфики причинно-следственных связей. Именно причина порождает следствие.

Метод сходства. Его схема такова:

Обстоятельства А В С Д вызывают а

Обстоятельства A B E F вызывают а

Обстоятельства A E F C вызывают а

Вероятно, А есть причина а

Пример. Заболевание детей СПИДом в Элисте.

3. Эвристические методы.

Выдвижение гипотез на основе аналогии.

Аналогия – это сходство некоторых явлений по каким-то признакам.

Про сходные в чем-то объекты говорят, что они в этом аналогичны.

Пример. Стул – стул; стул – стол; мел – ручка

Поскольку признаки предмета обычно внутренне взаимосвязаны, то сходство двух предметов по определенному набору признаков может служить основанием для предположения о сходстве этих предметов также и по некоторым другим признакам. Общая схема такова:

Объект S1 обладает свойствами P, Q, R, T

Объект S2 обладает свойствами P, Q, R

Можно предположить, что объект S2 обладает свойством Т. Выдвижение гипотез на основе аналогии, играют существенную роль в развитии познания. Ко многим научным открытиям ученые пришли с помощью аналогии. Дарвин, например, впервые сформулировал закон естественного отбора растительных и животных видов в селекционной практике.

Мысленный эксперимент – это мысленное представление операции с мысленно представленными объектами, осуществляющиеся в соответствии с установленными законами.

Мысленный эксперимент проводится тогда, когда реальный эксперимент в силу тех или иных причин невозможен.

Объекты мысленного эксперимента, как правило, являются идеализированными (абсолютно твердое тело, абсолютно упругий удар, идеальный газ и т.д.).

Пример. Движение шаров по идеальной плоскости.

 

Гипотеза и научная теория.

Гипотезы о фактах после обоснования, превращаются в факты, а номологические гипотезы – в научные законы и теории. Существует множество определений научной теории.

Теория – форма достоверного научного знания, дающие целостные представления о законах и существенных связей определенной области действительности.

Пример. Механика Ньютона, генетика.

В современной методологии науки принято выделять следующие основные компоненты теории:

1. Основные теоретические законы, описывающие взаимодействие теоретических сущностей (объектов).

2. Правило соответствия, связывающие теоретические объекты с реально наблюдаемыми.

3. Логика теории – множество допустимых в рамках теории правил логического вывода и доказательства.

4. Эмпирическая основа (фиудальный базис) – множество фактов, объясняемых данное теорией.

Общественно-историческая природа и социальные функции мифологии.

Стремление понять действительность присуще уже животным.

Пример: Поведение кошки в незнакомой квартире.

Такое поведение вполне справедливо. Ведь оно подготавливает кошку к действиям в новых для неё условиях.

Человек также нуждается в понимании действительности. Причем в таком, которое распространяется также и на явления, не имеющие прямого отношения к удовлетворению его непосредственных, биологических потребностей. Ведь знания о таких явлениях необходимы для осуществления трудовой деятельности: изготовление орудий, занятий сельским хозяйством и т.д.

Вот почему сфера человеческих интересов постепенно расширяется и в конечном счете стала включать в себя практически все наиболее важные природные явления. Однако на ранних стадиях развития человеческого общества возможности человека получить соответствующие знания были, конечно, весьма ограничены. И действительно, с самого начала человек мог «понять» природу и процессы, происходящие в ней, лишь по аналогии со своей собственной материальной и общественной деятельностью. Человеческие черты поэтому переносились на окружающий мир, природные силы олицетворялись и представали как фантастические существа, взаимодействующие друг с другом подобно людям. Так зародилась мифология.

Пример: мифы древней Греции.

« Объясняя» происхождение и устройство мира, наиболее важные явления природы, а также культурные достижения людей, такие как: добывание огня, изобретение ремесел, земледелие – мифология выступала тем самым как целостная и обобщенная картина мира, или мировоззрение. Поэтому первая функция, которую выполняла мифология в первобытном обществе, - мировоззренческая.

Именно через призму этого мифологического мировоззрения человек и смотрел на те или иные конкретные жизненные ситуации и соответствующим образом «понимал» их. А это в свою очередь определяло его практические действия.

Пример: засуха.

Поэтому вторая ф-ция, к-ю выполняла мифология в первобытном обществе, - регулятивная.

Практическая неизменность социальных отношений в усл. Родового строя порождала и соответствующее сознание, чрезвычайно невосприимчивое к новациям. Поэтому, однажды возникнув, мифы передавались затем от поколения к поколению в практически неизменном виде. Система воспитания и весь уклад жизни в родовой общине способствовала этому.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь