Представление о сущности и предназначении человека в различных философских системах (религиозно-мистических, идеалистических, материалистических). Экзистенциализм.
Вопрос о смысле жизни — это вопрос о том, стоит ли жить А если все-таки стоит, то для чего жить Издавна люди задавались этим вопросом, пытаясь найти логику своей жизни. Осознание смысла жизни, как главной ее ценности, носит исторический характер. Каждая эпоха в той или иной степени оказывала влияние на смысложизненное определение человека. Не случайно поэтому передовые умы человечества так по-разному понимают его: смысл — в борьбе В. Белинский, П. Бомарше, в действии, в движении Ж.-Ж. Руссо, в совершенствовании себя и общества И. Г. Фихте, в служении обществу Н. С. Лесков, в обогащении человечества знаниями Д. Дидро. Существуют различные подходы к решению смысложизненной проблемы, из которых можно выделить следующие: смысл жизни в ее духовных основах, в самой жизни; смысл жизни выносится за пределы самой жизни; смысл жизни привносится самим человеком в свою жизнь; не существует смысла жизни. В рамках первого подхода существует религиозная версия. Смысл жизни человека был задан Богом уже в момент создания человека. Создав человека по своему образу, наделил его при этом свободой воли. И смысл жизни человека состоит в достижении им заданного подобия с Богом. А поэтому человек не переделывает мир, и уж тем более не творит его сам, а действует лишь сопричастно Божьему творчеству, самосовершенствуясь и совершенствуя мир. Смысл человеческой жизни — в сохранении и очищении своей бессмертной души. Философия рассматривает нравственный смысл человеческой жизни в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальной сущности на началах добра. «Смысл жизни в обретении добра» B.C. Соловьев. Смысл содержится в самой жизни, но, в отличие от религиозной точки зрения, здесь утверждается, что смысл жизни человек находит в ней сам. В. франкл, к примеру, утверждает, что все имеет смысл, но его надо найти, он не может быть создан, ибо создать можно лишь субъективный смысл, не считаясь с жизненными обстоятельствами, и потому смысл и должно, и можно найти. В этом человеку поможет совесть. Смысл жизнь состоит из ситуативных, конкретных смыслов, которые индивидуальны, ка индивидуальна сама жизнь. На основе ситуативного смысла человек намечает и решает ситуативные задачи каждого дня или даже часа. Существует также смысл истории и сверхсмысл бытия Вселенной. Второй подход выносит смысл жизни за пределы конкретной жизни человека, происходит экстраполяция смысла существования человека на прогресс человечества, на благо и счастье грядущих поколений, во имя светлых идеалов добра и справедливости. Все вышеперечисленное является высшим смыслом и самоцелью, тогда как каждое человеческое поколение и каждый ныне живущий выступает как средство для достижения этой цели. Многие люди живут во имя собственного будущего. Как замечает мудрец: «Много людей живет, не живя, но только собираясь жить». А из глубин веков ему «отвечает» Л. Сенека: «Пока мы откладываем жизнь, она проходит». С точки зрения сторонников третьего подхода, жизнь сама по себе не имеет никакого смысла, а человек сам привносит его в свою жизнь. Человек как существо сознательное и волевое своими способами созидает этот смысл. Но воля, игнорирующая объективные условия человеческого бытия, навязывающая свой смысл, переходит в волюнтаризм, субъективизм и может повлечь за собой крушение смыслов, экзистенциальную пустоту и даже гибель. Из уст современного молодого человека можно услышать, что смысл его жизни состоит в удовольствиях, радости, счастье. Но удовольствие является лишь следствием наших стремлений, а не его целью. Еще И. Кант утверждал, что удовольствие не выступает в качестве цели нравственного действия, а являются следствием, к которому оно приводит. И если бы люди руководствовались только принципом удовольствия, то это привело бы к полному обесцениванию нравственных действий, поскольку действия двух человек, один из которых потратил деньги на чревоугодие, а другой на благотворительность, были бы равноценными, так как следствием того и другого является удовольствие. Отрицание смысла жизни неоднократно проявлялось в истории философской мысли: еще в древности афоризм царя Соломона «Все суета» подчеркивал бессмысленность существования. В современной философии представители экзистенциализма утверждают, что мир хаотичен и абсурден, и существование человека абсурдно и бессмысленно. Но все-таки попытки найти смысл жизни человека преобладали в истории человеческой мысли: смысл жизни в ее эстетической стороне, в достижении того, что в ней величаво, красиво и сильно, в достижении сверхчеловеческого величия Ф. Ницше; смысл жизни в любви, в стремлении к благу того, что вне человека, в стремлении к согласию и единству людей Л.Н. Толстой; смысл жизни в достижении некого идеала человека; смысл жизни в максимальном содействии решению задач общественного развития и всестороннего развития личности марксизм. Осуществленный смысл жизни, имеющий ценность не только для живущего, но и для общества, избавляет человека от страха смерти, помогает встретить е спокойно, с достоинством и чувством исполненного долга. ЭКЗИСТЕНЦИАЛ? ИЗМ от позднелат. exsistentia — существование, или философия существования, направление современной философии, возникшее в нач. 20 в. в России, после 1-й мировой войны в Германии, в период 2-й мировой войны во Франции, а после войны в других странах. Идейные истоки — учение Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Различают религиозный экзистенциализм К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер и атеистический М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю. Центральное понятие — экзистенция человеческое существование; основные модусы проявления человеческого существования — забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях борьба, страдание, смерть. Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире. Оказал значительное влияние на литературу и искусство Запада.
48. Культура и цивилизация. Глобальные проблемы современности.
Понятиями культура и цивилизация обозначены чрезвычайно важные точки роста на нескончаемой нити человеческого познания и самой жизни. Феномены культуры и цивилизации стремительно преображают окружающую среду, оцениваются как факторы творческого жизнеустроения, средства человеческой самореализации, неиссякаемый источник социальных новаций. Отсюда стремление выявить их потенциал и способы возможно полного использования. Культурные и цивилизационные особенности конкретных обществ, составляющих их народов или этносов не только придают значительное своеобразие и специфику историческому процессу, но и причудливо меняют его направление. Поэтому судьбы мира во многом зависят от философского постижения сущности культуры и цивилизации, их соотношения и взаимодействия. Философия исследует сущность культуры и цивилизации, характер их воздействия на природу, историю, выявляет онтологические и экзистенциальные основания человеческой жизни, разрывы между самочувствием реального индивида и объективным, зачастую обезличенным потоком культурного творчества. В современном философском языке понятия культура и цивилизация — одни из самых распространенных и многозначных. Использование их в наши дни выходит далеко за рамки первоначального, этимологического значения. Термин культура лат. cultura переводится как возделывание, обработка, развитие, почитание и подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу обработка почвы и т.п., а также воспитание и обучение самого человека. Понятие цивилизация лат. civilis — гражданский, государственный появилось во французском языке в рамках теории прогресса в XVIII в., хотя слова цивилизовать и цивилизованный известны уже в конце XVI в. М. Монтеню, и обозначали идеальное общество, основанное на разуме и справедливости. Эволюция представлений о культуре. Интерес к культуре и попытки осмыслить этот сложный феномен восходят к глубокой древности. В античном сознании понятие культуры отождествляется с пайдейей, т.е. воспитанностью, образованностью, которые отличали эллинов от некультурных варваров. В то же время у софистов и киников просматривается противопоставление природы как явления относительно постоянного человеческому закону, или установлению, — изменчивому, произвольному. Культура в этой системе ценностей трактуется как феномен менее значимый, нежели природа. В позднеримскую эпоху зародился, а в средние века получил распространение иной комплекс значений: усилилось внимание к внутреннему миру человека, культура стала ассоциироваться с признаками личного совершенства, как устранение греха и приближение к божественному замыслу. В то же время возникает позитивное отношение к ценностям городской социальной жизни, что знаменовало собой движение в направлении к возникшему позднее понятию цивилизации. Философы Возрождения рассматривают культуру как средство формирования идеальной универсальной личности — всесторонне образованной, воспитанной, соответствующей гуманистическим ценностям, содействующей развитию наук и искусств и укреплению государства. Понятие культуры становится одним из центральных в философии Просвещения. В сочинениях Вольтера, Тюрго, Кондорсе, Вико культура предстает как результат поступательного развития истории и степень воплощения разумного начала, реализованного в религии, философии, науке, праве, морали как объективациях разума. Цель культуры, соответствующая высшему назначению разума, — сделать людей счастливыми, живущими в согласии с потребностями своей естественной природы. Глобальные проблемы от лат. globus — шар можно определить как проблемы, возникающие в результате мощного развития производительных сил в условиях научно-технической революции НТР и достижения таких масштабов общественного производства, когда появляется угроза нарушения баланса между обществом и природой. Это проблемы, от решения которых зависит существование цивилизации. Глобальные проблемы порождены не только выросшими техническими средствами воздействия общества на природу и огромными масштабами его хозяйственной деятельности, но и стихийностью и неравномерностью общественного развития, неравноправными экономическими отношениями между развитыми и развивающимися странами. Глобальные проблемы современности находятся между собой в органической связи и взаимозависимости, образуют единую, целостную систему. Классифицировать глобальные проблемы можно по следующим группам: 1. Группа актуальных политических проблем, которая включает в себя недопущение военных действий между государствами с применением оружия массового поражения, прекращение производства ядерного, химического и бактериологического оружия; в последнее время проблема предотвращения международного терроризма. Экологическая группа глобальных проблем, связанных с разрушением природной основы существования мировой цивилизации: загрязнение воздуха, водных ресурсов, эрозия почв, разрушение озонового слоя планеты и т. п. 2. Проблемы ресурсообеспечения настоящего и будущих поколений людей: проблемы обеспечения продовольствием, энергией, проблемы рационального использования истощающихся минерально-сырьевых, водных и других природных ресурсов. 3. Группа актуальных социальных проблем: демографическая проблема чрезмерное увеличение народонаселения Земли, проблема борьбы с опасными, быстро распространяющимися заболеваниями СПИД и др., проблема предотвращения генетической биологической катастрофы. 4. Проблемы преодоления отсталости большинства стран «третьего мира», устранения существующего разрыва между уровнями экономического развития этих стран и наиболее богатых государств мира, проблемы ликвидации безграмотности, сохранения культурного наследия в малоразвитых странах. Сегодняшний кризис обусловлен объективными явлениями планетарного масштаба.Среди самых острых глобальных проблем современности исследователи обычно называют: 1. Проблему сохранения мира. 2. Экологический кризис, который включает в себя следующие проблемы: истощение природных ресурсов; загрязнение биосферы; стремительный рост населения земного шара. 3. Проблему человеческой «телесности». 4. Кризис человеческой духовности. Глобальные проблемы современности — это не чисто экономические, политические или научные, а, прежде всего, проблемы духовно-нравственные. И их решение возможно лишь на пути внутреннего преображения человечества, изменения социальных и нравственных установок личности и общества. Духовно-нравственной основой появления глобальных проблем современности является широкое распространение идеологии потребительства, которая побуждает людей к бесконечной погоне за новыми вещами, что наносит вред духовному развитию личности, поскольку человек целью и смыслом своей жизнедеятельности начинает считать производство и потребление вещей. Выход из этой ситуации ряд мыслителей видит в самоограничении производства и потребления, принятия идеологии «нового аскетизма», переориентации людей на духовные ценности. Необходима переориентация человечества с идеологии поступательного роста производства и потребительства материальных ценностей на духовное самоусовершенствование.