Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Специфики социального познания. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Соц.познание – процесс деят-ти чел-ка, направл.на изуч-е общ-ва. Особ-ти. 1.субъект познания(общ-во) и объект(общ-во) совпадают. Люди явл.творцами общ.жизни её изм-й, они же познают соц. действ-ть, её историю. Общ-во и чел-к выступают как часть природы. С др.ст. — это творения и самого общ-ва, и самого чел-ка, опредмеч. рез-ты их деят-ти. 2.сложность изуч.объекта – общ-ва. В соц.процессах взаимод-т различные соц.силы, переплет. многообраз. эконом., полит., дух.причины, в них вторгается мн-во случайностей, пересекаются интересы, воля, действия, мн-во людей. Внутри самого общ-ва различные его структуры и эл-ты стрем. к удовлетв-ю своих собств. потребностей, интересов и целей. Эта сложность общ. жизни обусл-т сложность и трудность соц. познания и его специфику по отнош. к др. видам познания. 3.зависимость от мнения субъекта. 4.возм-ти наблюдения и эксперимента ограничены(относ.в особ-ти к истории). Глав.источник знаний – соц.деств-ть, историч.опыт, общ.практика. Механизм соц.познания: изуч-е фактов(факт – фрагмент состоявш.действ-ти). Типы фактов: действия, поступки людей, отд.индивидов, соц.групп; продукты матер.или дух. деят-ти людей; словесные, соц.действия(мнения, суждения, оценки). Наблюдение, изуч-е док-тов, статист.данных, писем, опросы – методы, позвол.собирать и фиксировать факты. Методы соц.познания: 1.научная абстракция, т.е.попытка теорет.воспроизв-я действ-ти, когда проведение экспиримента невозм. 2.конкретно-истор.метод(позволяет понять отд. событие, выявляя как его неповтор.индивид-ть, так и нечто общее для подобных событий, их закономерности) – требования: изуч-не только ситуации, слож.в общ-ве, но причин; рассм-е соц.явлений, их взаимосвязи; анализ интересов и действий всех субъектов истор.процесса.
Общ-ое бытие и общ-ое сознание. Общественное сознание. Обществ. сознание - совокупность разнообр. дух. явлений, отраж. все сферы жизни общ-ва и богатство индивид. жизни человека. Структура(уровни): 1.обыденное сознание, кот.форм-ся под воздействием практич. жизни; 2. специализ. дух. деят-ть(теорет.), т.е. деят-ть профес-лов умств.труда (юристов, философов). Один из действ. механизмов обыд. сознания это – образ-е стереотипов – некот. оценки соц. действ-ти (восприятие для себя). Наряду с разделением на два уровня общ. сознание разделено на разные конкретные формы: мораль, право, наука, религия и т. д. Каждая из них отражает к.-то ст. реал. практич. жизни и делает это особым специф. образом и выполняет особые соц. ф-ции. Сознание – есть осознанное бытие. Сознание обладает значит. самост-ю по отношению к бытию (оно может опережать его, предсказывать). Идеи в условиях не одинакового развития общ-ва могут переноситься с одной соц. почвы на др. Поэтому дух. культура в любой момент времени это продукт сущ-его бытия на дан. момент. Виды общ. сознания – индивид., групповое и массовое сознание. Общ.сознание регулир-ся как продукт сотруднич-ва многих индивидов через отражение+творч.преобраз-я(осознание общ.бытия), т.е.как регулятор поведения масс(через полит., прав., нрав., религ., пр.отн-я и институты). Состояние общ.сознания – доминирование группы идей, чув-в, настроения в опред.общ-ве на опред.этапе его развития. Общ-ое сознание - совок-ть идей, теорий, взглядов, идеалов, принципов, желаний, настроений людей, отраж-их данное общ-ое бытие. Общ. созн. зависит от общ-го бытия, но эта зав-ть не абсолютная. Общ. соз-е обладает самост-тью, развиваясь по з-м, отличным от з-ов развития общ-го бытия. Если общ. сознание опережает развитие общ. бытия, то это способ-ть движ. общ-ва; если отстает от общ. бытия- то оно тормозит об-во. Носителем общ. созн м.б. 1 чел. или группа (класс, об-во, нация).Содерж-е общ. соз-я может сущ. как в мат-ой(комп прог-ы, произ-я лит-ры, ис-ва), так и в идеальной(идеи, принципы, установки) формах. Формы общ. созн-я 1)этические взг; 2)правовые взг; 3)полит. взг; 4)эстет. взг; 5)религ взг. Ф-ции общ. созн: 1)познав.; 2)прогност.; 3)соц-преоб-ая; 4)регулятивная; 5)воспитательная.
Взаимод-е общ-ва и природы. Учение Вернадского о ноосфере. Чел-во – группы народов, развив. вне взаимод-я м/у собой. Чел-во стан-ся единым целым в ходе отношений, в эпоху открытия мир. рынка. Возникают глоб. проблемы общ.развития – это процессы, кот. повсеместные, охватывают все чел-во; от решения этих проблем зависит сущ-е чел-ва; реш-е требует усилий боль-ва чел-ва. Угрозы: Эколог. катастрофы; Деградация чел-ва; Мир.война. Необх. условие жизни общ-ва – взаимод-е об-ва и природы. Человек – биолог.вид и ему необх. привычные условия обитания. Произв-во – воздействие на природу. Этапы взаимод-я общ-ва и природы: 1)Древнейший (охота и собират-во); 2)Допромышл. (возникн-е ремесла и переход к земледелию, изм-я локального хар-ра); 3)Индустр. (возникн-е пр-ва, пром-ти). Являясь частью природы чел-к в процессе труда и общения форм-ся как соц. существо. Это осущ-сь в процессе труда. Для труда характерен коллективно организов., целенаправ. общий способ деят-ти. Труд - процесс, соверш.м/у чел и природой, процесс, в кот.чел своей собств. деят-тью регулирует и контр-ет обмен веществ м/у собой и природой. Природная Среда – естеств. условие жизни об-ва; зона обитания чел и сфера приложении его сил. Челов.общ-во измен. окруж.природу. Воздействие общества на природу обуславливается развитием мат произв-ва, науки и техники, общ потребностей. Экология . - наука, изуч.закономерности взаимод-я живого с внеш. условиями его обитания с целью поддержания динам. равновесия системы “общество-природа”. Учение Вернадского о ноосфере. Вернадский выдвинул в 1940 г. идею о ноосфере. Он считал, что перед чел. встает задача сознат. управления процессами, происход. в биосфере, преобраз. биосферы в ноосферу в рез-те планомерного воздействия чел на природу. Ноосфера представляет собой единую систему, сост. из техносферы и природн. среды (биосферы), кот. организ-ся и упр-ся разумом людей в интересах всего чел-ва. По Вернадскому ( ноосфера-сфера разума, высшее развитие биосферы)-последнее состояние Земли, достиг-ое ею вслед. актив-ти чел. творя историю, чел созд. себе нов проблемы. При условии преодоления экологического кризиса чел-во должно будет осуществить переход от биосфер. к ноосфере.
Личность и общество. Понятие личности явл. главной хар-кой чел. индивида. Родившейся чел-к в теч. всей своей жизни социализ-ся. Соц-зация зависит от среды обитания, влияния эпохи, психофизиолог. особ-тей человека. Степень присвоения соц-ого у всех различна. Процесс присвоения быстрее идёт в детстве, но продолж-ся всю жизнь. Личность форм-ся под влиянием матер., соц., полит., дух. жизни общ-ва. Каждому этапу присущ свой тип личности. Типы личности: актив. и пассив.; личность ориентир. на интенс.и экстенс. развитие; творч.; эгоцентрический; запад. или деловой; восточ. (рефлексирующий). Индивид – неделимый, единый, - человек как часть коллектива, совокупности рода чел.. Концепции личности: 1)личность как функц-ая (ролевая) хар-ка чел.(опир. на понятие соц. роли чел-ка); 2)личность как его сущностная хар-ка. Личность – индивид.выр-е общ отнош. и ф-ций людей, субъект познания и преобраз-я мира, прав и обязанностей, этич., эстетич. и всех иных соц. норм. Главным результирующим св-вом личности явл. мировоззрение. Хар-р означает силу воли. Т.о., личность - мера цельности человека, без внутр. цельности нет личности. Соц. структура личности (по Г.Смирнову): СОЦ. СТАТУС-м есто человека в системе общ. отношений. СОЦ. РОЛЬ - образ поведения, одобренный нормативно и соотв.соц.статусу. НАПРАВЛ-ТЬ - потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения. Развитие личности невозможно без преодоления всех ее форм отчуждения от общества. Отчуждение – это соц. процесс, в ходе кот. деят-ть чел. вместе с ее рез-тами превращ-ся в самост. силу, господств. над ним и враждебную ему. Основные причины отчуждения: Свобода – это специф. сп. бытия чел, связанный с его способностью выбирать решение или совершить поступок в соотв. со своими целями, интересами, идеалами и оценками.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы