Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ф. Бэкон – основоположник философии Нового времени. (в книжке)



английский философ, основатель материализма и эксперементирующей науки нового времени. Автор трактата «Новый Органон» (1620) (в отличии от «Органона Аристотеля»), в котором развил новое понимание задач науки и основы научной индукции.

Провозгласив целью знания способность науки увеличивать влясть человека над природой, Бэкон считал, что достижение этой цели возможно только для науки, постигающие истинные причины явлений. Поэтому он выступал против схоластики. Предшествующая наука страдала либо «догматизмом», поскольку ученый выводил систему положений, »как паук ткет свою паутину», из собственных понятий; либо «эмпиризмом», поскольку он стремился лишь к собиранию неосмысленных фактов. Таким образом, по отношению ко всему предшествующему знанию Бэкон требует занять скептическую позицию. Однако он признает и возможность достоверного знания, но для достижения истины считает необходимой реформу метода. Первым шагом этой реформы должно быть очищение ума от постоянно грозящих ему заблуждений—”идолов». Часть этих заблуждений порождаются склонностями ума, присущими всему человеческому роду; часть—склонностями, свойственными отдельным группам ученых, и даже отдельным лицам; часть—коренится в несовершенстве и неточности языка, и наконец, часть—в некритическом усвоении чужих мнений. После устранения ложных воззрений возможен переход к истинному методу новой науки.

По Бэкону, эта наука должна быть рациональной переработкой фактов опыта. Посылками её вывода—«средними аксиомами»—будут положения, основанные на понятиях, добавленных посредством методического общения, или индукции. Предпосылку индукции образует аналитическое понимание эксперимента. Односторонне развитое, оно привело к тому что Бэкон перенёс метафизический метод мышления, сложившийся в науке XV-XVI веков, из естествознания в философию.

В своей теории индукции Бэкон впервые указал на значение так называемых «отрицательных инстанций», то есть подбора случаев, противоречащих обобщению и тем самым требующих его пересмотра, как недостаточно обоснованного.

В развитии философского материализма Бэкон, во-первых, восстановил материалистическую традицию и произвёл—под этим углом зрения—переоценку философских учений прошлого: возвысил ранний греческий материализм и вскрыл заблуждения идеализма. Во -вторых, выработал собственное материалистическое понимание природы, положив в основу взгляд на материю как на совокупность частиц, а на природу—как на совокупность тел, наделённых многообразными качествами. Неотъемлимым свойством материи является движение, не ограничивающееся у Бэкона механическим перемещением (он насчитыва 19 видов движения).

Все эти мировоззрения и запросы отражают потребности, которые определились в науке Англии в эпоху первоначального капиталистического накопления. Однако Бэкон не был последовательным материалистом, так как в его учении встречаются теологические непоследовательности.

Политические убеждения Бэкона отразились в «новой Атлантиде»—утопии, отражающей экономическое процветание идеального общества, в котором жизнь организована на рациональных основах науки и высокой техники, но с сохранением противоречивости классов.

 

Рационализм Р. Декарта

1. Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 — 1650) - видный французский философ и ученый-математик.

Заслуга Декарта перед философией в том, что он:

• обосновал ведущую роль разума в познании;

• выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;

• стал автором теории дуализма, чем попытался примирить мате­риалистическое и идеалистическое направление в философии;

• выдвинул теорию о научном методе познания и о " врожден­ных идеях".

2. То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт дока­зал следующим образом:

• в мире существует много вещей и явлений, которые непо­нятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Напри­мер: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.);

• зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усом­ниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.);

• следовательно, сомнение реально существует, этот факт оче­виден и не нуждается в доказательствах;

• сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, -мыслит;

• мыслить может реально существующий человек;

• следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;

• поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.

В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афо­ризма, в котором заключается его философское кредо: " Я мыс­лю, следовательно, я существую".

3. Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, осно­вополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бы­тия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.

Субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для сво­его существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстан­ций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) так­же обладают главным качеством субстанции — не нуждаются в сво­ем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворен­ные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).

Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:

• материальные (вещи);

• духовные (идеи).

При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:

• протяжение — для материальных;

• мышление - для духовных.

Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжением (в длину, в ширину, в высо­ту, вглубь) и делимы до бесконечности.

Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.

Остальные свойства как материальных, так и духовных суб­станций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления — чувства, желания, ощущения.)

Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).

Человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.

В целом учение Декарта о субстанции можно выразить сле­дующей схемой:

 

 

4. Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстан­ции, следует идея дуализма (двойственности) человека.

С точки зрения дуализма Декартом решается и " основной во­прос философии": спор о том, что первично — материя или соз­нание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни? сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

5. При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе.

Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет приме­нения в процессе познания. Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продви­нуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: " превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство" ). В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле — от общего к частному, а в философском).

Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.

Также Декарт при использовании рационалистическо-де­дуктивного метода предлагает применить следующие приемы исследования:

• допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разу­мом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание;

• сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи;

• последовательно переходить от известных и доказанных во­просов к неизвестным и недоказанным;

• строго соблюдать последовательность, логическую цепь ис­следования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.

6. Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подоб­ные аксиомы Декарт именует " врожденными идеями", которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передают­ся из поколения в поколение.

Данные идеи могут быть двух видов:

• понятия;

• суждения.

Примером могут служить следующие:

• врожденных понятий - Бог (существует); " число" (существу­ет), " воля", " тело", " душа", " структура" и т. д.;

• врожденных суждений — " целое больше своей части", " из ни­чего не бывает ничего", " нельзя одновременно быть и не быть". Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания.

Целями познания, по Декарту, являются:

• расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;

• использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека;

• изобретение новых технических средств;

• усовершенствование природы человека.

В качестве конечной цели познания философ видел господ­ство человека над природой.

 

Сенсуализм Дж. Локка

Центральный момент философии Локка – теория познания, в которой он отчасти следует традиции английского эмпиризма. Локк критикует Декарта: не существует врожденных идей и принципов – всё человеческое знание возникает из опыта. Все идеи возникают из двух основных источников: внешнего опыта (ощущений) и внутреннего опыта (рефлексии). В основе любого знания лежат простые идеи: благодаря способности человека к абстрактному мышлению они объединяются в более сложные – общие – идеи, и чем продуктивнее разум человека, тем к более высокому уровню обобщений он способен. Градация идей, по Локку, - ясные и мутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. Только соотношение идей с реальностью делает возможным процесс познания. Истина – соединение и разъединение идей или их знаков сообразно соответствию или несоответствию обозначаемых ими вещей, существуют следующие виды познания: интуитивное, демонстративное, сенситивное (наименее ясное и достоверное).

Философия Беркли (в книге)

В отличие от объективных идеалистов (Гегеля и др.), кото­рые считали, что первичная по отношению к материи идея су­ществует сама по себе как объективная реальность, независимо от сознания человека, сторонники субъективного идеализма бы­ли убеждены в том, что:

• во-первых, единственной реальностью является идея;

• во-вторых, что идея существует только в сознании человека, то есть сознание человека является существенной реально­стью, вне которого ничего не существует.

Видными представителями субъективного идеализма явля­лись Беркли, Юм, Фихте.

2. Джордж Беркли (1685 — 1753) — английский философ нового времени, субъективный идеалист. Можно выделить следующие основные идеи его философии:

• само понятие материи ложно;

• существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но еди­ной материи как таковой нет;

• материализм — тупиковое направление в философии, мате­риалисты не способны доказать первичность отдельных ве­щей (которые они именуют материей) по отношению к идее;

• наоборот, первичность идеи легко доказуема — перед изготов­лением любой вещи существует ее идеал, замысел в уме челове­ка, как и замысел окружающего мира в сознании Бога-творца;

• единственная очевидная реальность есть сознание человека;

• со смертью человека и его сознания исчезает все;

• идеи — это самостоятельный субстрат, а не отражение чего-либо, окружающий мир подстраивается под идеи;

• высшим доказательством первичности идеи является сущест­вование Бога; Бог вечно существует и не может исчезнуть, в то время как его творенье, окружающий мир непостоянен,

хрупок и всецело зависит от него.

Философия Канта

Основоположником немецкого классического идеализма счи­тается Иммануил Кант (1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета.

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:

• докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);

• критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).

В течение докритического периода философский интерес И. Кан­та был направлен на проблемы естествознания и природы.

В более поздний, критический период интерес Канта сме­стился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной фило­софии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных фило­софских произведений Канта:

• " Критика чистого разума";

• " Критика практического разума";

• " Критика способности суждения".

2. Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естест­вознания. Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития.

Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:

• Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате

вращения данного облака, которое стало возможным благо­даря движению и взаимодействию (притяжению, отталкива­нию, столкновению) составлявших его частиц.

• природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;

• природа находится в постоянном изменении и развитии;

• движение и покой относительны;

• все живое на земле, в том числе и человек, — результат есте­ственной биологической эволюции.

В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоз­зрения того времени:

• механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину;

• данной внешней причиной (первоначалом) является Бог. Несмотря на это, современники Канта считали, что его от­крытия (особенно о возникновении Солнечной системы и био­логической эволюции человека) по своей значимости соизмери­мы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца).

3. В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания.

В своей книге " Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действи­тельности.

Большинство философов до Канта видело в качестве глав­ной причины трудностей познания именно объект познаватель­ной деятельности — бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действитель­ность — объект, а субъект познавательной деятельности — чело­век, а точнее, его разум.

Познавательные возможности (способности) человеческого ра­зума ограничены (то есть разум не может всего). Как только ра­зум человека со своим арсеналом познавательных средств пыта­ется выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные нераз­решимые противоречия, которых Кантом было обнаружено че­тыре, Кант назвал антиномиями.

Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА
Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. Мир не имеет начала во времени и безграничен.

 

Вторая антиномия - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ
Существуют только простые элемен­ты и то, что состоит из простых.. В мире нет ничего простого.
Третья антиномия - СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ
 
Существует не только причинность по законам природы, но и свобода. Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причин­ности по законам природы.
Четвертая антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА
Есть Бог - безусловно необходимое существо, причина всего сущего. Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа - причины всего сущего.

С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий — разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познавательных способностей разума.

Также в " Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выде­ляет три понятия, характеризующих знание:

• апостериорное знание;

• априорное знание;

• " вещь в себе".

Апостериорное знание — то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предпо­ложительным, но не достоверным, поскольку каждое утвержде­ние, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, чело­век из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретиче­ски могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или " все лебеди белые", но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериор­ное) знание может давать осечки, не обладает полной достовер­ностью и не может претендовать на всеобщность.

Априорное знание — доопытное, то есть то, которое сущест­вует в разуме изначально и не требует никакого опытного дока­зательства. Например: " Все тела протяженные", " Человеческая жизнь протекает во времени", " Все тела имеют массу". Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опыт­ной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопытное) зна­ние абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами все­общности и необходимости.

Следует оговориться: теория Канта об априорном (изначаль­но истинном) знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая А. Энштейном в середине ХХ в. теория отно­сительности поставила ее под сомнение.

" Вещь в себе" — одно из центральных понятий всей филосо­фии Канта. " Вещь в себе" — это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

4. Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой:

• внешний мир первоначально осуществляет воздействие (" аф­фицирование" ) на органы чувств человека;

• органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений;

• человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате че­го в человеческом разуме возникает целостная картина ок­ружающего мира;

• целостная картина окружающего мира, возникающая в разу­ме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разу­мом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;

• реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является " вещью в себе" — субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;

• человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира — " ве­щей в себе", но не их внутреннюю сущность.

Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:

• собственные (внутренние для разума) границы, за которыми

возникают неразрешимые противоречия — антиномии;

• внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.

5. Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы — образы от непознаваемых " вещей в себе" — окру­жающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру, которая включает в себя:

• формы чувственности;

• формы рассудка;

• формы разума.

Чувственность — первый уровень сознания. Формы чувствен­ности — пространство и время. Благодаря чувственности созна­ние первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.

Рассудок — следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории — предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первона­чальных ощущений, размещенных в " системе координат" про­странства и времени. (Примеры категорий — количество, каче­ство, возможность, невозможность, необходимость и т. д.)

Разум - высший уровень сознания. Формами разума являют­ся окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея ду­ши; идея сущности мира и др.

Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях. 6. Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях (в переводе с греческого — высказываниях) - предельно общих понятиях, с помощью кото­рых можно описать и к которым можно свести все сущее. (То есть нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными кате­гориями.) Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом.

Данными классами являются:

• количество;

• качество;

• отношение;

• модальность.

(То есть все в мире обладает количеством, качеством, отно­шениями, модальностью.)

Сами категории:

• количества — единство, множество, цельность;

• качества — реальность, отрицание, ограничение;

• отношения - субстанциональность (присущность) и акциден­ция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;

• модальность — возможность и невозможность, существова­ние и несуществование, необходимость и случайность.

Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру:

первые две категории каждого из четырех классов — противопо­ложные характеристики свойства класса, третьи — их синтез. На­пример, крайними противоположными характеристиками коли­чества являются единство и множество, их синтезом - цельность; качества - реальность и отрицание (нереальность), их синтез -ограничение и т. д.

Согласно Канту с помощью категорий — предельно общих характеристик всего сущего — рассудок осуществляет свою дея­тельность: располагает по " полочкам разума" хаос первоначаль­ных ощущений, благодаря чему является возможной упорядо­ченная мыслительная деятельность.

7. Наряду с " чистым разумом" — сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет " прак­тический разум", под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении — " Критика практического разума".

Главные вопросы " Критики практического разума":

• Какой должна быть мораль?

• Что есть моральное (нравственное) поведение человека? Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим

выводам:

• чистая нравственность — признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид вос­принимает как свое собственное;

• между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступ­ками, побуждениями, интересами людей) существует силь­ное противоречие;

• мораль, поведение человека должны быть независимы от вся­ких внешних условий и должны подчиняться только мораль­ному закону.

И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его кате­горическим императивом: " Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства".

В настоящее время моральный закон (категорический импера­тив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом:

• человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех;

• человек должен относиться к другому человеку (как и он -мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.

8. В своей третьей книге критического периода — " Критика спо­собности суждения" — Кант выдвигает идею всеобщей целесооб­разности:

• целесообразности в эстетике (человек наделен способностя­ми, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры);

• целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл — в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии);

• целесообразности духа (наличие Бога).

9. Социально-политические взгляды И. Канта:

• философ считал, что человек наделен изначально злой природой;

• видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону (категорическому императиву);

• был сторонником распространения демократии и правового порядка — во-первых, в каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях между государствами и народами;

• осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступ­ление человечества;

• считал, что в будущем неизбежно наступит " высший мир" — войны будут либо запрещены правом, либо станут экономи­чески невыгодными.

10. Историческое значение философии Канта в том, что им было:

• дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной системы (из вращающейся ту­манности разряженных в пространстве элементов);

• выдвинута идея о наличии границ познавательной способно­сти разума человека (антиномии, " вещи в себе" );

• выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления;

• сформулирован категорический императив — моральный закон;

• выдвинута идея демократии и правового порядка как в каж­дом отдельном обществе, так и в международных отношениях;

• осуждены войны, предсказан " вечный мир" в будущем, основан­ный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.

 

Философия Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)

немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой классической философии. Основные труды: »Философия права», »Лекции по истории философии», »Лекции по эстетике», »Лекции по философии истории».

В молодости Гегель отличался радикальным образом мышления, привеитствовал французскую революцию, восставал против прусской монархии. Реакция, начавшаяся после Венского конгресса, оказала влияние и на Гегеля. С 1818 года он—професор Берлинского университета, основатель официальной идеалогии монархической Пруссии.

Философия Гегеля своеобразно отразила характер развития Германии накануне буржуазной революции, в ней склалась двойственная природа немецкой буржуазии, идеологом которой был Гегель. Отсюда, с одной стороны—революционные тенденции его философии, как отражение революционных процессов Европы; с другой—консервативные и реакционные идеи, склонность к компромиссам, свойственая уже немецкой буржуазии. Эта двойтсвенность Гегеля получила выражение во всех его произведениях, в том числе и в «Феноменологии духа» (1807).

Ценнейшим приобретением философии Гегеля была диалектика, изложенная особенно плотно в труде «Наука логики» (1812-16). В этом произведении Гегель сформулировал закон перехода количественных изменений в качественные, глубоко основал учение о противоречии, как движущем принципе всякого развития, закон «отрицания отрицания», диалектику формы и содержания, целого и части, разработал категории (о понятии категорий—в билете 54) действительности, необходимости и случайности и многие другие, дал критику кантовского дуализма «вещей в себе» (см билет 15) и явления и т. д.

Гегель, который видел существенную сторону философского рассмотрения в таком подходе к предмету, когда главное внимание обращается на их внутреннюю противоречивость, антиномичную природу, охарактеризовал данный способ мышления как диалектический. Диалектическое мышление не просто констатирует противоречивость как объектно присущую предмету характеристику, а выдвигает идею синтеза единства притивоположных определений.

Антиномия как особый тип логического противоречия превращается у Гегеля в онтологическую структуру (развертывание предмета и развертывание его познания). Таким образом Гегель предлагает свою версию разрешения парадоксов, которая заключается в том, чтобы не избавлятся от них любым образом, а попытаться перейти от констатации тезиса и антитезиса к их ситезу, выявлению конкретного единства противоположностей.

Но сочетание дуализма с идеализмом привело к противоречию в учении Гегеля, например к прямому изменению его диалектических идей: признание завершенности развития мира и познания, мистификация диалектики, распространение принципа развития только на идеальные явления, схематизм и искусственность в развитии логических категорий.

Диалектика—наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Развитие диалектики прослеживается от античной философии (изменчивость всего сущего, представление о жизни мира, как о процессе). Первоначально термином диалектика (dialektike techne—«искусство диалектики»)—обозначалось искусство диалога и спора, то есть способность вести спор посредством вопросов и ответов, искусство классификации понятий, разделение вещей на роды и виды. У античных философов была теория, что бытиё заключает в себе противоречия, оно едино и множественно, неизменно и изменно и т. д.

Вершиной в развитии диалектики была идеалистическая диалектика Гегеля. Он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, то есть в беспрерывном движении, изменении и преобразовании, попытался раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития.

По Гегелю, есть такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается что эти

определения односторонни и ограничены, то есть содержат самих себя. Поэтому Диалектика есть, согласно Гегелю, »движущаяся душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой принцип, который один вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость «.

Учении Гегеля о необходимости, с какой всё приходит к своему отрицанию, оказало революционное влияние на последущее развитие философии.

Философская система Гегеля

(Про Георга Вильгельма Фридриха Гегеля смотри в билете 16)!

В произведении Гегеля «Феменология духа» рассматривалась эволюция человеческого сознания от первых его проблесков до сознательного овладения наукой и научной методологией (феменология—учение о явлениях, феноменах сознания в их историческом развитии), раскрывалось поступательное движение сознание и т. д. Этот труд—своего рода эмбриология и палеонтология человеческого духа, в которой уже прослеживается зарождения характерного для Гегеля историзма.

Анализируя в этом произведении категорию отчуждения, Гегель в идеалистической форме «ухватывает сущность труда», рассматривает человека и его историю как результат его собственного труда, одновременно формулируя важнейшие принципы диалектики. Гегель обосновывает здесь исходный для него тезис о тождестве мышления и бытия, о саморазвивающейся абсолютной идее, как основе и сущности мира.

В развитом виде сдерживание системы объективного идеализма (сжато изложенного в «Энциклопедии философских наук» 1817) состоит в следующем:

В основе всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное и разумное начало—«абсолютная идея», »мировой разум» и «мировой дух». Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, то есть—в самопознании. В своём развитии абсолютная идея проходит три этапа:

1. развитие идеи в её собственном лоне, в «стихии чистого мышления»—Логика, где идея раскрывает своё содержание в системе связанных и переходящих друг в друга логических категорий;

2. развитие идеи в форме «инобытия», то есть в форме природы—Философия природы; природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих её духовную сущность;

3. развитие идеи в мышлении и истории (в «духе»)—Философия духа; на этом этапе абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает своё содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности.

Его собственной системой завершается, на взгляд Гегеля, процесс самореализации абсолютной идеи и вместе с тем её самопознание.

Гегель всегда делал ударение на значение общего, и только общее считал истинным, тогда как единичное не рассмотривал. Бытие у него—это целостное, конечно-бесконечное, и только в целостности бытие будет абсолютным, и только рассмотривая его в целостности, можно сказать, насколько оно рационально, логично. Бытие не стоит на месте, иначе как бы оно смогло сформировать столько разных явлений и процессов.

Если бытие—это логическая система, то и развитие его подчинено законам логики. Каждый следующий процесс есть результат предыдущего, переходом конечного в бесконечное, где «конечное» есть пункт выхода из бесконечного и т. д.

Развитие всего сущего, по Гегелю, происходит в соответствии с триадой: тезис-антитезис-синтез. Переход от тезиса к антитезису—это основа не только философского мышления, но и развития реальности.

Отличительными чертами гегелевской философии являются: объективность, логичность (природа бытия полностью логична, в ней полностью отсутствуют иррациональные факторы), конструктивность (в гегелевской философии происходит постоянное творение нового, совершенного и разнообразного), и эволюциональность (каждый уровень развития заменяется новым, более совершенным ).

Философия Фейербаха.

Людвиг Фейербах (1804-72)

немецкий философ-материалист и атеист. Основные труды: »Мысли о смерти и бессмертии», »К критике философии Гегеля», »Сущность христианства», »Основы философии будущего».

Взгляды Фейербаха в ходе борьбы с религией прошли путь от идей младогегелянцев до материализма. Провозглашение и отстаивание материализма оказало огромное влияние на современников Фейербаха. Характерная особенность его материализма—антропологизм, явившийся следствием исторических событий, условий предреволюционной Германии и вырождением идеала революционной буржуазной демократии.

Вообще Антропологизм (от греческого-человек и учение)—характерная черта домарковского


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.104 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь