Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мировоззрение и его исторические формы (миф, религия, философия).



Мировоззрение и его исторические формы (миф, религия, философия).

Мировоззрение- система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на отношения к миру и себе. Мировоззрение определяется(…) Мировоззрение включает в себя проблемы: 1.Что есть мир? 2.Мир стабилен или развивается? Как развивается? 3.Сущность человеческого бытия, его роль в этом мире? 4.Познаваемость мира. 5.Проблема бога, смысла жизни, личного бессмертия.

Структура: 1) миропонимание – интеллектуальная составляющая 2) мироощущение – эмоциональная составляющая 3) мировопрошение – как и к чему чел относится в жизни.

Формы мировоззрения:

1) Миф – это что-то нереальное (иррациональное). Условные феномены воспринимаются как подлинно существующие и неизменные. Потребность в объяснении мира => появл. Мифология

2) Религия - мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественного (2 мира – физический и сверхфизический). Причины возникновения религии – человек стал сомневаться - невозможность объяснения некоторых вещей, неразвитость средств производства материальных благ.

3) Философия - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Это попытка рационально объяснить картину мира и места человека в нем. Философия отличается от науки тем, что пытается понять мир в целом, а не дать частичные знания о нём.

 

Предмет, структура и функция философии.

Предмет изменяется с развитием науки и самого философского знания, общества и всех сторон его духовной жизни. Философия участвует и в формировании матер. и духовной кульуры. Философия отличается от науки тем, что пытается понять мир в целом, а не дать частичные знания о нём.

Функции философии

1)Мировоззренческие.

Гуманистическая - проблематика человечности и социальной гармонии. Информационно-отражательная - простой и ясный способ выразить все сложное бесконечное многообразие мира (символы). Идеологическая - на соц. уровне вырабатывать и использовать руководящие идеи и принципы, направленные на развитие политических, правовых, социально-экономических процессов. Социально-нравственная - отношения между людьми (объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению). Художественно-эстетическая - образы и понятия

2)Методологические (предназначены для организации наиболее общих способов и методов человеческой деятельности. методы познания.).

Логическая состоит в использовании философских идей и принципов, в качестве методов, организующих процесс мышления в предустановленном целью направлении. Эвристическая организует поиск новых реальностей и содействует открытиям новых знаний о них. Селективная - решение проблем выбора и сознательного отбора необходимых признаков, свойств, вещей и отношений в процессе деятельности. Интеграционная направлена на совмещение разных методов деятельности, на подчинение их одной проблемно обусловленной цели, на формирование единого и согласованного результата в разнообразнойу деятельности.

Структура:

1) Онтология – учение о бытие, картине мира.

2) Гносеология – учение о познание. (истина –знание причин вещей)

3) Аксиология – учение о ценностях,

4)Этика – учение о морали.

Способы философствования.

Философский метод (от греч. methodos - путь, познание) - это система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания. Он является отражением логики и закономерностей развития объективной действительности.

1) Материализм и идеализм - В первом случае, общий процесс познания - отражение в сознинии объективной действительности, во втором - как самопознание сознания, абсолютной идеи, изначально присутствующих в вещах (объективный идеализм), или как анализ наших собственных ощущений (субъективный идеализм).

2) Диалектика и метафизика.

-Диалектика - учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности, рассматривая ее как единство и борьбу противоположностей. Объективная диалектика - развитие реального мира; противоречивое взаимодействие вещей, явлений, процессов подчиняющаяся универсальным законам действующим в природе и обществе. Субъективная- диалектическое мышление и теория диалектики, т.е. учение о всеобщих законах развития

-Метафизика - это тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия. Метафизический метод рассматривает предметы и процессы по одному принципу: либо да, либо нет. При рассмотрении движения метафизика тяготеет к сведению многообразных его форм к какой-либо одной.

3) -Сенсуализм (основа познания – чувства) стремится все знание вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании.

-Рационализм - основой познания и действия людей является разум.

-Иррационализм - метод, который отрицает или, по крайней мере, ограничивает роль разума в познании, а уделяет основное внимание иррациональным способам постижения бытия.

 

Философское осмысление архитектуры как культурного явления.

Культура- необходимая составная часть человека, его вторая природа, не менее важная, чем его физиология или биология.

Рождается архитектура. Она динамична и жизненна, т.к. опирается на свою бытийную основу.

- с получением каких-то определенных благ, мы далее пытаемся их улучшить (хижина превращается в дворец – объект не только для жилья, но и для эстетического удовольствия).

-3 неразделимые стороны (гарм. Восприн. только в сочетании): польза, прочность, красота

-человек постоянно находится под влиянием архитектуры: дома, на работе, в храме, на прогулке; она может научить человека воспринимать красоту, отличать прекрасное от ужасного, спокойное от кричащего.

Для взвешивания истинной ценности нужно выйти за пределы культуры, и найти критерии, трансцендентные. Оставаясь же в ней, мы вынуждены воспринимать ее целиком, как она есть(только смотря критическим взглядом на культуру и архитектуру, мы можем ощутить ее влияние на нас).

-человек влияет на архитектуру, создавая ее, а затем, архитектура влияет на человека, вдохновляя или угнетая его (справедливо для культуры в целом- создается человеком, затем человеком и осмысляется). Культура сточки зрения метафизических потребностей человека, которые никогда идеально не воплощаются, является неудачей. Культура и существует, становится возможной, пока есть такие претензии.

 

Индуизм.

Основная идея упанишад (раздел ВЕДЫ)– Брахман и Атман. Атман- то, что сост. «Я» человека, Брахман – бытие, основа всего сущего. Другие идеи: перерождение души, кармы, мокша (освобождение от круговорота рождений и смертей) как высшая цель человека. 4 стадии жизни человека (ученичество, стадия семейной жизни домохозяина, отшельничество в лесу, абс.отреш.от мира, за которым, в идеале, может послед.мокша).

Направления эллинистической философии (эпикуреизм, стоицизм, скептецизм)

Эпикуреизм.

Эпикур (341-270 до рх). Философия – это деят-ть, доставл.людям посредством исслед-й и размышл-й счастливая и безмятежная жизнь. цель философии –достиж.счастья, т.е.полного отсут.страданий. Всё первичное двется в чувствах, они посланники истины, долг – продукт разума. Философиясост.из 3х частей: 1) этика - учение об условиях достиж.счастья. Начало и конец счастливой жизни - это наслаждение, оно первое и природное благо. Удовольствие – отсутствие страданий. Добро – это то кач-во которое нам наиболее присуще.

2) физика - учение об атомах и строении мироздания. Должна разрушить веру и суеверие. Атомы, в рез.отклон. от прямолин. движ., пересек. и образ. вещи, взаимосвязи между ними и мироздание. Душа рассеив. вместе с разлож. тела

3) каноника - критерии истины и правила её постижения. 3 критерия истины – ощущение, предвосхищение, претерпевание. Все заблуждения возникают в результате ошибочных предвосхищ.(предположений) разума.

 

Стоицизм.

Основатель – Зенон Китейский (322-? До рх). Философия – это стремление к мудрости и «упражнение в добродетели». Бог – это разум, который создал мир и в нём растворился. Мы не можем своим умом охватить весь божественный замысел. Свои поступки соизмерять с природой. Чувство долга. Высшая ценность – сама жизнь. Устранение невежества. Спокойствие духа – гасить эмоции разумом.

Философию делили на физику, этику и логику (науку о мысли, речи, божественном разуме - логосе).

 

Скептицизм.

Основатель Пиррон (360-? 275/70). Главный метод философии - воздержание от суждений, ничего не отрицать, ничего не утверждать. Нет ничего однозначного. Для достижения счастья 3 вопроса: Что мы знаем о вещах? Как мы должны к ним относиться? Что из этого вытекает? Ответ: мы ничего не знаем, должны относиться к вещам с безразличием, из этого вытекает невозмутимость (сохранять душевное спокойствие и уравновешенность. Не печалить и не радоваться.). Освободиться от субьективных суждений. Суждение о вещи зависит от расстояния до неё. Однозначной оценки дать нельзя. Все суждения равноценны. В результате достигаем «афасии»(сост., при кот о вещах нечего более сказать).

 

Учение о субстанции

Субстанция это то, что самодостаточно. Истинной является лишь одна субстанция, атрибутами которой являются мышление и распространенность, или природа. Кроме Бога, не существует никакой другой субстанции. Бог тожд. Субстанции, он не стоит над Природой, не является Творцом вне Природы, Он находится прямо в ней.

Сама по себе субстанция обладает набором определенных существенных свойств: она в полной мере существует, обладает свойством самостоятельности и независима от какого-либо иного существа, имеет внутренне присущую причину самой себя. Вне субстанции нет ничего. Она содержит в самой себе все то, что существует вокруг нас. Ей присуща бесконечность в пространственном и временном отношениях. Она находится не в потоке времени, а как бы парит над ним. Субстанция является вечной, то есть не изменяется во времени. Согласно концепции Спинозы, каждая субстанция может иметь бесконечное число атрибутов. Для описания единичных вещей, которые являются «конечными», Спиноза использует понятие «модус». Единичные вещи, именуемые модусами, имеют «внешнюю причину» евоего возникновения и существования. Такое существование характеризуется конечностью, изменением, движением в рамках пространства и времени.

Свобода как познанная необходимость. Надо понять, что нет никакой свободы воли. Когда это поймёшь освободишься из плена иллюзий. Если нет свободы, то нет и ответственности.

 

Г. Лейбниц (1646-1716) последний великий метафизик 17в. решает те же фундам.задачи, что и Декарт, Паскаль. Спиноза. Работа – «монадология», «новые опыты о человеческом разуме».

Мир делится на 2 части - полупостигаемый и чувственный.

Чувственный мир сост из бесчисленного множества монад – психически активных частиц.

Все монады находятся в отношении предустановленной гармонии. Эти монады включены в систему мира.

Монады друг на друга не влияют.

Все процессы делятся на 2 вида – однозначные, вероятные.

Знание должно быть выверенным и объективным.

4 закона формальной логики: 1) мысль тождественна сама себе, если её объём не изменяем 2) 2 разных суждения не могут быть верными одновременно 3) из 2 законов-суждений 1 истина 4) закон достаточного основания – всякая мысль, чтобы быть истиной должна быть обоснована.

 

 

Мировоззрение и его исторические формы (миф, религия, философия).

Мировоззрение- система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на отношения к миру и себе. Мировоззрение определяется(…) Мировоззрение включает в себя проблемы: 1.Что есть мир? 2.Мир стабилен или развивается? Как развивается? 3.Сущность человеческого бытия, его роль в этом мире? 4.Познаваемость мира. 5.Проблема бога, смысла жизни, личного бессмертия.

Структура: 1) миропонимание – интеллектуальная составляющая 2) мироощущение – эмоциональная составляющая 3) мировопрошение – как и к чему чел относится в жизни.

Формы мировоззрения:

1) Миф – это что-то нереальное (иррациональное). Условные феномены воспринимаются как подлинно существующие и неизменные. Потребность в объяснении мира => появл. Мифология

2) Религия - мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественного (2 мира – физический и сверхфизический). Причины возникновения религии – человек стал сомневаться - невозможность объяснения некоторых вещей, неразвитость средств производства материальных благ.

3) Философия - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Это попытка рационально объяснить картину мира и места человека в нем. Философия отличается от науки тем, что пытается понять мир в целом, а не дать частичные знания о нём.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь