Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Онтология, ее место в системе философского знания. Монизм, дуализм, плюрализм.



В зависимости от ответа на вопрос: «Обладает ли мир в своем существовании единством? » — выделяют следующие философские позиции:

монизм

дуализм

плюрализм

В монистических теориях ищется и утверждается одно сущностное свойство Бытия, его основание и центр всех его изменений, который называется субстанцией. Дуалистическая позиция допускает существование двух равноправных субстанций. Плюралистическая позиция либо вообще снимает вопрос о субстанции, либо допускает смену субстанциальной основы и ее множественность.

На основе мировоззрения, философских взглядов человека — формируется картина мира. Картина мира — целостное представление человека о Бытии, о мире, о его строении, законах и закономерностях, действующих в нем, о месте человека в этом мире и в обществе. Если человек представляет мир неизменным в своих основных характеристиках, то его картина мира статична, в противном случае — постоянно формируется динамичная картина мира.

Уже древние греки формировали свои представления о Бытии и об объединяющем начале мироздания. Для обозначения такой основы в философии выработаны две категории: субстрат и субстанция. Субстрат — это то, «из чего все сделано». Древние греки, в зависимости от принадлежности к той или иной философской школе, под субстратом или первоначалом мира понимали:

воду: Фалес утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. Испарения воды питают небесные светила, а затем. во время дождя вода опять переходит в землю.

воздух: Анаксимен, выбирая эту стихию, утверждал, что воздух, сгущаясь может образовывать жидкость и твердую среду.

апейрон («бесконечное»): Анаксимандр считал первоначалом неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно, находящееся в движении;

огонь: Гераклит Эфесский в качестве субстратно-генетического начала Вселенной рассматривал огонь. Ведь огонь всегда пребывает равным самому себе, неизменным во всех превращениях, а вечный и бесконечный мир всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. Все предметы и явления природы рождаются из огня и. исчезая, вновь обращаются в огонь.

Онтоло́ гия — раздел философии, изучающий проблемы бытия; наука о бытии.

Основной вопрос онтологии: что существует?
Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.
Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.
Определение понятия единство в философии Нового времени встала очень остро, как проблема единства мышления и действительности. Борьба между материалистическим и идеалистическим направлениями отражалась непосредственным образом на постановке вопроса и принимала самые разные формы (например, единство Бога и человека в богочеловеке и т.д.). Центр проблем обнаружился в споре о том, где находится основание единства теоретического знания: во всеобщей связи материальных явлений, или в имманентной природе познавательной способности субъекта. Кант определяет категорию единство в первую очередь субъективно-психологически. Гегель объясняет единство, как универсально-логическую категорию, относящуюся так же и к вещам вне сознания, которые принимаются только, как продукт деятельности абсолютного мышления. Он объясняет единство как тождество явлений, как единство различного и противоположного, которое осуществляется путем их превращения друг в друга, как переход противоположностей, который осуществляется беспрерывно в процессе развития. В этом понимании единство осуществляется через свою собственную противоположность – через различие и противоположность.
Каждая наука включает в свой предмет определенное единство многообразных явлений, самостоятельную сферу действительности, развивающуюся по своим специфическим законам.
Вопросы онтологии — это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).

Бытие как центральная категория онтологии. Бытие и сущее. Объективная и субъективная реальность.

То или иное философское рассуждение выходит с понятия о бытие, например как содержание его неисчерпаемо.

Под бытием в самом широком смысле понимается общее понятие о существовании, о сущем. Бытие есть все то, что есть - это материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), их свойства, связи и отношения. А именно, плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы - это разновидность духовной реальности, статья бытия.

Противопоставлением бытия является Ничто. Бытие и Ничто не могут существовать друг без друга: в случае если их разделить например, для того чтобы они не могли переходить друг в друга, то все бы исчезло, скажем как перестало бы двигаться и рассыпалось в " пыль небытия".

Бытие не статично, так например, самые крепкие кристаллы, гигантские скопления звезд, растения, животные, люди, как бы выплывают из небытия и становятся наличным бытием. Бытие вещей, как бы немало времени оно ни продолжалось, приходит к концу и " уплывает" в небытие, в частности, не иначе как данный человек. Переход в небытие мыслится как разрушение этого вида бытия и превращение его в другую форму. Не иначе как тут мы говорим о < бессмертии" концепций, вещей, событий, исторических личностей либо близких нам людей, имея в виду, что они не превратились в ничто, а обрели свежее существование, другое бытие - как память, запечатленная в носителях информации тем или иным путем.

Исходя из сущности " бытия", как философской категории, необходимо отметить, что она объединяет весь мир как единое целое во всем его многообразии, когда вещи, предметы, явления берутся в их единстве со собственными характеристиками, особенностями, свойствами. Данным первым шагом познания мира и нас самих, как его составной разделе, задается как исконная точка опоры для дальнейших рассуждений о природе и сущности мироздания, его многообразии, всяческих степенях, характеристиках, атрибутах, формах как целого мира, а именно в отдельных его частей в т.п., для чего вводятся другие философские категории: сущность, явление, субстанция, материя, сознание, пространство, время, закон и многие свежие.

В философии под реальностью понимается все существующее в действительности. Различают объективную и субъективную реальность. Объективная реальность - это то, что существует вне сознания человека: пространство, время, движение; субъективную реальность можно определить как явление сознания, ощущения, восприятия человеком чего-либо и все то, что с этим связано.

Для определения объективной реальности, которую человек может ощущать, копировать, фотографировать, отображать (но которая существует вне его сознания и ощущений) в философии существует понятие материи. Условно материю можно разделить на две группы: то, что познано человеком и то, что стоит за гранью его познания, однако это деление очень условно, между тем, очевидна его необходимость: говоря о материи, мы можем анализировать только то, что познано человеком.

Бытие́ — в самом широком значении — существование.

Понятие бытия — центральное философское понятие. Бытие — предмет изучения онтологии. В более узком значении, характерном для фундаментальной онтологииМ. Хайдеггера, понятие «бытие» фиксирует аспект существования сущего в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее? », то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть? ».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1824; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь