Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предмет философии и ее функции.



Предмет философии и ее функции.

Философия - это форма общественного сознания, личностного самопознания. Представляет собой систему наиболее общих понятий о мире, месте человека в нем. Философия - один из типов человеческого мышления.

Предметом философии явл. та область духовной деятельности человека, в основе кот. лежит рефлексия, т.е. размышление над самой духовной деятельностью.

Функции философии:

1.познавательная - философия помогает познать сущность окружающих явлений, опираясь на результаты конкретных наук

2.практическая - она вооружает знаниями, необходимыми для практического преобразования объективной действительности

3.воспитательная. Философия формирует основные принципы воспитания людей, особенно молодое Поколение, исходя из определенных ценностей.

4.методологическая, т.е. философия выступает как методология, т.е. наука о методах, она разрабатывает методы, которыми вооружает все конкретные науки.

5.мировоззренческая. Философия формирует соответствующее мировоззрение в конкретном обществе

6.политическая, т.е. она формирует и распространяет определенные политические доктрины

2.Основной вопрос философии. Материализм и идеализм. Сущность агностицизма.

Основным вопросом в философии считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). Материя и сознание — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В соответствии с тем, как философы решали осн. вопрос в философии, они разделились на 2 противоположных направления:

Материализм — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. Следовательно: материя реально существует; материя существует независимо от сознания; материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; материя существует и развивается по своим внутренним законам. В своем разв. м. проходит различ. этапы: Стихийный (Фалес, Демакрит),

Механистический (Ньютон, Бруно),

Метафизический (Руссо, Вольтер),

Антропологический (Людвиг Феер Бах) - рассматривает человека как часть природы.,

Диалектический (Маркс, Энгельс).

Идеализм — принимает за первичное – идею, сознание, рассматривая их как единственно достоверную реальность. В идеализме выделяются два самостоятельных направления: объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.) видит основу всего существующего в мышлении, оторванном от человека и превращенным в самостоятельную сущность. субъективный идеализм (Беркли, Юм)-берет в качестве основополагающего начала ощущающее сознание отдельного человека оторванного от общества.

Также можно выделить еще 3 вида идеализма:

1).рационалистический - отводит главную роль мышлению.

2).иррационалистический - отрицает, бесконечные возможности человеческого разума и противопоставляет ему интуицию. Выдвигает на передний план - эмоции, переживания.

3).эмпирико-сенсуалистический - отводит главную роль чувственным элементам познания.

Агностицизм - философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания, получена объективная характеристика окружающей человека действительности. Агностики считали, что мир в принципе непознаваем. (Кант, Гегель).

 

3.Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.

Основными методами философии являются:

Диалектика (Гераклит, Гегель, Энгельс) - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей. Метод диалектики возникает в древней Греции и под ним Сократ понимал умение вести спор и диалог.

Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно, как сами по себе; статично; однозначно. Это метод, не признающий развития. Она рассматривает мир в неизменном застывшем виде.

Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, " данных свыше" и носящих абсолютный характер.

Эклектика — позволяет произвольно соединять факты..

Софистика — метод позволяет выдавать ложное по смыслу за логически истинное.

Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.

Из них выделяют два метода противоположны друг другу: диалектика и метафизика.

Законы диалектики:

1.Закон единства и борьбы противоположностей.

2.Закон отрицания отрицанием.

3.Переход количественных изменений в качественные.

Принципы метафизики:

1. Движение идет по кругу. Все в мире изменяется циклически. Циклически происходящие изменения не изменяют качество.

2. Вещи, явления, предметы, существуют автономно, если между ними есть связь, то эта связь - внешняя.

3. Движение, изменение происходит под воздействием извне, поэтому главный источник движения - внешний. Метафизики признают только внешние силы.

Материализм Древнего мира.

Философия Древней Индии.

Выделяют 3 периода:

1) Ведический (Были созданы как источник вед (знания), заключающие этапы которого являлись упанишады.

2) Эмпирический

3) Классический (основные школы и направления Древней Индийской философии).

В Древней Индийской философии свойственны такие понятия как: карма(судьба), сансара( учение о перевоплощении душ), нирвана( блаженство).

В зависимости от отношения к ведам. Философские школы разделились на два направления:

-ортодоксальный (веданта, санкья, миманса, йога).

-неортодоксальные ( джайнизм, буддизм, чарвака-локоята).

Философия Буддизма

Центральное место занимает идея о всеобщей изменчивости, а так же всеобщей связи и взаимообусловленности. Будда находит так называемый срединный путь в центре, которого находится учение о 4 истинных.

1-состоит в том, что существование человека неразрывно связано с страданием

2-причина страдания является жажда или желание

3-устранение причин страдания заключается в устранение жажды

4-провозглашает путь к устранению страданий, так называемый восьмеричный благородный путь( правильное суждение, правильное решение, правильная речь, правильная жизнь, правильное стремление, правильное внимание, правильное сосредоточение).

Философия Древнего Китая.

Сформировалась в два основных этапа:

1)Зарождение философских знаний(8-4 век до н.э.)

2)Расцвет философской мысли(4-3 век до н.э.)

Во второй период сформировались основные философские школы: Даосизм, Конфуцианство, Моизм, Легизм.

Даосизм – понятие « Дао»- путь, который постоянно, а не единожды появляется в любой точки вселенной. С одной стороны Дао означает – естественный путь вещей, независящей не от Бога, не от человека. С другой стороны Дао – вечное и неизменное, непознанное начало, невоспринимаемое органами человеческих чувств.

Конфуцианств о- понятие «Жень» и «Ли» (Жень- человеколюбие, гуманность; Ли-ритуальные нормы, социальный регламент, почтительность). Конфуций считал, что взаимодействие между людьми должны строиться на нравственных принципах. А руководство общества и государства должно осуществляться с учетом традиций, обычаев и уважения к предшествующему поколению.

Моизм - идея всеобщей любви. Моисты отрицают концепцию судьбы пологая, что ее принятие обессмысливает все человеческие дела.

Легизм - сторонники установления государственных законов ради преобразования общества. В основе этого учения лежал тезис о главенствующей роли единого для всех закона, не признающего исключения даже для самого правителя. Дао рассматривался ими как юридический закон, которому подчиняется само небо.

Основными категориями при помощи которых древне-китайские философы пытались осмыслить мир были:

1) Пять первоэлементов(Огонь, Вода, Дерево, Металл, Земля).

2) Ци-эфир, воздух, энергия.

3) Инь-Янь (мужское - женское, темное - светлое, активное-пассивное0

4) Дао-путь или закономерный ход вещей.

 

5. Идеализм античной философии.

Идеализм - общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно..

Представители античного идеализма -Сократ, Платон, Аристотель.

-Диалог для Сократа стал основным методом нахождения истины.

-Впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общее определение понятий. - Поставил в центр своего философствования-человека, его душу, сущность, внутр.противоречие.

Он считал что душа, выраженная через добро состоит из 3х начал: мудрость, храбрость, справедливость.

-Разделил государство на:

а) прогрессивную (аристократическая республика),

б) регрессивную (демократия).

Платон - разработал систему объективного идеализма, в основе которого лежало учение о бесценных сущностях. Реальный мир - лишь бледная копия вечного мира идей.

- Разделил мир на 3 идеи: 1) идея добра 2) красоты 3) истины.

-Считал что человек - троичное существо, состоящее из тела, души и разума.

Аристотель -считал материю вечной, неуничтожимой. Материя лишь соединяет возможность возникновения действительного многообразия вещей. Вещь становится действительной благодаря стимулу и цели. Форма и материя связаны между собой.

-Душа - неотделимый от тела организующий принцип, источник и способ регуляции организма.

-Счастье человека - энергия завершенной жизни.

-Он считал, что человек это политическое существо и он несет в себе инстинктивное стремление к совместному сожительству.

6.Философия феодального общества.

Средневековая философия - это философия феодального общества. Занимает длительный период времени с 5 до 14-15вв.

Имела 2 источника своего формирования:

1) Греческая философия в платоновской и аристотельской традиции.

2) Священное писание-библия.

Школа, просвещение перешли в руки церкви. Философия на ряд веков стала «служанкой» религии. В рамках которой все вопросы решались с позиций Теоцентризма (Бог это центр мироздания),

Креацинизма (Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, прибывающим в постоянном изменении), Провидецеанализма (всеми событиями, историей поведением управляет божество).

Можно выделить 2 этапа:

1) Патристика -совокупность взглядов отцов церкви, которые взялись за обоснование христианства, опираясь на идеи Платона(Блаженный).

-Все сущее поскольку оно существует и поэтому есть блага. Благо- субстанция, форма со всеми ее элементами, числом, мерой.

-Бог-источник бытия, блага. Если бы Бог прекратил творческую мысль мир бы вернулся в небытие.

-Душа - нематериальная субстанция, отлагающаяся от тела а не просто свойство тела. Она бессмертна.

-Мир ограничен в пространстве, а бытие его - во времени.

-Время и пространство существуют только в мире и с миром. Начало творения мира – начало времени.

2) Схоластика- средневековая философия, представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

Делится на 4 периода:

1) предсхоластический - главной тенденцией творчества мыслителей становится не только сохранение и адаптация к новым условиям античного наследия, сколько в самостоятельном философствовании.

2) ранняя - появляются произведения посвященные философии. Возникает проблема разграничения сфер теологии и философии и проблема их взаимоотношения.

3) высокая - ставились и решались проблемы происхождения человеческого знания и сформировались 2 теории:

божественной иллюминации - человеческие знания имеют сверхъестественное происхождение; теория абстрагирования и познания -результат постижения умом неизменных сущностей.

4) поздняя - упадок схоластической философии, усилилась тенденция к разделению веры и разума.

 

Философия Возрождения

(Период с 14-первая половина 17 вв.)

Специфическая черта эпохи Возрождения – деперсонализация Бога. Он либо растворен в природе (природа есть Бог в вещах. Жан Бруно), либо мир погружен в Бога ( Кузанский).

Предпосылки:

1) Перестает быть служанкой теологии, приобретает светское содержание, мирно существует с религией.

2) Отрицает книжную мудрость и схоластические споры на основе исследования природы, что проявлялось в ее тесной связи с естествознанием и великими географическим открытиями.

3)Философии присущ ярко выраженный антропоцентризм т.е человек-центр и высшая цель мироздания, утверждавшими свою независимость и индивидуальность.

4Этапа Философии Возрождения:

1) гуманистический-(14-15вв)-Шекспир, Данте, Вала. Для философии Вала характерно признание земного и небесного счастья. Считал что смысл всякого ограничения в том чтоб вновь обрести возможность их совершения.

2) неоплатонический-(15-16вв). Кузанский утверждал идею о единстве Бога и о проявлении его в природе. Бог - бесконечное начало.

-Стоял на позициях о бесконечности мира,

-Развил идею взаимодействия всех природных явлений. Человек-это микрокосмос, который через творческую деятельность своего ума уподобляется богу.

3) натурфилософский(16-нач 17вв). Кампанелла, Бруно -отбросил все церковные догматы о сотворении мира, утверждал что существует множество миров вселенной, но признавал всеобщую одушевленность материи, писал о Боге, его бог-это вселенная и он растворен в природе.

4) скептический (Начало 17 в.) Розмаре Тордамский, Мишель Монтель.Философия сводится к мысли о том, что человеческое мышление необходимо постоянно совершенствовать на основе познания закономерностей природы, которой подчинены жизнь и деятельность людей.

Мишель утверждал идею равенства всех людей.

 

Философские взгляды И.Канта

По Канту, существует мир вещей, независимый от человеческого сознания (от ощущений, мышления), он воздействует на органы чувств, вызывая в них ощущения. Такая трактовка мира свидетельствует о том, что Кант подходит к его рассмотрению как философ-материалист. Но как только он переходит к исследованию вопроса о границах и возможностях человеческого познания, его формах, то заявляет, что мир сущностей - это мир " вещей в себе", т.е. непознаваемый посредством разума, а являющийся предметом веры (Бог, душа, бессмертие). Таким образом " вещи в себе", по Канту, трансцендентны, т.е. потусторонни, существуют вне времени и пространства. Отсюда его идеализм получил название трансцендентального идеализма.

дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона – из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи;

выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»);

выдвинул учение о категориях – основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия;

сформулировал моральный закон («категорический императив»);

выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.


Эволюция форм отражения

1) — исходная форма отражения, способность к реакции.

2) Чувствительность — способность к ощущению, являющиеся начальной формой психики животных. Чувствительность подразумевает наличие нервной ткани - " особой материальной структуры, ответственной за отражение"

3) Восприятие — не только дифференцированное восприятие свойства и отношения вещей, но и отражение значительного числа существенных в биологическом отношении связей в окружающем мире.

4) Сознание — предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческая активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в отвлечении от одних предметов, свойств и отношений и фиксировании других, в превращении чувств, образа в логическую мысль, в оперировании понятийными формами знания.

Сознание - высшая форма отражения, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру.

Свобода и необходимость.

Свобода необходимость — философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и об-ва. Идеалисты в своем большинстве рассматривают С. и Н. как взаимоисключающие понятия и понимают С. как самоопределение духа, как свободы воли, как возможность поступать согласно волеизъявлению, к-рое не детерминировано внешними условиями. Они полагают, что идея детерминизма, устанавливающая необходимость человеческих поступков, полностью снимает ответственность человека и делает невозможной нравственную оценку его действий. Только ничем не ограниченная и безусловная С. выступает, с их т. зр., единственной основой человеческой ответственности, а следовательно, и этики. Сторонники механистического детерминизма отрицают С. воли, мотивируя это тем, что действия и поступки человека во всех случаях определены внешними, не зависящими от него обстоятельствами. Эта метафизическая концепция означает абсолютизацию объективной Н. и приводит к фатализму. Научное объяснение С. и Н. основано на признании их органической взаимосвязи. Первая попытка обоснования этой т. зр. принадлежит Спинозе, к-рый определял свободу как осознанную необходимость. Развернутая концепция диалектического единства-С. и Н. с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное, диалектико-материалистическое решение проблемы С. и Н. исходит из признания объективной Н. как первичного, а воли и сознания человека как вторичного, производного. Н. существует в природе и об-ве в форме объективных законов. Непознанные законы проявляются как “слепая” Н. В начале своей истории человек, будучи не в состоянии проникнуть в тайны природы, оставался рабом непознанной Н., был не свободен.

Сущность и явление

Сущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление - то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории Сущности и явления выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству - к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.

Сущность и явление - универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Категории Сущности и явления всегда неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявление сущности, последняя раскрывается в явлении. Однако единство С. и я. не означает их совпадения, тождества: "...если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня..." (К.Маркс и Ф.Энгельс, ПСС, 2-е изд. т. 25, ч. 2, с. 384).

Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутреннего содержания, существующих связей объекта, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях. Но будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также изменяется: "...не только явления преходящи, подвижны, текучи..., но и сущности вещей..." (В.И. Ленин, ПСС, т. 29, с. 227). Теоретическое познание сущности объекта связано с раскрытием законов его развития: "...закон и сущность понятия однородные..., выражающие углубление познания человеком явлений, мира..."

НТР и ее последствия.

Вся история развития человечества, особенно история XIX-XX веков, свидетельствует, что кардинальные перемены в экономической, социальной и общественно-политической сферах жизни отдельных людей, стран и мирового сообщества в целом, происходили только тогда, когда совершались научно-технические революции (НТР). Новые экономические, социальные, да и этические отношения в системе сообщества людей в развитии цивилизации наблюдались и с появлением технологий, базирующихся на паровых машинах, и с появлением технологий на основе электричества и, наконец, с появлением электронных, информационных и атомных технологий. Любое изменение материального производства ведет за собой изменение социально-политической жизни людей. Не всегда эти изменения сразу видны, а оценить их последствия можно только после тщательного анализа. НТР открывает новые горизонты развития личности и общества. Научные революции связаны с ослаблением ограниченности познаний человека о природе. Знание позволяет использовать силы природы в своих целях. Научные революции являются предвестниками технических революций, они приводят к ослаблению ограниченности физических возможностей. Социальные революции сопровождаются разрушением существующих социальных институтов, одна из важнейших функций которых ограничение свободы граждан и неизбежным следствием их разрушения становятся анархия и произвол в обществе. Все они тесно взаимосвязаны друг с другом одни, как правило, являются следствиями других, но и сами вызывают следующие. Одним из негативных факторов современной НТР является расслоение человечества. Человек существо социальное, он никогда ни оценивает абсолютных показателей (типа «жить стало лучше»), а все оценивает в сравнение, и в связи с эти проблемы «расслоения» общества, вызванных процессами НТР, выглядит очень угрожающе.

Политическое сознание.

Политическое сознание возникло в античности как ответ на реальную социальную потребность в осмыслении таких новых явлений, как государство и государственная власть. Политическая форма сознания, или политическая идеология, - это совокупность идей, которые выражают коренные интересы классов, наций и государств..Политика, политическая борьба властно вторгаются во все сферы бытия, пронизывают все формы сознания. Политика - стержень всех объединений и разделений, содружеств и столкновений. Политическое сознание, будучи проявлением непосредственных интересов практической деятельности людей, в наиболее выпуклой и яркой форме отражает социально-экономическую основу жизни общества, которая в других формах общественного сознания имеет более опосредованное выражение. В этой близости к непосредственным экономическим интересам состоит специфика политического сознания.В обществе происходит постоянное столкновение политических интересов в борьбе за государственную власть.Политические интересы объективны и поэтому затрагивают каждого человека, имея либо открыто выраженные и сознательные, либо скрытые завуалированные формы. Политические интересы чаще всего являются стержнем всех общественно активных объединений и тем более социальных столкновений. В этой борьбе все - и наука, и религия, и философия - может стать объектом политического сознания, все вовлекается в сферу идеологической дискуссии. Не только социально-экономическая, но и духовная жизнь общества находится в определенной зависимости от политических интересов.

Право и правовое сознание.

Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономически е интересы социальных групп.

Правосознание - это та форма общественного сознания, в которой отражаются знания и оценки принятых в обществе в качестве юридических законов нормативов социально-политической деятельности субъектов права: индивида, коллектива, предприятия.
Правосознание является тем средством, которое гарантирует выполнение задач и правил, выделенных политическим сознанием, оно оказывает на него обратное воздействие.
Правосознание связано с правом. Эта связь объясняется общими причинами их возникновения, функционирования и изменения. Правосознание и право в то же время не тождественны.
Право - это юридические законы, это система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства. С помощью права общественные силы, имеющие в своих руках государственную власть, регулируют поведение людей, коллективов, классов, закрепляют в качестве обязательных определенные общественные отношения. Выполнение права обязательно, оно обеспечивается государственной властью.
В праве сформулированы права человека, например, право на сохранение и продолжение жизни, в то же время в праве отражены нравственные обязательства индивида.

Следует отметить, что право, во-первых, отражает существующие общественные отношения, а во-вторых, оно воздействует на их развитие благодаря специфическому механизму их регулирования. Право противостоит произволу и беззаконию. Для него характерны системность, нормативность, определенность, динамизм и обеспеченность государственным принуждением.

Предмет философии и ее функции.

Философия - это форма общественного сознания, личностного самопознания. Представляет собой систему наиболее общих понятий о мире, месте человека в нем. Философия - один из типов человеческого мышления.

Предметом философии явл. та область духовной деятельности человека, в основе кот. лежит рефлексия, т.е. размышление над самой духовной деятельностью.

Функции философии:

1.познавательная - философия помогает познать сущность окружающих явлений, опираясь на результаты конкретных наук

2.практическая - она вооружает знаниями, необходимыми для практического преобразования объективной действительности

3.воспитательная. Философия формирует основные принципы воспитания людей, особенно молодое Поколение, исходя из определенных ценностей.

4.методологическая, т.е. философия выступает как методология, т.е. наука о методах, она разрабатывает методы, которыми вооружает все конкретные науки.

5.мировоззренческая. Философия формирует соответствующее мировоззрение в конкретном обществе

6.политическая, т.е. она формирует и распространяет определенные политические доктрины

2.Основной вопрос философии. Материализм и идеализм. Сущность агностицизма.

Основным вопросом в философии считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). Материя и сознание — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В соответствии с тем, как философы решали осн. вопрос в философии, они разделились на 2 противоположных направления:

Материализм — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. Следовательно: материя реально существует; материя существует независимо от сознания; материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; материя существует и развивается по своим внутренним законам. В своем разв. м. проходит различ. этапы: Стихийный (Фалес, Демакрит),

Механистический (Ньютон, Бруно),

Метафизический (Руссо, Вольтер),

Антропологический (Людвиг Феер Бах) - рассматривает человека как часть природы.,

Диалектический (Маркс, Энгельс).

Идеализм — принимает за первичное – идею, сознание, рассматривая их как единственно достоверную реальность. В идеализме выделяются два самостоятельных направления: объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.) видит основу всего существующего в мышлении, оторванном от человека и превращенным в самостоятельную сущность. субъективный идеализм (Беркли, Юм)-берет в качестве основополагающего начала ощущающее сознание отдельного человека оторванного от общества.

Также можно выделить еще 3 вида идеализма:

1).рационалистический - отводит главную роль мышлению.

2).иррационалистический - отрицает, бесконечные возможности человеческого разума и противопоставляет ему интуицию. Выдвигает на передний план - эмоции, переживания.

3).эмпирико-сенсуалистический - отводит главную роль чувственным элементам познания.

Агностицизм - философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания, получена объективная характеристика окружающей человека действительности. Агностики считали, что мир в принципе непознаваем. (Кант, Гегель).

 

3.Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.

Основными методами философии являются:

Диалектика (Гераклит, Гегель, Энгельс) - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей. Метод диалектики возникает в древней Греции и под ним Сократ понимал умение вести спор и диалог.

Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно, как сами по себе; статично; однозначно. Это метод, не признающий развития. Она рассматривает мир в неизменном застывшем виде.

Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, " данных свыше" и носящих абсолютный характер.

Эклектика — позволяет произвольно соединять факты..

Софистика — метод позволяет выдавать ложное по смыслу за логически истинное.

Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.

Из них выделяют два метода противоположны друг другу: диалектика и метафизика.

Законы диалектики:

1.Закон единства и борьбы противоположностей.

2.Закон отрицания отрицанием.

3.Переход количественных изменений в качественные.

Принципы метафизики:

1. Движение идет по кругу. Все в мире изменяется циклически. Циклически происходящие изменения не изменяют качество.

2. Вещи, явления, предметы, существуют автономно, если между ними есть связь, то эта связь - внешняя.

3. Движение, изменение происходит под воздействием извне, поэтому главный источник движения - внешний. Метафизики признают только внешние силы.

Материализм Древнего мира.

Философия Древней Индии.

Выделяют 3 периода:

1) Ведический (Были созданы как источник вед (знания), заключающие этапы которого являлись упанишады.

2) Эмпирический

3) Классический (основные школы и направления Древней Индийской философии).

В Древней Индийской философии свойственны такие понятия как: карма(судьба), сансара( учение о перевоплощении душ), нирвана( блаженство).

В зависимости от отношения к ведам. Философские школы разделились на два направления:

-ортодоксальный (веданта, санкья, миманса, йога).

-неортодоксальные ( джайнизм, буддизм, чарвака-локоята).

Философия Буддизма

Центральное место занимает идея о всеобщей изменчивости, а так же всеобщей связи и взаимообусловленности. Будда находит так называемый срединный путь в центре, которого находится учение о 4 истинных.

1-состоит в том, что существование человека неразрывно связано с страданием

2-причина страдания является жажда или желание

3-устранение причин страдания заключается в устранение жажды

4-провозглашает путь к устранению страданий, так называемый восьмеричный благородный путь( правильное суждение, правильное решение, правильная речь, правильная жизнь, правильное стремление, правильное внимание, правильное сосредоточение).

Философия Древнего Китая.

Сформировалась в два основных этапа:

1)Зарождение философских знаний(8-4 век до н.э.)

2)Расцвет философской мысли(4-3 век до н.э.)

Во второй период сформировались основные философские школы: Даосизм, Конфуцианство, Моизм, Легизм.

Даосизм – понятие « Дао»- путь, который постоянно, а не единожды появляется в любой точки вселенной. С одной стороны Дао означает – естественный путь вещей, независящей не от Бога, не от человека. С другой стороны Дао – вечное и неизменное, непознанное начало, невоспринимаемое органами человеческих чувств.

Конфуцианств о- понятие «Жень» и «Ли» (Жень- человеколюбие, гуманность; Ли-ритуальные нормы, социальный регламент, почтительность). Конфуций считал, что взаимодействие между людьми должны строиться на нравственных принципах. А руководство общества и государства должно осуществляться с учетом традиций, обычаев и уважения к предшествующему поколению.

Моизм - идея всеобщей любви. Моисты отрицают концепцию судьбы пологая, что ее принятие обессмысливает все человеческие дела.

Легизм - сторонники установления государственных законов ради преобразования общества. В основе этого учения лежал тезис о главенствующей роли единого для всех закона, не признающего исключения даже для самого правителя. Дао рассматривался ими как юридический закон, которому подчиняется само небо.

Основными категориями при помощи которых древне-китайские философы пытались осмыслить мир были:

1) Пять первоэлементов(Огонь, Вода, Дерево, Металл, Земля).

2) Ци-эфир, воздух, энергия.

3) Инь-Янь (мужское - женское, темное - светлое, активное-пассивное0

4) Дао-путь или закономерный ход вещей.

 

5. Идеализм античной философии.

Идеализм - общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно..

Представители античного идеализма -Сократ, Платон, Аристотель.

-Диалог для Сократа стал основным методом нахождения истины.

-Впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общее определение понятий. - Поставил в центр своего философствования-человека, его душу, сущность, внутр.противоречие.

Он считал что душа, выраженная через добро состоит из 3х начал: мудрость, храбрость, справедливость.

-Разделил государство на:

а) прогрессивную (аристократическая республика),

б) регрессивную (демократия).

Платон - разработал систему объективного идеализма, в основе которого лежало учение о бесценных сущностях. Реальный мир - лишь бледная копия вечного мира идей.

- Разделил мир на 3 идеи: 1) идея добра 2) красоты 3) истины.

-Считал что человек - троичное существо, состоящее из тела, души и разума.

Аристотель -считал материю вечной, неуничтожимой. Материя лишь соединяет возможность возникновения действительного многообразия вещей. Вещь становится действительной благодаря стимулу и цели. Форма и материя связаны между собой.

-Душа - неотделимый от тела организующий принцип, источник и способ регуляции организма.

-Счастье человека - энергия завершенной жизни.

-Он считал, что человек это политическое существо и он несет в себе инстинктивное стремление к совместному сожительству.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.105 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь