Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Марксизм о социальной структуре общества. Проблема отчуждения в философии.
Согласно марксизму, рабовладельческое, феодальное и капиталистическое общества разделены на несколько классов, включая два антогонистических класса (эксплуататоров и эксплуатируемых): сначала это были рабовладельцы и рабы; после — феодалы и крепостные крестьяне; наконец, в современном обществе, это буржуазия и пролетариат. Третий класс — это, как правило, ремесленники, мелкие торговцы, крестьяне, то есть те, кто имеет собственные средства производства, работает исключительно на себя, но при этом не использует другую рабочую силу, за исключением своей. Единственным и главным критерием расслоения общества, по мнению К. Маркса, было обладание собственностью. Поэтому структура общества сводилась им к двум уровням: классу собственников на средства производства (рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и классу, лишенному собственности на средства производства (рабы, пролетарии) или имеющему очень ограниченные права на собственность (крестьяне). Интеллигенция и некоторые другие социальные группы рассматривались как промежуточные слои между классами. Все марксистские определения класса имеют три основные отличительные черты: Классы понимаются не просто как существующие «над» или «под» другими классами; они скорее всегда определяются с точки зрения их социального отношения к другим классам. Соотвественно, названия классов — не «высший», «средний» и «низший», а «капиталисты», «рабочие», «феодалы» и «крепостные». Социальные отношения, определяющие класс, всегда анализируются прежде всего с точки зрения социальной, а не технической организации экономических отношений. Классовые отношения прежде всего определяются социальными отношениями в процессе производства, а не социальными отношениями в процессе обмена. Но и среди марксистов нет согласия относительно того, какие классы существуют при современном капитализме. В спорах о его классовой структуре главную роль играет спор о «среднем классе». Все марксисты соглашаются, что индустриальные наемные работники физического труда принадлежат к рабочему классу и все они сходятся в том, что владельцы семейных предприятий относятся к классу капиталистов. Разногласия же начинаются при переходе к анализу проблемы «белых воротничков», — позиций, занимаемых высококвалифицированными специалистами и различными типами менеджеров. Некоторые марксисты считают, что за исключением очень небольшого числа менеджеров высшего звена, непосредственно связанных с буржуазией посредством владения акциями, все наемные работники — это рабочий класс. Другие помещают многие категории наемных работников в сегмент мелкой буржуазии, который часто называют «новой мелкой буржуазией» — чтобы отличить её от традиционной мелкой буржуазии ремесленников, владельцев магазинов, производителей-индивидуалов. Третий вариант — это считать специалистов и менеджеров не частью мелкой буржуазии, а новым классом, называемым «классом специалистов и менеджеров» (КСМ) (Professional and Managerial Class). Этот класс определяется скорее специфической ролью, которую он играет в воспроизводстве классовых отношений, чем просто его позицией в рамках социальных отношений производства как таковых. В последнее время учёными выделяется ещё один класс, класс когнитариата. По своей сложности и неоднозначности проблема отчуждения относится к числу фундаментальных в истории развития философской мысли. Она очерчивает ряд тем, связанных с «выживанием» человека в условиях дальнейшего усиления техногенных факторов, в ситуации тотального отчуждения человека от природы, общества и самого себя. В современном обществе с его возрастающими тенденциями к дегуманизации практически всех сфер жизни - социальной, политической и идеологической (немалую роль в этом сыграл переход к рыночным отношениям) проблема отчуждения вновь обретает новый виток своего развития. Именно поэтому сегодня особую актуальность приобретают работы выдающегося психолога, социолога и философа Э. Фромма, в которых проблеме отчуждения принадлежат ключевые позиции. Отчуждение, объективный социальный процесс, присущий классово антагонистическому обществу и характеризующийся превращением деятельности человека и её результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Истоки Отчуждение — в антагонистическом разделении труда и частной собственности. Отчуждение выражается в господстве овеществленного труда над трудом живым, в превращении личности в объект эксплуатации и манипулирования со стороны господствующих социальных групп и классов, в отсутствии контроля над условиями, средствами и продуктом труда. Отчуждение является исторически-преходящей формой опредмечивания человеком своих способностей и связано с овеществлением и фетишизацией социальных отношений. Отчуждение получает и определённое психологическое выражение в сознании индивида (разрыв между ожиданиями, желаниями человека и нормами, предписываемыми антагонистическим социальным порядком, восприятие этих норм как чуждых и враждебных личности, чувство изоляции, одиночества, разрушение норм поведения и т. п.). При Отчуждение общее для всех классово антагонистических обществ противоречие между личностью и социальными институтами дополняется специфическим восприятием социального и культурного мира как чуждого и враждебного личности. Это особенно обостряется с возникновением буржуазных отношений, которые привели к распаду традиционно-патриархальных общественных связей, где личность растворена в социальном целом, и к формированию индивидуализма с характерным для него противопоставлением личности социальным институтам. Марксистское понимание Отчуждение формировалось в полемике как с объективно-идеалистической концепцией Отчуждение, так и с антрополого-психологистическим его истолкованием. Критикуя романтико-утопические, моралистические представления об Отчуждение, основоположники марксизма противопоставили этому взгляд на Отчуждение как на объективный социальный процесс. По мере становления материалистического понимания истории углублялось и понимание Отчуждение От анализа Отчуждение в сфере духовной жизни (религия, идеалистическая философия) К. Маркс и Ф. Энгельс перешли к изучению Отчуждение в политической жизни (бюрократии, роли государства), а затем и к осмыслению процессов Отчуждение в экономической сфере. В работах начала 1840-х гг. анализируется проблема отчуждённого труда: Отчуждение от процесса и результатов труда, Отчуждение рабочего от его родовой, социальной сущности и, наконец, Отчуждение рабочего от самого себя. Если в этих работах Маркс и Энгельс ещё выводят Отчуждение из отношения рабочего к своему труду, то уже в «Немецкой идеологии» (1845—46) и особенно в экономических работах Маркса 1860—70-х гг. в качестве источников Отчуждение выступают глубокие социально-экономические изменения — капиталистическое разделение труда, стихийный характер совокупной социальной деятельности в условиях антагонистических формаций, господство частной собственности и товарно-денежных отношений, превращение труда в средство существования, частичных социальных функций в пожизненное призвание определённых лиц, слоев, классов. Под анализ Отчуждение был подведён научный фундамент — экономическая теория марксизма, учение о товарном фетишизме. Критикуя буржуазные и ревизионистские концепции Отчуждение, марксисты различных стран подчёркивают, что социализм уничтожает коренные источники Отчуждение, что ведущей тенденцией социализма является преодоление Отчуждение, осуществляющееся в полной и окончательной мере вместе с построением коммунизма. Общие пути преодоления Отчуждение, выявленные в теории научного коммунизма, заключаются в уничтожении эксплуатации, всемерном развитии общественного богатства, социалистических общественных отношений, в преодолении противоположности между умственным и физическим трудом, городом и деревней, в развитии коммунистического сознания, демократизации управления и всей общественной жизни социалистического и коммунистического общества. Конкретные пути и методы преодоления Отчуждение, темпы осуществления этого процесса зависят от специфических особенностей стран, строящих новое общество, от уровня их развития, сознательности рабочего класса этих стран.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы