Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема гражданского об-ва в русской философии



Русские юристы рассматривали понятие ГО в основном через призму понятия права. Юриспруденция конца 19 – начала 20 века была представлена двумя школами: так называемая старая школа естественного права и новая, или “возрожденная” школа естественного права.

Представители старой школы естественного права (к ним относились Б. Чичерин, С. Муромцев, А. Куницын и т.д.) определяли ГО как совокупность всех частных отношений между людьми. Например, определение понятия ГО Б.Н. Чичериным: “Гражданское общество, – пишет Чичерин, – есть совокупность всех лиц, которые в данное время и в данном месте участвуют в образовании гражданского права”. Чичерин характеризует индивидуализм как смысл существования ГО. Второе основное условие существования – это существование института частной собственности.

Представители школы “возрожденного” естественного права (В. Нечаев, П. Новгородцев) считают, что ГО – непрерывно изменяющийся общественный союз. Этот союз, в основе которого лежит сотрудничество людей, не организовывается сверху, а является результатом энергичных действий и предприимчивости осознавших общие интересы отдельных личностей. Он исключает возможность порабощение одних людей другими, устанавливая с этой целью гражданско-правовой порядок.

Необходимыми условиями существования ГО в русской правовой школе считались свобода личности и частная собственность.

Социально-философский подход к изучению гражданского общества содержится в работах русских философов И. Ильина и С. Франка.

Ильин рассматривал ГО как сферу частных интересов, самодеятельности людей и их раздельного существования. В ГО люди живут частной жизнью, они преследуют частные, часто противоположные цели, конкурируют между собой. Государство, по Ильину, играет в обществе роль связующего начала, роль всеобщего интереса и единой цели.

Семен Людвигович Франк рассматривал общественную жизнь, как двойственную структуру, образованную с одной стороны умышленно-планомерно, а с другой стороны создающуюся спонтанно, как бы “само собой”. Эти два начала общественного бытия получают конкретное выражение в двух формах общественной жизни: в государстве и гражданском обществе”. Т.е. двумя основополагающими началами общественной жизни – планомерным и спонтанным - являются государство и ГО.

Совершенно особняком в общей массе теорий ГО стоят концепции русских анархистов М.А. Бакунина и П.А Кропоткина. В теориях Бакунина и Кропоткина государство – зло, орудие угнетения большинства меньшинством. Идея Бакунина и Кропоткина – гражданское общество - общество, организованное на началах самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин, провинций и наций.

Нетрудно заметить, что как представители русской правовой школы, анархизма так и Ильин очень схоже определяют гражданское общество. По их определениям, ГО – совокупность отдельных субъектов, удовлетворяющих свои частные потребности и связанных частным интересом, то есть они подразумевают некоторый индивидуализм. Однако в отношении связующего начала их мнения расходятся. Для Ильина ГО не может существовать без государства, оно является тем сам связующим началом; для правоведов связующим началом является сфера права, а в конечном счете опять государство, так как оно обеспечивает право; у Бакунина и Кропоткина – свободное соглашения.

Вообще, внимание ко взаимоотношениям между гражданским обществом и государством в нашей стране было выше, чем где-либо еще. Это обусловлено в первую очередь историческими традициями нашей страны. В России традиционно преобладало государство, оно “казнило и миловало”, т.е. в различные периоды разрешало и запрещало элементы ГО. Это не могло не сказаться на менталитете русского человека. В сознании русского человека прочно закреплены два начала: это уверенность в том, что стране необходима сильная власть и параллельно желание “воли”. Воля – это свобода, безнаказанность и бесконтрольность со стороны государства. Эти два противоположных начала и обуславливают специфику теорий ГО в русской общественной мысли.

 

54. Никколо Макиавелли (1469 - 1527) - итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель. Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:

• человек обладает изначально злой природой;

• движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;

• совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;

• для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация — государство;

• правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;

• правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна — промотана);

• ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;

• в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.

Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох.

 

Философия Древней Руси

Основными темами ранней русской философии были: • моральные и нравственные ценности; • объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством; • государство; • право; • природа.

Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:

• Иларион (основное произведение - " Слове о Законе и Благодати", в котором объясняет сутьхристианского учения; утверждается идея равенства народов перед «благодатью». Эпоха «закона» (до христианства) символизируется образами тени, луны, а эпоха «благодати» – солнца. Прославляется

Русь и князь Владимир.

• Владимир Мономах - основное произведение — " Поучение", своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы);

Филофей, ХУ1 в. создает религиозное учение о Москве как «третьем Риме». «Старый Рим», бывший центром христианства, был завоеван варварами. «Новый Рим» (Константинополь) погиб под ударами турецких завоевателей. «Третьему Риму» - Москве – предначертано исполнять роль продолжателя христианскоговероучения. Падение «старого» и «нового» Рима Филофей объясняет тем, что они подверглись наказанию за измену христианству как подлинной вере.

Иван Грозный и Андрей Курбский (ХУ1в.) - переписка. Иван Грозный, ссылаясь на историю римских императоров, выступал за абсолютную, ничем не ограниченную монархию. Андрей Курбский, обращаясь к просвещенному европейскому монархизму, отстаивал идею государства, основанного на соблюдении законности, ограничении действий царя земским собором. Спор был решен в пользу

Ивана Грозного: в России установилась самодержавная формаправления.__

• Сергий Радонежский ( XIV в. - философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;

• Максимилиана Грек (1475 - 1556) - отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народе и справедливость;

 

 

57. Госуда́ рство (греч. Π ο λ ι τ ε ί α ) — диалог Платона, посвящённый проблеме идеального государства. С точки зрения Платона, государство является выражением идеи справедливости. Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:

• все население государства (полиса) делится на три сословия — философы, воины, работники; • работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью; • воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости — участвуют в военных действиях;

• философы (мудрецы) — разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством; • философы и воины не должны иметь частной собственности; • жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают; • не существует брака, все жены и дети общие; • допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.

В диалоге впервые отчётливо определяются философы как люди, способные постичь то, что вечно тождественно самому себе (идея). Именно философы должны управлять идеальным государством. Вторым сословием должны быть стражи. Ниже них — простой народ.

Также в этом диалоге содержится систематика и краткий критический анализ различных форм государства, размещенных автором на шкале постепенной деградации. Платон выделяет семь типов государства: идеальное " государство будущего", которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.

Среди шести существующих типов Платоном указываются: • монархия — справедливая власть одного человека; • тирания — несправедливая власть одного человека; • аристократия — справедливая власть меньшинства; • олигархия — несправедливая власть меньшинства; • демократия — справедливая власть большинства; • тимократия — несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии. Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия — власть большинства — редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

Диалог выстроен так, что кажется разбором идей справедливости и блага — как основополагающих для автора идей — на примере государства как пригодном для анализа и в то же время достаточно высоком и общем.

Также в диалоге заметная часть посвящена некоторым другим связанным с описанной выше философским темам, например, обсуждению общего понятия идеи, в связи с чем излагается знаменитый миф о пещере. Для Платона пещера представляет собой чувственный мир, в котором живут люди. Подобно узникам пещеры, они полагают, что благодаря органам чувств познают истинную реальность. Однако такая жизнь — всего лишь иллюзия. От истинного мира идей до них доходят только смутные тени. Философ может получить более полное представление о мире идей, постоянно задавая себе вопросы и ища на них ответы. Однако бессмысленно пытаться разделить полученное знание с толпой, которая не в состоянии оторваться от иллюзий повседневного восприятия. Излагая данную притчу, Платон демонстрирует своим слушателям, что познание требует известного труда — беспрестанных усилий, направленных на изучение и понимание тех или иных предметов. Поэтому его идеальным городом могут править только философы — те люди, которые проникли в сущность идей, и в особенности идеи блага.

 

Аристотель «Политика»

Политика (греч. Π ο λ ι τ ι κ ά ) — аристотелевский трактат о государстве, содержащий начала социальной и политической философии, политологии, а также теории управления. В книге рассматриваются проблемы семьи как ячейки государства, рабства, гражданства, определения государства, а также форм его правления и целей.

Аристотель определяет государство как общение, организованное ради общего блага. Этим государство противопоставляется семье — «общению, естественным путём возникшее для удовлетворения повседневных надобностей»

Аристотель считает государство естественным образованием, а человека он называет существом политическим.

Войну Аристотель интерпретирует как «средство для приобретения собственности», прежде всего рабов, которые рекрутируются из варваров

Аристотель критикует идеальное государство Платона, отстаивая необходимость сохранения частной собственности и семьи в государстве. По мысли Аристотеля власть должна принадлежать тем, кто «носит тяжёлое вооружение».

Аристотель выделяет шесть типов государства: • монархия; • тирания; • аристократия; • крайняя олигархия; • охлократия (власть толпы, крайняя демократия); • полития (власть принадлежит воинам, вооруженным за свой счёт). Подобно Платону Аристотель разделяет " дурные" формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и " хорошие" (монархия, аристократия и полития). Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития — совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство " среднего класса" (идеал Аристотеля).

Аристотель перечисляет 5 элементов, составляющих государство: Народ — крестьяне, производящие продукты питания; Ремесленники — создают орудия труда; Торговцы — занимаются обменом и распределением товаров; Чиновники — рационально управляют государством; Военные — защищают государство

Аристотель также выдвигает идею разделения властей в государстве на три части: Законодательный орган, ведающий вопросами войны, мира, союзов и казней.; Должностной орган; Судебный орган

Высшим благом Аристотель называет счастье, а задачами государства следующие: Обеспечение пропитанием; Комфорт; Защита; Достаток; Религиозный культ; Справедливость

Аристотель указывает, что гражданам необходим досуг и известная свобода от удовлетворения первичных потребностей для размышления и участия в делах государства.

Аристотель поднимает проблему «воспитания молодёжи», замечая, что там, «где этого нет сам государственный строй терпит ущерб».

 

 

Н. Макиавелли «Государь»

Государь— это трактат флорентийского писателя Никколо Макиавелли, в котором описываются свойства характера, методы правления и умения, необходимые для идеального правителя.

Чтобы управлять людьми, необходимо знать причины их поступков, их желания и интересы.

 Макиавелли отделил политику от морали: политика есть особенная сфера человеческой деятельности, она имеет свои закономерности, которые должны быть изучены и испытаны, а не выведены из Святого письма; мораль частной особы и общественного деятеля - отличаются. " Великие люди стыдом считают неудачу, а не нарушение слова";

 Принципы политики: политическая мудрость: наименьшее зло есть благо; принудительная сила государства - выражение интереса государства; закон - выражение интереса общества граждан. народ должен чувствовать опасность - для того, чтобы ощущать необходимость в Князе и в своем государстве; творцу законов необходимо заранее считать всех людей злыми и предусмотреть, что люди поступают хорошо только по необходиомости; политические действия должны руководствоваться опытом и реальной целью, а не " недосягаемым наилучшим".

 Свобода: определенная правителем граница участия граждан в государственной жизни;

 Религия:

кроме власти толкового Князя (ведь он не вечный), заведенных им хороших порядков, каждая страна нуждается в цементирующей идее - религии. Потому что только религией можно оправдать/аргументировать для народа введение новых законов;

Практические советы Князю:

к людям Князь должен относиться или ласково (благодеяния необходимо давать постепенно, растягивать, всегда делать это лично), или уничтожать (потому что за маленькое зло человек способен отомстить, за большое - нет), но большие оскорбления необходимо совершать мгновенно и желательно чужими руками. Все ненавистные народу дела надо поручать другим людям;

Князь должен избегать пороков, которые могут привести к презрению или ненависти со стороны подданных. Презрение вызывают слабость, нерешительность, непостоянство Князя. Ненависть - результат бессмысленного зла, совершенного Князем;

Князь должен не владеть добродетелями, а выглядеть таким, что владеет ними: благочестие, милосердие, верность своему слову, правдивость;

Князь не должен придерживаться своего слова, если это мешает его интересам и исчезли обстоятельства, которые заставили его дать обещание;

пусть лучше боятся Князя (но без ненависти), так как Князь должен реализовывать свою волю, а любят Князя - по собственному желанию, а вот боятся - по его желанию;

Князь должен быть в состоянии понять разумный совет немногих, если он их спросит, но не когда кто-нибудь захочет что-нибудь ему посоветовать.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь