Проблема постановки основного вопроса философии. Две его стороны.
Постановка основного вопроса философии обусловлена наличием в окружающем человека мире двух предельно широких, фундаментальных реальностей: материальной и идеальной (природы и сознания). Возникает вопрос: Как они взаимосвязаны друг с другом? Какая из них является главной и, соответственно, порождает другую? Размышляя над сущностью бытия, философы постоянно сталкивались с этим вопросом и должны были на него отвечать, выстраивая свою концепцию видения мира. Особенно этот вопрос актуализировался в Новое время. Начиная с 17 столетия европейская жизнь в передовых странах Европы характеризуется интенсивным хозяйственно-экономическим развитием, поскольку на смену традиционным аграрно-ремесленным формам производства, определяющим хозяйственно-экономические отношения, приходит новый, более производительный капиталистический строй, развивающийся на основе промышленного производства. Бурное развитие промышленного производства, а также естественных наук, достижения которых активно использовались в производстве, требовали философского уяснения следующих вопросов:
1) Каковы общие предпосылки человеческого существования, т.е. как должно выстраиваться отношение человека к природе в процессе хозяйственно-экономической деятельности?
2) Какие стороны общественной жизни должны рассматриваться как исходные формы человеческого бытия: природные или духовные (материя или сознание)?
3) Какова роль самой философии в духовной жизни человечества? Как она изменяется с развитием социально – экономической жизни и естественно-научного знания. Т.е. речь шла о самоопределении философии, ее активного отмежевания с одной стороны от религии и с другой стороны – от естественных наук. Философия должна была, опираясь на накопленные знания, дать ответ на вопрос: почему мир такой, каков он есть и как к нему должен относиться человек, чтобы его жизнь была правильной и успешной. Исходным моментом в разработке этого ответа и должно было стать решение вопроса об отношении Духа к Природе, сознания и матери. Этот вопрос с середины XIX столетия стал рассматриваться в рамках материалистической философской традиции как основной вопрос философии.
Ф. Энгельс писал в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию». Энгельс формулирует альтернативу: «Что является первичным: Дух или природа? » То есть человек с его сознанием, которое является отблеском Божественного разума и благодаря которому человек способен преобразовывать природу в соответствии со своими потребностями, которые должны формироваться им в русле Божественного предопределения; или природа, создавшая человека и пробудившая в нем сознание, благодаря его социальной деятельности, т.е. осознанному и результативному воздействию человека на природу с целью удовлетворения своих потребностей.
Основной вопрос философии содержит в себе еще два вопроса. Как говорит Энгельс, имеет две стороны. Первый вопрос имеет цель выяснить, что первично – Дух, сознание, или природа, материя. Сложность проблемы состоит в том, что логически непротиворечивую картину мира можно построить, исходя из первичности как природы, так и сознания (Духа). В соответствии с решаемыми философом задачами и его мировоззренческими установками приоритетной оказывалась одна или другая исходная позиция. Поэтому философы, как пишет Энгельс, разделились на два лагеря:
1) материалистов, которые в качестве исходного начала рассматривают природу (материю);
2) идеалистов, которые считают, что в основе мира лежит духовное начало, определяющее всё сущее. В ходе исторического развития в философии сложились два направления материалистический монизм (моно - один) и идеалистический монизм. Этим направлениям противостоит дуализм (лат. dualis - двойственный) – философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального. Термин дуализм был введен немецким философом Вольфом в 17 столетии и обозначал признание двух субстанций: духовной и материальной равноправными в природе Бытия. Одним из наиболее крупных представителей дуализма был Р.Декарт.
Решение первой стороны основного вопроса философии
|
Что первично: бытие (материя) или сознание?
|
Познаваем ли мир, природа, общество?
|
Решение второй стороны основного вопроса философии
|
Достоверное познание мира невозможно
|
Материя-первична, сознание - вторично
|
Материя зависит от духовного начала
|
Материальное и духовное начало существуют независимо друг от друга
|
Мир существует благодаря сознанию человека
|
Мир существует благодаря объективной идее
|
Второй стороной основного вопроса философии является проблема познаваемости мира. Большинство философов, как материалистов, так и идеалистов отвечали на этот вопрос утвердительно. Однако ряд философов (Юм, Кант, Мах) отрицали принципиальную возможность познания мира. Они получили название агностиков. И. Кант спрашивал: «Что я могу знать? » Ибо познавательные возможности человека ограничены возможностями его сознания. И. Кант выделял две стороны знания – феноменальную, которая формируется на основе информации, получаемой при помощи органов чувств. Это знание о свойствах предмета (цвет, форма, вкус). Однако сущность вещи (это знание И. Кант обозначал понятием ноумэн) может быть постигнута, причем не до конца, только на основе рационально-рассудочной мыслительной деятельности. Диалектика познания состоит в том, что с увеличением знания раздвигаются и границы незнания. В то же время, глубинное знание, которое объясняет тайны природы, не может быть постигнуто до конца, а использование неполного знания, может стать орудием смерти в руках беспечного и самонадеянного человека (пример: Чернобыль).
Скептицизм Монтеня: против догматического отношения к авторитетам и устаревших традиций
|
Агностицизм Нового времени
|
Природа вещей неизвестна; рекомендация воздерживаться от суждений о них
|
Агностицизм Юма:
Бесспорно только то, что находится в восприятиях
|
Агностицизм Канта:
разграничение познаваемых вещей-для-нас и непознаваемых вещей-в-себе
|
Обе стороны основного философии вопроса философии связаны между собой и выступают как одно целое. Применительно к обществу основной вопрос философии рассматривается как соотношение общественного бытия и общественного сознания, которые в совокупности и представляют собой общественную жизнь.
Основной вопрос философии занимает особое место в социальной жизни, поскольку является исходным при разработке социально-экономических и политических программ, т.е. решения вопросов социальной организации и управления. Этим определяется его идеологическая значимость и политическое воздействие философии на социальную жизнь. В. Ленин писал о борющихся партиях в философии, которыми были материалисты (линия Демокрита) и идеалисты (линия Платона).
5.Сущность материализма как философского направления. Его исторические формы и представители.
Материализм – это философское направление, которое, исследуя сущность бытия, берет за первичное фундамент всего сущего, природу.
Материализм (основные направления и классические представители)
|
Метафизический материализм
|
Диалектический материализм
|
Атомистическое учение в философии Древнего мира
Демокрит: существуют только атомы (бытие) и пустота (небытие)
|
Философия марксизма
К.Маркс: основу общества составляет материальное производство
|
Механистический материализм Нового времени
Ф. Бэкон, Гоббс в Англии; Ламетри, Гольбах во Франции: абсолютизация понятий и принципов механики
|
Следует различить:
1 Нефилософский материализм, который является предпосылкой философского взгляда на мир. Он проявляется в двух формах:
Ø в форме здравого смысла, который присущ всем людям; т.е. люди рассматривают природу, условия своей жизнедеятельности как первичное и исходят из них при осуществлении своей деятельности; это непоследовательный материализм, который может включать элементы мифотворчества, мистики, субъективности;
Ø в форме естественно-научного материализма, которого придерживаются большинство естествоиспытателей; он не является в полной мере философски осмысленным, поскольку не учитывает роли социальной практики в формировании сознания, а потому при решении мировоззренческих вопросов допускает моменты идеалистических решений.
2 Философский материализм. Он опирается на науки (естественные, социально-гуманитарные, человековедческие) и социальную практику. Его исторические формы:
Ø стихийный, наивный материализм древних философов Востока (Китай, Индия), а также древней Греции и Рима.(VII-IVв.в до н.э.);
Ø метафизический, механический материализм включает: метафизические элементы в философии Древнего мира и механистический материализм 17-1/3 19 столетий, включая Л. Фейербаха; этот материализм философы разрабатывали, опираясь на естественно-научное знание и, прежде всего, механику;
Ø материализм русских революционных демократов (Герцена, Белинского, Чернышевского) которые, исследуя социальную жизнь русского общества с материалистических позиций, обосновали идею определяющей роли народных масс в ходе истории;
Ø диалектический материализм, сформированный в середине XIX столетия К. Марксом и Ф. Энгельсом как целостная философия концепция, объясняющая с материалистических и диалектических позиций природную и социальную жизнь, а также человеческое мышление.