Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Диалектическая логика и её альтернативы



Знание универсальных законов развития раскрывает содержание материалистической диалектики как философской теории. Но здесь важно еще раз напомнить, что в истории духовной культуры всегда обнаруживали различные альтернативы в концептуальном осмыслении мира.

Альтернатива — это необходимость выбора одного из двух или в скольких возможных решений, направлений, вариантов и т.д. Некоторые альтернативы материалистической диалектике в истолковании бытия уже назывались, в частности, такие разновидности метафизики, как механицизм, лапласовский детерминизм, теория равновесия, вульгарный эволюционизм и др. В современной западной философии либо вообще отвергается объективная диалектика бытия, либо допускается лишь в отношении некоторых его фрагментов.

Диалектическая природа объективного мира, закономерного движения материи воспроизводится более или менее адекватным образом в человече-ком сознании и мышлении. Поэтому в материалистической диалектике не должно быть рассогласованности между учением о бытии (" онтология" ), теорией познания и логикой. Что касается теории познания, то здесь диалектике альтернативны любые проявления гносеологической односторонности (скептицизм, иррационализм, релятивизм, интуитивизм, эмпиризм, априоризм и др.). Путь к истине обеспечивается лишь тотальностью взаимопроникающих познавательных моментов (чувственного и рационального, сомнения и веры, абстрактного и конкретного, относительного и абсолютного и т.д.). Особое значение в теории диалектики имеет ее логический спект.

В истории философии длительное время знали лишь одну логику -формальную. Она изучает формы мышления со стороны их структуры, выявляет приемы и способы рассуждений и аргументации. Различные формы мышления (понятия, суждения, умозаключения) здесь рассматриваются в отвлечении от их развития во времени, в отвлечении от какого-либо определенного содержания. Если же иметь в виду законы (формальной) логики, они выражают необходимую связь между сформировавшимися мыслями внутри одного и того же рассуждения.

Поскольку все явления объективного мира обладают относительной устойчивостью и определенностью, то соблюдение таких логических законов, »к законы тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания, выступает необходимым условием правильного мышления. Вместе с тем выполнение только требований формальной логики совершен-> недостаточно в понимании многообразной по содержанию и изменяющейся действительности. Сама по себе формальная (традиционная, или классическая) логика, как и всякая наука, не является, конечно, метафизикой. Тем более это справедливо в отношении различных модификаций временной логической теории (математической логики, модальной логики, конструктивной логики, логики высказываний и т.п.). Между тем абсо­лютизация положений и законов формальной логики служила в прошлом основой метафизического метода мышления. Узко трактуемая логика яв­лялась теоретическим обоснованием недиалектических воззрений на мир.

Первую попытку по-иному подойти к вопросу о соотношении онтологии, гносеологии и логики, преодолеть существовавший ранее разрыв между ними, предпринял Гегель. Но он исходил из идеалистически понимаемого принципа тождества мышления и бытия. Законы мышления у Гегеля явля­ются одновременно и законами действительности.

В отличие от формальной логики с ее устойчивостью предметов мысли логика диалектическая — мышление в единстве противоположных катего­рий. Она есть учение о том, как в человеческих мыслях и понятиях отража­ется вечно изменяющийся и развивающийся мир. Главное в диалекти­ческой логике — вопрос об адекватности отражения в сознании людей реального содержания объективных процессов. Естественно, что диалекти­ческая логика в отличие от формальной имеет дело не с готовыми поняти­ями, а с развивающимися структурами мышления. Она исследует понятия в их возникновении и движении, в многоаспектных взаимосвязях.

Диалектическая логика предъявляет к мышлению ряд серьезных требо­ваний. Наиболее важные из них В.И.Ленин выразил так: «Чтобы действи­тельно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Это, во-первых. Во-вторых, диалектическая логика требует, чтобы брать пред­мет в его развитии, «самодвижении» (как говорит иногда Гегель), измене­нии... В-третьих, вся человеческая практика должна войти в полное «определение» предмета и как критерий истины и как практический опре­делитель связи предмета с тем, что нужно человеку. В-четвертых, диалек­тическая логика учит, что «абстрактной истины нет, истина всегда конкретна» [24. Т.42. С.290].

Альтернативу диалектической логике составляют софистика, эклекти­ка, догматизм.

Мыслить диалектически – значит воспроизводить в сознании действительность в динамической совокупности и целостности ее существенных моментов. Софистика и эклектика отвергают их целостное единство. При этом софистика противопоставляет различные моменты процесса друг к другу, субъективистски абсолютизируя один из них; а эклектика столь же призвольно механически соединяет множество сторон предмета, намеренно не выделяя главные из них. Диалектически воспринимать действительность означает преодоление эклектики и софистики в дюбых ее проявлениях, Вместе с тем в последние чрезвычайно актуальной стала задача высвобождения социального сознания от пут догматизма.

30. Философские концепции сознания.

Сознание – способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах. Феномен сознания изучается различными науками, каждая из которых склонна определять его сообразно своим целям и интересам, каждое из определений оказывается при этом неполным и односторонним.

Самые перывые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж споры о сущности созн и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости, другие что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть себя идущим по улице.

Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг от друга.

Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она носитель и причинаего возникновения. сознание - производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга.

Сознние - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса, за ними - нет. За этими пределами противопоставл относительно., ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсол противопоставление мат и созн ведет к тому, что созн выступает как некая самост субстанция, сущ наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое свойство высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей сущ и различие, и связь, и единство.

Различие - сознание не есть сама материя, а лдно из ее свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, как идеальные их копии.

Единство и связь - Псих явления и мозг тесно вязаны как свойство и мат субстрат, кот это свойство принадлежит и без кот оно не сущ. С др стороны возникающие в созн псих образы сходны по содержанию с вызывающими их матер объектами.

Сущностью созн является его идеальность, кот выражается в том, что составл созн образы не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли.

Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного формами, созданными предшествующиим поколениями - прежде всего способеностью отражать в матер формах языка, знаков, и превращать их посредством деятельности в реальные предметы.

Идеальное не явл чем-то самостоятельным по отношению к созн в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения. Такое пониманиеимеет смысл только при изучении соотнош материи и созн, отнош сознания к мат миру.

Идеальное и матер не разделены нероходимой гранью, Идеальное есть ни что иное, как материальное, прерсаженное в чел голову и преобразованное в ей. Такое преобр материального в идеальное производит мозг.

Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем.

Материи присуще свойство, сходное с созн - отражение. Отражением облад все мат образования. Оно явл моментом любого взаимодействия. Отраж - это изменение одного явления под воздействием другого. В неживой природе распроствранены изоморфные отражения - отпечатки, следы...

Как свойство жив организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм. Ощущ составляют нач форму психики.

Психика - это способность ж существ создавать чувственные и обобщеные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям.

Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего мира.Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь