Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философия Маркса (1818-1883 гг.) и Энгельса (1820-1895 гг.) ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Маркс и Энгельс в студенческие годы были гегелианцами, однако под влиянием Фейербаха переходят на позицию материализма, не отвергают гегелевскую диалектику. 1. Диалектический материализм – учение о материальном единстве мира и всеобщих законах его развития. Реальность – непрерывный объективный мировой процесс, находящийся в непрерывном развитии. 2. Исторический материализм. Практическая деятельность людей – преобразование природного мира и преобразование людьми самих себя – является основой изменений в культуре философии и т.д. Это обобщение утверждается в масштабе всей мировой истории, для всех времён и народов. Основной принцип материализма – принцип первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Основу бытия составляют материальные отношения, которые существуют в обществе, например производственные отношения, бытовые, отношения, связанные с продолжением рода. Совокупность производственных отношений формирует экономический базис общества. Производственные отношения и силы производства образуют способ производства. Развитие общества – естественный процесс смены общественно-экономических формаций. 3. В теории познания Маркс вводит понятия практики – основы познания, цель познания, объект познания. Маркс сосредоточил внимание на анализе процессов отчуждения в обществе. Отчуждение – это процесс, в результате которого результаты деятельности человека становятся «господином» человека. Главным источником отчуждения является отчуждение производителя, в результате чего человек оказывается отчуждённым от средств производства. Процессы отчуждения происходят при капитализме. Таким образом в обществе нарастает борьба. Нужно отстранить производителя от средств производства путём революции. Марксистская философия получила широкое распространение в обществе. Скоро появилось неокантианство и неогегельянство. В неокантианстве основой были своеобразие социальных явлений и способы познания этих социальных явлений. Рационалистический подход к освоению реальности достиг пика у Гегеля, но уже в IXX веке появился иррационализм, который исходил из неразумности реальности. Способом постижения иррациональной реальности является иррациональные инстинктивные способности человеческого духа. 18/ Философская мысль в Россиистала кристаллизацией духовных интенций русской культуры в целом, уникальность исторического пути которой одновременно определяет особую востребованность русского философского наследия в современном дискурсе. Специфика цивилизационного развития в России связана с ее геополитическим положением, выступающим как пространство встречи Востока и Запада. Элементами восточного типа здесь являются: а) сельская община и невыраженность частного интереса; б) мощное централизованное государство, основанное не на власти закона, но на личном авторитете монарха. Запад конкретизирован в духовном приоритете христианства, акцентировавшего уникальный творческий статус человека в природе, его полномочия на радикальную трансформацию действительности. Именно с христианством в его греко-византийском варианте связаны первые философские поиски православно-русской культуры. На протяжении практически тысячелетнего развития Руси (Х-Х1Х вв.) философское знание было подчинено религиозной практике. Письменность и грамотность пришли сюда вместе с христианством, что обусловило особый, отличный от западного эталон истины и мудрости. В этот период оформляются базовые мировоззренческие установки, получившие впоследствии теоретическое выражение в системах русской философии. К ним относятся: •онтологизм (рассмотрение мира не в его пассивной подчиненности человеку, но как сферы осуществления Божественной Премудрости, Софии); •антропологизм и психологизм как интерес к внутреннему опыту личности, акцент на ее подвижническом статусе в мире; •подчинение истины идеалам справедливости (истина не как факт, но как правда); •эсхатологизм как установка не столько на мир сущего, сколько должного, обновленного светом Божественной истины и справедливости; •мессианизм («Москва - Третий Рим», хранитель истинной веры и гарант будущего спасения человечества). Формирование собственно русской философии относится к сер. XIX в., когда, с одной стороны, происходит широкое знакомство с западной культурой и философией, а с другой - наблюдается рост национально-патриотического самосознания. Импульсом стали «Философические письма» П. Я. Чаадаева (опубл. в 1836 г.), где с прозападных позиций острой критике была подвергнута российская история (вневременность, отсутствие прогрес-са) и реальность (внешнее заимствование западных образцов при одновременной внутренней косности и самодовольстве). Заявив о нашем «темном прошлом, бессмысленном настоящем и неясном будущем», Чаадаев спровоцировал полемику западников и славя-нофилов (40-60 гг.) по поводу исторического своеобразия России и ее статуса в общечеловеческой культуре. Западники (радикальное направление -В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, умеренное - Т Н. Грановский, П. В. Анненков, либеральное - В. П. Боткин, К. Д. Кавелин, Е. Корш) призывали к реформированию России по западному образцу с целью либерали-зации социальных отношений (в первую очередь, отмены крепостного права), развития наук и образования как факторов прогресса. Наследниками идеологии западничества стали русские народники и марксисты. Славянофилы («старшие» - И. В. Киреевский, А С. Хомяков, К. С. Аксаков, «младшие» - И. С. Аксаков, А. И. Коше-лев, П. В. Киреевский и др., «поздние» - Н. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов) критиковали Запад за узкотехническую направленность культуры, которая стала следствием забвения Бога и абсолютизации разума, что привело к разрыву органичных'связей с жизнью, традицией, обществом. Идеализируя русскую историю, они считали, что Россия как хранительница Православия, Самодержавия и Народности (общинности, нравственности) призвана указать Европе и всему человечеству путь к спасению. Философско-религиозные концепции славянофилов получили дальнейшее развитие в.философии всеединства В. С. Соловьева (1853-1900), которая одновременно стала попыткой соединения Запада и Востока* православия и католицизма, разума и интуиции. Всеединство выступает в качестве базового онтологического принципа, основанного на одновременной акцентуации как Божественно-единого, так и конкретно-множественного, посредством которого единое себя проявляет. Силой, устремляющей божественное к земному, а земное к божественному, выступает София, символизирующая Божественную Премудрость и Любовь. Возвращая мир к Богу, София «собирает Вселенную», приходя на уровне человека к интеграции сущего в мысли, сознании. Вместе с тем подлинное всеединство осуществится не в «царстве» человека, но Богочело-вечества, в рамках которого произойдет тотальное преобразование мира в соответствии с высшими эталонами истины, блага и красоты. Являясь целью истории, Богочеловечество должно быть обеспечено самими людьми, где в качестве его важнейшего условия выступает «всемирная теократия» (воссоединение церквей) как гарант соборного единения человечества {соборность - одно из базовых понятий русской философии, предполагающее такой тип общности, в котором не происходит умаление индивидуального, а единство достигается за счет общей темы или дела). Рубеж Х1Х-ХХ вв. характеризуют как «золотой век» русской философии («русский философский ренессанс»). Наиболее ярким явлением этого периода стало последующее развитие философии всеединства в творчестве П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. О. Лосского, Л. П. Карсавина, С. Л. Франка, В. Ф. Эрна и др. Оригинальным течением мысли выступил русский космизм (Н. Ф. Федоров, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский и др.). Одновременно здесь представлены и практически все стратегии мировой философии: феноменология (Г. Г. Шпет, С. Л. Франк), экзистенциализм (Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов), персонализм (А. А. Козлов, Л. М. Лопатин), структурализм (Р. О. Якобсон, В. Я. Пропп, Н. С. Трубецкой и др.), позитивизм (А. А. Богданов, П. Л. Лавров, В. В. Лесевич), неокантианство (А. И. Введенский, Г. И. Челпа-нов), марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). Развитие русской философии было прервано событиями 1917 г. Диктатура пролетариата не нуждалась в полифонии мысли, и по решению большевистского правительства подавляющее большинство философов были высланы из страны, продолжая свою деятельность уже в эмиграции. Развитие философии в СССР по преимуществу было подчинено идеологии марксизма. Современный этап характеризуется возвратом к богатейшему наследию русской мысли, переинтерпретацией ее содержания в условиях интегра-тивных процессов современности. 19/ Статус и содержательная специфика белорусской философии определяется историческими, геополитическими и социокультурными факторами: ~ отсутствие в истории самостоятельной национальной формы государственности (территориально белорусские земли входили в состав других государственных систем - ВКЛ, Речи Посполитой, Российской Империи); -ситуация пограничья: Беларусь находится в пространстве цивилизационного, политического, экономического и культурного взаимодействия Запада и Востока; -трудности в национально-культурной самоидентификации мыслителей, т.к. некоторые из них в равной степени принадлежат культурам других стран (например, С. Будный, К. Лыщинский, С. Полоцкий, Г. Конисский, М. Смотрицкий и др.); -невозможность однозначного соотнесения философских текстов с национальным языком, т.к. они долгое время писались преимущественно на латинском либо польском языках; -отсутствие национальных тем для философского осмысления, поскольку только со второй половины XIX в. актуализируются понятия белорусской национальности, национально-культурной идентичности, повышается внимание к статусу белорусского языка и др.; -становление и последующее развитие философской мысли осуществлялось преимущественно в рамках доминирующих в культуре воззрений - религиозных, просветительских, национально-освободительных, идеологических, что нашло отражение в формулировке проблем, способах их обоснования и решения ведущими белорусскими мыслителями. Содержательная эволюция философской мысли Беларуси связана со следующими этапами: Первый этап - предфилософский: его истоки усматривают в культуре Киевской Руси периода принятия христианства (10-12 вв.), имевшего для белорусских земель большое значение благодаря деятельности полоцкой княжны Рогнеды, основавшей на этих землях первый монастырь. Знаковыми фигурами этого периода являются Климент Смолятич, Кирилл Туровский, Ефросиния Полоцкая', Второй этап - гуманистическое и реформациошюе движение (XVI - первая половина XVII вв.), для которого характерно формирование белорусской народности и языка. Данный период представляют Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, А. Волан, М. Тиш-кевич, М. Чаховиц, В. Тяпинский, Л. Сапега и др. В этот период под влиянием европейского Возрождения и Реформации белорусская культура приобретает черты ренессансного гуманизма с его идеей индивидуальной свободы. Третий этап - доминирование схоластической философии (конец XVII - первая половинаXVIII вв.) - связан с господством ордена иезуитов в духовной жизни Речи Посполитой и, в первую очередь, в области образования (Виленская иезуитская академия, коллегиумы в ряде городов белорусских земель). Основу схоластической философии вставляли труды Аристотеля, адаптированные Фомой Аквинским к теологической проблематике. Четвертый этап - господство идей Просвещения в философской и общественно-политической мысли (вторая половина XVIII -первая половина XIX вв.). Белорусская мысль движется в русле европейского Просвещения, манифестирующего идеи рационалистической философии с ее принципом суверенности разума, благодаря которому можно не только познать, но и преобразовать Пятый этап - национально-демократические идеи в белорусской общественной мысли (вторая половина XIX- начало XX вв.). Отличительной чертой является акцент на проблеме национального возрождения и освобождения белорусского народа, статуса национальной культуры и языка. Особенностью этапа является разработка этих идей деятелями национально-освободительного движения (К. Калиновский) и творческой, интеллигенции (Ф. Бо-гушевич, М. Богданович, А. Пашкевич, Я. Купала, Я. Колас и др.). Шестой этап - доминирование марксистской традиции в белорусской философии (20-80-е гг. XX в.), в рамках которой проводились исследования в области: 20/Переход постклассической философии от мира к социуму обусловил социальный характер развития критической традиции. Социально-критическая стратегия рассматривает жизненный опыт людей в конкретном социальном контексте. Ее интересуют те аспекты общественных отношений, которые связаны с насилием и притеснением. Основанием для дискриминации в современном обществе могут быть классовые различия, расово-этническая принадлежность, а также различия пола и даже возраста. Три последних фактора обусловливают такие формы дискриминации, как расизм, сексизм и эйджизм. При этом утверждается, что знание является той силой, с помощью которой можно снизить (или увеличить) притеснение. Большое значение в этих теориях отводится практическому аспекту, что проявляется в тесной связи философских теорий с политическими и общественными движениями современности. Предметом рассмотрения в социально-критических теориях становятся конфликтные ситуации, вызванные противоречиями между различными социальными группами. При этом акцент смещен в сторону тех социальных групп, интересы которых оппозиционны доминирующим в обществе социальным структурам. Среди целей данной стратегии - стремление к демистификации наличных идеологических ориентиров, к изучению социальных противоречий и поиску способов борьбы за освобождение, что может сопровождаться сменой социального порядка. Социально-критическая стратегия философии наиболее полно и рельефно реализовалась в двух основных направлениях: марксистском и феминистском.Марксизм утверждает, что характер общественного производства определяет природу социальной системы. В марксистской теории формулируется экономоцентрированный подход, связанный с поиском и вычленением базисных экономических суперструктур и соответствующих им идеологических отношений.Феминистская критика разрабатывается в русле гендерных исследований социально-культурной реальности на основе акцентации половых различий субъектов культуры. Центральным понятием критики становится понятие «гендер» Экзистенциализм Философия экзистенциализма продолжила иррационалистическую линию. Экзистенциализм возник в первые десятилетия XX века; представители: М.Хайдеггер, К.Асперс, Ж.П.Сартр, Л.Шестов и др. В экзистенциализме выражены идеи гуманитарной интеллигенции. Экзистенциализм – философия человеческого существования. Предшественниками экзистенциалистов в 19 веке были датские философы Кьеркегор, Гусель (он основоположник феминологии). Кьеркегор выделял три стадии человеческого развития: 1) чувственная (символ-Дон Жуан) 2) этическая (чувство долга) 3) стадия страдания Внутренний человеческий мир уникален и непостижим, наука не способна проникнуть в него и объективно отразить. Гусель разработал концепцию сознания как интенциональность – как смысл наделения. Экзистенциализм различает следующие существования: А. Подлинное существование. Понимается как интенсивное внутренние переживание своей неповторяемости. Подлинное существование трансцендентно. Внутренний мир человека нельзя определить. Важнейшая идея – сартровский тезис: сущность предшествует существованию по отношению к вещам, существование предшествует сущности по отношению к человеку. Человеческое существо свободно, т.е. само себя формирует и создает. Б. Неподлинная сущность. – обезличенное существование. Человек отрекается от своей свободы и становится аномальным существом. Экзистенциализм бывает: · Религиозный (Хейдер, Шестов): только в стремлении к Богу человек может сохранить свое “Я”. · Светский (атеистический) (Камю и др.) Подлинность человеческого существования проявляется в кризисных ситуациях (на границе жизни и смерти) Экзистенциализм настаивает на том, что человек в любой ситуации должен сохранять свою человечность. Экзестенциализм поднимает проблемы стандартизации, невелирования человека, он пытается уберечь человека от утраты свободы, своего мира в современном техногенном обществе. Социальное бытие враждебно человеку. Экзистенциализм одна из самых модных на западе в середине XX века философских школ. Ее крупные представители М. Фадегер и К. Ясперс в Германии; Г. Марсель, Ж. П. Сартр, А. Камю во Франции; Н. Аббаньяно в Италии; У. Баррет в США. Свой метод эта философия в значительной мере заимствовала в феноменологии немецкого философа Э. Гуссерля, исходные же идеи ее взяты из сочинений датского религиозного мыслителя С. Кьеркегора. Согласно экзистенциализму задача философии заниматься не проблемами науки, а вопросами сугубо человеческого бытия (существования). Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу, и он живет в чужом ему мире; его бытие со всех сторон окружено таинственными знаками, символами. Жизнь глубоко иррациональна, страдание в любой форме преобладает в ней. Страх важнейшее понятие философии экзистенциализма. Мир тем более страшен, что он бессмыслен и не постижим. Человека на каждом шагу подстерегают неприятности. Под маской " друг для друга" люди действуют друг против друга. Экзистенциализм исходит из того, что человек живет прежде всего эмоциями. На все окружающее он реагирует не только теоретически или интеллектуально, но прежде всего эмоционально. Под существованием имеется ввиду прежде всего духовное бытие личности, ее сознание. Чтобы осознать себя как нечто существующее, человек должен оказаться пограничной ситуации, например, в ситуации борьбы, вины; наиболее яркий пример пограничной ситуации бытие перед лицом смерти. Тогда мир оказывается " интимно близким". Наиболее надежным способом постижения мира признается интуиция, " экзистенциальное озарение". Большое место в экзистенциализм занимает проблема свободы, определяемая человеком как выбор самого себя: человек таков, каким он себя свободно выбирает. Свобода трактуется в экзистенциализме (например, у Сартра) в духе полного индетерминизма, то-есть в не всякой закономерности и причинной зависимости. Она не терпит ни причины, ни основания. В силу этого свобода предполагает независимость настоящего, от прошлого, а будущего от настоящего. Однако свобода трактуется не как свобода деятельности, но лишь как свобода выбора или отношения субъекта к независимому от него окружению: он может либо свободно примирится со своим положением, либо столь же свободно не принимать своего положения. Например, узник или раб тоже может быть " свободен", соответствующим образом самоопределяя свое отношение к своему положению. Отсюда вывод: задача человека заключается не в том, чтобы изменить мир, а том, чтобы изменить свое отношение к нему. По выражению Сартра, человек " осужден быть свободным". Сама свобода превращается в мучительную необходимость. Современный экзистенциализм как система мировоззрения в не зависимости от религиозной или атеистической ориентации отдельных его представителей не мыслим без психологии катастрофы, ощущения кризиса. Выход из кризиса экзистенциалисты ищут не в изменении общественных отношений, а в индивидуальной жизни, в самом себе. Экзистенциализм все бытие сущего сводит к его центрированности вокруг бытия личности, а ее жизнь к переживанию этого бытия. " Экзистенция" (существование) выражает единственность, уникальность жизни каждого человека: его индивидуальную судьбу, сокровенные глубины своего " Я". Экзистенциалисты настаивают на необходимости сохранения личной уникальности в ее первозданном состоянии, в ее нетронутости, в ее " неприобщенности" социально-историческому контексту. Но ведь в не этого нет ни общества, ни личности с ее уникальностью: то и другое рассыпается в прах. Все содержание весь смысл жизни человек черпает именно в обществе, а не вне его. 22/ Аналитическая стратегияПостклассическая философия среди феноменов человеческого бытия особым образом выделяет язык. Центральной проблемой он становится для аналитической философии ХХ века. Философия в ней понимается как аналитическая деятельность, способствующая прояснению языка, а, следовательно, и мира. Центральными проблемами аналитической философии к концу XX века становятся проблемы понимания, смысла, коммуникации. Будучи рационалистическим течением в постклассической философии, аналитическая традиция отличается такими качествами, как строгость, точность используемой терминологии, осторожное отношение к широким философским обобщениям. В рамках аналитической стратегии XX века задача критики языка видится не только в определении пределов применения языка, но и в прояснении сути языкового значения, способов его передачи в коммуникации, причин понимания или непонимания его смыслового содержания. развитии аналитической философии можно выделить два основных этапа. Для первого, логико-аналитического этапа характерен логицизм и ориентация на анализ научного знания (Г. Фрегге, Б. Рассел, А. Тарский). На втором, позднеаналитическом этапе, последовавшем после философского «прагматического поворота», происходит расширение проблемного поля анализа при сохранении единства стиля (поздний Л. Витгенштейн, Дж. Остин, Дж. Серл, У. Куайн, К.-О. Апель).Позитивистская ветвь аналитической философии проходит несколько этапов в своем развитии: классический позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль), эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус), неопозитивизм (члены Венского кружка, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, М. Шлик), постпозитивизм (Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, С. Тулмин, К. Поппер).Своеобразие философской доктрины неопозитивизма нельзя представить без принципов верификации, физикализма и конвенционализма. Постпозитивизм также развивается в рамках рационализма. Своей основной задачей он считает анализ развития знания. Рассмотрение динамики научного знания в постпозитивизме осуществляется с учетом широкого культурного контекста, включающего в себя и философию. 23. Герменевтика ГЕРМЕНЕВТИКА –1) теория и методология истолкования текстов («искусство понимания»); 2) течение в философии 20 в. Хотя история герменевтики может быть прослежена через Средневековье до античности, понятие герменевтики в его современном значении восходит к Новому времени. еволюционный шаг в становлении герменевтики как самостоятельной дисциплины сделан Шлейермахером/ Всякий письменный документ, по Шлейермахеру – это языковое обнаружение, имеющее двойную природу: с одной стороны, он – часть общей системы языка, с другой – продукт творчества некоторого индивида. Важным этапом становления герменевтики была «философия жизни» Дильтея, в рамках которой герменевтике приписывается особая методологическая функция. Превращение герменевтики в философию связано с именем Хайдеггера, который стал рассматривать «понимание» не в гносеологическом, а в онтологическом плане, т.е. не как способ познания, а как способ существования. В экзистенциальной аналитике, развиваемой им в работе Бытие и время (1927), «понимание» выступает как одна из основных характеристик человеческого бытия (Dasein). Последнее есть то место в бытии, в котором возможна постановка вопроса о смысле последнего.Человеческое бытие, т.о., изначально находится в ситуации понимания. Задача герменевтики состоит в истолковании этой ситуации. 24. Структурализм и постструктурализм выступают как особые исследовательские программы развития не только философского, но и социально-гуманитарного знания XX - нач. XXI вв. в целом. В развитии структурализма выделяют следующие этапы20-50 гг. - разработка структурного метода в ряде гуманитар ных дисциплин (структурная лингвистика Ф. де Соссюра, русская формальная школа в литературоведении, гештальтпсихология); 1)50-60 гг. - философия структурализма как проекция структур ного метода на различные феномены культуры (К.-Леви-Стросс, Р. Барт, М. Фуко, Ж. Лакан); 3) начиная с 70-х гг. - переход к пост структурализму, обусловленный частичным преодолением струк турной методологии и новой культурной ситуацией - постмодер ном (Р. Барт, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр, Ю. Кристева, Ж. Делез, Ф. Гваттари, Ф. Лиотар, Р. Рорти и др.). Специфика структурного метода в определении Соссюра сво-дится к следующим моментам: •синхрония (устойчивое, структурное) важнее диахронии (ис торически-изменчивое), т. е. акцент на выявлении и анализе струк тур как наиболее устойчивых связей между элементами; •означающее (знак, значение) важнее означаемого (объект-ре ферент), т. е. определение значения происходит не через его соот несение с реальными объектами, но посредством других, отлича ющихся от него знаков, что позволяет изучать язык как самодоста точную систему дифференцированных знаков: •язык важнее речи, т. е. внутренние структуры языка являются определяющими по отношению к конкретным ситуациям его ис пользования. Первоначальная проекция структурного метода на более широ-кие сферы культуры была осуществлена Леви-Строссом, который предложил посмотреть на различные социальные и культурные связи как на своеобразные формы циркуляции знаков, т. е. как на язык. Изучая первобытные сообщества, он показывает, что правила браков и родства, ритуалы, мифы и т. д. выступают как особые язы-ки, организованные в соответствии с устойчивыми структурными правилами, соблюдение которых является гарантом нормального функционирования общества. Язык здесь оказывается той матрицей, которая определяет мышление и поведение людей («Не человек говорит посредством языка, но язык говорит посредством человека»). Установка на то, что «все есть язык», который выполняет власт-ные функции организации и регламентации культурного про-странства, присуща также в этот период творчеству Барта, Фуко, Лакана. Анализируя историю науки, Фуко вводит понятие «эпис-темы» как устойчивой семиотической структуры, определяющей возможности мышления и познания в рамках исторического типа культуры. На материале литературы, журналистики, моды, рекла-мы Барт выстраивает современную «социологику». Психоанали-тическая концепция Лакана проецирует языковые структуры на сферу бессознательного. Поворот к постструктурализму был стимулирован революци-онными событиями 1968 г. и осознанием неправомерности авто-матического подведения реальности под предзаданную структуру (Р. Барт: «Структуры не выходят на улицу»). Постструктурализм отличается: •интересом не только к структурным, но и к внеструктурным элементам (телесность, аффект, желание); •переходом от идеи языка к идее текста как полифоническо го соединения разных структур, контекстов и существующего не в отвлеченной всеобщности, но в конкретной множественности интерпретаций; •соединением структурных и историко-генетических методов (деконструкция у Деррида, генеалогия у Фуко). Постструктурализм стал основой для философских концепций постмодернизма (термин первоначально использовался в искусстве, философский контекст он получает после работы Ф. Лиотара «Состояние постмодерна» (1979)). Постмодерн определяют как особое состояние в культуре к. XX - нач. XXI в., связанное с ра-зочарованием в ценностях Просвещения и сопряженного с ними индустриально-капиталистического общества. Их смыслЪвым стержнем выступала вера в разум как средство познания и преоб-разования действительности, акцент на абсолютной суверенности и творческой активности познающего субъекта как гаранта истины и прогресса. Реалии постиндустриального общества свидетельс-, ': твуют о том, что прогресс состоялся, однако его экологические, ан- ■,; тропологические, общекультурные последствия оказались весьма трагичны, а вопросы о том, что делать и во что верить сегодня и завтра приобрели необыкновенную остроту. Философия постмо-дернизма не столько отвечает на эти вопросы, сколько акцентирует себя как критика и самокритика интеллектуальных традиций сов-ременности. 25.Понятие «метафизика» имеет искусственное происхождение и в трудах античных философов не встречается, т.к. является ре-зультатом систематизации рукописей Аристотеля в соответствии с тремя дисциплинами - логикой, физикой и этикой, проведенной в I в. до н.э. Андроником Родосским. Часть сочинений Аристотеля, «...исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе», не укладывалась ни в одну из указанных дисциплин, и ее расположили после физики (науки о природе), отсюда и название метафизика («мета» означает «за», «позади»). Метафизика, таким образом, стала синонимом «первой философии», У Аристотеля метафизика состоит из двух частей: 1) общей метафизики, исследующей сущее как таковое, а также высшие принципы и начала бытия (архэ); 2) специальной метафизики (теологии), изучающей высшую, неподвижную субстанцию (сущность) мира, т.е. сверхчувственное бытие.Со временем понятие метафизика стало применяться и для обозначения метода филосрфского исследования, востребованного формирующимся классическим естествознанием и выполняющего в нем методологическую функцию. Отличительными признаками метафизического метода стали абстрактность, одно-■! сторонность, абсолютизация отдельных сторон в познавательном ' процессе. Критика метафизического метода была предпринята Ге-гелем («Наука логики») за его ориентацию на выявление устойчивой и неизменной сущности вещей, что уже не соответствовало запросам естествознания XIX в., начавшего изучение сложных систем, и порождало догматизм мышления. Впоследствии Ф. Энгельс писал, что метафизический метод исследования и мышления «имел в свое время великое историческое оправдание. Надо было исследовать предметы, прежде чем можно было приступить к исследованию процессов» («Людвиг Фейербах и конец классичес-'-'.. кой немецкой философии»), т.е. их связей, отношений, механизмов; развития.В современной философской литературе метафизика употребляется обычно в следующих основных смыслах: 1) как синоним фи-:; лософии в целом; 2) как учение о сверхчувственных началах и яри-; нципах бытия; 3) как метод познания, альтернативный диалектике. Сегодня философия есть сложноорганизованная форма культуры, охватывающая разнообразный диапазон проблем - антрополо-■ ". гических, экзистенциальных, гносеологических, аксиологических, культурологических, социальных и др. В этой связи метафизика должна рассматриваться в структуре философского знания как один из его разделов, в котором разрабатываются основополагающие идеи и принципы философствования, обеспечивающие потребность, и способность человека выходить за пределы зримого мира. Итак, метафизике как учению о сверхчувственных началах и ^принципах бытия присущи следующие основные черты: 2)1) спекулятивная (умозрительная) природа и доминирование . теоретического разума; рассуждение с помощью категорий о предельных основани 3)формально-априорный (доопытный) характер выдвигаемых посылок о реальности, которые не выводятся из эмпирического опыта и не соотносятся с ним. В истории метафизики выделяют следующие ее модели: Метафизика субстанции, исследующая сущностные основа ния мира как целого (Аристотель).Метафизика субъекта (самосознания), выявляющая начала познания (Р. Декарт). Трансцендентальная метафизика, изучающая условия возможности доопытного (априорного) знания об объекте (И. Кант). Метафизика оснований, как утратившая статус «царицы наук» и ставшая в результате базисной дисциплиной, «лежащей в основе» разных видов опыта (Р. Рорти). 26.Понятие онтология (греч. ontos - сущее, logos - учение) впервые было использовано Р. Гоклениусом в 1613 г. в работе «Философский лексикон» в значении метафизика. Специфика онтологии состоит в том, что она исследует проблему существования {бытия) реальности, законов организации, функционирования и развития всех типов вещей. В различных ис-торических типах онтологии эти задачи решались по-разному в античности, онтология занималась поиском внутренне при-сущих миру первоначал (материальных или идеальных), из которых все возникает.в Новое время приоритет приобретает гносеология (теория поз-нания, ) и предметное поле онтологии смещается в сторону вопросов о природе научного знания, с XIX—XX вв. онтология возрождается путем осмысления про-блем существования человека в универсуме в аспекте его историчности, временности, Категория бытия связана с поиском объединяющего начала в многообразном мире вещей. Ее функция состоит в том, чтобы сви-: детельствовать о наличии того, что нечто уже есть, осуществилось как действительность и приобрело определенный вид. Категория небытия фиксирует все то, что реапыю не сущест-вует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое сущес- ■ твование. Форма проявления бытия - нечто, форма проявления небытия - ничто. Целостное бытие как реальное многообразие различных вещей; ■ и явлений подразделяют на определенные виды и формы. Выде ляет два основных вида бытия - материальное и духовное (иде альное). 27. Материя. Другой важной категорией бытия является категория материи, которая соотносится с категорией сознания. Материя – фундаментальная философская категория. С позиции идеализма материя – это произвольное образование от духовной субстанции. Для субъективного идеализма материя – это постоянная возможность ощущения. Существует три концепции материи: 1. Субстанциональная: материя определяется через вещи. На этой позиции были первые философы (Демокрит). Они понимали материю через вещество. 2. Атрибутивная: материя определялась через свойства, через первичные качества (масса, размеры) и через субъективные свойства, т.е. через вторичные качества (вкус, цвет). 3. Диалектико-материалистическая: материя определяется через отношение с сознанием. Представитель этой концепции – Ленин. Материя – это философская категория для обозначения реальности, которая существует независимо от нашего сознания и которая копируется нашими органами чувств. Это определение устраняет противоречия между философией и наукой. Эта концепция возникла в конце 19 века вместе с прорывом научного знания. Вместе с открытием электрона произошел крах материализма. В материю входят не только вещества, но и поля. Основными свойствами материи являются: · Объективность. · Познаваемость. · Структурность. · Субстанциональность. Материя существует через дискретные материальные структуры, материи вообще не существует. Важнейшие свойства материи – это атрибуты. Главный атрибут материи – это движение. Движение – это способ существования материи. 28. Движение как философская категория обозначает свойство из-менения, которым обладает любое сущее. Uo Аристотелю, «всякое движение есть некоторое изменение». Выделяют разные формы движения, исходя из качественной специфики сущего и характера его изменений: например, физическую, химическую, биологическую, социальную, духовную.В отличие от движения категория развития обозначает зако-номерные необратимые качественные изменения. Развитие сущего может совершаться в разных направлениях, отличающихся друг от друга степенью совершенствования системы, - прогрессивном, рег-рессивном и нейтральном. Кроме того, оно может осуществляться с помощью разных механизмов: эволюционным и революционным путем.Одно из центральных мест в современной научной картине мира занимает концепция глобального (универсального) эволюционизма, выстраивающая общую схему единого мирового разви |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы