Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Соврем. предст. о роли нем. класс. фил.
Соврем. предст. о роли нем. класс. фил. В конце XVII - н. XIX вв. Германия приближалась к буржуазной рев-ции. Ф. рев-ция предшествовала политическому перевороту. Важную роль в формироваении НКФ сыграли достижения естествознания и общественных наук. одним из достижений нкф можно считать развитие теории познания, которая оказала боль влияние на различные философские взгляды. Кант - основоположник нем. классич. идеализма. Считал, что решению проблемы бытия, морали и религии должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания, и установление его границ. считал что для познания большую роль играют исслед., а не индукция и не дедукция. но не смотря на это он был стороником агностицизма, учения в котором не может быть окончательно решён вопрос об окружающей человека действительности. гегель во многом развил теорию познания. величайшим достижением философии гегеля является его диалектичесий метод. диалог. Противоборство мыслей, отбрасывание ложн ых путей, постепенное приближение к правильному знанию - это и есть диалектика. центральное место в диалектике занимает категория противоречия как единство взаимоисключающих так и взаимопредпологающих противоположных мнений. противоречия понимается как «мотор» внутренний импульс движения от абстрактного к конкретному, ко всё более полному «истинному результату». диалетический метод имел огромное значение для истории философии, этот метод становится признаным большим числом философов. Западники высоко оценивают фил. Гегеля, ориентируются на развитие науки, естествозн. Фейербах - материл. Выступал против идеалистич. системы Гегеля. Показал, что идеализм является теоретической основой религии. Причину живучести религиозных верований он видел не только в обмане, использующим невежество, а в «природе человека» и условиях его жизни. ф. Критически оценивал агностицизм Канта. философия фейербаха. оказала влияние на развитие атеистической точки зрения на мир. так же ф. способствовал развитию материализма, на который частично распостронялась и диалктика гегеля. До критический и критич. период в ф. канта. Родоначальником немецкой классической философии выступил Кант ( 1724-1804). В его философии выделяют 2 этапа: до критический и критический. До критический этап - развитие стихийного материализма. Кант занимается вопросами природы. Выдвигает космогоническую гипотезу возникновения солнечной системы из диффузной пылевой материи (туманности). Критический этап начинается с 1770 года. Кант выделяет 2 ствола познания - чувственность и рассудок. Он преодолевает крайности эмпиризма (теор. познания чувственным опытом) и рационализма. Сегодня утверждают, что Кант осуществил коперниковский переворот в теории познания. Он рассмотрел процесс познания, как активный Субъект. С-кт активен в познании и в своем мышлении, творит мир. Кант выделяет 2 понятия: -вещь в себе - мир, существующий независимо от нас; - вещь для нас - это то, что мы знаем об этом мире. Вещь для нас явл. стороной вещи в себе. Материалисты обвинили Канта в агностицизме (фил. в кот. не может быть решён вопрос об истинности познан. окруж. чел. действительности). Идеалисты критиковали Канта за допущение вещи в себе. По сути дела Кант показал в своих понятиях этапы и относительность познания и вопросы практического разума (то что человек должен делать). Отношение к миру: 1) Что я могу знать? 2) На что я могу надеяться? 3) Что я должен делать? Человек - единство природного и духовного. Он действует в соответствии со своим разумом, как моральное существо, исходя из категорического морального закона, суть кот. в следующем: поступай так, чтобы максима ( изречение ) твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства ( поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой). Гос-во должно обеспечивать свободу каждого человека. Такое достижимо только в правовом гос-ве. В гос-ве должно сущ-ть разделение властей. Кант проповедует идею вечного мира между народами и отказ от насилия в решении люб. вопросов. Коперник.» перевор. в гносеологии канта. Родоначальником немецкой классической философии выступил Кант ( 1724-1804). В теории познания (гносиологии, науке о взаимоотношениях субекта и объекта в позн. деятельности) Кант поставил задачу предварительно исследовать формы, которые делают возможным познание: инструмент, посредством которого человек познает, а затем уже может проанализировать и сам процесс познания. Кант не понимал, что исследование познавательных способностей возможно только в ходе самого процесса познания чем вызвал критику гегеля. «научиться плавать прежде, чем броситься в воду». Кант считал, что существует независимо от сознания людей внешний мир; который является источником ощущений. Он считал, что познание человека проходит 3 ступени: ступень чувственного созерцания, ступень рассудка и ступень разума. Процесс познания, утверждал Кант, состоит в синтезировании ощущений с априорными формами чувственности, категориями рассудка и разума. Рассудок, по Канту, является законодателем по отношению к природе, диктует ей свои законы, достоверность научного знания, обуславливается априорными формами чувственности и категориями рассудка. Познание мира осуществляется в присущих сознанию всех людей априорных формах и ограничено ими, то есть познаются только явления. Кант выделяет 2 ствола познания - чувственность и рассудок. Он преодолевает крайности эмпиризма (теор. познания чувственным опытом) и рационализма (в котором разум (мышление) явл. источником познания и критерием его истинности). Кант как бы осуществил «коперниковский» переворот в теории познания. Он рассмотрел процесс познания, как активный субект. активный в познании и в своем мышлении, творит мир. Кант выделяет 2 понятия: «вещь в себе» - мир, существующий независимо от нас; «вещь для нас» - это то, что мы знаем об этом мире. Вещь для нас явл. стороной вещи в себе. Материалисты обвинили Канта в агностицизме (фил. в кот. не может быть решён вопрос об истинности познания окружающей чел. действительности). Идеалисты критиковали Канта за допущение вещи в себе. По сути дела Кант показал в своих понятиях этапы и относительность познания и вопросы практического разума.
Учение и. канта о разуме и его антиномиях. Кант поставил вопрос об антиномиях разума в рамках своей метафизической философской системы. В этих антиномиях, считал Кант, запутывается разум при решении «вещи в себе». 4 антиномии: 1) мир конечен во времени и пространстве; мир бесконечен во времени и пространстве; 2) все вмире просто и неделимо; все в мире сложно и делимо; 3) вмире существует свобода; в мире нет свободы и все совершается по законам природы, то есть необходимо; 4) существует как бы первопричина мира; не существует никакой первопричины мира. Кант пришел к выводу, что разум не может разрешить эти антиномии. В антиномиях, считал Кант, сигналы разуму о безнадежности выйти за пределы единственно доступного мира явлений. Кант подчеркивал, что диалектика присуща разуму, но он не понял подлинной диалектики мышления. Метафизический метод Канта просматривается в том, что он говорил о противоречиях только в разуме; насчитывал только 4 антиномии, в то время как любое предложение являлось формой отражения противоречий объективного мира, антиномично, то есть противоречиво.
Философия истории гегеля. Мировое развитие по Гегелю - развитие абсолютной идеи (духа). Идея первична. Абсолютная идея порождает природу, а индивидуальное и общественное сознание - государство и всю всемирную историю. Мировое развитие имеет в себе внутреннюю цель - осознать себя, свой путь. Абсолютная идея осознает себя в религии, искусстве и Ф. Общий вывод гегелевской Ф.: Все разумное действительно, все действительное разумно. Гегель считает, что зло и несовершенство мира преодолевается с помощью разума. Это оптимистическая и реалистическая философия. В диалектике понятий в развитии абсолютной идеи Гегель угадал диалектику внешнего мира, сформулировал основные законы развития на идеалистической основе. в произведение гегеля „Феноменологии духа" (1807) рассматривается эволюция человеческого сознания от первых его проблесков до сознательного овладения наукой и научной методологией. Анализируя категорию отчуждения. Г., хотя и в идеалистической форме, „ухватывает сущность труда", т. е. мн. важные стороны предметной деятельности человека, рассматривает человека и его историю как результат его собственного труда, а следовательно, догадывается о нек-рых реальных закономерностях истории. Г. обосновывает тезис о субстанции как субъекте, как деятельном, активном начале. В Ф. Гегеля имеется неразрешимое противоречие между его диалектическим методом, котор. требует постоянного разв-я и его идеалист-й системы, котор. требует завершения развития. У Г. развитие Ф. заканчивается его собственной Ф., а разв-е общ-ва - прусской монархией. Фрейдизм и неофрейдизм. Фрейд (1856-1939) Фрейдизм - метод разработанный Фрейдом для лечения психических заболеваний путем перевода бессознательного в сознательное с помощью гипноза. бессознательное (подсознательное) в жизни ч-ка и об-ва играет огромную роль История во многом демонстрирует эту зависимость. Бессознательное по Фрейду состоит прежде всего из сексуальных инстинктов (либидо). Юнг считает, что сущ. коллективное бессознательное. Бессознательное может быть источником творческих и разрушительных тенденций в об-ве. Подсознательное преобразуется в дух деятельности, в сферах: религии, искусстве, политике и тд. Сущ антагонизм ( противоречие) между природным началом ч-ка ( сексуальными и агрессивными импульсами) и культурой с ее идеалами, нормами, запретами, кот. не дают реализовать все желания ч-ка. Фрейд видит основой развития к-ры - бессознательное. Это явное преувеличение. Эрик Фромм (1900-1980). Для него характерна меньшая биологизация сущности ч-ка и социопсихологизм. Он рассматривает проблему отчуждения ч-ка и пытается синтезировать марксизм и фрейдизм. соврем. предст. о роли нем. класс. фил. В конце XVII - н. XIX вв. Германия приближалась к буржуазной рев-ции. Ф. рев-ция предшествовала политическому перевороту. Важную роль в формироваении НКФ сыграли достижения естествознания и общественных наук. одним из достижений нкф можно считать развитие теории познания, которая оказала боль влияние на различные философские взгляды. Кант - основоположник нем. классич. идеализма. Считал, что решению проблемы бытия, морали и религии должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания, и установление его границ. считал что для познания большую роль играют исслед., а не индукция и не дедукция. но не смотря на это он был стороником агностицизма, учения в котором не может быть окончательно решён вопрос об окружающей человека действительности. гегель во многом развил теорию познания. величайшим достижением философии гегеля является его диалектичесий метод. диалог. Противоборство мыслей, отбрасывание ложн ых путей, постепенное приближение к правильному знанию - это и есть диалектика. центральное место в диалектике занимает категория противоречия как единство взаимоисключающих так и взаимопредпологающих противоположных мнений. противоречия понимается как «мотор» внутренний импульс движения от абстрактного к конкретному, ко всё более полному «истинному результату». диалетический метод имел огромное значение для истории философии, этот метод становится признаным большим числом философов. Западники высоко оценивают фил. Гегеля, ориентируются на развитие науки, естествозн. Фейербах - материл. Выступал против идеалистич. системы Гегеля. Показал, что идеализм является теоретической основой религии. Причину живучести религиозных верований он видел не только в обмане, использующим невежество, а в «природе человека» и условиях его жизни. ф. Критически оценивал агностицизм Канта. философия фейербаха. оказала влияние на развитие атеистической точки зрения на мир. так же ф. способствовал развитию материализма, на который частично распостронялась и диалктика гегеля. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы