Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры.
Философия культуры ‑ философская дисциплина, занимающаяся осмыслением культуры как специфического феномена: ее сущности, закономерностей становления и развития, структуры и функционирования. Возникла на рубеже XVIII-XIX вв. в философии Просвещения и немецкого романтизма. Культура (лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – сфера искусственного, рукотворного бытия, созданного человеком путем преобразования природы. 2 базовых подхода: - универсально-рационалистический: культура ‑ царство разума, справедливости и закона; синоним цивилизации; - эстетико-мифологический: культура – иррационально-мистическая, индивидуально-множественна; синоним творчества. У Ницше культура – синтез двух начал аполлонического (упорядочивающего) и дионисийского (спонтанно-творческого). Современные стратегии (достаточно условно): - аксиологическая (Виндельбанд, Шелер): культура – система общезначимых самодостаточных ценностей, значим не предмет, а ценность, которую он представляет; - семиотическая (Леви-Стросс, Фуко): культура – система знаков, в первую очередь языковая система, задающая рамки всей культуре и каждому человеку; - психоаналитическая (Фрейд, Юнг): культура – Сверх-Я, то есть надстройка для сдерживания и сублимации бессознательной энергии, система значимых эталонов и запретов; - деятельностная (марксизм): культура – продукт человеческой деятельности, конкретно-историческая надстройка над экономическим базисом; - игровая (Гадамер, Финк): культура – арена реализации свободной творческой активности человека, расширяющая опыт и радующая каждого из нас; - экзистенциально-диалогическая (Хайдеггер, Сартр, Камю): культура – арена диалога уникальных творческих личностей, сфера реализации творческих потенциалов. Культура изучается комплексом гуманитарных наук; в первую очередь культурологией, философией культуры, этнографией, социологией, психологией, историей. Культуру принято разделять на материальную и духовную. В целом культура состоит из идей-ценностей и общественных институтов-учреждений, благодаря которым эти идеи и ценности сохраняются и распространяются в обществе. В структуру культуры включают: - искусственную среду обитания людей; - окультуренных (специально воспитанных) людей; - созданные общественные связи и человеческие коллективы; - правила поведения в обществе (сценарии социальной деятельности, ценности, нормы, технологии); - языки и иные средства коммуникации. Социальные функции культуры: - информационная (всех наделяет знаниями и алгоритмами их получения-применения); - коммуникативная (создает среду общения – то есть распространения и хранения различных сообщений, а также иных произведений человека, предназначенных для других людей); - аксиологическая (прививает общезначимые ценности, идеалы, нормы); - социологизаторская (формирует общество, его социальные связи-контакты и коллективы-объединения).
26.Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства многообразия культур. Диалог культур. Новации культуры обеспечивают ее динамизм, рост, возникновение качественно новых форм и типов. Динамизм культуры, лишенный стабилизирующих механизмов, ведет к ее саморазрушению Преобладание в системе основных ценностей определенного типа культуры традиций или новаций обусловливает конкретный вектор ее фундаментальной общекультурной ориентации и служит основанием для разделения обществ на традиционные и современные (инновационные). Единство культуры и многообразие культур является одной из проблем теории антропосоциогенеза – совместного процесса зарождения и развития человека и общества. В его теории выделяются два больших этапа: 1) первобытный – высокий уровень мутационных процессов и однообразие культуры; 2) современный – медленный темп генетических изменений, рост многообразия культур и возрастание темпов соц. изменений. Единство культуры является базовым для всех последующих этапов и форм ее развития. Проведение типологии культуры в условиях ее динамических изменений должно основываться на двух базовых аспектах – социальном и историческом. Историч. типологии устанавливает 3 этапа развития каждой цивилизации: 1) архаический 2) письменный, 3) современный, хар-ся формированием цивилизаций на основе церквей, высоким техническим оснащением и развитием коммуникационных систем. Социальный аспект типологии культуры основан на выделении ее в качестве одной из сфер общественной жизни, изучающейся отдельным разделом социологического знания – социологией культуры. ( социологию музыки, социологию театра, ) Ориентация культуры на высокие ценности или низменные потребности позволяет выделить типы культур, включенных в единую для них социокультурную среду: общечеловеческая культура, национальная культура, субкультура, массовая и элитарная культуру поп-культура, квазикультура. Каждый вид культуры как соц. явление принадлежит определенной соц. группе и отображает ее образ жизни. Диалог культур – взаимодействие, влияние, проникновение или отталкивание разных исторических или современных культур, как формы их конфессионального или политического сосуществования. Мораль - специфический способ нормативной регуляции поведения человека в обществе; система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях гармонизации интересов индивида и общества. (= нравственность! ). Понятие нравственности включает совокупность реальных практических норм поведения человека в конкретных жизненных ситуациях (сфера сущего). Структурные элементы морали: моральные нормы («не лги», «не прелюбодействуй», «почитай старших» и т. п.); моральные ценности (добро, справедливость, истина, гуманизм и т. д.); моральные принципы (альтруизм, коллективизм, индивидуализм и др.); морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть, ответственность). Важнейшими чертами, выражающими специфику морального регулирования поведения человека: 1) внеинституциональность (нормы морали формируются в практике массового поведения и воспроизводятся совокупным давлением общественного мнения); 2) всепроникающий и всеобъемлющий характер (моральные требования и оценки проникают во все без исключения сферы человеческой жизнедеятельности); 3) императивность (требования морали апеллируют не к внешней целесообразности, а к моральному долгу, имеют форму прямого и безусловного повеления); 4) кроме того, мораль - сфера внутренней регламентации поведения, самоопределения и свободного выбора человека, а следовательно, сфера его личной ответственности. Теории происхождения морали: естественно-историческая, религиозная, априорно ценностная. Функции морали: оценочная, императивная (отражает долженствовательный характер морали); воспитательная; коммуникативная (в рамках межличностного общения); гуманизирующая (способствует гуманизации--уравнивает их перед лицом морали); познавательная. В большинстве видов и форм бытия человека эстетический аспект является второстепенным, подчиненным (материальное производство, наука, право, спорт и т. д.). И только в искусстве эстетическое обладает самодовлеющим статусом, приобретает основное и самостоятельное значение. Не случайно термин «искусство» употребляется чаще всего в двух основных значениях: 1)мастерство, умение, сноровка в любой форме практической деятельности; 2)особая форма человеческой деятельности, ориентированная на создание художественных произведений (художественное творчество), в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель. Отмеченная сфера художественного творчества, исторически развиваясь, образует особую подсистему культуры - художественную культуру, функционирующую по имманентным законам и обладающую рядом специфических особенностей. Искусство в отличие от других форм духовной деятельности ориентировано на эмоционально-чувственную сферу человека. Изучением природы и специфики эстетического отношения человека к действительности, закономерностей художественного творчества занимается особая философская наука - эстетика (понятие введено в XVIII в. А. Баумгартеном). Философско-эс- тетические взгляды развивались Аристотелем, И. Кантом. Как философия искусства эстетика впечатляюще представлена в творчестве Г. Гегеля. Среди отечественных исследователей искусства широко известны А. Герцен, В. Белинский, Н. Бердяев, Л. Гумилев, А. Лосев, Д. Лихачев. Искусство выполняет целый ряд функций - познавательную, воспитательную, аксиологическую, коммуникативную и др. Однако главная функция искусства - эстетическая(призвано доставлять человеку эстетическое удовлетворение и наслаждение, формировать его эстетический вкус.) 28.Религия как форма духовного освоения реальности. Психологические корни религии существуют в индивидуальной и общественной психологии, в тех психологических процессах, в которых переживается ограниченность и зависимость бытия людей. Религия имеют гносеологическую почву — познавательную деятельность человека. Структура религии: религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации. Религиозное сознание состоит из двух уровней – религиозной идеологии и религиозной психологии. В современных развитых религиях в состав религиозной идеологии входят теология, религиозная философия, богословские концепции отдельных сфер общества (экономики, политики, права). Религиозный культ – совокупность символических действий, связанных с практическим и духовным обращением к Богу. Религиозные организации – это объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и культа. Основным типом религиозной организации является церковь – религиозный институт, регулирующий как отношения внутри религиозных объединений, так и связи со светскими социальными институтами. 1.Мировоззренческая ( формирование надежды на спасение от страданий, несчастий, одиночества, морального падения, жизнь приобретает смысл), 2.Компенсаторская (возможность религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных стихий, чувства бессилия, тяжесть бытия), 3.Коммуникативная — общение верующих между собой, с Богом, ангелами, душами умерших, святыми), 4.Регулятивная (религия— программа поведения людей), 5. Интегративная (даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, которые имеют такие же взгляды, ценности, верования).
,
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы