Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯСтр 1 из 2Следующая ⇒
Глухова О.Г. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов)
Донецк-2009 Министерство Здравоохранения Украины Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин Глухова О.Г.
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов)
Донецк-2009
ББК37.293 Г14 Рекомендовано к печати Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (протокол № 8 от 27.11.2009 г.) Научные рецензенты: Гребеньков Г.В., доктор филос. наук, профессор, полковник милиции, нач. кафедры психологии и социологии Донецкого юридического института МВД Украины. Давыдов П.Г., кандидат филос. наук, доцент Донецкого института железнодорожного транспорта.
В учебном пособии структурировано и доступно раскрываются основные категории и этапы развития античной философской мысли. Пособие написано в форме лекций и представляет собой структурно-логическую систему излагаемого материала. Пособие может быть использовано студентами и аспирантами вузов для подготовки к переводным экзаменам и модульному контролю по философии. Глухова О.Г. Г14 Философия эпохи Возрождения. Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов. Донецк.: ДонНМУ, 2009.-20 с.
ЛЕКЦИЯ 1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ План Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения Основные направления философии эпохи Возрождения. Характерные черты философии эпохи Возрождения. Вопрос I. Основные направления и характерные черты. Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения. а) определение: Философия эпохи Возрождения - это б) их цель: устремленность к человеку, вера в его великий в) предпосылки возникновения философии и культуры - совершенствование орудий труда и производственных - кризис феодализма; - развитие ремесла и торговли; - усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви; - укрепление, централизация европейских государств, - появление первых парламентов; - отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической - великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана); - научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно- 2) Основные направления философии эпохи Возрождения. а) основные направления: гуманистическое, б) характеристика направлений: - гуманистическое, (XIV - XV вв., представители: Данте - неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения - натурфилософское (XVI - нач. XVII вв.), к которому - реформационное (XVI - XVII вв.), представители политическое (XV - XVI вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей; утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., представители - Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) -искало идеально-фантастическиеформы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти. Характерные черты философии эпохи Возрождения. а) система черт: антропоцентризм и гуманизм; б) их общая характеристика: - преобладание интереса к человеку, вера в его - оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то - перемещение основного интереса от формы идеи к ее - принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые - большой интерес к социальным проблемам, обществу и - торжество индивидуализма; - широкое распространение идеи социального равенства. ЛЕКЦИЯ 2 ГУМАНИЗМ, НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ План Общие замечания. Гуманизм. Неоплатонизм. Натурфилософия.
1) Общие замечания: а) В философии эпохи Возрождения (XIV - XVII вв.) принято выделять следующие основные направления: гуманистическое; неоплатоническое; натурфилософское; реформационное; политическое; социалистически - утопическое. б) Последние три течения принято объединять под общим 2) Гуманизм. а) Исторические рамки и черты: - Гуманизм как философское (антропоцентрическое) - к основным чертам гуманизма относились: - стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать б) опредление: антропоцентризм - особое внимание к в) сущность: По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде г) представители: Данте Алигьери (1265 - 1321) - автор «Божественной комедии» (им самим названной просто «Комедия», поскольку в то время комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении Данте: воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения; восхваляет человека; отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания; признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом; верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу. Тем же духом пронизаны иные произведения Данте («Новая жизнь» и т.д.). - Франческо Петрарка (1304 - 1374) - автор «Книги - Лоренцо Балла (1507 - 1557), автор трактата «О - 3) Неоплатонизм. а) определение: Неоплатонизм - идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета б) теоретические идеи неоплатонизма: - противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона; - предложили новую картину мира, в которой уменьшалась - не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм; - призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления. в) представители неоплатонизма: - Джованни Пико делла Мирандола (1463 - 1494) - Николай Кузанский (1401 - 1464) был священнослужителем, богословом, однако: придерживался новаторских для своего времени философских взглядов: дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой: не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная - одно и то же); «единое» (Бог) и «бесконечное» (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности); а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум; исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совладают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино); едины идея и материя; реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность; Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной; Вселенная - это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог - в окружающем мире); бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом и т. д.); бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания; невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, по не истинному знанию («ученому незнанию»- термин Николая Кузанского). Nb: Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению Натурфилософия. а) Исторические рамки и основные идеи: В период Позднего - обосновывание материалистического взгляда на мир; - формирование научного мировоззрения, свободного от теологии; - выдвижение новой картины мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной); - считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению), б) Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андресас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей. - Андреас Везалий (1514 - 1564) совершил революцию в Николай Коперник (1473 - 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия: Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм); Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца; все космические тела движутся по собственной траектории; космос бесконечен; процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла. Джордано Бруно (1548 - 1600) развил и углубил философские идеи Коперника: Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной; Вселенная не имеет центра и бесконечна; Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд); звезды - небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы; число миров во Вселенной бесконечно; все небесные тела - планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения; не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог - одно целое. Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г. Галилео Галилей (1564 -1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно: изобрел телескоп и исследовал небесные тела; доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси; обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни - «моря») на Луне; открыл спутники вокруг других планет; исследовал динамику падения тел; доказал множественность миров во Вселенной; выдвинул методы научного исследования (наблюдение, выдвижение гипотезы, расчеты ее воплощения на практике, экспериментальная (опытная) проверка на практике выдвинутой гипотезы). ЛЕКЦИЯ 3 План Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.
ЛИТЕРАТУРА 1. Алексеев П.В. Панин А.В. Философия. Учебник - М., 2. Герасемчук А.А., Тимошенко З.И. Курс лекций по философии. К., 2002. 3. Гетманова А.Д. Логика. М., «Добросвет»., 2002. 4. Губарь О.М. Философия, Учебное пособие, I - II ч. Макеевка, 5. Жариков П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., Проспект», 1996. 6. Канке В.Д. Основы философии. Учебник. М., Лотос, 1999.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ЛЕКЦИЯ 1............................................................................................4 ЛЕКЦИЯ 2............................................................................................7 ЛЕКЦИЯ 3...........................................................................................12 ЛИТЕРАТУРА...................................................................................18
Глухова Оксана Геннадиевна Философия эпохи Возрождения (учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов)
Глухова О.Г. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов)
Донецк-2009 Министерство Здравоохранения Украины Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин Глухова О.Г.
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов)
Донецк-2009
ББК37.293 Г14 Рекомендовано к печати Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (протокол № 8 от 27.11.2009 г.) Научные рецензенты: Гребеньков Г.В., доктор филос. наук, профессор, полковник милиции, нач. кафедры психологии и социологии Донецкого юридического института МВД Украины. Давыдов П.Г., кандидат филос. наук, доцент Донецкого института железнодорожного транспорта.
В учебном пособии структурировано и доступно раскрываются основные категории и этапы развития античной философской мысли. Пособие написано в форме лекций и представляет собой структурно-логическую систему излагаемого материала. Пособие может быть использовано студентами и аспирантами вузов для подготовки к переводным экзаменам и модульному контролю по философии. Глухова О.Г. Г14 Философия эпохи Возрождения. Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов. Донецк.: ДонНМУ, 2009.-20 с.
ЛЕКЦИЯ 1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ План |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 976; Нарушение авторского права страницы