Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные функции и области применения пакетов прикладных программ общего назначения.Стр 1 из 4Следующая ⇒
ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАТИКИ Информатика наука, сложившаяся сравнительно недавно. Её развитие связано с появлением в середине ХХ века электронно-вычислительных машин, которые явились универсальными средствами для хранения, обработки и передачи информации. Информатика - это наука о информации, а также средствах и методах её сбора, обработки передачи и хранения. Предмет информатики как науки составляют:
1. Аппаратное обеспечение средств вычислительной техники; 2. Программное обеспечение средств вычислительной техники; 3. Средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения; 4. Средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами. Таким образом, главная функция информатики состоит в разработке методов и средств преобразования информации с использованием компьютера, а также в применении их при организации технологического процесса преобразования информации. Сбор и хранение информации. Данная фаза содержит этапы: первичное восприятие информации.(Здесь осуществляется определение качественных и количественных характеристик предметной области, важных для решаемых потребителем информации задач; ) разработка системы классификации и кодирования информации, кодирование классов; распознавание и кодирование объектов; регистрация результатов.
Хранение информации — это способ распространения информации в пространстве и времени. Способ хранения информации зависит от ее носителя (книга — библиотека, картина — музей, фотография — альбом). Этот процесс такой же древний, как и жизнь человеческой цивилизации. Уже в древности человек столкнулся с необходимостью хранения информации: зарубки на деревьях, чтобы не заблудиться во время охоты; счет предметов с помощью камешков, узелков; изображение животных и эпизодов охоты на стенах пещер. С рождением письменности возникло специальное средство фиксирования и распространения мысли в пространстве и во времени. Родилась документированная информация — рукописи и рукописные книги, появились своеобразные информационно-накопительные центры — древние библиотеки и архивы. Постепенно письменный документ стал и орудием управления (указы, приказы, законы). Вторым информационным скачком явилось книгопечатание. С его возникновением наибольший объем информации стал храниться в различных печатных изданиях, и для ее получения человек обращается в места их хранения (библиотеки, архивы и т. д.). В жизни человека процесс длительного хранения информации играет большую роль и подвергается постоянному совершенствованию. Когда объем накапливаемой информации возрастает настолько, что ее становится просто невозможно хранить в памяти, человек начинает прибегать к помощи различного рода записных книжек, указателей и т. д. Различная информация требует разного времени хранения: • проездной билет надо хранить только в течение поездки; • программу телевидения — текущую неделю; • школьный дневник — учебный год; • аттестат зрелости — до конца жизни; • исторические документы— несколько столетий. ЭВМ предназначена для компактного хранения информации с возможностью быстрого доступа к ней. Хранение очень больших объемов информации оправдано только при условии, если поиск нужной информации можно осуществить достаточно быстро, а сведения получить в доступной форме. Информационная система — это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска и размещения и выдачи информации. Наличие таких процедур — главная особенность информационных систем, отличающих их от простых скоплений информационных материалов. Например, личная библиотека, в которой может ориентироваться только ее владелец, информационной системой не является. В публичных же библиотеках порядок размещения книг всегда строго определенный. поэтому поиск и выдача книг, а также размещение новых поступлений представляют собой стандартные, формализованные процедуры. 2.Пакеты прикладных программ. - системное программное обеспечение; - инструментарий технологии программирования; Всё множество ППП можно разделить на два больших класса: пакеты общего назначения и специализированные пакеты. ППП общего назначения - универсальные программные продукты, предназначенные для автоматизации разработки и эксплуатации функциональных задач пользователя.
К этому классу ППП относятся: редакторы: текстовые (Word, WordPad) и графические (CorelDraw, PhotoShop); электронные таблицы (Excel, Lotus 1-2-3); системы управления базами данных (Access, Oracle); средства подготовки презентаций (PowerPoint); интегрированные ППП; системы автоматизации проектирования (AutoCad); оболочки экспертных систем и систем искусственного интеллекта и др.
В классе пакетов общего назначения особое место занимают интегрированные пакеты прикладных программ. Они представляют собой многофункциональный набор программ, в котором в одно целое соединены возможности различных функциональных пакетов общего назначения. Идеей объединения является, с одной стороны, функциональная полнота дополняющих друг друга программ, имеющих однотипный пользовательский интерфейс, а, с другой стороны, возможность выполнять весь технологический цикл обработки данных на одном рабочем месте. Понятие компьютерной сети. Компьютерные сети – это системы компьютеров, объединенных каналами передачи данных, обеспечивающие эффективное предоставление различных информационно-вычислительных услуг пользователям посредством реализации удобного и надежного доступа к ресурсам сети. Информационные системы, использующие возможности компьютерных сетей, обеспечивают выполнение следующих задач: · Хранение и обработка данных · Организация доступа пользователей к данным · Передача данных и результатов обработки пользователям Эффективность решения перечисленных задач обеспечивается: ·Дистанционным доступом пользователей к аппаратным, программным и информационным ресурсам ·Высокой надежностью системы ·возможностью оперативного перераспределения нагрузки ·специализацией отдельных узлов сети для решения определенного класса задач ·решением сложных задач совместными усилиями нескольких узлов сети ·возможностью осуществления оперативного контроля всех узлов сети
Виды компьютерных сетей. Компьютерные сети, в зависимости от охватываемой территории, подразделяются на: ·локальные (ЛВС, LAN-Local Area Network) ·региональные (РВС, MAN – Metropolitan Area Network) ·глобальные(ГВС, WAN – Wide Area Network) 9. Функционирование ЭВМ с шинной организацией. Состав и обобщенный алгоритм работы. Объединение функциональных блоков в ЭВМ с шинной архитектурой осуществляется посредством следующей системы шин:
ередающая среда числится общим ресурсом для всех узлов из сети сети, чтобы получить доступ к ресурсу из узла в сети необходимы методы доступа.
Детерминированные метод Среда доступа распределяется между всеми узлами с помощью некоторых механизмов управления которое гарантирует передачу данных узла в течении определённого промежутка времени. Случайные методы доступа представляют собой конкуренцию всех узлов из сети за право передачи данных. 11. Способы объединения ЛВС. Способы объединения ЛВС Мост. Самый простой вариант объединения ЛВС - объединение одинаковых сетей в пределах ограниченного пространства. Физическая передающая среда накладывает ограничения на длину сетевого кабеля. В пределах допустимой длины строится отрезок сети - сетевой сегмент. Для объединения сетевых сегментов используются мосты. Мост - устройство, соединяющее две сети, использующие одинаковые методы передачи данных. Сети, которые объединяет моет, должны иметь одинаковые сетевые уровни модели взаимодействия открытых систем, нижние уровни могут иметь некоторые отличия. Для сети персональных компьютеров мост - отдельная ЭВМ со специальным программным обеспечением и дополнительной аппаратурой. Мост может соединять сети разных топологий, но работающие под управлением однотипных сетевых операционных систем. Мосты могут быть локальными и удаленными.
Локальные мосты, в свою очередь, разделяются на внутренние и внешние.
Маршрутизатор, или роутер, - устройство, соединяющее сети разного типа, но использующее одну операционную систему. Маршрутизатор выполняет свои функции на сетевом уровне, поэтому он зависит от протоколов обмена данными, но не зависит от типа сети. С помощью двух адресов - адреса сети и адреса узла маршрутизатор однозначно выбирает определенную станцию сети. Шлюз. Для объединения ЛВС совершенно различных типов, работающих по существенно отличающимся друг от друга протоколам, предусмотрены специальные устройства - шлюзы. Шлюз - устройство, позволяющее организовать обмен данными между двумя сетями, использующими различные протоколы взаимодействия. Шлюз осуществляет свои функции на уровнях выше сетевого. Он не зависит от используемой передающей среды, но зависит от используемых протоколов обмена данными. Обычно шлюз выполняет преобразование между двумя протоколами. С помощью шлюзов можно подключить локальную вычислительную сеть к главному компьютеру, а также локальную сеть подключить к глобальной. Мосты, маршрутизаторы и даже шлюзы конструктивно выполняются в виде плат, которые устанавливаются в компьютерах. Функции свои они могут выполнять как в режиме полного выделения функций, так и в режиме совмещения их с функциями рабочей станции вычислительной сети. 12.Физическая передающая среда ЛВС. Физическая среда локальных сетей обеспечивает передачу и перенос информации между абонентами этой сети. 13. Основные топологии ЛВС. Сейчас мы рассмотрим, что такое топологии локальных сетей (ЛВС) Что такое узел? 14. Информационная модель ЭВМ. Обработка чисел, символьной информации, логическая обработка, обработка сигналов — это все частные случаи общего понятия под названием «обработка информации». Дня ЭВМ характерен признак: информация представляется с помощью двоичных целых чисел. Существует три этапа обработки информации:
ЭВМ можно представить как совокупность узлов, соединенных каналом связи. Узлы соединяют в себе функции хранения и преобразования. По каналам связи передается информация от узла к узлу. Некоторые узлы могут иметь специальную функцию ввода информации в систему и вывода из нее. Модель не имеет ограничений на связи между отдельными узлами. Реализовать такую систему весьма сложно. Реально существующие системы имеют ряд ограничений на связи и четкое функциональное назначение отдельных узлов. Функции отдельного узла могут зависеть от его состояния. Состояние узла описывается значениями его внутренних полей (регистров), может определяться процессом его функционирования или задаваться извне. Состояние узла будем называть его режимом.Физически режим может определяться значением регистра узла. Тогда установить режим узла означает присвоить регистру определенное значение. 1. Узлы хранения имеют: вместимость — максимальную, среднюю или минимальную-скорость выборки; разрядность выборки. 2.Преобразующие узлы имеют скорость преобразования. 3.Каналы определяются: скоростью передачи информации (пропускная способность)- Из множества возможных соединений отбираются несколько типовых схем, обеспечивающих простоту, возможность реконфигурации (расширения), надежность, стандартизацию и т.д. Можно отметить следующие схемы:
15. Клавиатура.
16. Основные команды ЭВМ. Команды для работы с подпрограммами. Стеки. В практике программирования широко используется такой прием, как организация подпрограмм. Подпрограмма описывается один раз, а использоваться (вызываться) может из различных мест программы. При этом, после того как подпрограмма закончила свою работу, управление должно быть передано туда, откуда подпрограмма была вызвана на команду, следующую в памяти сразу за командой обращения к подпрограмме. Адрес команды, на которую управление передается после окончания работы подпрограмм, называется адресом возврата. Очевидно, для того, чтобы начать выполнять подпрограмму, в программный счетчик необходимо загрузить адрес первой команды подпрограммы. Для осуществления возврата из подпрограммы необходимо запомнить в каком-то месте адрес возврата. Можно, например, сохранить адрес возврата в одном из регистров процессора. Такой способ сохранения адреса возврата очень прост и легко реализуется. Однако он обладает одним существенным недостатком. Достаточно часто встречаются подпрограммы, которые вызывают другие подпрограммы. Пусть основная программа вызвала подпрограмму А. Она в свою очередь обратилась к подпрограмме В. Если адрес возврата для подпрограммы А хранится в регистре процессора, то куда девать адрес возврата при вызове подпрограммы В? Для организации подпрограмм большинство ЭВМ используют аппаратно поддерживаемую структуру данных, называемую стеком. Стек — это структура данных, организованная по принципу: последним вошел — первым вышел, т.е. последние записанные в стек данные извлекаются из него первыми. В переводе с англ, stack — стопка. Аналогом стека может служить стопка тарелок. Положить тарелку в стопку можно только сверху, извлечь опять-таки только верхнюю тарелку. В ЭВМ для организации стека выделяется область оперативной памяти, а для ее адресации и доступа к стеку используется упоминавшийся выше регистр — указатель стека. Указатель стека хранит адрес ячейки памяти, содержащей последнее помещенное в стек значение. При записи числа в стек указатель стека модифицируется так, чтобы он указывал на следующую свободную ячейку, и в нее записываются данные. При извлечении из стека данные считываются из ячейки, на которую указывает указатель стека, затем указатель стека модифицируется так, чтобы указывать на предпоследнее запомненное значение. Обычно стеки растут в сторону уменьшения адресов, т.е. при записи числа указатель стека уменьшается, при извлечении — увеличивается. При организации работы с подпрограммами для сохранения адреса возврата используется стек. Команды вызова подпрограмм CALL < адрес> работают следующим образом. Когда процессор считывает из памяти команду вызова подпрограммы, программный счетчик увеличивается и показывает на команду, следующую за командой вызова подпрограммы. С этой команды выполнение программы должно продолжиться после окончания работы подпрограммы. Таким образом, программный счетчик после выборки команды вызова подпрограммы содержит адрес возврата. При выполнении обращения к подпрограмме процессор сохраняет содержимое программного счетчика в стеке. Адрес, с которого начинается подпрограмма, вычисляется процессором по адресному полю команды вызова подпрограммы и помещается в программный счетчик. Процессор приступает к выполнению подпрограммы. Если подпрограмма в процессе своей работы вызовет другую подпрограмму, новое значение адреса возврата будет также включено в стек поверх старого адреса возврата. Для возврата из подпрограммы в основную программу служат команды возврата RETURN. Команды возврата из подпрограммы извлекают из стека верхний элемент и помещают его в программный счетчик. Если имели место несколько вложенных вызовов подпрограмм, то возврат произойдет по адресу возврата, сохраненному после последнего вызова, так как для хранения адресов возврата используется стек и последний сохраненный адрес возврата будет использован первым. Прочие команды. В ЭВМ могут быть дополнительные (специальные) команды. К их числу можно отнести команды остановки центрального процессора, сброса внешних устройств, установки или сброса отдельных признаков и т.д. 17. Структура системного программного обеспечения. Программное обеспечение – неотъемлемая часть компьютерной системы. Оно является логическим продолжением технических средств. Сфера применения конкретного компьютера определяется созданным для него программным обеспечением. Сам по себе компьютер не обладает знаниями ни в одной области применения. Все эти знания сосредоточены в выполняемых на компьютерах программах. Существует два основных типа программного обеспечения: системное (называемое также общим) и прикладное (называемое специальным). Каждый тип программного обеспечения выполняет различные функции. Системное программное обеспечение – это набор программ, которые управляют компонентами компьютера, такими как процессор, коммуникационные и периферийные устройства. Видеомониторы Видеомонитор, дисплей или просто монитор - устройство отображения текстовой и графической информации на экране (в стационарных ПК -на экране электронно-лучевой трубки (ЭЛТ), в портативных ПК - на жидкокристаллическом плоском экране). Рассмотрим дисплей на базе ЭЛТ. В состав монитора входят: панель ЭЛТ, блок разверток, видеоусилитель, блок питания и др. В зависимости от вида управляющего лучом сигнала мониторы бывают аналоговые и цифровые. Аналоговые мониторы позволяют более качественно, с большим количеством полутонов и цветовых оттенков формировать изображение на экране. Размер экрана монитора задается обычно величиной его диагонали в дюймах: от 10 до 21 дюйма (наиболее типичное значение - 14 дюймов). Важной характеристикой монитора является частота его кадровой развертки. Смена изображений (кадров) на экране с частотой 25 Гц воспринимается глазом как непрерывное движение, но глаз при этом из-за мерцания экрана быстро устает. Для большей устойчивости изображения и снижения усталости глаз у современных качественных мониторов поддерживается частота смены кадров на уровне 70 - 80 Гц; при этом частота строчной развертки достигает 40-50 кГц и возрастает полоса частот видеосигнала. Поскольку частота разверток в мониторе должна быть согласована с частотными характеристиками видеоадаптера, более удобны мультичастотные мониторы, автоматически подстраивающиеся под адаптер (например, мультичастотные мониторы с частотами кадровой и строчной разверток соответственно 50 - 120 Гц и 30 - 60 кГц). Строчная развертка может быть построчной и чересстрочной, последняя позволяет получить большую разрешающую способность, но снижает вдвое фактическую кадровую частоту, т.е. - увеличивает мерцание экрана. Поэтому предпочтительнее построчная развертка (есть мониторы, работающие и в том, и в другом режиме - sпри необходимости получения большего разрешения включается чересстрочная развертка). Разрешающая способность мониторов. Видеомониторы обычно могут работать в двух режимах: текстовом и графическом. В текстовом режиме изображение на экране монитора состоит из символов расширенного набора ASCII, формируемых знакогенератором (возможны примитивные рисунки, гистограммы, рамки, составленные с использованием символов псевдографики). В графическом режиме на экран выводятся более сложные изображения и надписи с различными шрифтами и размерами букв, формируемых из отдельных мозаичных элементов - пикселей (pixel - picture element). Разрешающая способность мониторов нужна прежде всего в графическом режиме и связана с размером пикселя. Измеряется разрешающая способность максимальным количеством пикселей, размещающихся по горизонтали и по вертикали на экране монитора. Зависит разрешающая способность как от характеристик монитора, так, даже в большей степени, и от характеристик видеоадаптера. Стандартные значения разрешающей способности современных мониторов; 640х480, 800х600, 1024х768, 1600х1200, но реально могут быть и иные значения. Важной характеристикой монитора, определяющей четкость изображения на экране, является размер зерна (точки, dot pitch) люминофораэкрана монитора. Чем меньше зерно, тем, естественно, выше четкость и тем меньше устает глаз. Величина зерна мониторов имеет значения от 0, 41 до 0, 18 мм. Следует иметь в виду, что у мониторов с большим зерном не может быть достигнута высокая разрешающая способность (например, экран с диагональю 14 дюймов имеет ширину 265 мм, для получения разрешающей способности 1024 точки по горизонтали размер зерна не должен превышать 265/1024 = 0, 22 мм, в противном случае пиксели сливаются и изображение не будет четким). Совместно с компьютерами IBM PC могут использоваться различные типы мониторов, как монохромные, так и цветные. Монохромные мониторы. Они значительно дешевле цветных, но имеют большую разрешающую способность. Среди монохромных чаще других используются: • монохромные моим горы прямого управления - обеспечивают высокую разрешаюшую способность при отображении текстовых и псевдографических символов, но не предназначены для формирования графических изображений, построенных из отдельных пикселей; работают совместно только с монохромными видеоконтролерами; • композитные монохромные мониторы - обеспечивают качественное отображение и символьной, и графической информации при совместной работе с цветным графическим адаптером (но выдают, естественно, монохромное: зеленое или чаще всего янтарное изображение). Цветные мониторы. В качестве цветных мониторов используются: • композитные цветные мониторы и телевизоры - обеспечивают и цвет, и графику, но имеют довольно низкую разрешающую способность; • цветные RGB-мониторы - являются, пожалуй, самыми качественными, обладающими высокой разрешающей способностью и графики, и цвета (RGB - Red-Green-Blue - красный - зеленый - синий, используют для каждого из этих цветовых сигналов свой провод, а в композитных - все три цветовых сигнала идут по одному проводу), RGB-мониторы работают совместно с цветным графическим контроллером. В портативных ПК часто используются видеопанели различного типа, например электролюминесцентные, жидкокристаллические и др. Для настольных компьютеров используются различные типы. видеомониторов: CD (Color Display - цветной дисплей), ECD (Enhanced CD - улучшенный цветной дисплей) и PGS (Professional Grafics System - профессиональная графическая система) и др. (табл. 4.9). Наибольшую разрешающую способность с хорошей передачей полутонов из применяемых в настоящее время мониторов имеют монохромные композитные мониторы с черно-белым изображением типа " paper white" (используемые часто в настольных издательских системах); их разрешающая способность при совместной работе с видеоконтроллером типа SVGA: 1280х1024 пикселей. Среди прочих характеристик мониторов следует отметить: наличие плоского или выпуклого экрана (первый вариант предпочтительнее: большая прямоугольность изображения, меньшие блики); уровень высокочастотного радиоизлучения (увеличивается с увеличением полосы частот видеосигнала, но значительно уменьшается при хорошем экранировании - мониторы с низким уровнем излучения типа LR (Low Radiation); наличие защиты экрана от электростатических полей - мониторы типа AS (Anti Static); наличие системы энергосбережения - мониторы типа G (Green) и др. Видеоконтроллеры (видеоадаптеры) являются внутрисистемными устройствами, непосредственно управляющими мониторами и выводом информации на их экран. Видеоконтроллер содержит: схему управления ЭЛТ, растровую память (видеопамять, хранящую воспроизводимую на экране информацию и использующую поле видеобуфера в ОП), сменные микросхемы ПЗУ (матрицы знаков), порты ввода-вывода. Основные характеристики видеоконтроллера; режимы работы (текстовый и графический), воспроизведение цветов (монохромный и цветной), число цветов или число полутонов (в монохромном), разрешающая способность (число адресуемых на экране монитора пикселей по горизонтали и вертикали), емкость и число страниц в буферной памяти (число страниц - это число запоминаемых текстовых экранов, любой из которых путем прямой адресации может быть выведен на отображение в мониторе), размер матрицы символа (количество пикселей в строке и столбце матрицы, формирующей символ на экране монитора), разрядность шины данных, определяющая скорость обмена данными с системной шиной, и др. Важная характеристика - емкость видеопамяти, она определяет количество хранимых в памяти пикселей и их атрибутов. Принтеры…. http: //thl.narod.ru/sait/GLAVES2/GLAVA4/gl_4_5.htm 29. Функциональные группы ЛВС. Управление взаимодействием устройств в сети. См вопр.5 и 6
30. Принтеры и сканеры. Принтеры (печатающие устройства) - это устройства вывода данных из ЭВМ, преобразующие информационные ASCII-коды в соответствующие им графические символы (буквы, цифры, знаки и т.п.) и фиксирующие эти символы на бумаге. · цветность (черно-белые и цветные); · способ формирования символов (знакопечатающие и знакосинтезируюшие); · принцип действия (матричные, термические, струйные, лазерные); · способы печати (ударные, безударные) и формирования строк (последовательные, параллельные); · ширина каретки (с широкой (375 - 450 мм) и узкой (250 мм) кареткой); · длина печатной строки (80 и 132 - 136 символов); · набор символов (вплоть до полного набора символов ASCII); · скорость печати; · разрешающая способность, наиболее употребительной единицей измерения является dpi (dots per inch) - количество точек на дюйм. Матричные принтеры. В матричных принтерах изображение формируется из точек ударным способом, поэтому их более правильно называть ударно-матричные принтеры, тем более что и прочие типы знакосинтезирующих принтеров тоже чаще всего используют матричное формирование символов, но безударным способом. Тем не менее " матричные принтеры" - это их общепринятое название, поэтому и будем его придерживаться. Матричные принтеры могут работать в двух режимах - текстовом и графическом. В текстовом режиме на принтер посылаются коды символов, которые следует распечатать, причем контуры символов выбираются из знакогенератора принтера. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1186; Нарушение авторского права страницы