Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мышление как объект логики, предмет логики



Мышление как объект логики, предмет логики

Логика — это наука о правилах мышления, изучающая мышление как средство познания, и о законах мыслительных процессов, направленных на обнаружение и обоснование истины.
Предметом
логики служат законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий мир.

Мышление – высшая по отношению к чувственной форма отражения бытия, состоящая в целенаправленном о обобщенном познании человека, существенной связи и отношений действительности
Логика - это наука об общезначимых формах и средствахмысли, необходимых для рационального познания в любой области.
Мышление — процесс опосредствованного отражения действительности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что непосредственно воздействует или воздействовало на органы чувств.
Мышление — процесс активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего — мышление. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах действительности.
Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных с помощью органов чувств. С помощью мышления человек познает такие недоступные чувственному познанию явления, как движение элементарных частиц, законы природы и общества, но источником всех наших знаний о действительности являются в конечном счете ощущения, восприятия, представления.
Итак, логика (в наиболее широком понимании ее предмета) исследует структуру мышления, раскрывает лежащие в его основе закономерности. При этом абстрактное мышление, обобщенно, опосредствованно и активно отражая действительность, неразрывно связано с языком. Языковые выражения являются той реальностью, строение и способ употребления которой дает нам знание не только о содержании мыслей, но и об их формах, о законах мышления.

Язык и мышление.

Логика изучает языковое мышление. Понятия выражаются в словах и словосочетаниях, суждения – в предложениях, умозаключения – в письменной и устной речи. Мысль отражает предмет, воспроизводит в сознании признаки предметов

Язык — это знаковая информационная система, выполняющая Функцию формирования, хранения и передачи информации в про­цессе познания действительности и общения между людьми.

Под функциями языка в логике имеется в виду та роль, которую язык играет в обществе в целом, в различных видах человеческой деятельности.

Познавательная функция языка реализуется в его способности быть средством выражения информации о мире и бытии.

Познавательная функция включает в себя ряд более частных функций языка: сигнификативную, выразительную, эмоциональную и др.

Сигнификативная функция языка выражается в способности быть средством обозначения предметов.

Выразительная функция языка проявляется в его способности передавать внутреннее содержание человеческого сознания доступным способом.

Язык выражает также эмоциональные переживания и состояния людей. С помощью языка можно сообщить о состоянии горя, радости, достичь эффекта эмоционального сопереживания.

Коммуникативная функция языка выражается в его способности быть средством человеческого общения.

По происхождению языки бывают естественные и искусст­венные.

Естественные языки — это исторически сложившиеся в общест­ве звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информацион­ные знаковые системы.

Искусственные языки — это вспомогательные знаковые систе­мы, создаваемые на базе естественных языков для точной и эконом­ной передачи научной и другой информации.

Особую группу составляют смешанные языки, базой в которых выступает естественный (национальный) язык, дополняемый симво­ликой и условными обозначениями, относящимися к конкретной предметной области.

Искусственные языки успешно используются и логикой для точ­ного теоретического и практического анализа мыслительных струк­тур.

Один из таких языков — язык логики высказываний. Он приме­няется в логической системе, называемой исчислением высказыва­ний, которая анализирует рассуждения, опираясь на истинностные характеристики логических связок и отвлекаясь от внутренней структуры суждений.

Второй язык — это язык логики предикатов. Он применяется в логической системе, называемой исчислением предикатов, которая при анализе рассуждений учитывает не только истинностные харак­теристики логических связок, но и внутреннюю структуру суждений.

Значение логики. История логики как наука.

Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в IV

в. до н.э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель

(348—322 гг. до н.э.). Аристотелевское учение о силлогизме составило основу

одного из направлений современной математической логики — логики

предикатов.

Важным этапом в развитии учения Аристотеля явилась логика античных стоиков.

Логика стоиков — основа другого направления математической логики — логики

высказываний.

именем Галена названа 4-я фигура категорического силлогизма;

сочинения Боэция которого длительное время служили основными логическими

пособиями.

Логика развивалась и в средние века, однако схоластика исказила учение

Аристотеля, приспособив его для обоснования религиозной догматики.

Важнейшим этапом в ее развитии явилась теория индукции, разработанная

английским философом Ф.Бэконом (1561—1626) Бэкон подверг критике

извращенную средневековой схоластикой дедуктивную логику Аристотеля

Разработка индуктивного метода — огромная заслуга Бэкона, однако он

неправомерно противопоставил его методу дедукции; в действительности эти

методы не исключают, а дополняют друг друга. Бэкон разработал методы

научной индукции, систематизированные впоследствии английским философом и

логиком Дж.С. Миллем (1806—1873).

Эту логику принято называть формальной, так как она возникла и развивалась

как наука о формах мышления. Ее называют также традиционной, или

аристотелевской логикой.

Дальнейшее развитие логики связано с именами таких выдающихся западно-

европейских мыслителей, как Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант и др.

Французский философ Р. Декарт (1569—1650) выступил с критикой средневековой

схоластики, он развил идеи дедуктивной логики, сформулировал правила

научного исследования, изложенные в сочинении «Правила для руководства

ума».

Г. Лейбниц (1646—1716), сформулировал закон достаточного основания,

выдвинувший идею математической логики, которая получила развитие лишь в

XIX—XX вв.; немецкий философ И. Кант (1724—1804) и многие другие западно-

европейские философы и ученые.

Ряд оригинальных идей выдвинули М.В. Ломоносов (1711— 1765), А.Н.Радищев

(1749—1802), Н.Г.Чернышевский (1828— 1889). Известны своими новаторскими

идеями в теории умозаключений русские логики М.И. Карийский (1804—1917) и

Л.В. Рутков-ский (1859—1920). Одним из первых начал развивать логику

отношений философ и логик С.И. Поварнин (1807—1952).

Во второй половине XIX в. в логике начинают широко применять разработанные

в математике методы исчисления. Это направление разрабатывается в трудах Д.

Буля, У.С. Джевонса, П.С. Порецкого, Г. Фреге, Ч. Пирса, Б. Теоретический

анализ дедуктивных рассуждений методами исчисления с использованием

формализованных языков получил название математической, или символической,

логики.

Понятие как форма мышления.

Форма мышления- спрособ связи элементов мысли, её строение, благодаря кот. содержание существует и отражает действительность.
Поняие-ф.м., отраж. предметы в их существ. признаках, опред. связь существ. признаков предмета, абстрагирующая его от массива др. предметов, необлад. такими признаками. (S). Одна из основных форм науч. познания
Признак- то, в чём придметы сходны или отличны, любые свойства, черты, состояния, кот. так или иначе характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать, идентефицировать. Признак- это отсутств. или наличие свойства. Есть признаки еденичные (присущ. одному предм.), принадлеж. группе предм. и яв. общими. для опред. класса предм.. Сущнственные и несущественные- не выраж. сущности предм..
Отраж. сущность предмета, понят. не содерж. богатства индивид. признаков, сдесь оно беднее форм чувственного восприятия, но оно глубже позваляет проникнуть в деёствительность, сущность предмета, что бывает гораздо важней. Всему своё место.
Понятие отл. от форм чувств. познания, у них часто нет образов или опред. свойств, оно лишено наглядности. «Здание»- в нём отраж. необход. признаки всех строений. Понятию свойственна абстрактная форма.
Для образования понятий можно применить приёмы: сравнения, анализа (разчлинение), синтеза (соед. в единое целое), абстрагирования (от несуществ., выделение), обобщения (обьеденение). Т.о. уст. сходства и различия предметов.
Единство понят. и слова, но не совпадение, некотор. понят. выраж. словосочет., есть сл., обознач несколько понятий- омонимы- одинак., омофомы- пишутся по разному, синонимы- одно и тоже понят. разными словами.

Образование понятий.

Приемами образования понятий являются: абстрагирование, анализ, синтез, сравнение и обобщение.

Абстрагирование — это прием образования понятий, при котором необходимо отвлечься от ряда несущественных признаков предмета, отринуть их и оставить лишь существенные.

В процессе абстрагирования значительную роль играет сравнение.

Анализ — это мысленное дробление предмета, процесса или явления на составные части с целью установления взаимодействия этих частей и взаимосвязей между ними, а также выявления происходящих внутри исследуемого объекта процессов.

Анализ необходим для получения отражения уже существующего понятия.

Синтез — это мысленная сборка составных частей предмета, явления или процесса воедино.

Синтез — это процесс, обратный анализу, и обычно используется, когда последний уже проведен. Зачастую мысленному синтезу предшествует, если речь идет о предмете, практическая сборка данного предмета со строгим соблюдением последовательности постановки составных частей.

Синтез применяется для создания новых понятий на основе уже существующих, подвергнутых синтезу, или выявления неточностей в понятии, а также внесения в эти понятия изменений.

Сравнение — это мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или

несущественным признакам.

Обобщение — мысленное объединение группы предметов в новый ряд или добавление одного предмета

в уже существующий на основе присущих этим предметам признаков.

Сравнение и обобщение позволяют достичь большей точности в суждениях, отделить одно от другого

или, наоборот, объединить несколько предметов в одну группу (класс).

Все логические приемы образования понятий имеют важнейшее значение. Они связаны между собой, их невозможно представить один без другого. Часто применяются вместе или предшествуют один другому.

Определение понятий.

Определение – это логическая операция, раскрывающая содержание понятия.

Виды определений:

1) номинальное – это определение, посредством которого взамен описания какого-либо предмета вводится новый термин (имя). Цель данного определения – формирование нового термина. Например, несоответствие субъективных представлений человека объективному положению вещей называется заблуждением. В данном случае мы ввели новый термин – заблуждение – вместо описания процесса;

2) реальное – это определение, раскрывающее существенные признаки предмета. Например, логика – философская наука о законах и формах человеческого мышления, рассматриваемого как средство познания окружающей действительности.

Так как определение понятия состоит в установлении его существенных признаков, то правила определения должны, очевидно, заключать в себе указания приемов, с помощью которых могут быть найдены именно существенные, а не иные признаки определяемого понятия.

Во многих случаях перечисление всех таких признаков – слишком продолжительное занятие. Существует иной способ, который состоит в том, что указывается, во-первых, ближайший род, к которому данное определяемое понятие принадлежит. Во-вторых, указывается особый признак, посредством которого данное понятие отличается как вид от всех других видов указанного рода. Этот признак называют «видовым отличием», а сам прием определения называется определением «через ближайший род и через видовое отличие».

Определение через ближайший род и видообразую-щее отличие применяется всюду, где предыдущее исследование выяснило, что определяемое понятие есть понятие о предмете, принадлежащем к одному из видов некоторого рода. Таковы многие понятия математических, физических и других наук. Например, логику можно определить как философскую науку о законах и формах человеческого мышления, рассматриваемого как средство познания окружающей действительности. Это есть определение через род и видовое отличие.

Определение через ближайший род и видообразующее отличие предполагает, что определяемое понятие есть понятие о предмете, который:

1) уже возник и существует;

2) связан определенным отношением принадлежности к другому классу предметов, заключающему его в себе так, как род включает вид.

При этом способ возникновения предмета не отмечается в самом определении.

Приемы, сходные с определением: описание, сравнение, характеристика, различение.

Описание – перечисление, как правило, внешних признаков предмета. Оно играет важную роль в деятельности. Так, принимая какое-либо решение, необходимо стремиться к наиболее полному описанию всех следствий, к которым приведет данное действие.

Характеристика – это указание отличительных, характерных черт и признаков единичного предмета.

Сравнение – это прием, который используется для образной характеристики предмета.

С помощью различения устанавливаются признаки, отличающие один предмет от других, сходных с ним, предметов. Например, в практике следователя часто встречаются так называемые «особые приметы».

11. правила определения понятий.

Определение понятий опирается на ряд правил.

1. Определение должно быть соразмерным, т. е. объем определяемого понятия должен совпадать с объемом определяющего; они должны быть равнозначащими понятиями. Соразмерность легко проверяется через перестановку мест членов определительного суждения. Например: " Наука о законах и формах правильного мышления есть логика".

При нарушении правила соразмерности определение будет или слишком широким, или очень узким. Например: " Общество, построенное на частной собственности, есть капитализм"; " Промышленное предприятие, изготовляющее техническое оборудование, называется заводом". В первом случае определяющее понятие по объему шире определяемого ввиду пропущенного видового признака капитализма — превращение рабочей силы в товар. Во втором случае определяющее уже определяемого понятия, так как в него внесен излишний признак — изготовление технического оборудования, который не является обязательным для каждого завода.

2. Нельзя допускать того, чтобы определяющее само разъяснялось через определяемое понятие. Определяющее понятие не должно зависеть от определяемого. Нарушение этого правила приводит к логической ошибке — тавтологии. Например: " Преступник — это человек, совершивший преступление"; " Информация — это сообщение". Здесь определяющее понятие повторяет сказанное в определяемом. Поэтому тавтология не раскрывает содержания понятия, не выполняет функции определения.

Чтобы избежать подобной ошибки в определении, нужно помнить, что определяемое и определяющее понятия равны по объему, но не тождественны по содержанию и представляют собой самостоятельные понятия.

3. Определение не должно быть только отрицательным. Цель определения — ответить на вопрос: чем является данный предмет, отображенный в понятии. Для этого необходимо выявить и перечислить в утвердительной форме его существенные признаки. Отрицательное определение отмечает лишь отсутствующие признаки, т. е. указывает, чем не является данный предмет. Конечно, легче сказать, чем не обладает предмет, нежели установить его существенные — общие и отличительные — признаки.

4. Определение должно быть кратким, точным и понятным. Слишком многословное определение выходит за рамки своего назначения и может превратиться в простое описание. В определении не следует допускать двусмысленных, расплывчатых терминов, которые можно понимать по-разному. Нечеткое определение ведет к непониманию сущности предмета, к смутным представлениям и путанице.

Определение понятия играет важную роль в теоретической и практической деятельности. Выражая в сжатом виде знание о предмете, оно является существенным моментом в познании действительности. В любой науке всем основным понятиям даются определения, причем в правовых науках точное определение понятий имеет не только теоретическое, но и практическое значение. В самом деле, если, например, в уголовном праве не будет точных определений понятий " умысел", " соучастие", " вина", " неосторожность", " необходимая оборона" и т. д., то это может привести к ошибочному толкованию этих понятий, к неправильному пониманию отраженных в них явлений, а следовательно, к ошибкам суда и следствия.

Суждение как форма мышления

Более сложной по сравнению с понятием формой мышления выступает суждение. Оно включает понятие, но не сводится к нему, а представляет собой качественно особую форму, выполняющую иные свои функции в мышлении. В нем утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком или отношение между предметами. Суждение обладает свойством выражать либо истину, либо ложь.

Истинное суждение – суждение в котором мысль, отражая действительность, во-первых, связывает то, что связано в самой действительности; во-вторых, в истинном суждении мысль связывает предметы и разделяет их таким образом, каким они связываются и разделяются в самой действительности.

Ложное суждение – суждение в котором мысль, во-первых, связывает то, что не связано в самой действительности, и разделяет то, что в самой действительности СО связано, во-вторых, суждение ложно даже в тех случаях, когда оно, пытаясь соединить то, что соединено в самой действительности, связывает предметы не так, как они связаны в самой действительности.

Каждое суждение обладает определенной структурой, состоящей из двух тесно связанных между собой компонентов: субъекта и предиката.

Субъект суждения – это понятие, о котором что-либо утверждается или отрицается, сокращенно обозначается в логике буквой «S».

Предикат суждения – это понятие о том, что именно утверждается или отрицается о некотором другом понятии, сокращенно обозначается буквой «Р».

Субъект и предикат называются терминами суждения. В этом состоит одна из логических функций понятий.

Термины суждения носят соотносительный характер. Один не существует без другого. Однако роль терминов в суждении далеко не одинакова. Субъект содержит уже известное знание, а предикат несет о нем новое знание.

Отношение между субъектом и предикатом раскрывается посредством логической связки и в языке выражается словами «есть» («не есть»), «является» («не является»), «представляет собой» («не представляет собой») и др. Иногда связка отсутствует, а логическое соотношение между субъектом и предикатом раскрывается посредством грамматического согласования слов: «Конституция принята».

Материальной формой суждения, ее носителем является предложение. Повествовательные предложения выражают суждение. В вопросительных предложениях суждения содержатся неявно. Побудительные предложения, подобно вопросительным, также основаны на каких-либо суждениях. В полном смысле суждения выражают только повествовательные предложения.

Обладая определенной структурой, суждения различаются прежде всего по степени сложности. В зависимости от этого суждения делятся на две большие группы – простые и сложные.

Простые суждения – это суждения, в которых нельзя выделить правильную часть, которая в свою очередь была бы самостоятельным суждением. Например: «Я – человек» или «Ничто человеческое мне не чуждо».

Сложные суждения состоят из двух или более простых суждений, они выражаются при помощи сложных предложений или предложений с однородными членами. Например: «Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо».

Виды простых суждений

Поскольку в простых суждениях выражается безусловная связь между компонентами мысли, то их еще называют категорическими.

Особое значение в логике придается делению простых суждений на виды по характеру связки (ее качеству) и субъекта (по его количеству).

Качество суждения выражает не фактическое содержание, а логическую форму: утвердительную или отрицательную.

По характеру связки простые суждения делятся на утвердительные и отрицательные.

В утвердительных суждениях раскрывается наличие какой-либо связи между субъектом и предикатом: «S есть Р».

В отрицательных суждениях раскрывается отсутствие той или иной связи между субъектом и предикатом: «S не есть Р».

Также простые суждения делятся по количеству.

Количество суждения определяется логическим объемом суждения. В зависимости от этого выделяются общие, частные и единичные суждения.

Общими называются суждения, в которых что-либо утверждается для всей группы предметов в раздельном смысле: «Все S есть Р» («Ни одно S не есть Р»).

Частные суждения – это суждения, в которых что-либо высказывается о части какой-то группы предметов:

«Некоторые S есть (не есть) Р».

Единичные суждения – это такие суждения, в которых нечто высказывается об отдельном предмете мысли: «Это S есть (не есть) Р».

В логике большое значение придается объединенной классификации суждений по их количеству и качеству. Выделяют четыре вида таких суждений: общеутвердительные, частноутвердительные, общеотрицательные, частноотрицательные.

Общеутвердительными являются суждения, которые по количеству общие, а по качеству – утвердительные. Например: «Все адвокаты – юристы».

Частноутвердительные суждения – частные по количеству, утвердительные по качеству. Например: «Некоторые свидетели дают достоверные показания».

Общеотрицательные – общие по количеству, отрицательные по качеству. Например: «Ни один обвиняемый не оправдан».

Частноотрицательные – частные по количеству, отрицательные по качеству. Например: «Некоторые свидетели не дают верных показаний».

Предикат суждения, будучи носителем новизны, может иметь различный характер. С этой точки зрения выделяют: атрибутивные, реляционные и экзистенциальные.

Атрибутивные суждения – раскрывают наличие или отсутствие у предмета мысли тех или иных свойств или признаков: «СНГ непрочен».

Реляционные суждения – раскрывают наличие или отсутствие у предмета мысли того или иного отношения к другому предмету: «СНГ не равно СССР».

Экзистенциальные суждения – раскрывают наличие или отсутствие предмета мысли: «СНГ существует».

Отношения между простыми суждениями определяются, с одной стороны, их конкретным содержанием, а с другой – логической формой. По содержанию простые суждения бывают сравнимые и несравнимые.

У несравнимых суждений предметные области совершенно не совпадают.

Сравнимые суждения имеют одинаковые термины, но могут различаться по количеству и качеству.

 

Сложные суждения

Это суждения, в которых либо 2S? либо 2P.

Виды:

1.Соединительные (конъюнктивные). Обозначается логической связкой «и»(Хлопцы пьяные, кони запрежённые).

2.Разделительные (дезинктивные). Связываются союзом «или».

3.Условные (комплекативные). p – антецедент, q – консеквент (Если хочешь пить, то купи минералку).

4.Суждения эквивалентности (тождества). Если и если только p, то q.

5.Суждения с внешним отрицанием (Не верно, что все судьи неподкупны).

6.Сравнимые – простые суждения, в которых имеется одинаковые S и P.

7.Несравнимые – у которых различаются S и P.

Особые правила фигур

I фигура. Большая посылка должна быть общей, меньшая - утвердительной.

II фигура. Большая посылка общая и одна из посылок, а так­же заключение - отрицательные.

III фигура. Меньшая посылка должна быть утвердительной, а заключение - частным.

IV фигура. Общеутвердительных заключений не дает. Если большая посылка утвердительная, то меньшая посылка должна быть общей. Если одна из по­сылок отрицательная, то большая посылка дол­жна быть общей.

Логические законы.

Помимо законов материалистической диалектики человеческое мышление подчиняется

еще законам логики. Вот основные законы логики: закон тождества, закон

непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания и

т.д. Они используются при оперировании понятиями и суждениями,

применяются в умозаключениях, доказательствах и опровержениях.

Первые три были открыты Аристотелем, четвертый - В. Г. Лейбницем

. Логические законы отражают в сознании человека определенные отношения,

существующие между объектами, или отражают такие обычные свойства предметов,

как их относительная устойчивость, определенность, несовместимость в одном и

том же предмете одновременного наличия и отсутствия одних и тех же признаков.

Законы логики отражают объективное в субъективном сознании человека, поэтому их

нельзя отменить или заменить другими. имеют общечеловеческий характер, т. к.

они едины для людей всех рас, наций, профессий. Основные логические законы

сложились исторически в результате многовековой практики познания. Они

отражают такие важные свойства правильного мышления, как его определенность,

непротиворечивость, обоснованность, четкость мышления, выбор " или-или" в

определенных " жестких" ситуациях. Кроме основных, существует много неосновных

законов логики, которые надо выполнять при оперировании понятиями, или

суждениями, или умозаключениями. Законы логики, как основные, так и неосновные

в мышлении функционируют в качестве принципов правильного рассуждения в

ходе доказательства истинных суждений и теорий и опровержения ложных суждений и

ложных гипотез. Законы логики играют роль универсальных связей мышления и общих

принципов любой мыслительной деятельности, выражающих требования

методологического характера. Нарушение Законов логики приводит к логической

ошибке - как непреднамеренной - паралогизму (от греч. paralogismos), так и

сознательной - софизму (от греч. sophisma – уловка, выдумка, головоломка), хотя

эти типы ошибок возникают и в других ситуациях.

 

Закон тождества.

Любая мысль в процессе рассуждения должна иметь определенное, устойчивое содержание. Это коренное свойство мышления — его определенность — выражает закон тождества:
всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе (а есть а, или а=а, где под а понимается любая мысль).
Закон тождества может быть выражен формулой р-> р (если р, то р), где р — любое высказывание, —> — знак импликации.
Из закона тождества следует: нельзя отождествлять различные мысли, нельзя тождественные мысли принимать за нетождественные. Нарушение этого требования в процессе рассуждения нередко бывает связано с различным выражением одной и той же мысли в языке.
Например, два суждения: «Н. совершил кражу» и «Н. тайно похитил чужое имущество» — выражают одну и ту же мысль (если, разумеется, речь идет об одном и том же лице). Предикаты этих суждений — равнозначные понятия: кража и есть тайное хищение чужого имущества. Поэтому было бы ошибочным рассматривать эти мысли как нетождественные.
С другой стороны, употребление многозначных слов может привести к ошибочному отождествлению различных мыслей. Например, в уголовном праве словом «штраф» обозначают меру наказания, предусмотренную Уголовным кодексом, в гражданском праве этим словом обозначают меру административного воздействия. Очевидно, употреблять подобное слово в одном значении не следует.
Отождествление различных мыслей нередко связано с различиями в профессии, образовании и т.д. Так бывает в следственной практике, когда обвиняемый или свидетель, не зная точного смысла некоторых понятий, понимает их иначе, чем следователь. Это нередко
приводит к путанице, неясности, затрудняет выяснение существа дела
Отождествление различных понятий представляет собой логическую ошибку — подмену понятия, которая может быть как неосознанной, так и преднамеренной.
Соблюдение требований закона тождества имеет важное значение в работе юриста, требующей употребления понятий в их точном значении.
При разбирательстве любого дела важно выяснить точный смысл понятий, которыми пользуются обвиняемый или свидетели, и употреблять эти понятия в строго определенном смысле. В противном случае предмет мысли будет упущен и вместо выяснения дела произойдет его запутывание.

Закон непротиворечия.

В предметах объективного мира невозможно одновременное присутствие и отсутствие

какого-либо свойства или отношения (например, невозможно в один и тот же момент

делать какую-то работу и ничего не делать). Одновременное утверждение о

каком-нибудь предмете, действии, признаке предмета и т. д. и отрицание этого

утверждения есть формально-логическое противоречие. Закон

непротиворечия формулируется так: " Два противоположных суждения не могут

быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении "

К противоположным относятся суждения простые следующих 4 типов

(здесь S - одинаковые термины и Р - одинаковые термины).

1. А - " Данное S есть Р" и Е - " Данное S не есть Р".

2. А - " Все S есть Р" и Е - " Ни одно S не есть Р".

3. А - " Все S есть Р" и О - " Некоторые S не есть Р".

4. Е - " Ни одно S не есть Р" и J - " Некоторые S есть Р".

1, 3, 4-я пары суждений таковы, что если одно из суждений этой пары истинно, то

другое обязательно ложно, поэтому они называются противоречащими или

отрицающими друг друга, и их можно обозначить а и а (не-а). Конъюнкция

их, т. е. формула а \/ а выражает формально-логическое противоречие. Суждения

2-й пары А и Е могут быть одновременно ложными, поэтому их нельзя обозначить

как а и а (например, " Все богатые люди счастливы" и " Ни один богатый человек не

является счастливым" ). В исчислении высказываний двузначной логики

закон непротиворечия выражается формулой а, /\ а.(Неверно, что а и не

-а). Но эта формула не полностью, неадекватно представляет закон непротиворечия,

открытый Аристотелем, т. к. она не распространяется на суждения А и Е, а закон

непротиворечия Аристотеля распространяется на них. Противоречия не возникают,

если речь идет о разных предметах или об одном предмете, но взятом в разном

отношении или рассматриваемом в разное время (например, суждение " Эта книга

является новой" и суждение " Эта книга не является новой" не противоречат друг

другу, если речь идет об одной и той же книге, но рассматриваемой в разное

время).

Закон непротиворечия не действует в логике “размытых” множеств, ибо в ней к

“размытым” множествам, “размытым” алгоритмам можно одновременно применять

утверждение и отрицание (напр., “Этот мужчина пожилой” и “Он ещё не является

пожилым”, т.к. понятие “пожилой мужчина” является “нечетким” понятием, не

имеющим чётко очерченного объёма).

Закон непротиворечия квалифицирует формально-логическое противоречие как

серьёзную ошибку, несовместимую с логическим мышлением.

Индуктивные умозаключения.

Индукция - это когда от отдельных случаев мы переходим к общему суждению. Индукция - это умз, дающее вероятное суждение. Полная индукция - это такое умз, когда общее заключение о всех элементах данного класса делается на основании рассмотрения каждого элемента этого класса. Полная индукция дает достоверное заключение, поэтому она применяется в математических и иных строгих доказательствах.

Неполная индукция - это когда мы рассматриваем не все случаи изучаемого явления, а заключение делаем для всех. 1 вид - Индукция через простое перечисление - на основании повторяемости одного и того же признака у ряда однородных предметов и отсутствия противоречащего случая делается общее заключение, что все предметы этого рода обладают этим признаком (Считали, что все лебеди белые, пока не встретили черного лебедя). 2 вид - Индукция через анализ и отбор фактов - стремление исключить случайность обобщений, т.к. изучаются планомерно отобранные и наиболее типичные предметы разнообразные по времени, способу получения и т.д. (для определения кач-ва рыбных консервов берут банки из разных партий и разных холодильников). 3 вид - научная индукция - это УМЗ, в котором на основании познания необходимых признаков делается общее заключение обо всех предметах данного класса. Дает достоверный вывод. Опирается на всестороннесть анализа фактов.

Умозаключению по аналогии

Аналогия – это умозаключение о принадлежности предмету определенного признака на основе сходства в признаках с другим предметом.
Аналогия дает не строго достоверные, а правдоподобные выводы. Поэтому, чтобы не получить ложных результатов, ею нужно пользоваться осторожно.
Существуют следующие правила «правильного пользования» аналогией:
1) нужно установить как можно больше сходных признаков у сравниваемых предметов;
2) найти у сравниваемых предметов существенные с точки зрения рассматриваемого вопроса признаки;
3) стремиться к тому, чтобы признаки сравниваемых предметов были специфическими;
4) необходимо учитывать количество и существенность пунктов различия;
5) переносимый признак должен быть того же типа, что и сходные. Умозаключение по аналогии — это вывод о принадлежности определенного признака исследуемому единичному объекту (пред­мету, событию, отношению или классу) на основе его сходства в существенных чертах с другим уже известным единичным объек­том.

Умозаключению по аналогии всегда предшествует операция сравнения двух объектов, которая позволяет установить сходства и различия между ними. При этом для аналогии требуются не любые совпадения, а сходства всущественных признаках при несуществен­ности различий. Именно такие сходства служат основой кля уподоб­ления двух материальных или идеальных объектов.

Логический переход от известного к новому знанию регулируется в выводах по аналогии следующим правилом: если два единичных предмета сход­ны в определенных признаках, то они могут быть сходны и в дру­гих, обнаруженных в одном из сравниваемых предметов, признаках

Этапы разработки гипотезы

Гипотеза представляет собой процесс развития мысли. Основными этапами разработки гипотезы являются:

• выдвижение гипотезы;

• развитие гипотезы;

• проверка гипотезы.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1885; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.128 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь