Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные формы научного познания ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Пробле́ ма— в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения. Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит её правильная постановка. Сущность проблемы для человека такова, что требует анализа, оценки, формирования идеи, концепции для поиска ответа (решение проблемы) с проверкой и подтверждением опыта.Проблемой преимущественно называется вопрос, не имеющий однозначного решения (степень неопределённости). Неопределённостью проблема отличается от задачи. Проблема отличается от задачи тем, что для её решения не достаточно собственных ресурсов. Проблема решается с привлечением ресурсов со стороны. Гипо́ теза — предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств. Гипотеза считается научной, если она фальсифицируема, т.е. может быть опровергнута.Также она может определяться как форма развитий знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт (см. теорема, теория), или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений.Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой. Теория— учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Теория выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы. В теории каждое умозаключение выводится из других умозаключений на основе некоторых правил логического вывода. Способность прогнозировать — следствие теоретических построений. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом. Классификация методов научного познания Имперический: наблюдение, эксперимент, систематизация, описание, классификация, измерение. Универсальные: анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия(моделирование), абстрагирование, идеализация. Теоретические методы: единство исторического и логическогоя, восхождение от конкретного к абстрактному и наоборот, формализация и матемизация. Метод философии Сократа Метод Сократа, сократовский диалог - стиль ведения обсуждения и дискуссии, которые демонстрировал Сократ. Разбираясь в предмете вместе с собеседником и задавая доброжелательные вопросы, на каждый из которых следовал как правило утвердительный ответ, Сократ подводил собеседника к более полному видению предмета обсуждения и выводам, которые изначально были для собеседника не очевидными. Когда собеседник вас не понимает, хочется ему втолковать. Но если вы собьетесь на монолог и начнете давить, скорее всего, вы столкнетесь с сопротивлением и проиграете. Избегайте монолога — диалог продуктивнее. Метод Сократа заключается в том, что свою мысль вы расчленяете на маленькие звенья, и каждую подаете в форме вопроса, подразумевающего короткий, простой и заранее предсказуемый ответ. По сути, это редуцированный, хорошо организованный диалог с перехватом инициативы. Его достоинства:
Циклические и линиарные теории исторического процесса Образ круга, циклического коловращения, несомненно, стоит первым в ряду настойчивых усилий человека по познавательному овладению временем и историей. Истоками своими он восходит к архаической мифологической картине мира. Имеются в виду главным образом мифы, повествующие о периодических катастрофах и обновлениях мира, об умирающих и воскресающих богах и тому подобных вещах. Причем, что интересно, эти повествования не знают жестких локальных или региональных границ. Они встречаются у разных народов и в разных культурах.Из мифологии цикл, цикличность легко перекочевали в философию. И в таком первобытно-мифологическом виде они еще долго питали воображение философов. Духом цикличности пронизаны социально-политические изыскания Платона и Аристотеля. В их богатом творческом наследии немало места занимает проблема круговращения форм правления или государственного устройства. Платоновско-аристотелевскую концепцию основных форм государственного устройства до полной циклической определенности довел древнегреческий историк Полиби. В своей " Всеобщей истории" он очень рельефно представляет шесть форм правления, или государства, круговращательно сменяющих друг друга в ходе истории. Линеарная фигура истории. Данная концепция выражает идею прямо- или однолинейного общественного развития и связана с использованием образа линии в историческом объяснении. Прямая линия исторического развития - насколько она реальна? Не выдумка ли это досужего ума исследователей? Непредвзятое знакомство с историческими фактами может привести к противоположному образу - кривая, даже ломаная линия. Прямое эмпирическое наблюдение событий, охватываемых жизнью одного поколения, подсказывает тот же образ, ту же историческую конфигурацию. Действительно, прямым ход истории назвать никак нельзя. Наряду со спокойным, благополучным, плавным течением, периодами крутого и стремительного набора высоты в истории много отступлений, попятных и боковых движений, зигзагов, провалов, застоев и пр. Теории происхождения общества начать надо конечно с антропогенеза. считается, что человек разумный появился в неолите, до этого были люди-обезьяны. будучи слабыми и маленькими существами (это факт. люди рождаются, с точки зрения природы, недоношенными, у нас нет острых клыков, когтей, нет панциря. и мы лакомое мясо)), им приходилось сбиваться в кучи и атаковывать крупных животных: мамонтов, лосей и т.п. это первый этап - КУЧКОВАНИЕ. второй - зарождение языковых сигналов. наши предки наблюдали за животными, подражали их способу общения. и, как следствие, перенесли его в свой круг. вначале, конечно, слова были короткими формата " возьми", " опастность". далее появилась адресная речь и имена собственные. то есть этап называется РЕЧЬ. с ходом эволюции и появлением речи начали обозначаться ГЕНДЕРНЫЕ различия и отношения ВЛАСТИ и подчинения. появилась многоязыковая среда, т.к. выделились " свои" и " чужие", социальный строй внутри племени усложнился. плюс зарождение религиозного культа. и последний пункт - этап ДАРЕНИЯ. это во-первых, действительно кардинальное отличие человека от животного в архаичные времена, а во-вторых, дарение - бескорыстное и парадоксальное явление. Ну а далее, как известно, античное общество, рабовладельческий строй, феодальный, республиканский, монархический, коммунистический, социалистический, демократический, индустриальный, постиндустриальный и т.д. Общество, как система. Общество – это продукт совместной исторической деятельности людей, совокупность общественных связей, отношений и компонентов, особый тип надындивидуальной и надприродной системной организации. Общество представляет собой специфическую систему, включающую множество элементов, в число которых входят экономические, политические, семейные и другие отношения; различного уровня общности (семья, этнос, нация, государство); структурные связи. На деятельность индивида всегда накладывается некая социальная форма, Эта форма является результатом исторической деятельности людей и потому составляет для человека жизненную реальность. Таким образом, в системном аспекте общество предстает в широком и узком смысле. В широком – как совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей. В узком – как конкретно-историческая целостность или элемент этой целостности. Для системного видения общества недостаточно признания целостности разнородных и множественных элементов; необходимо еще понять характер целостности. Иными словами, стоит задача понять основания системности общества. К таким основаниям относится выделение социального явления, которое бы обладало системообразующими свойствами. Реалистическая тенденция в понимании системности общества проявляется как признание приоритета всеобщего над уникальным, единичным. Номинализм, наоборот, считает, что подлинной реальностью обладает лишь единичное, т. е. конкретный индивид, и, следовательно, социальное есть совокупность свойств, присущих отдельным индивидам. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы