Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Космологизм и поиск субстанции в античной философии.
Спецификой древнегреческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов - Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, представителей так называемой милетской школы (VI век до н.э.), несколько позднее - пифагорейцев, Гераклита, Эмпедокла так и называли - " физиками", от греческого слова physis - природа. Направленность их интересов определялась в первую очередь характером мифологии, традиционных языческих верований и культов. А древнегреческая мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Но между мифологией и философией имелось существенное различие. Миф повествовал о том, кто родил все сущее, а философия спрашивала, из чего оно произошло. В " Теогонии" первого известного по имени древнегреческого эпического поэта Гесиода читаем, что раньше всего возник Хаос, затем Земля, Тартар (подземное царство) и Эрос - любовное влечение, Хаос породил Ночь и Мрак, от их любовного союза возникли День и Эфир. Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого все произошло. У Фалеса это - вода, у Анаксимена - воздух, у Гераклита (ок. 544 - ок. 483 до н.э.) - огонь. Само же первоначало представляло собой не просто вещество, как его понимает современная физика или химия, а нечто такое, из чего возникает живая природа ивсе населяющие ее одушевленные существа. Поэтому вода или огонь здесь - это своего рода метафоры, они имеют и прямое, и переносное, символическое значение.
Уже у первых " физиков" философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего. В этом подходе сказался объективизм и онтологизм античной философии (термин " онтология" в переводе с греческого языка означает " учение о бытии" ). Ее центральный мотив - выяснить, что действительно есть, иными словами, пребывает неизменным во всех своих изменчивых формах, а что только кажется существующим. Уже раннее философское мышление по возможности ищет рациональные (или представляющиеся таковыми) объяснения происхождения и сущности мира, отказываясь (хотя вначале и не полностью) от присущих мифологии персонификаций, а тем самым от образа " порождения". На место мифологического порождения у философов становится причина.
Для первых " физиков" характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения. Особенно ярко это представлено у Гераклита, согласно которому все сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей; не случайно Гераклит считал первоначалом огонь: огненная стихия - самая динамичная и подвижная среди элементов космоса. Однако мышление первых философов еще не свободно от образно-метафорической формы, в нем логическая обработка понятий еще не заняла сколько-нибудь заметного места. 2) Онтологизм античной классики. Освобождение от метафоричности мышления предполагало переход от знания, обремененного чувственными образами, к знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями. Одним из важных этапов такого перехода для греков было учение пифагорейцев (получивших это имя от основателя школы - Пифагора, жившего во второй половине VI века до н.э.), которые считали началом всего сущего число, а также учение элеатов - Ксенофана, Парменида, Зенона (конец VI - начало V века до н.э.), у которых в центре внимания оказывается понятие бытия как такового. Постмодернизм. 1980-е гг. Деррида П.- Ж., Лиотар Ж.-Ф., Фуко М., Бодрийар Ж. и др. Постмодернизм характеризуется двумя основными чертами - распадом характерного для модерна единства и ростом плюрализма. По мнению Лиотара, до последнего времени единство знания, мировосприятия обеспечивалось влиянием " великих базовых идей" - " метарассказов". Это - религия и история, наука и искусство, марксизм и либерализм и т.п. целостные идейные системы, обеспечивавшие целостное восприятие мира. Постмодернизм - это " недоверие к метарассказам", великим " объяснительным системам", это " конец метарассказов". Что означает освобождение мира от унифицирующей монокультуры и выход к культуре многообразия. Признание многообразия и равноценности любых культурных форм, отказ от установления какого бы то ни было иерархического порядка - главный лозунг постмодернизма. Информационная культура явилась важнейшим фактором становления постмодерна, обусловившим переход от производства вещей (модерн) к производству знаков, символов, информации. Основными ценностями выступают свобода (freedom), разнообразие, толерантность и взгляд на общество, где «все авторы и актеры» (Луман). Ключевыми понятиями постмодерна являются плюрализм и деконструктивизм, предполагающие решительный отказ от идей целого, универсального и абсолютного, от «гранд-нарративов» («больших повествований» и научных описаний), равно как и от аналитических процедур поиска смысла. Однако постмодерн не отказывается от возможности новых «нарративов», таких как перфоманс (performanse) — текущая событийность, ситуативность; симулакр (творческий монтаж имитированной реальности); эффективность (а не истина); язык и коммуникация как источник легитимации знаний; актуальность задач, относящихся к «здесь и теперь». Постмодерн много сделал для того, чтобы освободить мышление от упрощающих схем, застывших стереотипов, отживших мифологем, ограниченности позитивистской картины мира, противопоставив им творческое воображение, историко-философскую эрудицию, литературный талант, метафоричность. Основными средствами реализации замысла выступают текст/контест (новый язык философии) и принцип деконструкции. Автор «деконструкции» — Ж. Деррида начинает ревизию философского рационализма с разрушения устоявшейся типологии и иерархии философских проблем, размывая грани между философией, литературой и критикой, уравнивая философскую и поэтическую рефлексию. С философской точки зрения постмодерна писатели, логики, физики, моралисты занимаются одним и тем же — создают и пересоздают системы описания объектов. Результатом этой деятельности являются бесконечные разговоры внутри локального сообщества в соответствии с его традициями. Деконструкция — наиболее радикальный метод философской критики, для которой предшествующая философия — это письменность. «Только то, что написано, дает мне существование, ибо оно называет меня». Результатом взгляда на философию-как-на-литературу является глубокая деконструкция истории философии, проступающая в виде дезорганизации, рекомпозиции. Постмодерн критикует разум (рационализм) за инструментальность и малую коммуникативность. «Новый» философский разум в отличие от рационального утверждает парадигму лингвистического поведения (Р. Рорти), для которого характерна общая установка на «размывание контуров», «переломы, просветы, вырезы, края, трещины, обрывы». Новая рациональность — это сформированный на основе информационной культуры иррационализм, выросший из признания символических и виртуальных реальностей третьим, наряду с материальной и идеальной, типом реальности. Для постмодерна тайна (суть) вещей в том, что у них нет сущности. Черты постмодернистского текста — интертекстуальность, ирония, метаречевая игра. «Страна дискурсов» Дерриды и Лиотара — это сплошная метафоризация и интерпретация текста, приводящая к потере той грани, которая отделяет серьезную теоретическую работу от эстетически экстравагантных языковых игр. Главное —не что сказал автор, а чего не сказал и почему (Деррида). Деонтологизация мира знаний и знаний о мире приводит постмодернистов к деконструкции истины и объективности. Каждое общество в соответствии с его культурой и историей вырабатывает свое понимание истины и ее критериев. Отсюда неограниченный плюрализм, тотальный либерализм в производстве и выборе дискурсов с установкой на оригинальность, свободу, новизну. В человеке интересно только неповторимо индивидуальное, неставшее, неоформленное, более человечное, нежели структура. «Нет ничего более бесчеловечного, чем прямая линия». «Забудьте все, чему вас учили — начинайте с мечты». Человек в постмодерне бесконечно плюрален; отсутствие единой системы ценностей ведет к такому множеству позиций, которое не способно стать единством. Отказ от «внутреннего» — главное в философии сознания постмодерна. Картина сознания предстает в виде интегрированной системы психологических состояний индивида, каждый элемент которой соотносится с другими элементами, а ввод новой информации — с информацией, полученной в прошлом. История - это процесс закономерной смены эпох. Новая эпоха ничем не обязана предыдущей и ничего не передаст последующей, посколь ку основана на «радикальной прерывности». Социальная доктрина постмодернизма основана на следующих тезисах: а) общество являет собой не кинофильм, а «моментальный снимок»; б) отсутствует, по сути, целеполагание; общество теряет интерес не только к высоким, но и к скромным целям, наступает «гипертрофия средств и атрофия целей» (П. Рикер); в) общество утратило системность и целостность; г) в информационном обществе изменилась сущность социализации: девиации (отклонения) важнее, чем классическая «спокойная» социальность.
6.Философский рационализм Сократа (469 - 399 гг. до н. э.). Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог. Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название " майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д. Философ был сторонником этического реализма, согласно которому. • любое знание есть добро; • любое зло, порок совершается от незнания. Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом — цикутой.Историческое значение деятельности Сократа в том, что он: • способствовал распространению знаний, просвещению граждан; • искал ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и т. д.; • открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании; • ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов; • воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых " сократических школ". Бытие как ф. категория. Бытие - это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя всё сущее. Небытие - полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Это состояние, единое с бытием и противоположное ему. Смысл понятия " бытие": * окружающий мир, предметы, явления реально существуют; * Окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе; * Материя и дух - единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют. Субстанция - самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чём, кроме самой себя. Основные формы бытия: * Материальное - существование материальных тел, вещей, явлений окружающего мира; * Идеальное - существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия; * Человеческое - существование человека как единства материального и духовного, бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире; * Социальное - включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества; * Ноуменальное (ноумен - вещь в себе) - бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны; * Феноменальное (феномен - явление, данное в опыте) - кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект. Философия Платона.
Платон — крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной школы Философии — Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Особенности Платон — первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство произведений Платона написаны в форме диалогов. Платон является основателем идеализма. Главные положения идеалистического учения Платона * Материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращаются своё существование; * Окружающий мир («мир вещей») также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; * Реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы); * Чистые идеи истинны, вечны и постоянны; * Любая существующая вещь является всего лишь отображением первоначальной идеи данной вещи. Например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна. * Весь мир является отображением чистых идей. Основные положения гносеологии Платона * Поскольку материальный мир является лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего именно «чистые идеи»; * «Чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания даёт не достоверное знание, а лишь мнение); * «Чистые идеи» можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию); * Высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи». Сознание как ф. категория. 1) Сознание – человеческая способность идеального (посредством идей) воспроизведения действительности в мышлении. Высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Генетические предпосылки сознания – “отражение” (способность одних- материальных систем запечатлевать свойства воздействующих на них других систем) и информационное взаимодействие (информационное отражение, как свойство живой природы). Психика – вид информационного взаимодействия. Возникновение сознания связано с формированием культуры, с- необходимостью фиксации навыков, способов и норм преобразовательной общественной деятельности. В этом общественная природа сознания. Два уровня сознания: общественное (в форме идеологии, морали, - науки, культуры) и индивидуальное (в котором происходит освоение социокультурного опыта в вышеперечисленных формах). Важная черта сознания – способность оценить ситуацию “извне”, не- являясь ее непосредственным участником определить свое отношение к ней, сформулировать позицию. Сознание носит характер целенаправленного отражения- действительности – человек не просто фиксирует ситуацию, но рассматривает ее с точки зрения норм, установок, представлений о должном. Прорабатывая свое отношение к миру, человек развивает самосознание.-
2) Самосознание – осознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Это выделение себя, своего отношения к себе, оценка своих возможностей. Уровни самосознания: • Осознание своего тела, его вписанности в мир вещей (самочувствие). • Осознание себя в качестве принадлежащего к определенному человеческому сообществу, культуре, социальной группе. • Возникновение сознания Я, похожего и одновременно отличного от других людей, свободного и ответственного, способного на самоконтроль и на самооценку. Для осознания себя необходимо осознание другого человека как себе подобного, что происходит в процессе взаимоотношений- Рефлексия – явная форма самосознания, когда те или иные феномены сознания анализируются субъектом.- Для наиболее полного понимания человеком себя рефлексия- (направленное на себя сознание) должна сочетаться с суждениями “со стороны”, мнением других людей. Предметность самосознания – тело человека, его сознание и- познавательный процесс не входят непосредственно в круг предметов его сознательного опыта. “Трогая” сознанием какой-то объект мы осознаем сам объект, а не себя. Так же как трогая пальцем предмет мы чувствуем его, а не палец. Сознание – важное связующее звено между личностью и деятельностью, так как оно определяет, кем в этом мире видит себя человек, и что исходя из этого, он должен делать. Философия Аристотеля. Для Аристотеля этика, в отличие от физики и математики, есть практическая наука, Последней целью и последним благом является счастье. Но что такое счастье? Счастье для Аристотеля — это не жизнь, растраченная на удовольствия, наслаждения и развлечения, это не почести и успех и не богатство, а совпадение добродетели человека с внешней ситуацией. Добро связывается с обилием добродетелей, зло с их скудостью. Аристотель особенно высоко ценил следующие добродетели: разумная мудрость, практическая мудрость, рассудительность, мужество, умеренность, щедрость, правдивость, дружелюбие, любезность. Превыше всего Аристотель ставил разумную мудрость, ибо это та добродетель, с помощью которой постигается любая реальность, благодаря ей постижим и бог. Гармоническим сочетанием всех добродетелей является справедливость. Добродетелям можно и нужно научиться. Они всегда выступают серединой, компромиссом благоразумного человека: «ничего слишком...». Великодушие есть середина между тщеславием и малодушием, мужество — середина между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость — середина между расточительностью и скупостью и т.д. Ф. учение о материи. 1)Материя – объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им. (Ленин В. И.) Материя – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Материя не может существовать вне движения.- Движение может сохранять или не сохранять качественное состояние предмета.- Движение материи может быть физическим (неживая материя), биологическим (живая) и социальным (общество)- 2) Уровни организации неживой материи: • Метагалактика • Системы галактик • Галактики • Планетные системы • Планеты • Макротела • Молекулы • Атомы • Элементарные частицы Живая материя: • Биосфера • Человеческое общество • Биоценозы (взаимосвязанные популяции) • Популяции • Многоклеточные организмы • Клетки • Доклеточный уровень (ДНК, РНК, белки) 3) Пространство и время. Пространство отражает структурную организацию материального мира.- Время отражает длительность процессов.- Пространство и время – формы бытия материи- Многомерность пространства-времени (4 измерения)- Концепции пространства и времени: Субстанциальная. Пространство и время существуют независимо от материи. (Демокрит, Ньютон). Реляционная. Пространство и время – особые отношения между объектами и вне их не существуют. (Лейбниц). Пространство-время отражаются в 3х сферах – биологической, неживой природе и социальной (как и материя)- Социальное пространство-время не сводится к отношениям материальных- вещей, а включает их отношение к человеку, отношения между людьми, человеческое сознание. Социально-историческое время течет неравномерно, уплотняясь и ускоряясь по мере общественного прогресса.- Антропоцентризм. (от греч. ά ν θ ρ ο π ο ς — человек и лат. centrum — центр) — ненаучное идеалистическое[1] воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Антропоцентризм представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии, то есть приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. В античной философии антропоцентризм сформулировал Сократ, позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики и некоторые философы нового времени[2]. Согласно американскому медиевисту Линну Уайту (Lynn White Jr) антропоцентризм возник как результат двух исторических образований:
Начиная с эпохи Возрождения человек в философии перестаёт рассматриваться как причастный к Богу[4]. К событиям в науке, затрагивающим место человека во Вселенной, относятся, главным образом, гелиоцентрическая система мира Коперника, сместившая фокус с человека на Солнце и эволюционная теория Чарльза Дарвина, спустившая В философии под антропоцентризмом понимается сосредоточие философских исследований на проблематике человека[6]. Антропоцентризм ставится в оппозицию мировоззрению монотеистических религий (теоцентризму, господствовавшему в Средние века), где центром всего является Бог, а также античной философии (космоцентризму), где в центре всего находится космос[7]. В эпоху Возрождения происходит превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности[4]. Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму. Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах. 4. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в философии французского Просвещения начало формироваться еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 — 1794 гг. и после ее завершения. К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон. Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы