Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Пантеистическая тенденция ньютоновой теологии: протяженность Бога



Как видим, здесь идет полемика не просто двух ученых, но, скорее, двух теологов, по-разному толкующих природу и сущность Бога, шире - сущность духа вообще. У Декарта Бог чисто духовное, а потому непротяженное бытие, бытие сверхприродное, трансцендентное, поскольку природа есть в первую очередь протяжение, которое у Декарта тождественно материи. Что касается Ньютона, то он различает протяженность и телесность, полагая, что Бог бестелесен, но протяжен, а потому протяженность есть нечто нетварное, совечное самому Богу61. И если у Декарта материя рассматривается как протяжение, то у Ньютона она есть скорее сила.

Судя по всему, Ньютон в этом вопросе идет за Генри Мором, тоже считавшим, что Бог " протяжен на свой манер", и полемизировавшим с Декартом. В письме к Декарту от 11 декабря 1648 г. Мор так обосновывает свою точку зрения: "...Причиной, заставляющей меня считать, что Бог протяжен на свой манер, является то, что Он присутствует везде и полностью заполняет всю вселенную и каждую из ее частей; иначе каким образом Он сообщит движение материи - что Он некогда сделал и что Он, согласно Вам, делает в настоящее время, - как не соприкасаясь, так сказать, определенным образом с материей или по меньшей мере если Он некогда не соприкоснулся с ней? а этого Он никогда не сделал бы, если бы не присутствовал везде актуально и не заполнял собой каждое место и каждую область. Бог, следовательно, протяжен и распространен на свой манер; следовательно, Бог есть протяженная вещь..." 62.

С точки зрения Ньютона, отстаиваемая Декартом трансцендентность Бога ведет к обезбожению мира, к отсутствию в нем Бога, что открывает путь к атеистической, материалистической интерпретации природы. Характерен аргумент Мора и Ньютона: чтобы Бог мог создать протяженную вселенную, материю, Бог должен быть сам протяженным - ибо как иначе Он может создать нечто, абсолютно ему инородное?

Именно эти соображения служат у Ньютона теологическим обоснованием его попытки вернуть природе-отнятую у нее картезианцами активность, силу, самостоятельность, вернуть ей то, что связано с душой и жизнью. Но как понимать тезис о протяженности Бога? Ведь все протяженное делимо; значит, Бога тоже надо мыслить делимым на части, как всякую материальную вещь? Как известно, в " Математических началах натуральной философии" Ньютон вводит понятие абсолютного пространства, которое он мыслит всегда равным себе, мыслит самотождественным и неподвижным. " Абсолютное пространство, - пишет он, - по самой своей сущности, безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным. Относительное есть его мера или какая-либо ограниченная подвижная часть, которая определяется нашими чувствами по положению его относительно некоторых тел и которое в обыденной жизни1 принимается за пространство неподвижное..." 63

Отвергая картезианское отождествление пространства с материей, Ньютон утверждает существование нематериального пространства, неподвижного и вечного (совечного Богу), - оно выступает как " вместилище" всего, что существует в физическом мире. В известном смысле Ньютон сближается здесь с атомистами, в отличие от Декарта, допускавшими пустоту, в которой движутся материальные частицы - атомы. Но если у атомистов пустота - это синоним отсутствия, небытия (Декарт потому и отвергал пустоту, что не мог признать небытие существующим), то у Ньютона пустота есть присутствие, но не материи, а Бога. Абсолютное пространство Ньютон наделяет особым свойством активности, называя его " чувствилищем Бога" (Sensorium Dei). Вот недвусмысленное высказывание Ньютона по этому поводу: " Не там ли чувствилище животных, где находится чувствительная субстанция, к которой через нервы и мозг подводятся ощутимые образы предметов так, что они могут быть замечены вследствие непосредственной близости к этой субстанции? и если эти вещи столь правильно устроены, не становится ли ясным из явлений, что есть бестелесное существо, живое, разумное, всемогущее, которое в бесконечном пространстве, как бы в своем чувствилище, видит все вещи вблизи, прозревает их насквозь и понимает их вполне благодаря их непосредственной близости к нему" 64.

" Чувствилищем Бога" называет абсолютное пространство и С.Кларк в переписке с Лейбницем, защищая здесь точку зрения, общую у него с Ньютоном65. Аналогия между " чувствительной субстанцией" человека или животных, т. е. душой, с одной стороны, и " чувствилищем" божественным - с другой, приводит к мысли, что ньютоново абсолютное пространство, обеспечивающее всемирное тяготение, есть в сущности нечто вроде мировой души неоплатоников или мировой пневмы стоиков - та и другая осуществляют связь всех его органов и отправлений. В пользу такого понимания абсолютного пространства говорит и тот факт, что оно, согласно Ньютону, является неделимым. " Пространство конечное, как и бесконечное, - пишет Кларк, поясняя точку зрения свою и Ньютона, - совсем неделимо, даже мысленно, ибо представить себе, что его части отделены друг от друга, это значит допустить, что они отделены от себя; однако пространство не есть простая точка" 66.

Сам же Кларк подчеркивает и аналогию пространства с душой, указывая, что душа тоже неделима и что это не2 значит, будто она присутствует только в одной точке, т. е. что она внепространственна. Тем самым, по мнению Кларка, подтверждается2 мысль, что нечто протяженное может в то же время быть неделимым.

Налицо пантеистическая тенденция в ньютоновской натурфилософии, тенденция к сближению Бога и мира. Правда, Ньютон не согласен считать пространство мировой душой, поскольку это понятие трудно совместимо с христианством, но идея общей одушевленности мира ему не чужда. Декарт элиминировал из2 природы все нематериальное, перенеся его в Бога. Согласно Ньютону, это воззрение в корне ошибочно. В природе существуют активные, динамические начала; к ним прежде всего принадлежит сила тяготения, которую, по словам Ньютона, признавали древние философы Халдеи и Греции. Эти начала происходят " от могущественного, вечного агента; пребывая всюду, он более способен своею волей двигать тела внутри своего безграничного чувствилища и благодаря этому образовывать и преобразовывать части Вселенной, чем мы посредством нашей воли можем двигать части наших собственных тел" 67.

Апелляция к халдейским магам и греческим философам здесь не случайна. Учение об абсолютном пространстве идет у Ньютона не столько от христианской теологии, сколько от эзотерических учений, связанных с возрожденческим неоплатонизмом и каббалой и распространившихся в натурфилософии XVI и XVII вв., в особенности среди алхимиков, к которым, как известно, принадлежал и Ньютон 68. Надо сказать, что Ньютон не сразу пришел к той интерпретации силы тяготения, которую мы обнаруживаем в " Началах". В течение многих лет он размышлял над природой силы, приводящей тела в движение, но не мог дать однозначного ответа на этот вопрос. Первоначально английский ученый придерживался широко распространенной гипотезы всемирного эфира как той среды, с помощью которой передаются различные силы. Она тем более привлекала естествоиспытателей, что позволяла объяснять действие силы не только в неживой, но и в живой природе. С помощью гипотезы эфира Ньютон объяснял в то время и природу тяготения, не допуская при этом действия на расстоянии и тем самым не отходя Далеко от механистических принципов картезианства. Тяготение Ньютон рассматривал в то время как " универсальную силу, которая, по всей видимости, является притяжением, следующим закону обратных квадратов, хотя фактически она возникает при контактном взаимодействии между эфиром и материей" 69.

Механизм действия эфира на плотную материю Ньютон представлял себе примерно так: любое тело - планеты или Солнце - является носителем циклического процесса, преобразующего эфир:

поток эфира постоянно падает на Землю и пронизывает собой ее части, плотность эфира возрастает по мере потери им количества движения в2 процессе взаимодействия с материей Земли; сгущенный эфир вытекает из Земли, образуя атмосферу, а затем рассеивается в эфирных пространствах, принимая первоначальную форму. С помощью эфира Ньютон объяснял не только гравитационное притяжение Земли, но и химические процессы, и световые явления, и явления электростатические, а также теплоту, звук и, как мы уже упоминали, ряд отправлений живого организма. Пытаясь сделать понятной роль эфира в движениях животных, пишет С. И. Вавилов, Ньютон опирается на то, что " некоторые несмешиваемые вещи становятся смешиваемыми посредством третьей вещи", и приводит несколько химических примеров. " Подобным же образом - заключает он, - эфирный животный газ в человеке может быть посредником между эфиром и мускулярными соками, облегчая им более свободное смешение... Сделав ткани боле смешивающимися с обычным внешним эфиром, этот спиритус позволяет эфиру на мгновение свободно проникать в мускул легче и обильнее, чем это произошло бы без его посредства; эфир снова свободно выходит, как только посредник смешиваемости устраняется... Благодаря этому произойдет растяжение или сжатие мускула, а, следовательно, и животное движение, зависящее от этого" 70.

Обратим внимание на такие понятия, как " эфирный животный газ", " спиритус", - они ведут свое происхождение от герметической традиции, так же как и само понятие эфира, игравшее ключевую роль в натурфилософии Б.Телезио (1508-1588), И. Б. ван Гельмонта (1577-1644), А. Т. Парацельса (1493-1541) и других представителей магико-оккультных наук. Именно следуя этой традиции, Ньютон вводит посреднические сущности, которые называет то: эфирным животным газом в человеке", то " мировыми духами", то " спиритусом", чтобы как-то нагляднее представить - " в воображении", как сказал бы Декарт, - как может действовать то, что впоследствии он назвал всемирным тяготением71.

Этот круг понятий имел своим источником, однако, не только " философов Халдеи", не только " магическое знание" оккультных наук, но и " философов Греции". В самом деле, эфир в свое время был введен как " пятый элемент" в физике Аристотеля; от четырех " подлунных" элементов - земли, воды, воздуха и огня - эфир отличался своей тонкостью и, так сказать, нематериальностью: точнее, он находился как бы " посредине" между материальным и нематериальным, обеспечивая благодаря этому правильность и самотождественность движений в надлунном мире. Но аристотелевская концепция эфира была пересмотрена в период становления нового естествознания, стремившегося преодолеть несоизмеримость земного и небесного миров; новой натурфилософии, развившейся в эпоху Возрождения, так же как становящейся классической физике, было значительно ближе понятие эфира, еще в III и II вв. до н. э. разработанного античными стоиками. И не случайно стоицизм пользовался большим влиянием как в эпоху Ренессанса, так и в XVII в.; интерес вызывала не только этика стоиков, но и их натурфилософия, альтернативная по отношению к перипатетической, служившей в тот период главным объектом критики.

Стоики отрицали существование эфира в его аристотелевском понимании - как пятого элемента, стихии небесного мира. С их точки зрения эфир, или так называемая пневма, т. е. тончайшая материя, родственная душе, - а стоики считали душу материальной, протяженной72, - проникает собою все тела и в небесном, и в земном мире, тем самым обеспечивая единство космоса. Вот что рассказывает об этом учении Диоген Лаэртский " Весь мир есть живое существо, одушевленное и разумное, а ведущая часть в нем - это эфир Так пишет Антипатр Тирский в VII книге " О мире", Хрисипп в I книге " О провидении" и Посидоний в I книге " О богах" говорят, что ведущая часть в мире это небо, а Клеанф - что это солнце Впрочем, Хрисипп в той же книге говорит и несколько иначе что это чистейшая часть эфира, называемая также первым Богом и чувственно проникающая все, что в воздухе, всех животных, все растения и даже (как сдерживающая сила) саму землю" 73

В пользу телесности души стоик Хрисипп приводит следующий характерный аргумент " Смерть есть отделение души от тела Но ничто нетелесное не может отделиться от тела, точно так же нетелесное не может соприкасаться с телом Душа же и прикасается к телу, и отделяется от него, следовательно, душа есть тело" 74 Согласно стоикам, Бог тоже есть " чистейшее тело" 75, а мир и небо это субстанция Бога76

Учение стоиков справедливо характеризуют как пантеизм77 Правда, некоторые исследователи, в том числе и такой знаток античности, как Эд Целлер, считают учение стоиков материалистическим78 Русский философ H О Лосский не согласен с Целлером, он считает, что сущность этого учения составляет не материализм, а динамизм " Стоицизм есть не материализм. Это динамизм, видящий везде в мире деиствование, исходный пункт которого всегда есть напряжение (тонус), усилие, стремление к определенной осмысленной цели, именно к осуществлению телесного бытия, воплощающего в себе разумный порядок Основное начало в стоической метафизике есть не вещество, а сила" 79

В пантеистическом учении стоиков, в котором эфир, или Небо, или " первый Бог" проникает собою, связует и одушевляет все сущее, не только снималась онтологическая граница между Небом и землей, но и давалось иное по сравнению со средневековым, христианско-теистическим истолкование материи ведь этот всепроникающий элемент Spiritus mundi мыслился ими как нечто телесное " Мир един, конечен и шарообразен с виду Его окружает пустая беспредельность, которая бестелесна, а бестелесно то, что может быть заполнено телом, но не заполнено Внутри же мира нет ничего пустого, но все едино в силу единого напряжения и дыхания, связующего небесное с земным" 80 Бестелесное, таким образом, приравнивается у стоиков к пустому, а эфир, который, как видим, называется еще и " дыханием" (спиритус это не только " дух", но и " дыхание" ), характеризуется также как " напряжение"

Понятия пространства, эфира, " мирового дыхания" или " мировых духов" ассоциировались у некоторых возрожденческих натурфилософов с мировой душой неоплатоников, которая мыслилась как тончайшая материя или, как мы видели у Г Мора, И Ньютона и С Клар ка, как пространство При этом2 последнее рассматривается как одушевленное пространство у ряда представителей герметизма81, у Ньютона и Кларка, желавших остаться в пределах христианской теологии, оно получает название " божественного чувствилища"

У алхимиков стоическая " пневма" истолковывалась как " жизненный дух" или " архей", всеобщий " деятель" природы Не забудем, что Ньютон, как показали исследования последнего периода, занимался алхимией около тридцати лет, он интенсивно ставил алхимические опыты не только в молодости, в 70-е, но и в 80-е годы82 Алхимические опыты и исследования Ньютона были непосредственно связаны с его размышлениями о природе тяготения, что лишний раз подтверждает ньютоновский трактат " О тяготении", изданный в числе других неопубликованных рукописей английского ученого.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 736; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь