Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культурные традиции востока и запада и типы философского мышления



Культурные традиции востока и запада и типы философского мышления

ВОСТОК: Первые ф. учения и школы возникли на Востоке (Индия, Китай)

Ф. традиция Индии зародилась во II-I тыс. до н.э. Одной из первых систем индийской ф-и стала Веданта. Первооснову мира ведантисты видели во всепроникающем, всеобъемлющем, или чистом сознании – Брахмане. Ведантисты считали, что чел.родился из огня, живет горением и уходит в огонь. Др.Ф.системы Индии - буддизм, ведизм, локаята. В основе буддизма лежит учение о 4-ех истинах, смыслом которых выступает избавление страдания. В настоящее время более 300 течений. Буддизма. – это идеология.

Расцвет ф-и Др.Китая приходится на 6-3вв. до н.э

1) Даосизм –. Даосизм – все в мире находится в развитии.

2) Конфуцианство –Концепция человеколюбия 1. Забота о людях, 2. Золотая средина. 3. Человеколюбие.

3) Моизм – основан на идеях всеобщей любви, преуспеваемости и взаимной пользы.

ЗАПАД: Античная Ф. 4 этапа развития античной Ф.:

1. Досократовский – вопросы об основах мироздания и источниках движения.

2. Классический– анализ процессов познания, что такое сущность объектов, явлений, процессов. (Платон, Аристотель)

Методом познания у Платона является диалектика. Философия Плотона - первая рац-но, логически построенная система объективного идеализма.

Аристотель считал, что душа присуща всем объектам живой природы. Она имеет 3 уровня: вегетативный—душа растения; чувственный—преобладает животных; разумный—присущ лишь человеку. Идеал государства—общество, к-рое опирается на част. соб-ть, на орудия труда, рабов и землю.

3. Эллинистический–Вопросы о смысле жизни, нравственности, жизни и смерти, выживания в экстремальных ситуациях.

4. Римский– продолжилась разработка тематики 3-го периода.

Осн. исследовательские стратегии в классич. и посткласич. западноевроп. фил.-ии

Класс.фил. – до середины XIXв. Посткласс. – след. этап.

Классика – идея исторического прогресса , линейной направленности чел.история, исторический оптимизм (рождается цивилизация XVIII в), постклассика – не линейные модели соц.развития, в ряде случаев отказ от самого термина прогресс.

Осн.? класс. Ф. – это отношение чел.сознания к внешнему миру, человек – мир. Первая сторона ОВФ – 1) что первично материя или сознание, 2) – познаваем ли окр.мир -это и есть СТРАТЕГИИ, в решении этого вопроса. 1)Общая стратегия идеализма: первичным явл.духовное начало.2)Гносеологический оптимизм –мир для человека открыт. Агностицизм-знания о мире не полные, не достоверные, не совершенные.

Осн. стратегии постклассич. западноевроп. фил.-ии

Аналитическая стратегия.Позитивизм (П). П. выступал с критикой религии и фил.идеализма.

Неопозитивизм (НП) принципиально противопоставлял науку фил-и.

Постпозитивизм (ПП) - Одной из осн-х тенденций ПП стало коллективиское понимание субъекта науч.познания. Научные коммуникации, традиции, профес-ое обучение—все то, что спос-ет формир-ю стиля мышления.

Экзистенциональная-феноменологическая стратегия

Экзистенциализм (Э). Ее крупные представители—Хайдеггер и Ясперс Экзистоц-ое мышление связано с внутренней духовной жизнью личности, с ее интимными переживаниями. Страх —важнейшее понятие фил-ии Э-ма.

Феноменология Ф—строго научная фил-я о феноменах сознания как о чистых сущностях, образующих мир идеального бытия.

Философия и национальное самосознание.

Самосознания нации включает в себя: приверженность к нац.ценностям (языку, территории, народ.творчеству);

Истоки и основные этапы развития фил.мысли Беларуси.

Формирование условий, подготовивших возможность возникновения фил. Беларуси, следует связать с принятием христианства во времена Киевской Руси. Начало процессу христианского просвещения было положено Рогнедой., также полоцкая княжна Ефросиньи (Полоцкой). Становление же профессиональной фил.деятельности в Б.произошло в период Возрождения; оно связано с именем Ф.Скорины. В истории фил.мысли Бел.выделяют след.периоды:

1)Нач.XVI века. Бел.философская мысль эпохи Возрождения воплощала осн.черты фил.европейского Возрождения Для бел.культуры была характерна задача актуализации христианско-гуманистических ценностей (Франциск Скорина, Сымон Будный);

2) Со 2 пол.XVI на тер. ВКЛ развернулось движение Реформации. Видным идеологом одного из течений Реформации был Сымон Будный.

3) Конец ХVI – ХVII вв. философия позднего Возрождения, контрреформации и барокко. Формулируются задачи защиты национально-культурного своеобразия белорусов, их национально-политического самоопределения. Гуманистические тенденции этого периода, представлены Казимиром Лыщинским и Симеоном Полоцким.

4) Конец ХVIII – начале ХIХ в. происходило становление на территории Беларуси и Литвы классического естествознания

5) С середины ХIХ в. осмысление идей национального возрождения осуществлялось в художественной литературе (А. Мицкевич, В. Дунин-Мартинкевич, Ф. Богушевич).

6) В ХХ в. эта традиция была продолжена Я. Купалой, Я. Коласом, М. Богдановичем, М. Горецким.

7) Распад Советского Союза и образование суверенной Республики Беларусь дали новые импульсы поискам национальной идентификации белорусов, стимулировали обращение к национальной духовной традиции, освоению ценностей, выработанных в белорусской философской культуре.

5 Многомерность феномена философии, статус и функции философии в современном мире.

Многомерность фил.это ее разные функции: мировоззренческая, методологическая, соц.-критическая

Стр.-ра философии:

1)учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеч.общ.-ва (соц. ф. и ф. истории), 2)учение о человеке и его бытии в мире (философск. антропология), 3)теория познания (гносеология), аксеология-учение о цен, 4) проблемы теории познания и творчества, 5)этику, эстетику, 6)праксиология-учение о практике

Ф.-ции философии: 1)Мировоззренческая-способств. формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, пр.-ов взаимод.-ия с окруж. миром

2)Методологич.-закл.-ся в том, что ф. вырабатывает осн. методы познания окр. действительности, 3)Мыслительно-теоретич. ф.-ция – выр.-ся в том, что ф. учит концептуально мыслить 4)Гносеологич.-правильное достоверное познание окр. Действ-ти, 5)Критич. – подвергать сомнению окр. мир, искать новые черты, кач.-ва, вскрывать противоречия, 6)Аксиологич. цель – быть «ситом», ч/з к.-рое пропускать все нужное и ценное, 7)Соц.-объяснить эволюцию общ.-ва, его возникновение, стр.-ру, эл.-ты, движ.силы 8) Воспитательно-гум.- помочь чел. адаптиров.-ся в окр. мире и найти смысл жизни, 9) прогностич. – закл.-ся в том, чтобы на основании имеющихся фил. знаний об окр. мире и чел.спрогнозировать тенденции развития чел., природы и общ.-ва

Онтология как философское учение о бытии.

Почему существует мир, как он устроен и каким законам подчиняется, зачем в нем существует человек, каким был бы мир без меня и будет после меня? Все эти? сост.содержание фундаментальной проблемы фил. — проблемы существования. Ее анализом и решением издавна занимается раздел фил.знания — онтология, т.е учение о бытии всего сущего, о его сущности и всеобщих принципах организации.

Онтологический анализ мира проводится с помощью довольно обширной системы философских категорий: субстанция, материя, движение, пространство, время и т.д. Центральными из них выступают понятия бытия и небытия. Фил.категория “бытие” отражает “существование как таковое” безотносительно к его конкретному носителю.

Вместе с тем человек осознал когда-то, что в окружающем мире наряду с фактом присутствия вещей и явлений есть и “эффект отсутствия. Категория небытия и обозначает свойство вещей и явлений не существовать, отсутствовать, быть нереальными. Это свойство, во-первых, присуще в потенции каждому конкретному сущему, поскольку оно не вечно; во-вторых, оно характерно для тех явлений, которые никогда не станут предметной действительностью — например, вечного двигателя или бесчисленного множества других явлений, о кот. мы даже ничего не знаем именно потому, что они составляют сферу небытия.

Уровни взаимод-я к-р

-этнический(отнош м/д локал-ми этносами)

-межнац-ый(диалог различных гос-полит стр-р и полит элит)

-цивилизац-ый(встреча разл-ых типов социальности, с-м ценностей и форм культу­ротворчества)

Типологизация методов

Тип знаний может быть методологический (на базе теории формируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности) и объяснительный (выявление причинных и иных зависимостей, многообразие связей данного явления, существенных характеристик и его происхождение и развитие).

 

Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Академич, отраслевая и вузовская наука: цели, задачи и перспективы развития

Фундаментальная наука - это наука, имеющая своей целью создание теоретических моделей, практическая применимость которых неочевидна. Прикладная наука - наука, направленная на получе-е конкретного научного результата, который может использоваться. Непосредственная цель прикладных наук — применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и практических проблем. К фундаментальным исследованиям относятся экспериментальные и теоретические исследования, направленные на получение новых знаний без какой-либо конкретной цели, связанной с использованием этих знаний. Их результат — гипотезы, теории, методы и т.п.

В наст Вр. Сфера науч.деят-ти обрела разветвл сист она включ. 3 гл. сектора: академ-ий, вуз-ий и отраслевой. Акад-ая наука орг-на в виде системы научно-исслед-их инстит., объед-ых в Нац-ые и отрас-ые (мед-ие, техн-ие, аграрные и др.) академии наук. Их деят-ть напр-тся и контрол-ся прези­диумами академий и бюро профильных отделений. В стр-ре самих научно-исслед-их инстит. выдел-ся ряд науч. подразд.: отделы, секторы, лаборат. и др. Вуз-ая наука представл. научно-исслед-ими институт., а также отдел-ми струк-ыми ед-м, деят-ть кот. направл. и контролир. ректоратами вузов. Стр-ра отраслевой науки представ. научно-исслед-ми инстит. Их иссл-ий профиль опред. спецификой той от­расли хоз-ва (обороны, здра­воохр., кул-ры и др обл жиз­нед-ти общ-ва) для обслуж-ия кот создаются науч учрежд. Проблема струк-ой оптим-ии нац-ого научного сооб-ва была тесно связана с необходим. сохр-ть и поддерж-ть высокий ур-нь продукт-ти науч. школ. Науч школа – это сооб-во исследоват. в опр-ой дисци­плине или обл. науки, работа кот. отмечена фундам-ми научн. резул-ми, методологией и исслед-ими традициями.

Культурные традиции востока и запада и типы философского мышления

ВОСТОК: Первые ф. учения и школы возникли на Востоке (Индия, Китай)

Ф. традиция Индии зародилась во II-I тыс. до н.э. Одной из первых систем индийской ф-и стала Веданта. Первооснову мира ведантисты видели во всепроникающем, всеобъемлющем, или чистом сознании – Брахмане. Ведантисты считали, что чел.родился из огня, живет горением и уходит в огонь. Др.Ф.системы Индии - буддизм, ведизм, локаята. В основе буддизма лежит учение о 4-ех истинах, смыслом которых выступает избавление страдания. В настоящее время более 300 течений. Буддизма. – это идеология.

Расцвет ф-и Др.Китая приходится на 6-3вв. до н.э

1) Даосизм –. Даосизм – все в мире находится в развитии.

2) Конфуцианство –Концепция человеколюбия 1. Забота о людях, 2. Золотая средина. 3. Человеколюбие.

3) Моизм – основан на идеях всеобщей любви, преуспеваемости и взаимной пользы.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь