Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мировоззрение: сущность, структура, функции



Мировоззрение: сущность, структура, функции


Мировоззрение – это система обобщенных и относительно устойчивых взглядов на мир и место человека в нем.


К числу основных элементов мировоззрения обычно относят знания, ценности, принципы, убеждения. Мировоззрение включает в себя мироощущение, мировосприятие и миропонимание.

Носителем мировоззрения могут быть как отдельные люди, так и целые социальные группы.

Функции:

а) гносеологическую (познавательную;

б) аксиологическую (ценностную;

в) праксеологическую (практическую).

Без мировоззрения человек не является личностью, то есть социальным, культурным существом, способным к осмысленному, самостоятельному, ответственному поведению. Он будет обречен «плыть по течению», действовать вслепую или «как все».

 

Основные типы мировоззрения.

К числу основных типов мировоззрения относят мифологическое, религиозное и научное.

Миф - особый способ описания, объяснения и усвоения мира при помощи наглядно-чувственных образов, которые, несмотря на свою полную или частичную фантастичность, вымышленность, воспринимаются как подлинная реальность.

Мифологическое мировоззрение основано на художественно-эмоциональных переживаниях либо на общественных иллюзиях, порожденных невежеством, неразвитостью критического мышления, стрессообразующими факторами (войны, революции...), целенаправленной манипуляцией сознания, например, через СМИ.

Религия- это коллективная система взглядов и поведения, основанная на почитании священной реальности, с которой люди стремятся установить и поддерживать связь.

Религиозное мировоззрение, как и мифологическое, основано на вере, аппелирует к чувствам и фантазии людей, характеризуется образностью и эмоциональностью, склонно к догматизму.

Можно сказать, что религия в большей степени, чем миф задает дистанцию между земным, человеческим и священным, божественным.

Религия ближе к философии.

Философия как рационально-теоретическое осмысление мира.

Считается, что впервые слово «философия» употребил древнегреческий мыслитель Пифагор (576 – 496 гг. до н. э.).

Философия – это такая форма познания мира, которая рациональными средствами вырабатывает систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия.

Философию интересует не только научно-теоретическое знание– она имеет и свою духовно-практическую сторону.

Здесь – важнейшее отличие философии от науки. Ведь наука безразлична к смыслам, целям, ценностям человека.

И. Кант (1724 - 1804): Что я могу знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать? И все три вопроса он сводил к одному, главному: Что такое человек?

Ф. Энгельс (1820 - 1895): вопрос об отношении мышления к бытию.

В. Соловьев (1853 - 1900): Как достичь правды на земле?

А. Камю (1913 - 1960 ) считал основной философской проблемой проблему самоубийства.

Философская мысль Древнего Востока.

На Востоке (в Азии) философия возникла в Индии и Китае.

Отличия восточной философии от западной:

- тесная связь с мифологией и религией;

- особый акцент на разработке методик духовного самоконтроля;

- философский дискурс (речь) не всегда имеет логически выверенный характер;

- философская школа организуется по типу семьи или религиозной общины;

- действует ориентация на сохранение традиционных форм мысли и поведения.

Основная тема древнеиндийской философии: избавление человека от тягостной иллюзии земного существования.

В сер. I тыс. до н.э. в Индии появились 6 ортодоксальных (правоверных) школ (даршанов): ньяя, вайшешика, миманса, санкхья, йога и веданта.

Наиболее известной неортодоксальной школой классической древнеиндийской философии стала буддийская. Буддизм – мировая религия, возникшая примерно в VI в. до н.э., основатель которой – Сиддхартха Гаутама(Будда) (просветленный). Будда провозгласил 4 благородные истины, составившие ядро буддийского вероучения:

1. Жизнь есть страдание.

2. Причина страданий – наши желания, привязанности, сама жажда жизни.

3. Избавившись от желаний, достигнешь нирваны (санскр. - угасания) – конца страданий.

4. В нирвану ведет благородный (срединный, восьмеричный) путь.

Основная тема древнекитайской философии – гармонизация отношений человека, общества и природы.

Древнейшее философское учение Китая – учение об Инь и Ян. Инь – начало темное, женское, мягкое, пассивное, земное… Ян – начало светлое, мужское, твердое, активное, небесное…

Учение даосизма (возник в VI – V вв. до н.э., основателем считается Лао-цзы), дао – это путь всех вещей, универсальный закон Вселенной. Человек должен жить приспосабливаясь к миру, а не пытаясь его переделать под себя.

Конфуцианство (основатель – Кун-цзы, Конфуций). Конфуций размышлял о правильном устройстве общества, где все должно быть как в большой семье. Младшие слушают старших, дети – отца, подданные – правителя.

Легизм или школа законников утверждал высшую ценность государства. Моизм постулировал народное благо в качестве главной цели государственной власти. Школа имен занималась проблемой соотношения имен и реалий (отдельно взятых и чувственно воспринимаемых вещей).

 

Становление древнегреческой философии в доклассический период.

Ранних греческих философов принято называть фисиологами (греч. фюсис - природа).

Самая старая школа – Милетская (VI в. до н.э.) на территории Малой Азии. Ее представители – Фалес (ок. 640 – ок. 546 до н.э.), Анаксимен (ок. 585 – 528/525 до н.э.), Анаксимандр (ок. 610 – ок. 540 до н.э.) – размышляли о первоначале сущего.

К Милетской школе примыкал Гераклит Эфесский (ок. 540 – ок. 480 до н.э.). Он учил о Логосе – законе, который организует весь мир (космос) и задает порядок человеческой мысли.

Наряду с Гераклитом о вселенском порядке и роли в нем противоположностей задумывались и пифагорейцы, последователи Пифагора Самосского (ок. 570 – ок. 497 до н. э.).

Именно пифагорейцы стали называть мир космосом (греч. космэ – красота).

На юге Италии возникла и Элейская школа ( VI – V в. до н.э.). Ее главные представители – Парменид (род. ок. 540/515 до н. э.) и Зенон из Элеи (род. ок. 500/490 до н.э.). Парменид – основоположник философского доказательства.

Философы Левкипп (V в. до н.э.) и его более знаменитый ученик Демокрит из Абдеры (460 – 360 гг. до н.э.) основали атомистическое учение и стали зачинателями материалистической линии в философии.

Демокрит считается первым последовательным детерминистом, который настаивал на всеобщей причинной обусловленности происходящего.

 

Классический период в истории древнегреческой философии.

Взгляды софистов (буквально – специалистов по мудрости), которых интересовали не законы космоса, а возможность влиять на реальное поведение людей.

Софист Протагор Абдерский (ок. 480 – 410 до н.э.) выдвинул знаменитый тезис: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют».

Софисты открывают классический период в истории греческой философии.

Афинянин Сократ (470 – 399 до н. э.) полностью обратился к человеческой проблематике (т. н. «сократовский переворот в философии»). Цель философии для Сократа заключается в самопознании и нравственном росте человека. Сократ – основатель автономной рационалистической этики.

Самым влиятельным учеником Сократа оказался Платон (428 – 347 до н. э), который в основном и сохранил для нас мысли своего наставника (сам Сократ книг не писал). Платона называют основателем философского идеализма.

Платон первым ввел в философский оборот слово «эйдос» или «идея» (греч. – облик, форма). Философ основал собственную школу – Академию.

В Академии учился Аристотель (384 – 322 до н.э.) заложил основы ряда новых наук, в т. ч. логики, науки о формах правильного мышления. Формой форм, перводвигателем мира является Бог. Аристотель основал свою школу – Лицей, ее еще называют перипатетической, т. е. школой прогуливающихся.

Средневековая схоластика.

Схоластика – система рационального обоснования католического вероучения, стремившаяся перевести истины христианства на язык максимально строгой логики.

«Отцом схоластики», ее первым великим представителем порой называют Иоанна Скота Эриугену (810 – ок. 877).

Универсалии (осн. Боэций) – это общие понятия (дом вообще, человек вообще и т. д.). Вопрос заключается в том, существуют ли универсалии реально или они являются только названиями, именами вещей.

Схоласты-реалисты (Ансельм Кентерберийский и др.) - универсалии существуют реально и до вещей.

Схоласты-номиналисты (лат. nomen - имя) (Уильям Оккам)- универсалии существуют после вещей как их имена.

Схоласты-концептуалисты (лат. conceptus - понятие) (П. Абеляр и др.) универсалии – это не просто слова и не реально существующие вещи, а понятия, которые выражают общее в вещах.

Фома Аквинский (ок. 1226 - 1274)- универсалии существуют трояким образом: 1) до вещей как их идеальная сущность в уме Бога; 2) в вещах как субстанциональная форма; 3) в человеческом уме как результат абстракции.

Согласно Фоме, всякая истина в конечном итоге исходит от Бога, поэтому вера и естественный разум могут противоречить друг другу.

 

Философия Возрождения.

XIV – XVI вв. в истории европейской цивилизации выделяют в отдельную эпоху, эпоху Возрождения (Ренессанса), которая соединяет позднее Средневековье и начало Нового времени.

Леонардо да Винчи (1452 - 1519). Его называют пионером современной естественнонаучной методологии.

Крупным ренессансным философом, который одновременно восхвалял науку (открытие Коперника) и оккультные учения, был Джордано Бруно (1548 - 1600).

В эту эпоху наблюдался новый всплеск интереса к античной философии, в том числе и к таким ее школам, которые в Средние века находились в забвении или прямо осуждались Церковью (эпикуреизм, скептицизм…). Людей, посвятивших себя делу возрождения античной культуры, называли гуманистами: Пико дела Мирандолу (1463 - 1494), Никколо Макиавелли (1469 - 1527), Томаса Мора (1478 - 1535), Мишеля Монтеня (1533 - 1592).

Гуманизм- мировоззрение, утверждающе высшую ценность человека, его право на жизнь, счастье, свободу и всестороннее развитие.

Философская мысль Беларуси.

Развитие философской мысли на территории нашей страны не отличалось последовательностью, серьезно ограничивалось внешними, прежде всего политическими, обстоятельствами

Долгое время философские идеи у нас не были представлены как собственно философия.

Для зарождения отечественной традиции философствования большое значение имела деятельность Евфросиньи Полоцкой (ок. 1110 - 1173) и Кирилла Туровского (ок. 1130 - 1182).

В условиях Контрреформации на территории ВКЛ открыли свои учебные заведения иезуиты. Они принесли к нам традиции профессионального философствования. В 1570 г. был основан Виленский иезуитский коллегиум (с 1579 г. – академия, а с 1803 г. - университет). В XVII в. здесь получили известность преподаватели схоластической философии Мартин Смиглецкий (1564 - 1618) и Войцех Адальберт Тылковский (ок. 1624 - 1695).

Были современниками, но очень по разному выстроили свои жизни и взгляды Симеон Полоцкий (1629 - 1680) и Казимир Лыщинский (1634 - 1689). Первый развивал в своих сочинениях идеи христианского гуманизма и занимал высокое положение при дворе русского царя. Второй написал трактат «О несуществовании Бога» и был казнен за свои атеистические убеждения.

Идеи Просвещения распространяли в ВКЛ Казимир Нарбут (1738 - 1807) и Иероним Стройновский (1752 - 1815). Они стремились освободить философию от богословия и схоластического наследия, пропагандировали теорию общественного договора и методологию новоевропейской науки.

После антироссийского восстания 1830 – 1831 гг. был закрыт Виленский университет. В результате систематическое философское образование и философские исследования на территории Беларуси были прерваны почти на столетие. Функции философии отчасти взяла на себя литература.

С 1921 г. благодаря открытию БГУ у нас в стране возобновилось преподавание философии.

Мировоззрение: сущность, структура, функции


Мировоззрение – это система обобщенных и относительно устойчивых взглядов на мир и место человека в нем.


К числу основных элементов мировоззрения обычно относят знания, ценности, принципы, убеждения. Мировоззрение включает в себя мироощущение, мировосприятие и миропонимание.

Носителем мировоззрения могут быть как отдельные люди, так и целые социальные группы.

Функции:

а) гносеологическую (познавательную;

б) аксиологическую (ценностную;

в) праксеологическую (практическую).

Без мировоззрения человек не является личностью, то есть социальным, культурным существом, способным к осмысленному, самостоятельному, ответственному поведению. Он будет обречен «плыть по течению», действовать вслепую или «как все».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь