Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Функции Ф.A как мировоззрение и общелогическая основа познания



Функции Ф.A как мировоззрение и общелогическая основа познания

Мировоззренческая:

1.Гуманистическая ф-ция

2. Социально-аксиологическая функция

* конструктивно-ценностная(заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном ) идеале)

* интерпретаторская(ориентацией на ценности, общественные идеалы, с оценкой социальной действительности под соответствующим углом зрения)

* критическая

3.Культурно- воспитательная функция( способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту )

4.Объяснительно-информационная функция (разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека)

Методологические функции Ф

эвристической функции ( состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. )

Координирующая функция ( состоит в координировании методов в процессе научного исследования. )

Интегрирующая функция ( связан с представлением об объединяющей роли философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность )

общекульурная интегрирующая функция. Она нацелена также на преодоление разобщенности различных сфер общественной жизни, уровней социальной организации и социальных структур, включая взаимную отчужденность материального производства и духовной культуры, умственного и физического труда, идеологии и науки, искусства и науки, не говоря уже о разобщенности человечества по экономическому, классовому, национальному, расовому и государственному основаниям.

Логико-гносеологическая функция Ф. Она заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

Основной вопрос и основные направления философии

1. Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

4. В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.

ВХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.

Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии - проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.

Простое решение основного вопроса философии

Определяемое бытием сознание определяет бытие во имя смысла своего существования.

 

Понятие метафизики. Метафизика в класстческой и неклассической философии

Метафизика-первая теория бытия, открытая Аристотелем и названная первой философией, кот. изучает сущее, единое, вечное как таковое. Метафизика сохраняет статус одного из центральных значений (понятий, категорий, способов мышления) философии на всем протяжении истории со времен античности до наших дней. Для многих философов она является синонимом философии в целом.

В отношении Платоновской философии можно сказать, что метафизика «связана» с миром идей (Платоновскими идеями). В отношении Аристотелевской философии нужно связывать метафизику с бытием Ума (аристотелевский Нус).

Непрерывность связи понятий между античностью и современностью ощутима в сегодняшнем обиходном словоупотреблении «метафизического» как синонима «идеального», «сверхчувственного», («ноуменального»), лежащего за пределами физических явлений.

С конца XVIII века, с эпохи просвещения, метафизика начинает систематически рассматриваться не только как осмысленная совокупность высказываний о мире, бытии и сущем, которые могут быть истинны или ложны, но как особый способ высказывания или понимания вообще: а именно способ, который предполагает наличие какого-то «второго» мира, помимо налично присутствующего.

Классическая метафизика –теория о бытии, как неподвижной основе всех вещей и явлений.

Классическая метафизика –метафизика субстанций, в кот. важно тождество бытия и мышления.

Постклассическая метафизика уже различает бытие и мышление и является альтернативным проектом филос-и, т.к. в нём равноправны филос-я, религ и наука.

Постклассическая метафизика является альтернативой и потому, что осмысливает многочисленные повороты новой филос-и: антропологической, лингвистической, аналитической.В каждой из которых дано уникальное понимание бытия.

Предмет метафизики и онтологии-конкретно- сущее, всё, что существует и материально, и идеально, всё, что мыслимо и переживаемо.

Философская категория бытия, ее роль, специфика

Предмет метафизики и онтологии-конкретно- сущее, всё, что существует и материально, и идеально, всё, что мыслимо и переживаемо.

Понятием бытие пользовались философы всех направлений, поэтому бытие-это и идея, и число, и логос, и материя.

Не бытие-несущее, поскольку не существует, немыслимо, невыразимо, не возникло и не превратило существование, это отсутствие качества, любая возможность, исходный материал для творения. Форма проявления небытия-ничто.

Виды бытия:

1.материальное и идеальное

2.объективное и субъективное

Материальное бытие-природа, как 1-я, так и 2-я(созданная человеком).

Идеальное бытие-бытие человека и общества.Это все феномены сознания, как индивидуальные, так и абсолютные.

Объективное-всё, что существует вне и независимо от сознания: вещи, предметы, процессы, а также объективации в форме текста.

Субъективное-мысли, идеи, теории, все явления духовной жизни.

Формы бытия

· бытие вещей, кот. изучает онтология природы

· бытие идеальное-онтология культуры

· бытие социальн-онтология об-ва

· бытие человека-онтология человека

· бытие духовное-онтология духовности

Уровни бытия

· Общественное и личностное

· Актуальное (всё, что мы видим) и потенциальное

Понятие бытия конкретизир-ся в понятии матери

13. Категория материи.Сущность и основные требования материалистического подхода к анализу явлений дейсвительности. Материя -философская категория для обозначения объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания.Она самодостаточна, является причиной самой себя, это универсальная категория содержательна.Категория материи обладает первичностью, особенно в марксистской традиции.

Свойства материи: всеобщность и объективность, абсолютность и относительность, несотворимость и неуничтожимость, неисчерпаемость, вечность и бесконечность, актуальность и потенциальность, прерывность и непрерывность (дискретность и контенуальность).

Формы существования материи:

1) движение (диалектика); 2) пространство и время;

3) отражение; 4) системность.

Системность материи. Материя возможна в 2х измерениях: как вещество и как поле.

а)как вещество существует на 3х уровнях:

- космос -неживая, неорганическая природа.Космос включает в себя микротела (частицы, античастичы, ядра атомов, атомы, молекулы, плазма), макротела в различных агрегатных состояниях, мегатела (Земля, планеты, звёзды, галактики и мегагалактики);

- биос -живая, органическая природа: микротела (белки, нуклеиновые кислоты, микроорганизмы(вирусы, микробы, бактерии), клетки), макротела (организмы одноклеточные и многоклеточные, растения, животные и биосфера); социо: человек, семья, общество, социосфера, техносфера, ноосфера(сфера разума).

б)материя как поле выражается через гравитационные поля, электромагнитные, тепловые, ядерные, электрононо-позитронные, а также биологические поля.

 

22. Диалектический закон отрицания отрицания, его сущность и методология применения для определения тенденций и форм развития.

Закон отрицания отрицания по сущности своей показывает направленность развития, преемственность, наследие.

Существует 4 тенденции развития: прогресс, регресс, одноуровневая, круговорот. Образом развития по этому закону выступает образ спирали.

По структуре закон рассматривает виды отрицаний. Отрицание- переход в новое качество и зависит от сути явлений. Виды отрицаний: самоотрицание- результат внутреннего противоречия, уничтожение, возникновение, зарождение, разрушение, конструктивное и деструктивное отрицания, снятие(по Гегелю- первое отрицание, для которого характерно преодоление, сохранение лучшего из прежнего, подъем на новую ступень развития и предпосылка второго отрицания- как синтеза, как отрицание отрицания. Действие данного закона показывается формулой Гегеля: тезис(старое), антитезис(новое), синтез(двойное отрицание).

Тезис показ. Тождество и меру.

1-ое отрицание маргинально, это трансформация;

2-ое закладывает новый цикл.

Двойное отрицание- утверждение.

Необ. И случайность

Эти категории возникают по причине осмысления мира человеком. В месте категориями " рок" и " судьба" возникли и эти категории. Сегодняшнее этих категорий следующее:

Необходимость - это внутренняя устойчивая связь явлений, процессов, отделяющая их закономерное изменение и развитие.

- это результат постоянных причин, вызывающих в данных условиях только такие, а никакие-нибудь другие изменен

- это такой способ реализации возможности, который в отдельных условиях у объекта имеется лишь одна возможность, которая рано или поздно превращается в действительность.

Случайность - это то, что возникает под воздействием результата нерегулируемых, непостоянных причин, что может произойти, а может не произойти.

- это такая связь между явлениями, когда появление первого явления необязательно вызывает появление другого явления.

- это способ реалезации нескольких возможностей имеющихся в данных условиях, но реализуется только одна.

Любое явление имеет причины. Одни причины взывают следствие с необходимостью и отделяются внутренней случайностью предмета, другие отделяют несущественное, внешнее, и вызывают случайность.

Грани между Н и С подвижны и относительны. В одной связи одно и тоже явление проявляется как необходимое, в другой как случайное, более того одно и тоже явление есть единство Н и С.

В любом явлении есть Н и С. Они дополняют друг друга, нигде нет чистой С и чистой Н. Н существует в самой случайности через случайное.

В некоторых случаях С выступает как форма проявления необходимости. Это проявляется в действиях статистических (вероятностных) законов. Необходимость обнаруживается в результате больших количеств случайностей.

Вероятность - мера возможности, наступления случайного события. Вероятность от 0 до 1, от невозможности до достоверности.

Н часто пробивает себе дорогу через случайности. Случайность есть форма проявления необходимости. Необходимость объективно и носит всеобщий характер. Она пробивает себе дорогу сквозь массу случайностей, случайность есть дополнение и форма проявления необходимости. Они меняются местами.

В процессе познания следует стремиться за случайными явлениями, открывать необходимые, закономерные связи. В большей мере, чем в природе случайности проявляются в истории. Историческая необходимость - это действие объективных законов развития общества.

Под частями понимали такие “предметы”, которые в своей совокупности образуют новые, более сложные предметы. Целое же рассматривалось как результат сочетания частей того или иного предмета. Если говорить более просто, то целое считалось простой суммой своих частей.

Однако постепенно в науке и философии складывалось убеждение, что свойства целого несводимы к набору свойств его частей, его составляющих. Но оставалось неясным, в чем же заключается секрет целостности. Ответить на этот вопрос на основе метафизического мышления не удается. Ключ к решению дает диалектика: тайна целостности, ее несводимости к простой сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во взаимовлиянии частей. Таким образом, был открыт, сформулирован принцип целостности, играющий важную роль в развитии знаний и практики.

Роль принципа целостности в современном научном и философском анализе, а также в других формах осмысления действительности исключительно велика. Ориентация на данный принцип позволяет преодолеть ограниченные способы уяснения, преобладавшие на прежних стадиях познания: элементаризм (разделение сложного на простые составляющие), механицизм (понимание целого лишь как суммы частей), редукционизм (сведение сложного, более высокого по уровню развития к простому).

 

Структура ОС

В ОС выделяют различные уровни и формы. Уровни – отличаются друг от друга степенью сложности,

формы - предметом отражения действительности. Формы носят исторический характер, т.е. меняются с развитием общества. Два уровня: низший и высший.

Низший уровень ОС - обыденное сознание (здравый смысл) - совокупность взглядов и представлений людей, возникающих в результате их непосредственной практической деятельности. Ограничивается накоплением повседневного опыта. На этом уровне вырабатываются правила поведения и общения людей. Относительно консервативно (привычки, взгляды).

Высший уровень ОС - существует в виде теоретического сознания как совокупности определенных идей и взглядов, теоретически разработанных и систематизированных.

Идеология – теоретически оформленная система взглядов и программа действий, выражающая интересы определенного социального слоя. Разрабатывается специально идеологами данного слоя для защиты его интересов. Часто стремиться выдать особые групповые интересы слоя за общенародные. Это происходит как сознательно, так и в результате заблуждения.

 

Философия экзистенциализма.

Самаяпопулярная философия 20 века. В переводе «философия существования», которая рассматривает экзистенцию как обозначение конкретной, частной, интимной жизни человека, без маски и роли, жизни идентичной, негарантированной, свободной, открытой, заброшенной. Это философия абсурда, в которой нет ценностей смысла жизни. Начинается в годы Первой Мировой войны. Основоположниками экзистенциализма являются русские философы Н.Бердяев, Лев Шестов. Во Франции: Сартр «Бытие и ничто», Коню «Бунтующий человек», Габриель Марсель. В Германии: М.Хайдегер «Бытие и время», Леперс «Смысл и назначение истории». Среди этих авторов есть и атеисты (Сартр), и религиозные мыслители.

В целом аналитика человеч. бытия раскрывает модусы: свободу, на которую обречены люди, выбор(мы не можем не выбирать), страх, одиночество, лтчуждение, любовь, пограничная ситуация, абсурд. Экзистенциализм возник как философия интеллектуалов, в кот. есть напряжённость поиска самого себя, есть тонкая линия частной жизни, но нет пессимизма, отчаяния.

 

 

Аналитическая философия

Аналитич́ еская филосо́ фия (analytic philosophy, иногда analytical philosophy) — направление философии, ставшее в XX веке доминирующим в англоязычных странах.

Термин «аналитическая философия» может обозначать следующее:

(a) Определенный стиль философского мышления, способ философствования, ориентирующийся на идеалы ясности, точности и логической строгости мышления, а также его языкового выражения, достижимые путем применения методов формальной логики и анализа языка, а также привлечением результатов естественных наукHYPERLINK " http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F" [1]HYPERLINK " http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F" [2].

(b) Определенные философские исследования начала XX века. В частности, работы представителей логического позитивизма. В этом смысле аналитическая философия определяется довольно узко. Такое определение отвергается многими современными философами-аналитиками. Аналитическая философия, определенная таким образом, предполагает следующее:

Позитивистская точка зрения о том, что философских истин не существует и что задачей философии является логическое прояснение мыслей.

Точка зрения, что логическое прояснение мыслей может быть достигнуто лишь путем анализа логической формы философских предложений. Логическая форма предложения представляет собой способ репрезентации этого предложения (обычно используя формальную грамматику или символизм какой-либо логической системы) для того, чтобы показать его сходство с другими предложениями того же типа.

Отрицание значимости всеобъемлющих философских систем в пользу более пристального внимания к деталям, здравому смыслу и обыденному языку.

 

Функции Ф.A как мировоззрение и общелогическая основа познания

Мировоззренческая:

1.Гуманистическая ф-ция

2. Социально-аксиологическая функция

* конструктивно-ценностная(заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном ) идеале)

* интерпретаторская(ориентацией на ценности, общественные идеалы, с оценкой социальной действительности под соответствующим углом зрения)

* критическая

3.Культурно- воспитательная функция( способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту )

4.Объяснительно-информационная функция (разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека)

Методологические функции Ф

эвристической функции ( состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. )

Координирующая функция ( состоит в координировании методов в процессе научного исследования. )

Интегрирующая функция ( связан с представлением об объединяющей роли философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность )

общекульурная интегрирующая функция. Она нацелена также на преодоление разобщенности различных сфер общественной жизни, уровней социальной организации и социальных структур, включая взаимную отчужденность материального производства и духовной культуры, умственного и физического труда, идеологии и науки, искусства и науки, не говоря уже о разобщенности человечества по экономическому, классовому, национальному, расовому и государственному основаниям.

Логико-гносеологическая функция Ф. Она заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.056 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь