Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Различные подходы к определению предмета экономической науки



1) По представлению Адама Смита и Маршалла, экономика – наука о создании и использовании материальных благ. Это точное умозаключение, но оно исключает духовные блага и за рамками оказываются распределение, обмен и потребление.

2) ограниченность ресурсов. Задача экономической науки – анализ ресурсов и поиск путей их оптимального использования. Этот подход очень популярен среди журналистов и экономистов, так как требует внимательного и рассудительного отношения: человечество пока не знает о всех своих возможностях и ресурсах

3) экономическая наука как наука, изучающая процессы производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, составляющих специфическую систему разноуровневых коммуникаций

В 1937 году в работе Гарри Коуза появился термин «экстерналии», который означал непрямое воздействие института на экономические процессы.

Журналистика как институт соответствует этому определению, так как журналистские материалы формируют вкусы и предпочтения потребителя, влияя тем самым на спрос, влияют на положение рынка и состояние всей экономической системы, освещая ситуации, имеющие огромное влияние на экономику, - выборы, другие политические коллизии

4) 4 главных вопроса экономики. Что производить? В каком количестве? Как производить? Для кого производить? Ответ на вопросы и составляет предмет и задачу экономической науки

Методы изучения экономики

1. Системный подход. Экономика как система

2. Диалектический подход. Основан на анализе, проходит по принципу «с одной стороны…, с другой стороны…»

3. Институциональный подход. Рассматривает экономическую систему как результат взаимодействия различных институтов и признает значение времени: настоящее зависит от прошлого, будущее зависит от настоящего

4. Экономически-математическое моделирование – формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого обусловлена его объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования.

5. Экономические эксперимент – искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

Ксенофонт (427-355 до н.э.)

· Написал «Домострой» («Ойкономикс» в другом переводе). «Домострой» написан в форме диалога между Сократом и богатым афинянином Критобулом и посвящен изложению идей о правильном управлении домашним хозяйством.

· Он начал экономику как науку

· - делит экономическую науку на отрасли: выделяет сельское хозяйство, торговлю, ремесленничество

· - высказывает мысль о необходимости разделения труда

· Впервые в экономической науке обращено внимание на две характеристики товара — потребительскую и меновую ценность:

«— Значит эти предметы, хоть они одни и те же, для умеющего пользоваться каждым из них — ценность, а для неумеющего — не ценность: так, например, флейта для того, кто умеет искусно играть, — ценность, а кто не умеет, для того она ничем не лучше бесполезных камней, разве только он её продаст.
— Вот именно к этому выводу мы и пришли: для того, кто не умеет пользоваться флейтой, если он её продаёт, она ценность; а если не продаёт, а владеет ею — не ценность.
— Мы говорим одинаково, Сократ, раз уже признано, что полезные предметы — ценность. И в самом деле, если не продавать флейту, то она не ценность, потому что она совершенно бесполезна; а если продавать, то ценность».

· Рациональное ведение хозяйства:

«Ты знаешь одно средство к обогащению: ты умеешь жить так, чтоб оставался излишек»

«Когда деньги на расходы полностью уходят из хозяйства, а работы исполняются не так, чтобы доход перевешивал трату, ничего мудрёного нет в том, что вместо излишка получается недостаток».

· Правильная оплата труда:

«У хороших работников появляется уныние, когда они видят, что работу исполняют они и тем не менее одинаковую с ними награду получают те, кто не хочет нести в нужный момент ни трудов, ни опасностей».

· Также впервые в экономической науке обратил внимание на рентабельность:

«Он никогда не позволял мне покупать землю хорошо обработанную, а такую, которая, по небрежности ли хозяев или по недостатку средств у них, не обработана и не засажена; такую он советовал покупать. Обработанная, говорил он, и стоит дорого, и улучшать её нельзя; а если нельзя её улучшать, то она не доставляет столько удовольствия; напротив, всякая вещь и скотина, которая идёт к улучшению, очень радует хозяина. Так вот, нет ничего способного к большему улучшению, как земля, которая из запущенной становится в высшей степени плодородной. Уверяю тебя, Сократ, что благодаря нашим стараниям стоимость многих участков земли стала во много раз больше первоначальной». «Это так естественно, что все любят то, из чего надеются извлечь выгоду»

Билет №2

1. Хрематистика (от др.-греч. χ ρ η μ α τ ι σ τ ι κ ή — обогащение) термин, которым Аристотель обозначал науку об обогащении, искусство накапливать деньги и имущество, накопление богатства как самоцель, как сверхзадача, как поклонение прибыли. Аристотель противопоставлял хрематистику и экономику как целенаправленную деятельность по созданию благ, необходимых для естественных потребностей человека. При этом роль экономики Аристотель видел в удовлетворении насущных потребностей и в создании средств, необходимых для поддержания хозяйства. Деньги при этом служат исключительно для обеспечения удобства обмена. Хрематистика рассматривает ситуацию, когда прибыль и накопление денег стало основной целью деятельности (например, ростовщичество, спекулятивная торговля). Деньги выступают в качестве богатства и цели, теряя своё предназначение средства обмена. К хрематистике Аристотель относился отрицательно. Термин хрематистика употреблялся для обозначения капитализма в работе «Капитал» Карла Маркса.

Схоластика. Истоки слова связанны со словом школа, корни которого – латинское schola, греческое skhole – первоначально свободное время, досуг, праздность медлительность, бесплодная и далее – ученая беседа. Схоластика предстает как совокупность взглядов первых обладателей ресурса свободного времени на те или иные явления жизни. Кем же были первые обладатели этого ресурса? Служителями церкви. В те далекие времена, а именно в средневековье, они - единственные, у кого было свободное время время, а оно, и связанный с ним праздный досуг – абсолютно необходимое условие для размышлений, в том числе и об экономике. Схоластика предстает как совокупность взглядов, основанных на установленных и узаконенных церковью предписаниях, правилах, догматах, то есть на канонах (греческое canon– правило, модель, стандарт). Отсюда первая и объединяющая идея схоластики – идея канона. Схоласты – это канонисты, то есть толкователи церковного законодательства, его кодификаторы. Вторая и форматирующая схоластику идея – идея здравого смысла, поскольку именно его отражают и именно на нем построены религиозные каноны. Наиболее яркое тому доказательство – идеи Нагорной проповеди Христа – люби ближнего как самого себя, и дело Николая Коперника, утверждавшего, что Солнце не всходит и не заходит – это Земля вращается. Третья идея схоластики – этическая идея, поскольку именно канон определяет, что такое хорошо, и что такое плохо, что правильно, и что неправильно. В рамках последней идеи и в экономическом плане схоластика предстает как этическая экономика и формулирует библейское толкование собственности, труда, процента, благотворительности, бедности, богатству и другим экономическим проявлениям общественной и личной жизни. Это толкование существенно различается не только между основными религиями – христианством, исламом, буддизмом, но и внутри христианства между его разными ветвями - православием, католицизмом, протестантизмом. Другое обозначение схоластики – схоластицизм. Это понятие – scholasticism - особенно активно используется в англоязычнойлитературе, в том числе экономической.

Физиократия (фр. physiocrates, от др.-греч. φ ύ σ ι ς — природа и κ ρ ά τ ο ς — сила, власть, господство) — французская школа экономистов второй половины XVIII в., основанная около 1750 г. Франсуа Кёне и получившая название «физиократия» (фр. physiocratie, то есть «господство природы»), данное ей первым издателем сочинений Кёне, Дюпон де Немур ввиду того, что единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу. Впрочем, это название могло бы характеризовать учение физиократов и в другом отношении, так как они были сторонниками «естественного порядка» (ordre naturel) в хозяйственной жизни общества — идеи, родственной понятиям естественного права или естественного закона в рационалистическом смысле философии XVIII в. Термин " физиократы" вошел в употребление лишь в XIX в., при жизни Кёнэ и его учеников они себя называли " экономистами", а свое учение - " политической экономией". Центральные идеи теории физиократии таковы:

 

1) экономические законы носят естественный характер (то есть, понятны каждому), и отклонение от них ведет к нарушению процесса производства;

2) источником богатства является сфера производства материальных благ - земледелие. Только земледельческий труд является производительным, так как при этом работают природа и земля, а труд в других сферах (торговля и промышленность) является непроизводительным или «бесплодным»;

3) под чистым продуктом физиократы понимали разницу между суммой всех благ и затратами на производство продукта в сельском хозяйстве. Этот избыток (чистый продукт) - уникальный дар природы. Промышленный труд лишь изменяет его форму, не увеличивая размера чистого продукта;

4) физиократы проанализировали вещественные составные части капитала, различая «ежегодные авансы», годичные затраты и «первичные авансы», представляющие собой фонд организации земледельческого хозяйства и затрачивающиеся сразу на много лет вперед. «Первичные авансы» (затраты на земледельческое оборудование) соответствуют основному капиталу, а «ежегодные авансы» (ежегодные затраты на сельскохозяйственное производство) - оборотному капиталу;

5) деньги не причислялись ни к одному из видов авансов. Для физиократов не существовало понятия «денежного капитала», они утверждали, что деньги сами по себе бесплодны, и признавали лишь одну функцию денег - как средства обращения. Накопление денег считали вредным, поскольку оно изымает деньги из обращения и лишает их единственной полезной функции - служить обмену товаров.

Меркантилизм (итал. il mercante, торговец, купец, от лат. mercanti, торговать) — система доктрин, выдвигавшихся авторами трактатов XVI—XVIII вв., обосновывавших необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в основном в форме протекционизма — установления высоких импортных пошлин, субсидий национальным производителям и т. д. Термин был предложен Адамом Смитом, критиковавшим труды меркантилистов.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1029; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь