Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Методы и приемы фальшивомонетчества.
Ознакомившись с основными особенностями изготовления и " секретами" подлинных денежных знаков, рассмотрим наиболее популярные способы фальшивомонетчества. Сначала рассмотрим методы получения основных мотивов изображения, а затем перейдем к деталям. Начнем с наиболее простых, если не сказать примитивных методов. Заметим, что настоящая книга не является учебником по полиграфии, и поэтому мы рассмотрим лишь суть основных способов печати. Времена криминальных художников давно прошли. За последние 10 лет в Нижнем Новгороде такую подделку обнаружили лишь однажды. Не нашедший лучшего применения своему таланту гражданин повадился рисовать купюры номиналом 50 рублей. И надо сказать делал он это довольно искусно. В дело употреблялись обычные капиллярные ручки. Для лучшей цветопередачи он выдавливал чернила из ручек, смешивал их в нужной пропорции и заправлял обратно. Копию срисовывал с оригинала на просвет, через обычное оконное стекло. Работа шла не быстро, на одну купюру уходило дня два, зато творением можно было по праву гордиться. Купюры получались весьма похожими, поскольку " художнику" удавалось таки на них отовариваться на ближайшем рынке. Дабы читатель также мог оценить талант художника, изображение лицевой стороны этой купюры мы приводим на рис. 49.
Технический прогресс до неузнаваемости изменил облик современных фальшивомонетчиков. Среди них всё меньше встречается современных " кулибиных". Стоит обзавестись приличным компьютером с минимальной периферией - и производство фальшивок можно ставить на поток. В начале 1999 года в Нижегородской области изобличена преступная группа из 7 человек занимавшаяся изготовлением и сбытом поддельных 100 рублевых купюр банка России. В данную группу входило 6 сбытчиков и 1 изготовитель. Купюры изготавливали на ПК на частной квартире. На изготовление 1-й купюры фальшивомонетчики тратили 10 мин. Качество подделок соответствовало времени, затраченному на их изготовление. Итог закономерен и печален. Оценку такой деятельности вынес суд. Теперь вся компания находится, как говорится, в местах не столь отдалённых. Следует заметить, что за редким исключением, подделки печатают на обычной белой бумаге " для ксероксов". Значительная же часть людей " знающих толк в деньгах" в качестве критерия отличия подлинных денег от подделок используют именно свойства бумаги. Держа в руках заведомую подделку, они обычно очень убедительно подтверждают свои слова характерным хрустом подлинной купюры и отсутствием такового у фальшивки. В таком случае для авторов остается загадкой, почему в 60 случаях сбыта таких подделок группой фальшивомонетчиков, только одна купюра была с сомнением отвергнута таксистом. Уникальные и характерные свойства бумаги денежных знаков действительно являются одним из важнейших признаков подлинности, однако как показывает практика рассчитывать только на него нельзя. Ветшая со временем, купюры в значительной степени утрачивают эти свойства.
Переходя к описанию способом, используемых для изготовления фальшивых денежных билетов напомним, что наша книга и не пособие для начинающего фальшивомонетчика и убедительно просим не пытаться заниматься этим ремеслом. Капельно-струйный принтер Данный метод изготовления поддельных денежных знаков следует признать наиболее простым и доступным. Качество принтеров данного типа постоянно улучшается, приближаясь к фотографическому, а цена уменьшается. Техника капельно-струйной печати становится доступной очень широкому кругу людей и следует заметить, что своим качеством изрядно искушает попробовать сразу же окупить приобретённую технику напечатав на ней десяток купюр.
Основным достоинством данного метода следует признать достаточно точную цветопередачу. Наиболее же значительным недостатком является то, что обычно используемые для печати чернила легко смываются водой, если печать осуществляется на обычную бумагу. Однако существуют модели (BubbleJet), использующие жидкие полиграфические красители и краски на воскоподобной основе разогреваемые до жидкого состояния перед началом работы. Обычные струйные принтеры используют 3-х (редко, дешёвые образцы) или 4-х цветную модель печати. В компьютерной терминологии 3-х цветная модель обозначается как CMY - cyan, magenta, yellow (голубой, пурпурный, желтый). В четырёхцветной модели - CMYK - cyan, magenta, yellow, black добавляется черный цвет. Принтеры фотографического качества используют 6-цветную печать, цвета - cyan, magenta, yellow, light cyan, light magenta, black. Добавление в палитру двух светлых красок связано с тем, что при 4-х цветной струйной печати темные области обычно воспроизводятся, используя высокую плотность расположения точек, на светлых областях плотность и количество точек существенно меньше. Таким образом для светлых участков изображения не всегда возможно передать цветовые переходы с помощью изменения плотности расположения точек, так как они становятся видимыми, что создаёт эффект повышенной зернистости и уменьшается чёткость отдельных деталей изображения.
Цветовое зрение человека устроено на другой цветовой модели, называемой RGB, в основу которой положены цвета - red (красный), green (зеленый) и blue (синий). Принтер воспроизводит необходимые цвета, переводя их в свою модель цветопередачи по алгоритму, заложенному производителем, управляет этим процессом драйвер печатающего устройства. Изображение при данном способе печати формируется матрицами из нескольких десятков сопел на каждый цвет, таким образом получаемая картинка состоит из мелких точек указанных цветов.
Наиболее широко распространённые в России струйные принтеры двух фирм - Epson и Hewlett Packard основаны на двух разных принципах - пъезопечать и термопечать. Струйые принтеры серии EPSON Stylus используют пьезоэлектрическую технологию печати, назывемую MicroPiezo, в основе которой лежат свойства пьезокристалла. Печатающая головка принтера содержит многочисленные очень небольшие пьезокристаллы размещенные у оснований сопел головки. Под действием электрического тока кристалл может изменяет форму, создавая механическое давление в сопле, и, тем самым заставляя чернила выстреливать на поверхность бумаги. Для своих устройств EPSON Stylus Color 740 и EPSON Stylus Photo 750 фирма Epson декларирует размер точки 45 микрон, при объёме капли чернил - 6 пиколитров, для EPSON Stylus Color 900 - объем капли 3 пиколитра, т.е. точки в 2 раза меньшего размера.
Cтруйные принтеры Hewlett Packard реализуют технологию термопечати. Чернильный картридж содержит множество термогенераторов. В каждом струйном генераторе капель нагревающий резистор выполняет быстрый нагрев чернил, находящихся в небольшой камере, до температуры кипения. В кипящих чернилах постепенно образуется большой пузырек воздуха, рост которого приводит к выдавливанию чернил из сопла. Спустя приблизительно 3 микросекунды, пузырек лопается и происходит отрыв, и последующий выброс уже сформировавшейся капли. После разрушения пузырька и выброса капли силы поверхностного натяжения втягивают новую порцию чернил в камеру. Цветной картридж принтера HP DeskJet 970 Cxi позволяет наносить чернила со скоростью более 7, 3 млн. капель в секунду, благодаря 408 соплам, каждое из которых способно работать со скоростью 18000 капель в секунду.
Лучшие модели принтеров струйной печати достигают разрешения 1440 dpi (точек на дюйм), что соответствует 57 точкам на мм. Таким образом, расстояние между соседними точками составляет около 17 микрон (0, 017 мм). Устройство человеческого глаза таково, что он способен различать отдельные мелкие элементы изображения до тех пор, пока расстояние между ними в 1500 раз меньше расстояния, с которого они наблюдаются. Следовательно, отдельные точки изображения, полученного на таком принтере можно было бы наблюдать с расстояния меньше 2, 55 см. Все это справедливо конечно для случая, когда в изображении действительно 57 точек на мм, т.е. " чисто" теоретически. Если рассматривать данные устройства с точки зрения их применения для изготовления поддельных денежных знаков, то существенно важным становится такой параметр как разрешение, так как от него главным образом зависит точность воспроизведения мелких деталей на купюрах. Практически наблюдать декларируемые фирмами-производителями струйных принтеров параметры нам не удалось. Для изучения было взято 3 образца печати с различных устройств и произведены замеры, результаты которых приведены в таблице.
Таким образом, реальная разрешающая способность подобных печатающих устройств, получаемая на недорогой специальной бумаге для струйных принтеров в 1, 5-2 раза ниже паспортной. Для Epson Stylus Color 900 (имеющего наименьшую по размерам точку) количество точек, которые, не перекрывая друг друга могут расположиться на линии длиной в 1 дюйм составляет 781. При печати на обычной бумаге (Data Copy), которую фальшивомонетчики обычно используют для своих изделий, размеры точек на копии значительно больше приведённых в таблице, если вообще удается различить отдельную точку. С учётом наложения точек различных цветов при печати, очевидно, что воспроизвести такой элемент защиты подлинных денежных знаков как микропечать на подобных устройствах практически невозможно. Точки на изображении, полученном на струйном принтере, обычно расположены хаотично. Если для печати используется специальная бумага - точки получаются правильной круглой формы. При печати на обычную бумагу - чернила расплываются, точки сливаются и перекрываются друг с другом.
При близком рассмотрении купюры, напечатанной на струйном принтере точечное строение изображения обычно хорошо просматривается невооруженным глазом (см. рис. 59), особенно в области купонных полей банкноты. Фальшивки, изготовленные при помощи струйного принтера относятся к подделкам низкого качества и легко выявляются при помощи простого увеличительного стекла. Электрофотография К данному методу следует отнести работающие по одному принципу цветные лазерные принтеры и копировальные аппараты. Начало методу положил Честер Карлсон, который в 1939 году в США запатентовал новый способ фотографии, названный им ксерографией (от греческого " xerox" - сухой). В последствии термин " ксерокс" был запатентован фирмой " RANK XEROX" и поныне должен применяться только для аппаратов этой фирмы и копий, полученных на них.
Всё множество электрофотографических аппаратов можно разделить на две большие группы (по способу обработки сигнала) - аналоговые и цифровые. В первом случае сканируемое изображение проецируется при помощи оптической системы линз и зеркал, во втором - обрабатывается микропроцессорной системой и переводится в цифровой вид, а затем лазерный луч, отклоняемый быстровращающимся полигонным зеркалом проецирует изображение на светочувствительный цилиндр. В настоящее время аналоговые электрофотографические аппараты являются морально и физически устаревшими и практически вытеснены из использования цифровыми. Процесс электрофотографии является многостадийным. Первоначально происходит очувствление фоторецептора в коронном разряде. Для этого фоторецептор в темноте пропускают под коронирующим устройством. Коронирующие устройства представляют из себя натянутую проволоку или подпружиненную гребенку. При этом поверхности фоторецептора сообщается избыточный заряд. Если фоторецептор не освещать, то заряд может сохраняться на его поверхности достаточно долгое время.
Далее производится экспонирование изображения на фоторецептор светом соответствующего спектрального состава, в результате чего на освещенных участках появляется фотопроводимость слоя и заряды стекают через металлическую подложку. На неосвещенных же участках заряд сохраняется. Так образуется скрытое электростатическое изображение. Проявление изображения происходит при контакте светочувствительного барабана с тонером, несущим заряд противоположного знака. При этом частицы тонера прилипают к участкам поверхности фоторецептора несущим заряд, образуя видимое изображение. Электрофотографический тонер представляет собой порошок черной или цветной легкоплавкой смолы или смесь порошка с носителем - стеклянная, полимерная или металлическая дробь. Хотя собственно частицы тонера довольно компактны, в состоянии аэрозоля они склонны образовывать конгломераты частиц, которые не вполне управляемы. Тем не менее, подделки, изготовленные при помощи цветных электрофотографических аппаратов бывают столь хороши, что на них иногда возможно прочитать микротекст (см. рис. 62).
Порошковое изображение переносится на бумагу и закрепляется на ней. Для закрепления тонера на бумаге используются термосиловой метод, при котором копия проходит между двумя разогретыми валиками, тонер расплавляется и фиксируется на поверхности бумаги, или термический - копия проходит под ИК-лампой. В этом случае тонер расплавляется и застывает без какого-либо механического воздействия. При цветном копировании каждое цветоделенное изображение проявляется тонером одного из четырех основных цветов (желтого, пурпурного, голубого и чёрного), при их наложении получается полноцветное изображение.
Получаемое данным методом изображение очень высокого качества, не смывается водой и отличается яркостью и сочностью красок. Наиболее характерной особенностью получаемых данным способом изображений являются блестящая поверхность и не достаточно точная цветопередача. Если рассмотреть изображение, полученное на лазерном принтере, при помощи увеличительного стекла, то можно увидеть, что оно состоит из крупных цветных точек (см. рис. 60 и 61), образующих характерный растр, очень часто отчетливо просматривается линейчатая структура изображения. Краситель лежит на бумаге достаточно толстым слоем и на перегибах часто осыпается. Для лиц, искушаемых желанием использовать подобную технику непосредственно для быстрого решения финансовых проблем, сообщаем, что все аппараты ведущих фирм мира оставляют на изображениях скрытые метки, образующие двоичный код. Фирмы выпускают также оборудование, позволяющее эти метки считать и расшифровать. Результатом расшифровки становится тип аппарата. Отключить механизм оставления меток на копии программным или аппаратным способом невозможно, такая попытка может привести к отказу прибора.
Фальшивки, изготовленные при помощи полноцветного лазерного принтера также относятся к подделкам низкого качества и выявляются при помощи микроскопа или увеличительного стекла. Трафаретная печать Этот способ печати с форм, печатающие элементы которых пропускают через себя краску, а пробельные ее задерживают. Данный способ печати часто называют шелкографией. Обычно в качестве формного материала используют специальные тканевые или металлические сетки частотой 60 - 140 нит/см и толщиной примерно 30 - 90 мк. Обычно пробельные элементы формируют непосредственно на сетке фотохимическим способом. Для изготовления формы печати может быть использован сухой пленочный фоторезист, который широко используется в электронной промышленности для изготовления печатных плат. Сетка с двух сторон закатывается фоторезистом, экспонируется и проявляется.
Полученная форма накладывается на бумагу и покрывается слоем краски, который затем продавливается резиновым ракелем через пробельные элементы формы и закрепляется на бумаге. Схема процесса трафаретной печати приведена на рис 64. Характерной особенностью получаемых изображений является значительная толщина красочного слоя, изображение можно почувствовать на ощупь (как и при глубокой печати), однако четкость изображения весьма низкая. При внимательном рассмотрении изображения можно заметить зубчатые края штрихов, а при увеличении их сетчатую структуру, похожую на паркет (см. рис. 65). Фальшивки, изготовленные при методом трафаретной печати относятся к подделкам низкого качества и легко выявляются при помощи микроскопа или увеличительного стекла. Плоская офсетная печать Суть этого метода мы уже изложили, когда рассказывали о способах печати, используемых при изготовлении подлинных денежных знаков. Данный способ печати предполагает использование промышленного полиграфического оборудования и следовательно, позволяет получить достаточно большое количество " продукции". Заметим, что существует два варианта этого метода - офсетная печать с растрированных и не растрированных фотомеханических печатных форм. При растрированной офсетной печати изображение формируется из точек нескольких цветов (как и при печати струйного принтера), при этом точки расположены симметрично, упорядоченно и образуют характерный растр. Данный способ позволяет воспроизводить любые цвета и оттенки, однако плохо воспроизводятся мелкие детали изображений. Не растрированная офсетная печать предполагает использование имеющихся в распоряжении красок, поэтому при высокой степени воспроизведения мелких деталей рисунка сильно страдает цветопередача.
Растрированная офсетная печать часто используется для подделки рублей России, имеющих многокрасочные изображения. Не растрированная офсетная печать является самым распространенным способом подделки долларов США. Изображения, полученные методом не растрированной офсетной печати бывают так профессионально выполнены, что на поддельных долларовых купюрах без искажений воспроизводится микротекст (см. рис. 63).
Изображения, полученные способом офсетной печати, не смываются водой, толщина красочного слоя небольшая, сквозь него просматриваются бумажные волокна (см. рис. 66), отсутствуют следы давления печатающих элементов (нет следов деформации бумаги), края штрихов имеют ровную, иногда немного волнистую границу.
Фальшивки, изготовленные способом офсетной печати относятся к подделкам среднего качества и выявляются при помощи микроскопа или увеличительного стекла. Изменение номинала купюры К данному способу злоумышленники прибегают в тех случаях, когда люди плохо знакомы с находящимися в обороте деньгами или иностранной валютой. Особенно часто такой способ подделки встречается в первые месяцы проведения денежной реформы, после появления денежных купюр нового образца. При этом крайне редко на купюре изменяются все надписи, содержащие сведения о ее номинале. При подделке рублей РФ на купюру обычно доклеивают нули, вырезанные из другой купюры, иногда подклеивают также и текстовое обозначение номинала. При внимательном рассмотрении и на ощупь подобные изменения легко выявляются. Нередки случаи изменения подобным образом долларов США. Как правило, увеличивают номинал 5 (часто) или 10 (редко) долларовых банкнот. При этом изображения нового номинала доклеивают или дорисовывают с предварительным уничтожением первоначального номинала или без такового (см. рис. 55 и 56). При тестировании банкнот " переделок" на детекторе валют обычно такие купюры прибор пропускает, но на табло указывает, что достоинство данных билетов не 50 или 100, а 5 или 10 долларов.
В подобных случаях можно посоветовать быть повнимательнее и не совершать валютных операций в подъезде или за углом с сомнительными личностями. Так же следует помнить, что, покупая доллары США у частного лица, Вы не совершаете преступления. Подделки класса " СУПЕР" Суперподделка - это 100 и 50 долларовые денежные билеты различных годов выпуска по бумаге, по качеству и способам воспроизведения изображений полностью соответствующие подлинным денежным билетам. Данный тип подделкок очень сложно распознать даже используя специальные приборы, предназначенные для тестирования валюты. Отличия, имеющиеся между данными банкнотами и подлинными долларами США только в некоторых мелких графических недостатках, которые можно выявить только при помощи лупы или микроскопа. В некоторых случаях даже опытному специалисту требуется достаточно много времени, чтобы выявить такую подделку. Изготовление подобных подделок - процесс весьма трудоемкий, требующий значительного времени и расходов. Достоверных данных о происхождении суперподделок нет, однако можно с уверенностью сказать, что их печатают не на территории России. По имеющимся версиям их могут изготавливать в Ираке, Ливане или Северной Корее. Чтобы читатель имел представление о тех различиях, которые позволяют выявить данные подделки в приложении № 1 мы приводим 3 наиболее просто выявляемых признака. Для тех, кто попытается на практике отыскать указанные признаки, заметим, что для этого необходима определённая практика и внимание, так как иногда даже опытному эксперту бывает трудно на обветшавшей из-за длительного обращения купюре отличить расплывы краски и потёртости подлинной купюры от признака " суперподделки". Однако, если Вы вдруг обнаружили на имеющейся у Вас банкноте какие-либо из этих признаков, и у Вас в голове мелькнула мысль " поправить" купюру и постараться её сбыть, гоните прочь эту мысль. Экспертам известно значительно больше таких признаков, и эта мысль может стоить Вам нескольких лет жизни, проведённых совсем не там, где Вам хотелось бы.
Описанные способы подделки денежных знаков охватывают около 95 % находящихся в обороте фальшивок. И поскольку описать все возможные способы фальсификации денежных знаков невозможно, и в рамках этой книги такая задача не ставится, далее мы обратимся к рассмотрению способов имитации прочих элементов защиты денежных знаков. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы