Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Идеология благосостояния за рубежом



Идеологические построения относительно проблем социального благосостояния населения формируются вокруг основных дихотомических противопоставлений: марксизм—фабианизм, антиколлективизм— « нежелательный коллективизм ».

Приверженцы марксистской доктрины анализируют общественные проблемы с позиций «экономического детерминизма», конфликта между экономическими классами. Обоснование позиций социального благосостояния обосновывается в контексте проблем бедности и обнищания населения.

Аргументация фабианизма (социалисты) связана с обоснованием реформистских подходов, с постепенным и поэтапным изменением общественных отношений, системы благосостояния населения, на основе более широкого привлечения средств, для обеспечения социального равенства.

«Нежелательный коллективизм» обосновывает принципы «смешанной экономики», при которой возможны коррективы в жизненном сценарии личности в случаях неудачи в рыночной конкуренции. Система гарантий, система социальной безопасности, гарантированная помощь — основные доминанты данного подхода.

«Антиколлективизм» — декларирует ценности индивидуальной свободы. Исторический вариант антиколлективизма —либерализм Адама Смита, в основе которого заложена идея о минимизации государственного вмешательства в судьбу индивидуума. Рынок рассматривается как система, обеспечивающая общественное регулирование и социальный порядок. При государственном вмешательстве в систему рыночных отношений, при оказании индивидуальной помощи, с позиций данной Доктрины, нарушаются принципы социальной безопасности, что не позволяет обеспечить общественную стабильность. Неолиберализм обосновывает свободу как акт рыночной экономики, где стресс и свобода корректируют ее основания. В этой связи государственное социальное обслуживание с его целевыми акциями оценивается не только как расточительная и неэффективная мера вмешательства в свободу личности, но и как угроза безопасности общества, поскольку не может компетентно контролировать общественное распределение.

Серьезным фактором, влияющим на изменение идеологических позиций, выступает политическая борьба партий. Само существо идеологических моделей достаточно сложно и не связано напрямую с социальным миром, поскольку программы общественного благосостояния формируются в результате противопоставления оппозиционных партийных взглядов, но они корректируются реальными социальными условиями.

В американском обществе за власть борются, как правило, две противостоящие партии —республиканцы и демократы, имеющие каждая свои представления о социальной справедливости.

Республиканцы — это консерваторы, и в экономике они придерживаются принципов невмешательства в государственные управленческие функции, позволяя правительству свободно работать на рынке. Поддержка и поощрение правительства через налоговое стимулирование с целью лучшего регулирования бизнеса, индустрии, общества — одно из приоритетных направлений консерваторов. Считая свободный рынок лучшим средством обеспечения экономического процветания, консерваторы убеждены, что рынок способен обеспечить решение всех задач выполнения индивидуальной помощи. Консерваторы — главные защитники остаточного финансирования социальных программ. В республиканских концепциях социального благосостояния большое значение придается временным мерам социальной поддержки. Долгосрочные социальные программы, по их мнению, ослабляют волю к жизни у получателей помощи, и они становятся постоянно зависимыми. Однако республиканцы не отрицают христианскую поддержку, поскольку в обществе могут быть «удачливые» и «неудачливые» люди, и последним необходима помощь гражданского общества. Государственное финансирование, по мнению консерваторов, должно осуществляться в деле развития социальных служб и сектора здравоохранения, но и здесь большое значение придается организациям, финансируемым из частных фондов, эффективность которых выше на рынке социальных услуг.

Демократы — это либералы. Они полагают, что прогресс влияет на типологию общества, помогает регулировать интересы различных групп, компетентно реагировать на возникающие проблемы. Отстаивая принципы свободной экономики, тем не менее они считают, что при этом возможно развивать различные виды поддержки нуждающихся, обеспечивая социальную справедливость на основе регулирования.

В подходах к социальному благосостоянию демократы уделяют большое внимание государственным программам, таким, как социальное обеспечение населения, социальная помощь нуждающимся, бесплатная выдача лекарств «социально неполноценным гражданам» и другие акции. Большую роль в соблюдении социальных гарантий граждан, их прав и свобод, в контроле над негативными последствиями капиталистического производства демократы отводят государству, которое должно обеспечивать всех равными условиями для личного роста и индивидуального развития. Особое значение в системе социального обеспечения либералы придают институтам социальной поддержки. Они считают, что система социального обслуживания, включающая в себя службы семьи, неотложной помощи, индивидуальной поддержки, консультирования, здоровья, службы детской поддержки, является непременным условием общественной стабильности13.

Более сложны подходы к социальной политике в Великобритании, где лейбористы и консерваторы имеют разные позиции относительно сущности социальной политики и социальной справедливости. К тому же и в самих партиях есть различные течения, которые отстаивают интересы различных групп населения и придерживаются разных политических взглядов. Здесь наблюдается иной механизм формирования подходов к социальной политике, где учитываются мнения не только союзников по блоку, но и представителей другой партии. Так, лейбористская партия, партия труда, представлена следующими идеологическими позициями:

• философия естественных прав — традиционный английский подход к индивидуальным свободам человека, с его естественными правами на труд и имущество;

• оценизм — реформирование индустриальной системы на основе просвещения и миролюбия, на принципах кооперации в классовом обществе;

• марксизм;

• синдикализм — рабочий контроль, стремление к объединению на основе широкого демократического участия в жизни общества всего трудового населения;

• гильдия социализма (разновидность синдикализма) — осуществление хозяйствования на основе государственно-либерального подхода;

• христианский социализм — признает этику конкурирующего общества, однако, отстаивает человеческие права и гуманистические ценности;

• трудовая теория ценностей — критикует общественные капиталистические ценности с позиций марксистской доктрины;

• теория ренты — увеличение рентного дохода;

• фабианизм;

• антикоммерциализм — стремление к природе, естественной жизни, реакция против условий индустриального общества;

• ILP —идеи братства людей: «стипендии аспирантам, дружеский сервис»;

• государственный патернализм — государственное обеспечение малоимущих граждан.

Не менее сложна система политических взглядов и у консерваторов, представленных различными идеологическими течениями: тори, виги, новые виги, авторитаризм, экономический либерализм, политический либерализм, политический скептицизм и др.

Таким образом, концепты социальной политики вырабатываются не только на основе текущей ситуации в свободной рыночной экономике и политической ситуации в обществе, но и на основе плюралистического подхода к идеологии социального обеспечения, на основе координации взглядов и интересов политических партий и идеологических течений.

Политические традиции и отношение к идеологии государственного благосостояния дали основание «выделить основные идеологические модели социального обеспечения, выраженные в той или иной степени в промышленно развитых странах»14 (см. табл. 12).

Идеальные идеологические модели определяет система общественных ценностей, присущая тому или иному обществу. Для многих стран Запада она связана с концептами свободы личности, индивидуализма, хотя нельзя утверждать, что принципы солидарности и коллективной ответственности, являются неприемлемыми доминантами общественного сознания западноевропейских стран.

Таблица 12

Тип Отношение к государственному обеспечению Политические традиции
Антиколлективизм     Государственное обеспечение ограничивает индивидуальную свободу, инициативу и выбор, предъявляет излишние требования. Частное обеспечение, через свободный сектор, семью и самопомощь Экономический либерализм, рыночная свобода, правые, новые правые (Хаек, Фридман, Джозеф, Бойсон)  
Социал-реформизм   Несоциалистическое коллективное обеспечение     Фабиан-социализм   Радикальная социальная политика       Социальное обеспечение снабжает всем необходимым нуждающихся, в целях национальной эффективности, через частный и добровольный сектор.Смешанная экономическая модель социального обеспечения, многообразие видов и форм   Социальное благосостояние достигается за счет перераспределения богатства, трансформации общества в целях формирования более справедливых и гармоничных социальных отношений Социальное обеспечение осуществляется на принципах социального планирования. Общество основано на радикальном перераспределении богатства и ресурсов в целях обеспечения всеобщего равенства     Политический либерализм, социал-демократизм (Беверидж, Кейнс, Хэдли и Хэг, Пинкер, Оуэн)   Демократический социализм, фабиан-социализм (Тоуни, Титмус, Горсланд)   Фабиан-социализм, демократический социализм, марксизм(Таунсенд, Волкер)    
Политическая экономия в социальном обеспечении     Социальное обеспечение как результат основного конфликта между капиталистами, неспособными на помощь, и рабочим классом Марксизм (Гоу, Гинсбург, Оффе)    

 

Социальная солидарность в европейских странах общего рынка сегодня определяет не только перспективы занятости на рынке труда, но и формирование коллективной системы социальной зашиты. Эта система представляет серию программ, таких, как «Гелиос», «Горизонт», «Леонардо и Сократ» и ряда других. Программа «Гелиос» связана с адаптацией и интеграцией инвалидов, устранением дискриминации при найме их на работу. Программа «Горизонт» нацелена на поддержку на рынке труда наиболее уязвимых слоев населения.

Спектр программ достаточно широк — от обеспечения равенства прав мужчины и женщины до борьбы с расизмом и ксенофобией, от программ преодоления бедности и социального отторжения до программ повышения качества образования и профессиональной подготовки15.

Роль государства, принципы распределения, соотношение экономической и социальной политики в осуществлении социального обеспечения является важнейшими характеристиками при построении тех или иных идеологических моделей. Так, шведский ученый Эспинг Андерсен, с учетом этих детерминант, выделил три важнейшие идеологические модели социального обеспечения в странах с промышленно развитой экономикой:

Либеральная модель — основана на принципе «что ты имеешь», когда оказывается адресная поддержка тем гражданам, которые не имеют дохода (англоязычные страны, Великобритания, Япония).

Консервативная модель — основана на принципе «что ты сделал», целью является сохранение при выходе на пенсию, а также во время болезни или инвалидности жизненного уровня, достигнутого в течение трудовой жизни. Система социального страхования, социальной помощи не преследует целей перераспределения и ликвидации бедности (страны Западной Европы).

Социал-демократическая модель — реализует систему социальной поддержки на основе принципа «кто ты есть», где социальные услуги оказываются независимо от доходов и трудового статуса получателя16.

Сегодня в рамках Европейского Союза наблюдается не только объединение этих моделей в единые интегрированные модели, но и тенденция расширения этих рамок. Существует богатый спектр прогосударственных и антигосударственных идеологических моделей.

На формирование и построение идеологических моделей оказывают влияние не только складывающиеся социально-политические реалии, но идентификация идеологом в контексте познавательных методов социальных наук. Индивидуализм, идеализм, функционализм, материализм вносят свои коррективы в построение теоретических нормативных и перспективных моделей социальной политики, которые согласно основным идеологическим моделям могут приобретать следующие формы существования17 (см. табл. 13).

Таблица 13

  Ценности Роль государства в социальном обеспечении Принципы государственного распределения Соотношение экономики и социальной политики
Антиколлективизм   Индивидуальная свобода; свобода рыночных отношений; индивидуальный выбор Минимальная   Выбор частного рынка   Доминирование свободного рынка  
Социал-реформизм   Несоциалистическое коллективное обеспечение   Фабиан-социализм     Радикальная социальная политика         Эффективная индивидуальная свобода; сочувствие; прагматизм   Коллективизм; равенство; социальная гармония     Равенство, коллективизм, гуманизм       Средства; комбинированное частное и добровольное обеспечение   Большая     Большая. Децентрализация, местный контроль       Универсализм и выборочность     Универсальная базовая помощь   Универсальная базовая помощь         Социальная политика компенсируется и поддерживается экономической политикой Социальная политика влияет на экономическую политику Унифицированная социальная и экономическая политика, социальное планирование
Политическая экономия в социальном обеспечении Ценности определяются производством и экономикой     Децентрализация   Универсальная базовая помощь     Конфликт между экономикой и социальной политикой капитализма

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь