Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного.
После смерти Василия III (1533 г.) власть перешла к его трехлетнему сыну Ивану IV (1533-1584), но фактически правила мать Ивана – Елена Глинская. После ее смерти начался период боярского правления (ее отравили). Борьба влиятельных боярских группировок (Шуйские, Бельские, Глинские) значительно ослабила центральную власть и привела к многочисленным народным волнениям (московский бунт 1547 г.). Конец боярскому произволу положило совершеннолетие Ивана IV. Внутренняя политика. В 1547 г. великий князь венчался на царство в Успенском соборе Кремля. В 1549 г. в Москве был созван первый в истории России Земский собор – сословно-представительный совещательный орган, обеспечивавший связь центра и мест. Основные реформы Ивана IV: в области государственного управления: создание новой системы центральных органов управления В ходе реформы местного управления была отменена система кормлений (заменено общегос налогом, из кот им стали платить регулярное жалование) власть в уездах перешла в руки выборных земских и губерных изб, возглавляемых старостами. Судебник 1550 г. подтвердил право Юрьева дня, но увеличил размер «пожилого», определил единый размер судебных пошлин, ввел наказание за взяточничество; в военной области: все воины были разделены на «служилых по отечеству» – это бояре и дворяне, и на «служилых по прибору» – это пушкари, городская стража и стрельцы, вооруженные огнестрельным оружием.«Уложение о службе» 1556 г (за службу – поместье); религиозная реформа проведена в 1551 г. на Стоглавом соборе – собрании высших иерархов Русской Православной Церкви, в котором участвовал Иван IV и представители Боярской думы. Решения Собора, сведенные в 100 глав (откуда и название); в экономической сфере: установление единого поземельного налога; завершение денежной реформы. С начала 1560-х гг. Иван Грозный отходит от политики постепенных реформ, распускает Избранную Раду и встает на путь террора, способствовавшего быстрому усилению его личной власти. В январе 1565 г. он учреждает особый порядок управления страной – опричнину. Внешняя политика: Основными целями внешней политики Ивана IV были: • на западе – борьба за выход к Балтийскому морю; • на востоке – борьба с Казанским, Астраханским ханствами, освоение Западной Сибири (поход Ермака); • на юге - защита границ от набегов Крымского хана. Для сдерживания агрессии Крымского ханства в 1550-е гг. на юге была выстроена система пограничных крепостей – Тульская засечная черта. В 1552 русск. армия отправилась на завоевание казанского ханства - 1552 присоед башкирских земель, 1556-присоед астраханского. В 1581-нач военная экспедиция дружины атамана Ермака с целью присоединить сибирское ханство. В 1582 западная Сибирь вошла в состав России. 25 лет длилась ливонская война(1558-1583)-русские войска добились распада ливонского ордена, вступила в войну Швеция и Речь Посполитая (Литва и Польша). В ходе войны Россия потеряла Нарву, Копорье, Иван-город. В результате присоединения к России Казанского (1552) и Астраханского (1556) ханств была обеспечена безопасность восточных границ и торгового пути по р.Волге. В 1556-1557 гг. были покорены Ногайская Орда и земли Башкирии. В 1581-1585 гг. походами казаков во главе с Ермаком началось освоение Сибири. Ливонская война (1558-1583) за территории в Прибалтике и расширение выхода в Балтийское море для торговли с Европой началась удачно для России, но затем она приняла затяжной характер. Истощенная войной и опричниной Россия была вынуждена заключить в 1582 г. Ям–Запольский мир с Речью Посполитой (отказ от Ливонии за возврат русских крепостей), а в 1583 г. - Плюсское перемирие со Швецией (потеря Прибалтики, кроме устья Невы). 8. Россия в «Смутное время» (конец 16-начало17 века) На рубеже 16-17 веков Россия переживала политический и социально-экономический кризис. Ливонская война и Татарское нашествие, а также опричнина Ивана Грозного способствовали усилению кризиса и росту недовольства. Это и послужило причиной начала смутного времени в России. Первый период смуты характеризуется борьбой за престол различных претендентов. После смерти Ивана Грозного к власти пришел его сын Федор, но он оказался неспособен править и фактически управлял брат жены царя - Борис Годунов. В конечном счете, его политика вызвала недовольство народных масс. Смута началась с появлением в Польше Лжедмитрия (в действительности Григорий Отрепьев), якобы чудесным образом выжившего сына Ивана Грозного. Он переманил на свою сторону значительную часть русского населения. В 1605 г. Лжедмитрия поддержали воеводы, а затем и Москва. И уже в июне он стал законным царем. Но он действовал слишком самостоятельно, чем вызвал недовольство бояр, также он поддерживал крепостничество, что вызвало протест крестьян. 17 мая 1606 г. был убит Лжедмитрий I и на престол вступил В.И. Шуйский, с условием ограничения власти. Таким образом, первый этап смуты был отмечен правлением Лжедмитрия I (1605 — 1606 гг.) Второй период смуты. В 1606 г. поднялось восстание, предводителем которого стал И.И. Болотников. В ряды ополчившихся входили люди из разных слоев общества: крестьяне, холопы, мелкие и средние феодалы, служилые, казаки и посадские люди. В битве под Москвой они потерпели поражение. В итоге Болотников был казнен. Но недовольство властью продолжалось. И вскоре появляется Лжедмитрий II. В январе 1608 г. его войско направилось к Москве. К июню Лжедмитрий II вошел в подмосковное село Тушино, где и обосновался. В России образовалось 2 столицы: бояре, купцы, чиновники работали на 2 фронта, иногда даже получали жалование от обоих царей. Шуйский заключил договор со Швецией и Речь Посполитая начала захватнические военные действия. Лжедмитрий II бежал в Калугу. Шуйский был подстрижен в монахи и увезен в Чудов монастырь. В России наступило междуцарствие – Семибоярщина (совет из 7-и бояр). Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и 17 августа 1610 г. Москва присягнула польскому королю Владиславу. В конце 1610 г. был убит Лжедмитрий II, но борьба за престол на этом не окончилась. Итак, второй этап был отмечен восстанием И.И. Болотникова (1606 — 1607 гг.), царствование Василия Шуйского (1606 — 1610 гг.), появлением Лжедмитрия II, а также Семибоярщиной (1610 г.). Третий период смуты характеризуется борьбой с иноземными захватчиками. После смерти Лжедмитрия II русские объединились против поляков. Война приобрела национальный характер. В августе 1612 г. ополчение К. Минина и Д. Пожарского дошло до Москвы. И уже 26 октября польский гарнизон сдался. Москва была освобождена. Смутное время закончилось. 21 февраля 1613 г. Земский собор назначил царем Михаила Романова. Итоги смуты были удручающими: страна находилась в ужасном положении, казна разорена, торговля и ремесла в упадке. Последствия смуты для России выразились в ее отсталости по сравнению с европейскими странами. На восстановление хозяйства ушли десятки лет.
Культура Древней Руси 9-14 веках Письменность. Одним из главных показателей наличия собственной культуры является письменность. На Руси письменность в её современном понимании появилась в 10 веке, однако ещё в 9 веке монахами Кириллом и Мифодием был создал алфавит, который потом преобразовался в кириллицу. Активное развитие культуры Киевской Руси, в том числе письменности, началось после принятия христианства. Первыми свидетельствами наличия письменности стали берестяные грамоты. Первыми книгами стали летописи государства, а также Библия. Развитие письменности привело к появлению первых учебных заведений, а также зарождению литературы. Важным этапом в становлении культуры Киевской Руси стало написание и приятие первого свода законом – «Русской правды». Зодчество. Особенностью культуры Киевской Руси была её религиозная направленность. На смену деревянному зодчеству пришло каменное строительство. Активно начали возводиться каменные храмы взамен деревянным церквям. 989 г. – построена первая каменная церковь в Киеве. 1037 г. – основание Софийского собора в Киеве, одного из ярчайших представителей каменного зодчества Киевской Руси. Живопись. На развитие живописи огромное влияние оказало Крещение Руси, которое дало толчок к развитию духовной и материальной культуры Киевской Руси. Появились такие виды изобразительного искусства как фреска и мозаика, которыми стали украшать церкви. Также на Руси появилась иконопись, которая стала занимать одно из самых заметных мест в культуре. Также греки привезли с собой искусство росписи, которой украшались стены храмов. Монгольское нашествие произвело большое влияние на иконопись. Фольклор Фольклор на Руси был очень развит и имел огромное значение для культуры Киевской Руси. С древних времён из уст в уста передавались различные сказания и легенды. Особое место занимала обрядовая поэзия – заговоры, песни, заклинания. Активно развивались частушки, присказки, пестушки и многое другое. В середине девятого века появился новый жанр – эпос. С развитием письменности и литературы фольклор не только не исчез, но продолжал активно развиваться. В целом, на культуру Киевской Руси огромное влияние оказали следующие события: · Появление письменности; · Зарождение государственности; · Становление христианства. · Татаро-Монгольское нашествие. Культура Руси 15- 16 века Язык. В конце XV — XVI столетий завершилось формирование русской (великорусской) народности. В результате сложных этнических и языковых процессов сложился русский язык, значительно отличавшийся не только от украинского и белорусского, но также и от церковнославянского, который сохранялся в книжной письменности. Утратились древние виды прошедших времен, и получили новое развитие формы глагола. Стала приближаться к современной система склонений и спряжений. В разговорном языке отмерла старинная «звательная» (Иване, отче, жено и т. п.) форма имен существительных Архитектура. Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры было строительство шатровых храмов. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на фундаменте. Другим направлением в архитектуре XVI в. было строительство больших пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского собора в Москве. Еще одним направлением в архитектуре XVI в. было строительство небольших каменных или деревянных посадских храмов. В XVI в. велось широкое строительство каменных кремлей. В 30-е годы XVI в. прилежащая с востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной, названной Китайгородской Стена Китай-города защищала торг на Красной площади и близлежащие слободы. В самом конце XVI в. архитектором Федором Конем были возведены белокаменные стены 9-километрового Белого города (современное Бульварное кольцо). Затем в Москве возвели Земляной вал—15-киломстровую деревянную крепость на валу (современное Садовое кольцо). Религия. Источники свидетельствуют о том, что масса трудового населения в городе и деревне далеко не аккуратно и неохотно исполняла церковные обряды. Церковь старалась привлечь народ пышными обрядами и церемониями, особенно в дни больших религиозных праздников, когда устраивались торжественные молебны, крестные ходы и проч. Церковники всячески распространяли слухи о всевозможных «чудесах» у икон, мощей «святых», пророческих «видениях». Живопись. К живописи 15-16 века в России относится главным образом иконопись. Стоглавый собор принял в качестве канона в церковной живописи работы А. Рублева. Ярчайшим памятником иконописи стала «Церковь воинствующая». Икона создавалась в честь взятия Казани, и трактует описанное событие как победу православия. В росписи Золотой палаты Московского кремля чувствовалось влияния запада. При этом церковь была противником проникновения жанровой и портретной живописи в церковную. Типография. Также в 16 веке появилась на Руси первая типография, началось книгопечатание. Первые книги напечатаны в 1553 – 1556 гг. «анонимной» московской типографией. Первое, точно датированное издание, относится к 1564 г., напечатано оно Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем и называется «Апостол». Литература. Литература Руси 16 века включает в себя «Истории о казанском царстве», «Сказание о князьях Владимирских», 12-томник «Великие Четьи-Минеи», включающий все чтимые на Руси произведения для домашнего чтения. Одежда. В 16 веке на Руси простые по крою и форме одежды бояр приобрели необыкновенную эффектность и роскошь благодаря декоративным украшениям. Такие костюмы придавали пышность и величавость. За счет огромных территорий Руси, на которых проживают разные народы, имеющие свои традиции и народные костюмы, одежда различается в зависимости от мест поселения её обладателя. Так, в северных регионах государства была распространена рубаха, сарафан и кокошник, а в южных – рубаха, кичка и юбка-понева. Общим нарядом (усредненным) можно считать длинную рубаху длиной до подола сарафана, распашной сарафан, кокошник и плетеную обувь. Мужской костюм заключался в длинной рубахе из домотканого полотна – до середины бедра или же до колен, портах – узких и плотно облегающих ноги. При этом особых различий в стиле одежды знати и крестьян не наблюдалось. Наука 11.Реформы и преобразования Петра I. Их значение.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы