Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Цели, задачи и значение ее изучения.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Цели, задачи и значение ее изучения.
Цели: 1)обеспечение знаниями о важнейших этапах, событиях и личностях в истории России с древнейших времён до наших дней. 2)формирование представлений о различных происходивших в нашей стране политических, социальных, экономических процессах и их закономерностях; 3)расширение культурный знаний. Задачи: 1)реконструктирование и описание прошлого в наиболее достоверном виде. 2)выяснение причин, по которым события, явления развивались по фактически сложившемуся направлению 3)определение общих закономерностей исторического процесса развития общества.
Значение: Изучение истории имеет не только познавательное, но и большое воспитательное значение. Паять народа о прошлом – основная часть национального самосознания, которое составляет духовную основу государственной независимости. Значение истории формирует патриотизм и обеспечивает преемственность поколений, без чего общество, народ утрачивает целостность и поступательное развитие. Именно поэтому порабощение народа всегда связано с уничтожением или искажением его исторической памяти, с разрушением национальной культуры.
Историческое сознание.
В ходе изучения истории формируется историческое сознание. Историческое сознание — это одна из важных сторон общественного сознания. Под историческим сознанием в науке понимается совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности, о своем прошлом и прошлом всего человечества.
При изучении исторического процесса применяются следующие методы (подходы): - формационный; - модернизированный формационный; - цивилизационный; - религиозный; - классовый; - личностный; - всемирно-исторический; - локально-исторический; - комбинированный и иные методы.
Исторические школы. Термин «историческая школа» подразумевает круг, ученых, придерживающихся сходных взглядов ( метод типологии).
С.Ф. Платонов выделил:
1.Германскую историческую школу; Ученые германской исторической школы (XVIII-нач.XIX вв.) считали, что человеческое общество развивается как организм, по строгим объективным законам, отвергнуть которые не может ни случайность, ни личность, какой бы гениальной она ни была. Именно германские ученые своим жестким требованием превратили историю из вольных рассказов, былей- небылиц в строгую науку.
2.Историко-юридическую школу в России (серединаXIX в.); Историки С.М. Соловьев и К.Д. Кавелин на основе фактов рассматривали русскую историю как естественную смену одних законов общежития другими и исследовали развитие государственных форм жизни общества под влиянием природы и особенностей родового быта.
3.Историко-экономическую школу ( конецXIX- нач.XX вв.) Историко-экономическую школу представлял В.О. Ключевский (1841-1911 гг.). Развитие общества рассматривалось им как результат влияния социально-экономических условий, то есть не по воле царей или других лиц, а под влиянием объективных условий, прежде всего.
4.Затем выделяется школа советских историков (XX век). В XX в. сложилась в России школа советских историков. Они описывали историю с позиции идеологии марксизма-ленинизма и узкоклассового формационного подхода.
2. Восточные славяне в древности. Возникновение первых государственных образований у восточных славян. Славяне — крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных близостью языков и общностью происхождения. Их численность — почти 300 млн. человек. Согласно «Повести временных лет», картина их расселения выглядела следующим образом: поляне — по среднему течению Днепра; древляне — на северо-западе, в бассейне реки Припять и в Среднем Поднепровье; славяне (славяне ильменские) — по берегам реки Волхов и озера Ильмень; и другие. Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие. Славяне, жившие в лесостепной и степной зонах, занимались пашенным земледелием с двупольным и трехпольным севооборотом. Хозяйственная деятельность славян не ограничивалась земледелием: они занимались и скотоводством, разводили крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей, овец и домашнюю птицу. Были развиты охота и рыболовство. Ценными мехами платили дань, они являлись эквивалентом денег. Занимались славяне и бортничеством — сбором меда диких пчел. Существует несколько теорий по вопросу о возникновении государственности у восточных славян. Одна из них исходит из рассказа «Повести временных лет», В ней под 862 г. рассказывается о приглашении новгородцами и кривичами на княжение варягов-норманнов. И также Норманнская теория образования Русского государства. Работавшие тогда в России немецкие историки Байер, Миллер и Шлецер утверждали, что славяне в IX—Х вв. были неспособны к созданию собственной государственности, они не знали ни земледелия, ни ремесла, ни военного дела, ни законов, не имели оседлых поселений. Всю культуру Киевской Руси «норманнисты» приписывали варягам, утверждая, что славяне вообще были неспособны к самостоятельному развитию. Сейчас большинство историков считают, что варяги действительно были приглашены в Новгород, чтобы примирить борющиеся за власть группировки местной знати, но призвание варягов не могло стать началом русской государственности, так как складывание государства является результатом длительного внутреннего развития общества и оно не может быть привнесено извне.
Древнерусское государство при Ярославе Мудром. «Русская правда» Правление Ярослава. При нем Киевская Русь достигла наивысшего могущества. В 1030 после успешного похода Ярослав основал город Юрьев, который утвердил русские позиции в Прибалтике. В 1936 нанес сокрушительный удар по печенегам, избавив Русь от этой угрозы. Киев превратился в один из крупнейших городов Европы. Около 400 церквей было в городе и 8 рынков. В 1031 был возведен софийский собор. Тогда же была сооружены золотые ворота. Рост силы и авторитета позволил Ярославу впервые назначить митрополита русского по происхождению. Русь достигла международного признания, с семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие Европейские дворы. Одним из важнейших юридических действий стало дополнение свода законов известная как Русская правда. Но Ярославу принадлежат только первые 17 статьей, которые получили название. Правда Ярослава –ограничила кровную месть кругом ближайших родственников, законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми. Новгородские люди стали пользоваться таким же правами, как и киевские.
6. Русские княжества в период феодальной раздробленности (XI-XII вв). Период считался периодом регресса. В настоящее время эти выводы изменились. 1. ФР - закономерный период в развитии государствава. 2. ФР сказалась на политике, в меньшей степени затронув экономику, культуру. 3. важнейшим элементом единства русских княжеств стало православие. 4. ФР - важнейший повод поражения русских княжеств от монголотатар. Начало ФР - 1132-год (смерти сына В. Мономаха Мстислава(формально)) Фактически с 1097 со съезда в Любичи князья решили править самостоятельно. Новгород прекратил платить дань Киеву. Князья в землях начали писать свои новые родословные. Все они были Рюриковичами, но некоторые называли себя великими. Важнейшими центрами после распада Киевской Руси стали Новгород и Владимиро-Суздаль. Северо-Западная (Новгород) земля стала республикой, была княжеством. Вначале она была княжеством типичным для Киевской Руси, но власть князя попала в зависимость от богатых бояр, которых здесь называли господа. Вече-важнейший орган власти, собирался по самым важным событиям. Реально правил совет господ, во главе которого стоял посадник (из 4 самых богатых родов). Главным верховным судьей- тысяцкий (командовал 1000 воинов). Глава церкви, министр иностранных дел — епископ. Князь отвечал за сбор дани, охрану торговых караванов, иногда выполнял судебные функции. Важнейший пункт торговли мехами (2 вида денег: мех и металл). Экономические отношения с Европой — главный торговый город отличался предельной независимостью, избежал нашествие, но согласился платить дань.
Северо-Восточное (Владимиро-Суздальское) княжество. 1ый князь, который оставил независимую от Киева власть — Ю.Долгорукий. Родом из Суздаля, объединил 2 княжества, дважды захватил Киев. Но центром своей власти считал Владимир. Его сын, Андрей Боголюбский, разграбил Киев. Находился на престоле 17 лет. Был убит или отравлен боярами. Власть перешла к брату - Всеволоду. При нем в конце 12 - нач 13 вв земля становится новым центром Киевской Руси. 35 лет Всеволод был у власти. Сделал больше для Москвы, чем Ю.Долгорукий. Применил практику наделения землей за службу, появились дворяне (во Вл-Су в нач.13в) Всеволод стал продавать-покупать земли, выкупил даже часть земель у Новгорода. После его смерти началась междоусобица. 1238г. - Новгород.и Владимиро-Суздаль захвачены монголотатарами.В дальнейшем развитие страны пошло по линии централизации (усиление единой власти князя). Галицко-Волынское (княжество) - юго-запад Руси, занимало северо-восточные склоны карпат и территорию между р. Днестром и р. Прутом. Имелись черноземы, лесные массивы, залежи каменной соли. Крупные города: Галич, Владимир-Волынский, Холм, Берестье, Львов, Перемышль. Соседство с Венгрией, Польшей, Чехией позволяло вести внешнюю торговлю. Земли находились в относительной безопасности от кочевников. Наблюдался значительный экономический подъем. Объединение Галицкого и Волынского в 1199г. при князе Романе Мстиславовиче. Затем правил его сын Даниил в 1238г.. В этом же году княжество было разорено монголами, а спустя 100 лет эти земли окажутся в составе Литвы и Польши.
Возвышение Москвы. Родоначальник Московской династии стал Даниил Романович, получивший в 1276 году г. Москве в удел от отца, Александра Невского. Потомки князя увеличили территорию вдвое к середине 14 века, возвышение Москвы очень противилась Твери, довольно сильное княжение, управляемое кузенами московского дома. Но дипломатическая политика Ивана Калиты (1325-1340) считавшего за честь дружить с Ордой, вывела Москву в лидеры. В 1327г в Твери погиб ханский сборщик дани Чолхан. Этот инцидент до предела обострил отношения Орды и Твери. Ситуацией решил воспользоваться Калита. Карательная экспедиция. Калита присоединила в Москву Ростов, Углич, Галич, Белоозеро. Почувств сильную руку князей Москвы, под ее защиту из Владимира переехал митррополит. У Москвы помимо Твери был еще один соперник в деле объединения русских земель.-Великое княжество Литовское. Но после некого сотрудничества с Польшей, там стали отдавать предпочтение католицизму, а не проваславию. Причинами возвышения Москвы, по мнению историка С.Ф.Платонова стали: 1.выгодное геогафическое положение на пересечении торговых путей. 2.дипломатия первых князей московского дома. 3.поддержка русского духовенства. 4.политическая слепота монголотатар, не сумевших за феодальными рязгами рассмотреть нового лидера. 5.поддержка бояр и населения. Политику Калиты продолжали его сыны: Симеон Гордый(1340-1353) и Иван Красный(1353-1359). В 1362 г. Дмитрий Иванович Донской, князь Московский получил ярлык. Под его предводительством на реке Воже в 1378 г. русские нанесли поражение монголотатарам. А 8 сент 1380-благодаря Куликовской битве (Войска встретились на Куликовом поле у впадении реки Непрявда в Донском сражении началось с битвы русского богатыря Пересвета и татарского воина Челубея. В начале битвы татары почти полностью уничтожили передовой полк русских и вклинились в ряды стоявшего в центре большого полка. Мамай торжествовал, считая это победой. Однако, удар с фланга засадного полка был неожиданен, под главами Д. Волынцева и Князя В.Серпуховского татары панически бежали, за храбростью полководческие заслуги Дмитрий получил прозвище Донской), был окончательно развеян миф и непобедимости монголотатар. 240 лет не прошли бесследно, все годы под влиянием Орды, повлияли на затор в развитии государства. Множество разгромов, дома, регресс в земледелии, исчезло ремесло (чеканка денег, металлургия). На развитие культуры Иг сказалось негативно. В социальной сфере наблюдалось появление и рост дворянского землевладения, усиление феодальной эксплуатации. Стремление к ликвидации монгол-татарского Ига и усиление феодальной эксплуатации сделали необходимой сильную великокняжескую власть.
Образование Российского централизованного государства. Иван III.
Первый этап 1301 – 1389 гг. Борьба между Москвой и Тверью; Москва – церковный центр русских земель; Куликовская битва (войско собрал Сергий Радонежский – помощь церкви). Второй этап 1389 – 1462 гг. Внутренние распри между потомками Дмитрия Донского. Период ожесточенных феодальных войн. Третий этап 1462 – 1533 гг. Завершение политического объединения при Иване 3 и Василии 3. 1480 г. – стояние на берегах реки Угры; дата окончания Золотоордынского ига. 1462 г. Иван 3 (последний Великий Князь и первый Царь) называет государство «Московия», подписывается «Великий князь и государь Всея Руси». Причины появления Р.Ц.Г.: Социально-экономические: · развитие помещичьих землевладений с сохранением вотчинных( развитие дворянства при сохранении боярства); · усиление зависимости земельной собственности от центральной власти; · усиление роли городов; · обострение социальной борьбы - феодал/крестьянин; Политические (главенствующие): · необходимость освобождения от татаромонгольского ига; · укрепление обороноспособности страны; · догнать по развитию Европу. ЗА: широкие массы, дворянство, города, московское боярство. ПРОТИВ: удельные князья, владельцы вотчин, новгородские бояре (Новгород хотел самостоятельности и тяготел к союзу с Литвой). Церковь сохраняла нейтралитет, хотя и сыграла значительную роль в этом процессе. Объединение земель связано с решением ряда церковных вопросов. После избрания митрополита рязанского епископа Ионы русская церковь с 1448 г. распалась на две самостоятельные митрополии – Московскую и Киевскую – они воссоединятся после объединения с Украиной. Московские митрополиты поддерживали московских князей, Киевские – литовских. Положение митрополий осложнялось распространением ересей и внутрицерковной борьбой. В конце 15 в. в России появилась ересь жидовствующих как отголосок европейской реформации. Ересь началась сначала в Новгороде, затем в Москве. Позднее началась борьба нестяжателей с иосифлянами. Новгород выступал против владения монастырями землей и их обогащения, противники – последователи волоколамского игумена Иосифа Волоцкого – отстаивали право церкви на землевладение. В 1503 г. иосифляне на церковном соборе одержали верх. - Церковь закрепилась как феодальный собственник земли с крестьянами. - Церковные иерархи провозгласили «божественное» происхождение самодержавца. Так был достигнут компромисс в отношениях гос-ва и церкви. В обмен на идеологическую поддержку гос-ва церковь поддержала централизаторские тенденции и сохранила, тем самым, свою экономическую самостоятельность. Иван 3. При Иване 3 (1462 – 1505) формируется единое (централизованное) государство. Монархия во главе с московскими Рюриковичами. После подчинения Новгорода (1477 – 1478 гг.) Иван 3 принимает титул государя всея Руси. Женится на племяннице императора Византии, Софье Палеолог, что даёт ему возможность войти в круг европейских государей. Завершает объединение Северо-Восточной Руси. Созданное государство базируется на развитых феодальных отношениях. 1497 г. – Принятие «Судебника», положившего начало юридическому оформлению; было установлено, что крестьяне могут переходить от одного феодала к другому за неделю до и после Юрьева дня (26 декабря). o Создаёт боярскую думу. o Появляется государственная символика - герб с орлом и печать. o Создаёт «Приказную систему» (отраслевые приказы (монетный двор) и территориальные). В конце15 в. начал появляться термин Росиия.1505 – Иван 3 умирает.
Внешняя политика Ивана IV
Внешняя политика Ивана IV имела три основных направления: борьба за выход в Балтийское море, война с Казанским и Астраханскими ханствами и оборона от набегов крымских татар. Казань была взята в 1551 г., что предопределило судьбу Астраханского ханства, присоединенного в 1556 г. В руках России оказалось Поволжье. Для усиления защиты южнее Оки была создана линия укреплений (засек), что позволило в 1572 г. разгромить войско крымского хана Девлет-Гирея. Взятие Поволжья также открывало возможность продвижения России в Сибирь. Поход Ермака положил начало освоению Сибири. Западное направление российской внешней политики выразилось в Ливонской войне. В 1560 г. Ливонский орден был разгромлен. Однако, его земли были поделены между Швецией, Данией и Польшей. В течение следующих лет России приходится вести войну одновременно с тремя государствами. Из-за разногласий между ними Ивану IV сопутствует успех: к 1577 г. он держит под контролем практически всю территорию Ливонии. Но с этого времени король Польши Стефан Баторий одерживает ряд значительных побед. Переходит в наступление Швеция. В результате в 1582 г. было заключено перемирие с Польшей, а в следующем году - со Швецией. Россия теряет Ливонию и территории на побережье Финского залива. Цель войны достигнута не была. Результаты политики Ивана IV Грозного были неоднозначны. Была значительно усилена государственная власть и созданы органы самоуправления. Но цена за это в виде опричнины была слишком высока. Россия разгромила остатки Золотой Орды и начала освоение Сибири, но основная цель внешней политики - выход в Балтийское море, так и не была реализована.
Медный бунт в 1662 г. С 1667 по 1671 гг. вспыхнуло восстание под руководством Степана Разина, охватившее обширную территорию Дона и Поволжья. Основной причиной восстания было усиление крепостного права и феодального гнета. В 1648 – 1649 гг. был созван крупнейший Земский собор. Было принято Соборное уложение – первый русский законодательный памятник, изданный типографским способом. Соборное уложение 1649 года. Документ колоссальной значимости. Почти тысяча метров свитка, написанного от руки. Соборное уложение подействовало до 1832 года. За малым 200 лет. Польша скопировала Соборное уложение. В 11-й главе уложения были отменены «урочные лета» и установлена потомственная зависимость крестьян от помещиков; имущество крестьянина признавалось собственностью помещика и могло быть продано за его долги; помещик сам наказывал крестьян (кроме государственных преступлений) — крестьянин становился юридически бесправным, его можно было продать, обменять и т. п.; укрывательство беглых крестьян наказывалось кнутом, тюрьмой, за убийство чужого крестьянина помещик должен был отдать своего лучшего крестьянина с семьей; дворяне могли передавать поместье по наследству при условии, что сыновья будут служить, как и отец. Таким образом, в середине 17 в. происходит юридическое оформление крепостного права. Крестьяне были подразделены на две большие категории: крепостные и государственные (черносошные). В конце 17 в. 56% крестьян были крепостными, 21 — государственными, 16 — принадлежали церкви, 7% — царскому двору. В это же время постепенно стираются грани между вотчиной и поместьем, между дворянами и боярами. Дворянство усиливается политически и экономически. Цели, задачи и значение ее изучения.
Цели: 1)обеспечение знаниями о важнейших этапах, событиях и личностях в истории России с древнейших времён до наших дней. 2)формирование представлений о различных происходивших в нашей стране политических, социальных, экономических процессах и их закономерностях; 3)расширение культурный знаний. Задачи: 1)реконструктирование и описание прошлого в наиболее достоверном виде. 2)выяснение причин, по которым события, явления развивались по фактически сложившемуся направлению 3)определение общих закономерностей исторического процесса развития общества.
Значение: Изучение истории имеет не только познавательное, но и большое воспитательное значение. Паять народа о прошлом – основная часть национального самосознания, которое составляет духовную основу государственной независимости. Значение истории формирует патриотизм и обеспечивает преемственность поколений, без чего общество, народ утрачивает целостность и поступательное развитие. Именно поэтому порабощение народа всегда связано с уничтожением или искажением его исторической памяти, с разрушением национальной культуры.
Историческое сознание.
В ходе изучения истории формируется историческое сознание. Историческое сознание — это одна из важных сторон общественного сознания. Под историческим сознанием в науке понимается совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности, о своем прошлом и прошлом всего человечества.
При изучении исторического процесса применяются следующие методы (подходы): - формационный; - модернизированный формационный; - цивилизационный; - религиозный; - классовый; - личностный; - всемирно-исторический; - локально-исторический; - комбинированный и иные методы.
Исторические школы. Термин «историческая школа» подразумевает круг, ученых, придерживающихся сходных взглядов ( метод типологии).
С.Ф. Платонов выделил:
1.Германскую историческую школу; Ученые германской исторической школы (XVIII-нач.XIX вв.) считали, что человеческое общество развивается как организм, по строгим объективным законам, отвергнуть которые не может ни случайность, ни личность, какой бы гениальной она ни была. Именно германские ученые своим жестким требованием превратили историю из вольных рассказов, былей- небылиц в строгую науку.
2.Историко-юридическую школу в России (серединаXIX в.); Историки С.М. Соловьев и К.Д. Кавелин на основе фактов рассматривали русскую историю как естественную смену одних законов общежития другими и исследовали развитие государственных форм жизни общества под влиянием природы и особенностей родового быта.
3.Историко-экономическую школу ( конецXIX- нач.XX вв.) Историко-экономическую школу представлял В.О. Ключевский (1841-1911 гг.). Развитие общества рассматривалось им как результат влияния социально-экономических условий, то есть не по воле царей или других лиц, а под влиянием объективных условий, прежде всего.
4.Затем выделяется школа советских историков (XX век). В XX в. сложилась в России школа советских историков. Они описывали историю с позиции идеологии марксизма-ленинизма и узкоклассового формационного подхода.
2. Восточные славяне в древности. Возникновение первых государственных образований у восточных славян. Славяне — крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных близостью языков и общностью происхождения. Их численность — почти 300 млн. человек. Согласно «Повести временных лет», картина их расселения выглядела следующим образом: поляне — по среднему течению Днепра; древляне — на северо-западе, в бассейне реки Припять и в Среднем Поднепровье; славяне (славяне ильменские) — по берегам реки Волхов и озера Ильмень; и другие. Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие. Славяне, жившие в лесостепной и степной зонах, занимались пашенным земледелием с двупольным и трехпольным севооборотом. Хозяйственная деятельность славян не ограничивалась земледелием: они занимались и скотоводством, разводили крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей, овец и домашнюю птицу. Были развиты охота и рыболовство. Ценными мехами платили дань, они являлись эквивалентом денег. Занимались славяне и бортничеством — сбором меда диких пчел. Существует несколько теорий по вопросу о возникновении государственности у восточных славян. Одна из них исходит из рассказа «Повести временных лет», В ней под 862 г. рассказывается о приглашении новгородцами и кривичами на княжение варягов-норманнов. И также Норманнская теория образования Русского государства. Работавшие тогда в России немецкие историки Байер, Миллер и Шлецер утверждали, что славяне в IX—Х вв. были неспособны к созданию собственной государственности, они не знали ни земледелия, ни ремесла, ни военного дела, ни законов, не имели оседлых поселений. Всю культуру Киевской Руси «норманнисты» приписывали варягам, утверждая, что славяне вообще были неспособны к самостоятельному развитию. Сейчас большинство историков считают, что варяги действительно были приглашены в Новгород, чтобы примирить борющиеся за власть группировки местной знати, но призвание варягов не могло стать началом русской государственности, так как складывание государства является результатом длительного внутреннего развития общества и оно не может быть привнесено извне.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы