Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 1. Возникновение и эволюция экономических знаний. Предмет, функции и методы современной экономической науки.



РАЗДЕЛ.

Вопрос 1. Возникновение и эволюция экономических знаний. Предмет, функции и методы современной экономической науки.

Зарождение и эволюция экономики:

o Дорыночные отношения;

o Период рыночных отношений, но не регулируемых. Классическая экономическая наука(конец 18-19 века);

o Рыночные отношения не регулировались, но достигли высокого уровня(1890-1930г.)Неоклассическая школа.

o Выделение микро-и макроэкономики (1930г)

o Монетариская революция(1970г.)поощрение предпринемательства.

Экономическая наука имеет глубокие исторические корни. Крупный вклад в развитие и накопление сведений о производственной деятельности внесли мыслители Древней Греции. Именно Ксенофонт и Аристотель ввели в оборот термин «экономия» и сформулировали исходные положения экономической теории о полезности как исходной ценности материальных благ, равновеликом обмене эквивалентов.

Мыслители Древнего Рима--Сенека (4-65 гг. дон, э.), Лукреций Кар (39-55 гг. до н. э.) и др. исследовали экономические причины разложения и гибели рабства, главной из которых, по их мнению, было отсутствие материального интереса. Взгляды Сенеки оказали влияние на формирование экономических концепций христианства, которое в последующем историческом процессе развития человечества совершило коренной переворот во взглядах на хозяйственную жизнь.

Однако мыслители древности еще не выделяли экономические явления из всей суммы общественных процессов, не создали система учения об экономике.

Итак, как прикладная наука о ведении хозяйства экономическая теория возникла в период рабовладельческого строя. Но только в XVI-XVIII вв. появилось ее название - политическая экономия (от греческих слов: «политейя» -- общество, «ойкос» -- дом, хозяйство, «номос» -- закон). Таким образом, политическая экономия -- наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамках государства. В самостоятельную науку политическая экономия превращается в начале XVII в.

Первой теоретической школой был меркантилизм (от итальянского «меркан-те» -- купец, торговец). Представители этой школы считали, что богатство общества возникает только в торговле (деньги, золото).

Главный предмет своей науки они видели в процессах товарного и денежного обращения. Такие представления не были случайными. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности -- международной торговле, когда товары покупались в одной стране по более низким ценам, а продавались в другой по более высоким. Поэтому меркантилисты советовали государству расширять торговлю, накапливать золото в стране. Представитель этой школы -- Томас Манн (1571-1641 гг.). Идеи меркантилизма -- государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, протекционизм в торговле -- используются и в современной экономике.

Позже появляется теоретическое учение физиократов («физиократия» в переводе с греческого -- власть природы). Вслед за основателем учения Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.) физиократы считали, что источником богатства является производство, хотя и существует только одна его отрасль -- сельское хозяйство, где богатство возникает естественным путем и представляется даром природы.

Отсюда рост богатства они связали только с естественным плодородием земли, а промышленность не считали отраслью, где создается прирост доходов. Однако сама по себе природа без приложения капитала и труда не может постоянно умножать богатство общества.

Поворот к исследованию производства открыл путь для возникновения научной политической экономии. Наиболее обоснованные ответы на рассматриваемые вопросы дала классическая школа.

Ее представители Давид Риккардо (1772-1823 гг.), Адам Смит (1723-1790) установили, что богатство нации возникает в материальном производстве, причем во всех его отраслях. Его всеобщей универсальной формой выступает стоимость товаров. А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, подчеркнув роль производительного труда, создал учение о доходах.

Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная сумма прирастает на дополнительную величину (прибавочную стоимость, или прибыль).

Это принципиально важное открытие, которое и позволило экономической теории, в конечном счете, стать подлинной наукой. В это же время формируются взгляды утопического социализма, основные положения которого изложены в трудах Томаса Мора «Утопия», Кампанеллы «Город Солнца». Позднее в это учение внесли вклад Ш. Фурье, К. Сен-Симон, Р. Оуэн. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: 2007

На основе классической политической экономии и утопического социализма складывается марксистское направление.

До сих пор экономическая наука нашей страны развивалась в основном в рамках марксистской школы. В любом серьезном исследовании истории экономической мысли этой школе уделяется большое внимание.

Так, П. Самуэльсон и В. Нор-дхаус ставят «Капитал» К. Маркса в один ряд с «Богатством народов» А. Смита и «Общей теорией занятости, процента и денег» Д. М. Кейнса, рассматривая все эти произведения как узловые пункты развития мировой экономической теории.

К числу современных направлений экономической мысли относится неоклассическая школа, представители которой формулируют субъективную теорию стоимости и теорию равновесия.

Экономическое хозяйство рассматривается ими как совокупность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. Исходным пунктом в этом анализе выступает спрос и предложение, потребность и потребление.

В XIX в. экономическая наука все больше изучает законы ценообразования и рационального использования ресурсов, оптимального использования факторов производства и достижения предельных результатов (основные представители этой школы -- А. Маршалл, К. Кобб, П. Дуглас).

Развивается и теория общего динамичного равновесия (Л. Вальрас), с помощью, которой можно установить то, как спрос на товары и услуги влияет на спрос на факторы производства (труд, землю, капитал).

В современной экономической теории следует выделить несколько крупных направлений: неоклассическое, кейнсианское, монетаристское, институционально - социологическое.

Эти направления производят анализ динамических процессов в экономике (циклов, инфляции, занятости, изменения экономических структур, в денежных измерителях и др.).

Особо следовало бы подчеркнуть роль и течение экономической мысли России. Развитие ее начинается с образования всероссийского рынка в XVII в. и трактовок известного экономиста и государственного деятеля Ордын-Нашокина (1605-1680 гг.) Его взгляды -- проявление русского меркантилизма в централизованном государстве. Глезерман Г. Е. Законы общественного развития: их характер и использование. - М.: 2009.

В последующем экономические воззрения представлены такими учеными, как И. Т. Посошков (1652-1726 гг.), М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.), М. М. Сперанский (1772-1839 гг.), а также трудами А. Н. Радищева, А. И. Герцена, С. Ю. Витте, П. А. Столыпина, Г. В. Плеханова и др. Они обосновывали необходимость рыночных связей между сферами и регионами России на основе проведения финансовых, аграрных и промышленных реформ.

Отцом экономики принято считать Адама Смита(1723 - 1790). Он считал, что богатство народов создается производительным трудом во всех отраслях экономики. По Смиту, спрос и предложение может успешно действовать в острой конкуренции. Идеи Смита были популярны в эпоху становления капитализма.

Карл Маркс (1818 - 1883) выдвинул свою экономическую теорию. Он полагал, что капитализм рано или поздно будет революционным путем замене другой системой.

Эконо́ мика (от др.-греч. ο ἶ κ ο ς — дом и ν ό μ ο ς — правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства») — хозяйственная деятельность общества, а также вообще совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Полит́ ическая эконо́ мия, политэконо́ мия — одна из общественных наук, предметом которой являются производственные отношения и законы, управляющие их историческим развитием.

Экономикс - наука, изучающая то, как люди осуществляют выбор среди ограниченных экономических ресурсов, которые могут использоваться ими альтернативно для производства различных товаров и услуг, с их последующим распределением и потреблением.

Экономическая теория – исследования поведения людей по производству, распределению и потреблению материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Исследует проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения потребностей человека.

Уяснить предмет науки - значит установить, что она постигает. Люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требуют, чтобы им было дано краткое, желательно в одном предложении и сразу понятное определение этого предмета. Между тем, втиснуть в несколько строк точное описание любого предмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему о всех вопросах, охватываемых этим предметом, дело весьма нелегкое.

Существует несколько определений предмета экономической теории, или как ее называли до недавнего времени, политической экономии:

- эта наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми; - эта наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств;

- эта общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;

- эта наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства;

- эта наука о богатстве;

- эта наука о законах, управляющих производством и обменом материальных благ на различных этапах развития общества (Энгельс);

- А. Маршалл сводит предмет науки к исследованию богатства, стимулов к действию человека и мотивов противодействия;

- эта наука, которая занимается общественными отношениями людей по производству, общественным строем производства и т.д.

Функции экономической теории:

1. Познавательная — позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).

2. Методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).

3. Образовательная — позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке.

4. Практическая — рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства;

5. Прогностическая — на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.

Метод научных абстракций.

Абстрагирование используется для выработки тех или иных отвлеченных понятий или категорий, таких, как цена, деньги, дешевый, дорогой и т. д. При этом необходимо абстрагироваться от второстепенных свойств изучаемого объекта, а нужные им свойства выделить. Например, для определения такой экономической категории, как товар, необходимо отвлечься от размеров, веса, цвета и других характеристик, не существенных в данном случае, и в тоже время зафиксировать объединяющее их свойство: все эти вещи – продукты труда, предназначенные для продажи.

Интерес.

С категорией потребности тесно связана категория интереса. В самом общем виде интерес определяют как “реальную причину социальных действий, событий, свершений, стоящую за непосредственными побуждениями – мотивами, помыслами, идеями и т.д. – участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов” (Здравомыслов 1983: 213). Однако для конструктивистско-структуралистского анализа социальной иерархии этого недостаточно. Категория интереса имеет сложную структуру.

Объективный интерес - это объективно оптимальный путь к удовлетворению потребности. Интерес выступает и как путь в полном смысле этого слова, и как совокупность средств, вещей, услуг, позволяющих удовлетворить потребность. Интерес носит объективный характер, то есть не зависит от сознания человека. Например, есть объективно оптимальные способы лечения и предотвращения той или иной болезни.

Объективный социальный интерес - это объективно оптимальный путь к удовлетворению потребности в социальном пространстве. В городе масса магазинов и есть объективно оптимальный путь к самому качественному и дешевому товару. Есть много способов (особенно в развитых рыночных странах) совершения покупки, но среди них есть какой-то объективно оптимальный в данной ситуации.

Осознанный интерес - это представление субъекта о том, как лучше всего удовлетворить свою потребность. Этот интерес может совпадать с объективным, может от него более или менее существенно отличаться, а может вообще вести в противоположном направлении. Именно осознанный интерес является непосредственной причиной действий человека.

Реализуемый интерес - это тот путь к удовлетворению потребности, которым пошел субъект. Он может как совпадать с осознанным интересом, так и противоречить ему.

Сти́ мул (лат. stimulus — острая палка, которой погоняют скот) — сильный побудительный момент; внутренний или внешний фактор, вызывающий реакцию, действие.

Виды стимулов:

· Принуждение.

· Материальный (премии, бонусы, оплачиваемый отдых);

· Эмоциональный (похвала и т.д.)

· Самоутверждение.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС - система экономических потребностей субъектов хозяйственной деятельности (работника, корпорации, кооперации, потребителя, государства). Отражая единство всех экономических потребностей, интерес, в отличие от потребностей, ориентированных на предметные цели (потребность в хлебе, обуви, машине и т. д.), направлен на экономические отношения, на жизненные условия в целом. Поэтому интерес выступает как стимул деятельности субъекта экономики, определяя его хозяйственное поведение и поступки. Специфика экономических интересов предопределена, с одной стороны, объективными условиями производства, с другой мерой осознания интереса субъектом экономики. Диалектическое взаимодействие двух сторон экономического интереса - объективной и субъективной приводит к тому, что экономический интерес выступает двигателем экономической жизни.

В процессе экономической деятельности люди взаимодействуют друг с другом, руководствуясь своими интересами. Их интересы представляют сложную систему, затрагивающую, по существу, все отношения в обществе.

Экономические интересы связаны с необходимостью удовлетворения потребностей людей. Любая деятельность осуществляется ради удовлетворения каких-либо потребностей. Поэтому для выяснения понятий «экономический интерес» необходимо определить соотношение между потребностями и интересами.

Согласование экономических интересов не устраняет противоречий между ними. Субъекты, занимающие различное положение в системе экономических отношений, имеют в определенной мере различную направленность экономической деятельности, то есть различные экономические интересы. Противоречия экономических интересов – это внутренний источник движения и развития экономических отношений, а сами экономические интересы – движущие силы развития.

В хозяйственной практике недооценка противоречивого характера экономических интересов, реализация одного из них в ущерб реализации другого приводит к ослаблению внутреннего источника развития экономических процессов.

ЧЕЛОВЕК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ - Человек с высокой экономической интуицией и познаниями, принимающий рациональные варианты экономических решений.

Таким образом, классическая модель " экономического человека" характеризуется следующими основными чертами:

1) определяющей ролью собственного интереса в мотивации экономического поведения; 2) компетентностью экономического субъекта в собственных делах; 3) максимизацией прибыли (обогащение) с учетом неденежных факторов благосостояния (легкость и трудность обучения, приятность и неприятность занятости, престиж в обществе, вероятность успеха в большей или меньшей степени) в качестве главного мотива хозяйственной деятельности человека в рыночной экономике.

В работах маржиналистов человек становится рациональным максимизатором полезности, благосостояния. В его действиях на первое место выходит уже не собственный интерес, а экономический рационализм. Свойство " человека-оптимизатора" в маржиналистской теории имеет исключительно важное значение.

Маржиналистская теория, следуя логике Дж. Милля, утверждала, что классовая политическая экономия охватывает все поведение человека в обществе, она полностью отметает все человеческие страсти и мотивы, кроме тех, которые направлены на обладание богатством, на выбор средств для достижения этой цели.

" Человек-оптимизатор" в представлениях маржиналистов олицетворяет: субъекта, стремящегося к наибольшей полезности и прибыли; человека, имеющего собственную систему ценностей и предпочтений, не зависимую от внешних воздействий среды; способного к выбору оптимального варианта при сопоставлении целей и средств их достижения; предвидения и обладания достаточной информацией для принятия безошибочного варианта действия, мгновенно реагировать на изменение внешних условий. В маржиналистском направлении особое внимание уделялось влиянию биологических и физиологических факторов на поведение человека.

Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и свободы. Это понятие охватывает комплекс прав: экономических, социальных и культурных. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как предпринимательская и иная экономическая деятельность; собственность; труд; отдых; здоровье; образование, и призваны обеспечить материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности.

Человек как субъект экономики и общества. Человек, с одной стороны, - субъект экономики, а с другой стороны - субъект общества. Как субъект экономики он формируется и развивается в системе рыночных отношений (разделение труда, товарный обмен, прибыль, конкуренция, монополия и др.). Рыночные отношения обусловливают необходимость его функционирования в качестве человеческого капитала. Человек выступает как инвестор и как потребитель. Человек как субъект общества является участником коммуникативных отношений (семьи, определенной демографической, профессиональной, социальной группы, например, среднего класса, этнической и религиозной принадлежности, общественной организации и т.д.). Как участник коммуникативных отношений человек действует в системе общественных институтов, которая выходит далеко за рамки рыночных отношений, но на протяжении большей части истории человечества формируется и функционирует под их доминирующим влиянием. Эти две ипостаси человека тесно взаимосвязаны. Связь между ними выступает и фактором, конституирующим общество, и источником противоречий в нем, и стимулятором, и ограничителем общественной активности человека.

" Человек институциональный" подчинен общественным институтам - формальным и неформальным " правилам игры", включающим как правовые нормы, так и мировоззренческие и моральные установки, формируемые не столько индивидом, сколько властью и обществом, включен в систему принуждения к приемлемому для общества поведению. Вполне естественно, что человек стремится к реализации своих интересов и достижению своих личных целей. Можно назвать это эгоизмом, но если бы этого не было, человек вряд ли мог бы существовать, а общество вряд ли могло бы развиваться. Признаем, что оно развивается лишь удовлетворяя индивидуальные потребности человека. Но человек живет в обществе, зависит от него, защищен им в самых различных отношениях. А потому человек осознанно или бессознательно учитывает интересы общества, окружающих людей. Человек - социальное существо, добровольно или вынужденно он проявляет себя и как альтруист. Диалектика эгоизма и альтруизма определяет развитие человека. Противоречие между эгоизмом и альтруизмом разрешается с помощью общественных норм - правовых и нравственных.

Экономическая наука изучает " человека экономического" и " человека институционального". Это разграничение достаточно условно, поскольку " человек экономический" и " человек институциональный" - это не разные люди, а разные мотивы и ориентиры человека. Рационализм первого в конечном счете стоит на фундаменте ценностей второго [1]. Разумеется, нельзя утверждать, что " человек экономический" существует вне системы общественных институтов. Рыночные институты, в сфере которых функционирует " человек экономический", - очень важный сегмент системы общественных институтов, его можно считать даже решающим для развития материальных условий существования общества и человека.

Социальный Человек - Точка зрения на человечество, согласно которой главным принципом, лежащим в основе человеческой сущности, является сложный набор социальных и межличностных потребностей.

Социальный статус — положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

Творчество Вернадского обширно и на сегодняшний день раскрыто далеко не полностью. Оно ждет своего исследователя, а вернее, исследователей, потому что в наше время узкой специализации вряд ли кто отважится охватить во всей широте наследие ученого. Хотя, с другой стороны, только взятое в целом оно может раскрыть особенности этого человека как ученого, логику его творчества, его идеи.

Для Вернадского, как для настоящего исследователя, было чрезвычайно важным рассмотреть предмет изучения с разных сторон. " Меня интересует не одна практическая сторона, хотя важно связное изложение самого хода развития науки, согласно новейшим данным. Меня завлекает мысль о возможности обобщений в этой области и возможности … историческим путем глубже проникнуть в понимание основ нашего мировоззрения, чем это достигается путем ли философского анализа или другими отвлеченными способами".

Вернадский видел в человеке не просто созерцателя, но творца природы, призванного, в конце концов, занять место у самого штурвала эволюции. В начале XX века в основном складывается принципиальный взгляд Вернадского на проблему соотношения философии и науки. Ученый обращается к западноевропейской философии, к мыслителям Востока, главным образом Индии и Китая. С начала 20-х годов резко возрастает философская насыщенность специальных естественнонаучных трудов, тесно переплетавшихся с мировоззренческими, социально-гуманитарными и экологическими вопросами. Сложно складывались отношения Вернадского с советскими философами, выступавшими с позиций диалектического материализма. В эти годы его труды, посвященные живому веществу, биогеохимии, учению о биосфере, не раз подвергались резкой критике.

Оригинальность и новизна идей Вернадского тем более ценны, если вспомнить, что в его время теоретически проблемы истории развития науки никем серьезно не ставились. Он говорит о роли человека, его разума во всей Вселенной. Значимость ее для нашей цивилизации долгое время недооценивалась. И главная причина этого, как ни парадоксально, состояла, по-видимому, в самих успехах классической науки, увенчавшихся созданием А. Эйнштейном в 1916 г. общей теории относительности.

Вернадский не был специалистом в какой-то одной науке или даже в нескольких науках. Он блестяще знал добрый десяток наук, но изучал природу, которая неизмеримо сложнее всех наук, вместе взятых. Он размышлял и над природными объектами, и над их взаимосвязями.

Ключевая идея Вернадского в том, что переход возникшей на Земле биосферы в ноосферу, то есть царство разума, — не локальный эпизод на задворках бескрайней Вселенной, а закономерный и неизбежный этап развития материи.

напрашивается вывод о том, что геологической силой является собственно вовсе не Homo Sapiens, а его разум, научная мысль социального человечества. В “Философских мыслях натуралиста” Вернадский писал: “Мы как раз переживаем ее яркое вхождение в геологическую историю планеты. В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного видового живого вещества — цивилизованного человечества — на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу”.
Мы являемся наблюдателями и исполнителями глубокого изменения биосферы. Причем перестройка окружающей среды научной человеческой мыслью посредством организованного труда вряд ли является стихийным процессом. Корни этого лежат в самой природе и были заложены еще миллионы лет назад в ходе естественного процесса эволюции. “Человек... составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение, по крайней мере, двух миллиардов лет”.
Отсюда, кстати, можно заключить что высказывания о самоистреблении человечества, о крушении цивилизации не имеют под собой веских оснований. Было бы по меньшей мере странно, если бы научная мысль – порождение естественного геологического процесса противоречила бы самому процессу. Мы стоим на пороге революционных изменений в окружающей среде: биосфера посредством переработки научной мыслью переходит в новое эволюционное состояние – ноосферу.
Заселяя все уголки нашей планеты, опираясь на государственно организованную научную мысль и на ее порождение, технику, человек создал в биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее заселение различных частей биосферы. Причем вместе с расширением области жительства, человечество начинает представлять себя все более сплоченную массу, так как развивающие средства связи – средства передачи мысли окутывают весь Земной шар. “Этот процесс – полного заселения биосферы человеком – обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете”.
При этом человек впервые реально понял, что он житель планеты и может и должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в планетном аспекте только в области жизни — в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой всюду. И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет. Похоже, что впервые мы находимся в условиях единого геологического исторического процесса, охватившего одновременно всю планету. XX век характерен тем, что любые происходящее на планете событие связываются в единое целое. И с каждым днем социальная, научная и культурная связанность человечества только усиливается и углубляется. “Увеличение вселенскости, спаянности всех человеческих обществ непрерывно растет и становится заметным в немногие годы чуть не ежегодно”.
Результат всех вышеперечисленных изменений в биосфере планеты дал повод французскому геологу Тейяр де Шардену заключить, что биосфера в настоящий момент быстро геологически переходит в новое состояние – в ноосферу, то есть такое состояние в котором человеческий разум и направляемая им работа представляют собой новую мощную геологическую силу. Это совпало, видимо не случайно, с тем моментом когда человек заселил всю планету, все человечество экономически объединилось в единое целое и научная мысль всего человечества слилась воедино, благодаря успехам в технике связи. Таким образом:
* Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном ее пространстве-времени;
* Человек во всех его проявлениях представляет собой часть биосферы;
* Прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет эволюционные корни. Ноосфера – это биосфера, переработанная научной мыслью, подготавливающейся всем прошлым планеты, а не кратковременное и переходящее геологическое явление.
Вернадский неоднократно отмечал, что “цивилизация “культурного человечества” — поскольку она является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере, — не может прерваться и уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы. Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не было”.
Многое из того, о чем писал Вернадский, становится достоянием сегодняшнего дня. Современны и понятны нам его мысли о целостности, неделимости цивилизации, о единстве биосферы и человечества. Переломный момент в истории человечества, о чем сегодня говорят ученые, политики, публицисты, был увиден Вернадским.
Вернадский видел неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией биосферы, так и историческим развитием человечества. С точки зрения ноосферного подхода по-иному видятся и современные болевые точки развития мировой цивилизации. Варварское отношение к биосфере, угроза мировой экологической катастрофы, производство средств массового уничтожения — все это должно иметь преходящее значение.

Понятие " ноосфера" (от греч. ноос - разум и сфера — шар) означает качественно новое состояние биосферы Земли и окружающей среды, формирующееся под воздействием умственной и фиэической деятельности человечества, которое может быть сопоставлено с могущественными природными геологическими процессами. В то же время это понятие неразрывно связано с понятием «живое вещество», которое, по мнению В. И. Вернадского, означает совокупность всех живых организмов биосферы (количественно выраженную в химическом составе, массе и энергии), которые перерабатывают и перемещают разные виды вещества (твердое, жидкое и газообразное), аккумулируют и преобразовывают космическое излучение. Составными элементами живого вещества он называл всю водяную оболочку земли, нижнюю часть атмосферы (в которой существуют люди, птицы, насекомые, звери), а также литосферу (верхнюю часть твердой оболочки Земли, в которой живут бактерии).

Для обозначения поведения человека в обществе oдним из основоположников научной социологии - М. Вебером (1864- 1920) было введено понятие «социальное действие». М. Вебер писал: «Не все типы взаимоотношения людей носят социальный характер; социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других. Столкновение двух велосипедистов, например, не более чем происшествие, подобное явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения - последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта - является уже « социальным действием ». Иными словами можно сказать, что социальное действие, как и социальное поведение, проявляется в целенаправленной активности в oтнoшении других людей. При этом нередко социальное поведение протекает под влиянием внешних условий.

Анализируя типы социального поведения, М. Вебер установил, что в их основе лежат принятые в обществе образцы. К таким образцам относятся нравы и обычаи.

Нравы - такие установки поведения в обществе, которые складываются внутри определенного кpугa людей под влиянием привычек. Это cвoeгo рода социально предписанные стереотипы поведения. В процессе становления личности происходит освоение общественных нравов через отождествление себя с другими людьми. Следуя нравам, человек руководствуется соображением, что «тaк поступают все». Как правило, нравы - особо оберегаемые и почитаемые в обществе массовые образцы действий.

Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее определяют условия социального поведения.

Процесс освоения знаний и навыков, способов поведения, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социальным окружением, называют социализацией. Она oxвaтывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Некоторые из этих факторов действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, например средства массовой информации, другие - на отдельных стадиях жизни.

 

РАЗДЕЛ.

Вопрос 1. Возникновение и эволюция экономических знаний. Предмет, функции и методы современной экономической науки.

Зарождение и эволюция экономики:

o Дорыночные отношения;

o Период рыночных отношений, но не регулируемых. Классическая экономическая наука(конец 18-19 века);

o Рыночные отношения не регулировались, но достигли высокого уровня(1890-1930г.)Неоклассическая школа.

o Выделение микро-и макроэкономики (1930г)

o Монетариская революция(1970г.)поощрение предпринемательства.

Экономическая наука имеет глубокие исторические корни. Крупный вклад в развитие и накопление сведений о производственной деятельности внесли мыслители Древней Греции. Именно Ксенофонт и Аристотель ввели в оборот термин «экономия» и сформулировали исходные положения экономической теории о полезности как исходной ценности материальных благ, равновеликом обмене эквивалентов.

Мыслители Древнего Рима--Сенека (4-65 гг. дон, э.), Лукреций Кар (39-55 гг. до н. э.) и др. исследовали экономические причины разложения и гибели рабства, главной из которых, по их мнению, было отсутствие материального интереса. Взгляды Сенеки оказали влияние на формирование экономических концепций христианства, которое в последующем историческом процессе развития человечества совершило коренной переворот во взглядах на хозяйственную жизнь.

Однако мыслители древности еще не выделяли экономические явления из всей суммы общественных процессов, не создали система учения об экономике.

Итак, как прикладная наука о ведении хозяйства экономическая теория возникла в период рабовладельческого строя. Но только в XVI-XVIII вв. появилось ее название - политическая экономия (от греческих слов: «политейя» -- общество, «ойкос» -- дом, хозяйство, «номос» -- закон). Таким образом, политическая экономия -- наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамках государства. В самостоятельную науку политическая экономия превращается в начале XVII в.

Первой теоретической школой был меркантилизм (от итальянского «меркан-те» -- купец, торговец). Представители этой школы считали, что богатство общества возникает только в торговле (деньги, золото).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 717; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.06 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь