Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Значение темпа в музыке необычайно велико, Одно и то же произведение, исполненное значительно скорее или значительно медленнее, чем задумано композитором, может быть воспринято совершенно по-другому.
Интервал Интерва́ л (от лат. Intervallum — промежуток, расстояние, разница) — музыкальное соотношение двух ступеней, то есть звуков, имеющих определённые названия. Нижний звук интервала называется его основанием, верхний — вершиной. Классификация интервалов Интервалы классифицируются: По ширине (количеству заключённых в них ступеней). Число, обозначающее количество ступеней в интервале, также является кратким обозначением этого интервала в музыкальной грамоте: прима(1), секунда(2), терция(3), кварта(4), квинта(5), секста(6), септима(7), октава(8), нона(9), децима(10), ундецима(11), дуодецима(12), терцдецима(13), квартдецима(14), квинтдецима(15). Интервалы от примы до октавы называются простыми, от октавы до квинтдецимы — составными. Интервалы шире, чем квинтдецима, не рассматриваются как самостоятельные и не имеют названий. 2. По «качеству» (количеству заключённых в интервале тонов и полутонов при известном количестве ступеней). «Качество» интервала определяется словами «большая» (сокращённо б.), «малая» (м.), «чистая» (ч.), «увеличенная» (ув.), «уменьшённая» (ум.), «дважды увеличенная» (дв. ув.) и «дважды уменьшённая» (дв. ум.). Определение качества интервала самостоятельно невозможно и служит дополнением к определению его ширины. Большими и малыми могут быть секунды, терции, сексты и септимы; Чистыми могут быть примы, кварты, квинты и октавы; Увеличенными и уменьшёнными могут быть любые интервалы (за исключением уменьшённой примы, которая не может существовать на практике) Дважды увеличенными могут быть примы и кварты; Дважды уменьшёнными могут быть квинты и октавы По способу воспроизведения составляющих их звуков интервалы бывают двух видов: мелодические и гармонические. Мелодическим называется интервал, звуки которого берутся порознь, то есть последовательно друг за другом, причем в зависимости от того, в каком порядке будут взяты звуки интервала, он может быть восходящим (при движении от основания к вершине) или нисходящим (при движении от вершины к основанию). Гармоническим называется интервал, оба звука которого берутся вместе, одновременно. Прима – это чистая нота, которая называется тоникой. Это первая нота октавы. Примой также называют унисон – два звука одинаковой высоты, которые полностью совпадают. Секунда – это интервал между двумя соседними по высоте звуками в гамме. Например, интервал между до и ре, ре и ми, ми и соль и т.д. Выделяют четыре варианта секунды:
(А) Большая секунда: интервал в полный тон (B) Малая секунда: интервал в полутон (C) Увеличенная секунда: например, интервал между фа и соль-диез (малая терция) (D) Уменьшенная секунда: например интервал между соль-диез и ля-бемоль (эквивалент унисона). Терция – это интервал в три ступени.
Выделяют четыре варианта терции: (А) Большая терция: например, от «до» до «ми» - два полутона (b) Малая терция: например, от «ми» до «соль» - полтора полутона (с) Увеличенная терция: например, от «до» до «ми-диез» (аналог кварты) (d) Уменьшенная терция: например, от «ми» до «соль-бемоль» (аналог секунды). Кварта – это интервал в четыре ступени.
Выделяют три варианта кварты: Чистая кварта: например, от «до» до «фа» Увеличенная кварта: например, от «фа» до «си» (аналог тритона) Уменьшенная кварта: например, от «до» до «фа-бемоль» (аналог большой терции) Квинта – интервал в пять ступеней высоты.
Выделяют три варианта квинты: Чистая квинта: равна 3 тонам + полутон, например, от «до» до «соль». Уменьшенная квинта – аналог тритона Увеличенная квинта: например, от «фа» первой октавы до «до-диез» второй октавы. Секста – музыкальный интервал в шесть ступеней высоты.
Септима – музыкальный интервал между первой и седьмой ступенями.
Октава – музыкальный интервал между первой и восьмой ступенями диатонического звукоряда. Например, от «до» первой октавы до «до» второй октавы. Бывает уменьшенной и увеличенной. Помимо основных существуют составные музыкальные интервалы: Нона – октава + секунда Децима – октава + терция
Ундецима – октава + кварта
Доудецима – октава + квинта Терцдецима – октава + секста
Обращения интервалов Обращением интервала называется перемещение его звуков на октаву вверх или вниз таким образом, чтобы они поменялись местами: верхний стал нижним, а нижний — верхним. При обращении качество интервала меняется на противоположное: большой становится малым, увеличенный — уменьшённым и наоборот. Чистый интервал остаётся чистым. При обращении простого интервала на октаву переносится один из его звуков, при этом сумма цифровых обозначений обоих интервалов всегда равна девяти. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы